Курсовая работа: Жизнь и учение Иисуса Христа
Название: Жизнь и учение Иисуса Христа Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая работа студентки III курса Гуманитарного факультетаГричун Элины Борисовны Учебная дисциплина: История христианства г.Одесса 2003г. Введение. Эта работа пишется с точки зрения человека, верующего в Иисуса Христа, как в Бога, принесшего нам учение, указывающее единственный путь, обеспечивающий выживание человечества и возможность его дальнейшего развития. Я верю, что Христос принёс нам тот свет, который никогда не может померкнуть, и принёс нам то учение, которое всё равно должно быть усвоено и исполнено каждым человеком, и у этого пути нет альтернативы. Чем быстрее это произойдёт, тем быстрее мы сможем перейти в Царство Любви и разомкнуть кажущийся бесконечным круг страданий, в который заключено современное человечество. Я верю, что жизнь Иисуса Христа не исчерпывается теми 33 годами, которые он провёл в теле среди других людей. Я верю, что Христос живёт и прямо сейчас руководит теми людьми, которые готовы следовать за ним, ведёт их и помогает им. Я полагаю, что мы живём во время, близкое к сроку обещанного Второго Пришествия нашего Господа, и для каждого из нас, как никогда, важно бодрствовать духом, ибо не знаем, «когда придёт хозяин дома: вечером или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы придя внезапно не нашёл вас спящими» (Марк 13:35,36) (1). Напряжённость текущего момента побуждает рассмотреть в этой работе основные положения учения Иисуса Христа, как я его понимаю, и вопрос о том насколько основная масса современного человечества и, в особенности, люди, именующие себя христианами, следуют учению оставленному для нас нашим Учителем. Земная жизнь Иисуса Христа. Этот период жизни Учителя рассматривался многократно и очень подробно многими авторами и одна библиография этого вопроса, вероятно, может заполнить многие десятки если не сотни страниц. Ниже помещена краткая хронологическая таблица основных дат жизни Иисуса, приведённая в работе Андрея Боголюбова (А.Мень) «Сын Человеческий» (2).
Датировка земной жизни Иисуса, предложенная Александром Менем, вряд ли может быть названа совершенно точной и окончательной. Впоследствии, эти даты могут уточняться и пересматриваться, как это многократно происходило и в прошлом. Думаю, что во время приближающегося второго пришествия Христа на Землю каждый желающий сможет лично спросить и уточнить у Него даты Его первой земной жизни. Верующего человека нашего времени, вероятно, в большей степени должны интересовать не точные даты, появления Иисуса в том или ином городе древней Иудеи и прилегающих территорий, а то чему учил Иисус, и то в какой степени лично данный верующий исполняет Его учение и, соответственно, может рассчитывать на спасение своей души. Главное же, что может заинтересовать людей маловерных и неверующих – это однозначное признание современной наукой историчности Иисуса. Человек по имени Иисус действительно родился, рос, трудился, проповедовал, учил последователей, пользовался уважением и авторитетом среди чрезвычайно широких слоёв народа, имел проблемы с духовными и светскими властями и, в конце концов был казнён по ложному обвинению, но общины Его последователей не распались, а продолжали интенсивно развиваться, пока учение Иисуса Христа не превратилось в одну из мировых религий, к сожалению, с каждым столетием распадающуюся на всё большее количество разобщённых учений и толков, но всё же помнящую о своём основателе. Значительная часть этих событий земной жизни Иисуса описана в канонизированных практически всеми христианскими церквями текстах Священного Писания, а также дошла до нас в форме Священного Предания, признаваемого различными христианскими церквями в большей или меньшей степени. Сведения о некоторой части событий земной жизни Иисуса, возможно, сохранены и в непризнанных подавляющим большинством христианских церквей апокрифических текстах. Для неверующих людей особое значение приобретают сведения о жизни проповедника Иисуса и деятельности основанных Им общин в текстах авторов – современников описываемых событий, заведомо неверующих в Божественное происхождение Иисуса и не входивших в число последователей Учителя. И такие сведения есть в достаточном количестве. О событиях земной жизни Иисуса и событиях, связанных с деятельностью основанных Им общин в первые десятилетия, после того как Он оставил тело, дошли до нас в работах учёных, писателей и публицистов Римской Империи: Тацита, Плиния Младшего, Светония и Иосифа Флавия, не связанных лично с Христианской традицией и не верующих проповеди Христа(3). Тацит описывает гонения в 64 г. н.э. на христиан в городе Риме, демагогически обвинённых императором Нероном в поджоге, вызвавшем грандиозный пожар погубивший большую часть города. Тацит, бывший современником описываемых событий, с негодованием относясь к чудовищным жестокостям Нерона по отношению к схваченным и ложно обвинённым людям, в то же время к христианскому вероучению относится без всякой симпатии. Тацит рассказывает о слухах разошедшихся по городу, будто поджог устроил сам Нерон, давно замысливший перестроить Рим, и далее пишет: «И вот, Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами». Затем Тацит вводит лаконичную историческую справку: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» (3; стр.125). Как видите, оценка христиан вполне негативная, хотя Тацит и не одобряет чрезмерных и несправедливых жестокостей Нерона. В таком же духе высказывается о Христианах и Светоний, мимоходом упоминая о них в жизнеописаниях императоров Нерона и Клавдия (3; стр.126). Римский писатель, придворный, аристократ Плиний Младший одно время был проконсулом провинции Вифиния и в этой должности вёл обширную переписку с императором Траяном. До нас дошли эти письма и среди них одно, посвящённое судебному дознанию относительно вифинских христиан. Как можно понять из письма был какой-то анонимный донос. В ходе следствия список обвиняемых сильно разросся. Среди них оказались и люди «нежного» возраста, и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные, в их числе и такие, которые обладали правом римского гражданства. Разбирательство велось соответственно правовому статусу каждого. Рабов допрашивали под пыткой, «безумцев» из числа имеющих римское гражданство отправляли для суда в Рим, упорствующих из местных жителей Плиний казнил собственной властью, отрекшихся отпускал. «Они утверждали – пишет Плиний, – что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они обычно, по определённым дням, собирались до рассвета, воспевали чередуясь Христа, как Бога… После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной… Тем более счёл я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, назвавшихся прислужницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерно уродливого суеверия… Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, её можно остановить и помочь делу» (3; стр.127). Это письмо вполне равнодушного к Христову делу сановника даёт нам сведения о социальном лице раннехристианских общин рубежа I-II веков, об их психологическом настрое, некоторых сторонах общественного бытия и организации, возможно напрямую восходящих к традициям и установлениям, данным самим Учителем. Эти и другие свидетельства в течении полутора столетий ставились под сомнения атеистической пропагандой, многочисленные адепты которой пытались представить эти, без сомнения, нехристианские документы позднейшими интерполяциями (вставками в подлинные тексты). В подлоге обвинялись поздние христианские авторы, для которых совершенно немыслимыми были бы столь кощунственные и нелестные отзывы о христианах и христианском учении. При этом атеистические авторы, широко использовали приёмы софистики, выдавая их за научные аргументы. На основе недобросовестных построений была создана целая теория, пытавшаяся представить Иисуса Христа мифологическим персонажем, подобным Юпитеру или Изиде, никогда реально на Земле не жившим. В своё время «мифологическая» теория была подхвачена коммунистической пропагандой и преподносилась в Советском Союзе от детских садов до высших учебных заведений, как доказанная. Большинству людей, родившихся и выросших при коммунистах, приходится преодолевать последствия пропаганды этой теории в своих душах. Если бы не этот печальный факт, вряд ли «мифологическая» школа заслуживала бы сколько-нибудь пространного упоминания. Уже к середине прошлого века подлинность упоминаний неверующих в Христа античных авторов I–начала II вв. н. э. о земной жизни Иисуса и о деятельности христианских общин была убедительно подтверждена, как с помощью всё более совершенных приёмов конкретного текстологического анализ, так и путём сопоставления с разрастающимся потоком историко-археологических открытий (3). К середине ХХ века под сомнением оставалось только упоминание о Христе и христианах в дошедшей до нас греческой редакции XXVIII книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», где есть такой абзац: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершал чудесные дела и был учителем людей, жадно воспринимающих истину. Он привлёк к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией. И когда Пилат по обвинению наших первенствующих лиц приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился к ним снова живой, как о том и о многих его чудесных деяниях предвозвестили боговдохновенные пророки. И род христиан, получивших от него своё имя, существует и по сей день». Нетрудно заметить, что Иосиф Флавий, не христианин, примкнувший в своё время к секте фарисеев – ярых оппонентов Иисуса, отрицавших Его мессианскую сущность, – этот Иосиф Флавий не мог написать «Он был Мессией». Не мог он это сделать и по соображениям политическим, ибо в другой своей работе Флавий Мессией называл своего покровителя, римского императора Веспасиана. Не мог Флавий провозглашать и воскресение Иисуса, ибо как раз Фарисеи выдвинули версию (отзвуки которой вошли в евангелия), что исчезновение тела казнённого Иисуса объясняется не Его воскресением, а тем что тело выкрали приверженцы. Однако, как выяснилось, этот текст был не чистой интерполяцией, а искажением подлинного сообщения Флавия поздними христианскими переписчиками. В историческом сочинении почти забытого автора Х века, Махбуба (Агапия), епископа города Манбиджа на Ефрате, было обнаружено извлечение из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, включающее интересное нам свидетельство об Иисусе Христе. 1971 г. Ш. Пинес, проведя текстологические исследования арабской рукописи, обнаружил, что текст цитаты из Иосифа Флавия не совпадает с известными до настоящего времени греческими вариантами. В сочинении Агапия цитата приводится в следующем варианте: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречен, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он явился им через три дня после распятия, и что он был живым. И считают, что он был Мессия, о котором пророки предрекали чудеса». В начале и в конце отрывка указывается, что так повествует об этом Иосиф иудей (Иосиф Флавий). Сравнивая этот отрывок из арабской рукописи с тем, который мы приводили раньше легко заметить, что перед нами тот же самый текст, но в другой, нехристианизированной редакции. Так Иисус в арабском тексте не Бог, а человек, учитель. На Его Божественную природу нет и намёка. Не упоминаются и иудейские старейшины в качестве обвинителей. О воскресении Иисуса говорится не как о достоверном факте, а как о молве, значительно обесцениваемой указанием на то, что она исходит от Его же учеников. Сдержанно и неопределённо упоминается о Его мессианстве: «…считают, что он был мессия…». Это не удостоверяемый Флавием факт, а молва, слух. Автор явно стремится выглядеть объективным. Он не приверженец этого учения, но он и не очерняет его, как, например, Тацит и его римские коллеги. Он сообщает, что говорят и ясно отделяет это от того, что ему известно достоверно. А известно ему, прежде всего, что у истоков движения, которое впоследствии получило название христианства, стоял проповедник, учитель, человек по имени Иисус, которого Пилат осудил на распятие. В такой редакции этот абзац не вступает в противоречие с политическими привязанностями и религиозной принадлежностью Иосифа Флавия, и не остаётся никаких доводов, чтобы считать его подложным. В настоящее время исчерпывающим образом исследованы и отвергнуты все аргументы «мифологической школы». Священное Писание и Священное Предание содержит обширные сведения о жизни и проповеди Иисуса. Однако даже если бы у нас не было ни одного письменного упоминания о жизни Иисуса, разве не было бы достаточным аргументом подтверждающим реальность и плодотворность Его земной жизни, само существование христианского учения. О жизни Будды и Лао Цзы до нас дошли только предания, записанные через столетия после их смерти, и в существовании этих учителей никто не сомневается, по тому что после них остались учения, выросшие в мировые религии. Лучшим свидетельством реальности жизни Иисуса является Его учение и сотни миллионов людей во всём мире, пытающихся следовать по начертанному Им пути. В заключение этого раздела хочется отметить, что по моему мнению земная жизнь Христа не прекратилась в тот момент, когда Он видимо покинул Землю в Своём преображённом теле. Обещав пребывать там, где двое или трое соберутся во имя Его, Он Держит Своё слово. Он отвечает и помогает и тому, кто в одиночестве обратится к Нему. И без Него вся история двух последних тысячелетий выглядела бы совершенно по-другому, не только по тому, что с нами Его проповедь, но и по тому, что с нами Он Сам. И всякое сердце, ищущее Христа всегда получает отклик и руководство. Учение Иисуса Христа. Рассказ об учении Иисуса Христа на первый взгляд может показаться делом тривиальным. Библия растиражирована в миллиардах экземплярах. Существуют тысячи религиозных организаций, именующих себя христианскими и почитающих Иисуса. Несколько десятков из этих организаций представляют собой крупные и солидные, структуры, косвенно или прямо (через свои политические партии, профсоюзы и т.п.), оказывающие значительное влияние на политику могущественных государств. Наследие Христа две тысячи лет изучается учёными богословами, философами, религиоведами и многими другими специалистами. Многократно предпринимались попытки построения христианских обществ от маленьких коммун до христианских государств и империй. Библиотеки заполнены толстыми томами комментариев к Священному Писанию, и, кажется, с учением Христа должно быть уже всё ясно. Достаточно лишь привести краткое резюме подробной и плодотворной исследовательской работы, проведённой человечеством, и спокойно насладиться явными и благотворными последствиями внедрения хритсианских идей в повседневную жизнь. Но, если, всё, что сейчас происходит не только в Украине, но и во всём мире, включая так называемые цивилизованные страны, с европейской, якобы высокой культурой, считать воплощением идей Христа, то в этом случае, по моему мнению, христианское учение следовало бы признать если не вредным и губительным, то по крайней мере столь же малополезным, если не совершенно бесполезным, как и многие другие религиозные, мировозренческие, философские системы, как существующие ныне, так и существовавшие в далёком и близком прошлом. Ведь сам Христос предлагал судить о дереве по его плодам, и если плоды современной цивилизации горьки, то и само дерево, давшее эти плоды – худое дерево. И тут во всей актуальности встаёт вопрос: Чему учил нас Иисус Христос, и до какой степени современное человечество придерживается Его учения, в какой мере это учение действительно влияет на мировозрение и основные общественные институты современного человечества? Итак, чему учил нас Иисус Христос? Какие идеи хотел Он внедрить в сознание человечества? Ради каких принципов Он принял крестную смерть? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к собственным словам Иисуса, зафиксированным в общепризнанном христианском источнике – евангелиях Нового Завета. И будем цитировать их по тексту русского синодального перевода, принятому в качестве канонического Русской Православной Церковью и признаваемому подавляющим большинством евангелических церквей нашей страны (1). “35 И один из них, законник… спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – 38 Сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (От Матфея 22:35-40). Это собственные слова Учителя, Сына Божьего и Бога, записанные Его учеником. “Весь закон и пророки”, а значит, нет закона бошьшего, чем эти слова Христа. И если рассуждать логично и быть честными перед собой, то надо признать: если чьи-либо слова, чьё-либо писанное и неписанное учение расходится с этими заповедями, следует исполнить слова Бога Христа и пренебречь любыми советами, приказами и рекомендациями, если они противоречат Христовым словам, от кого бы такие советы, приказы и рекомендации ни исходили. А, если противоположные приказы находятся в канонизированных текстах Библии? Да, Ветхий Завет наполнен призывами к убийству, мести, исстреблению целых народов, содержит призывы к израильтянам проникнуться чувством своей национальной исключительности и богоизбранности, подробные инструкции, как утвердить своё положение избранного народа. Вот только несколько образчиков “справедливых” законов Моисея и ветхозаветных пророчеств: “19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост , а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею”(Второзаконие 23:19-20). “6 Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать” (Второзаконие 15:6). “10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. 11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. 12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе,– погибнут, и такие народы совершенно истребятся” (Исаия 60:10-12). “2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла” (1-я Царств 15:2-3). Как быть с текстом Ветхого Завета, который, едва ли не программирует читателя на месть, войну, убийство, межэтническую ненависть? Христос говорит: «34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому знают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна 13-34,35). «Заповедь новую», отменяющую верования, бытовавшие среди иудеев того времени. Ведь так? Если понять слова Христа прямо и без выкрутасов. Христос даёт заповедь любви. Любви, прощения, милосердия, смирения. Ценности, противоположные лейтмотивам Ветхого Завета, пронизывают Новый Завет. «7 Возлюбленные! Будем любить друг друга, по тому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, по тому что Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:7,8). «16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1-е Иоанна 4:16). Заповедь бескорыстной любви – самая главная заповедь! Из неё только лишь и может сложиться понятие братства и единства. Христос призывает к прощению и равно доброму отношению ко всем людям, независимо от понятий справедливости, закона, возмездия. «45 Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45). «44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (От Матфея 5:44). «14 Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (От Матфея 6:14). «37 Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (От Луки 6:37). «30 Всякому просящему у тебя дай, и от взявшего твоё не требуй назад» (От Луки 6:30). «35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (От Луки 6:35). «12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (От Матфея 6:12). «21 Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» (От Матфея 18:21,22). Сын Божий, свободно творивший чудеса, Иисус Христос отказывается применять чудесные средства устрашения и наказания для «защиты своих чести и достоинства», как это многократно проделывал Ветхозаветный Бог и Его пророки. «52 И послал вестников пред лицом Своим; и они пошли вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его… 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (От Луки 9:54-56). А как же религия иудеев? Полное противоречие со словами Христа! Неужели Бог, обещавший быть неизменным, так круто переменил собственную позицию? На этот вопрос Иисус Христос тоже дал ответ. Обращаясь к иудеям, Он сказал: «41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи. 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне… 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (От Иоанна 8:41-47). Кажется, куда ещё яснее! Иисус Христос подробно охарактеризовал существо, назвавшееся богом иудеев в ветхозаветный период истории еврейского народа. Современный читатель не виноват в той судьбоносной ошибке, которая привела к канонизации древней христианской церковью Ветхого Завета – сборника сомнительных откровений пророков, призывавших к человекоубийству, национальной и религиозной нетерпимости и установлению господства одного народа над другими. Современный читатель достаточно искушён и критичен, чтобы отделить истину от лжи. В любом случае, Христос отменил Ветхий Завет, и это положение принимается даже теми христианскими конфессиями, которые включают его в свой канон, например Русской Православной Церковью. Сын Божий принёс нам заповедь любви, и основной целью Его первого пришествия стало закрепление в сознании людей: нового образа Бога («Бог есть любовь»), нового принципа детоводительства через Слово Живое Бога («…один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья»), новой шкалы человеческих ценностей: единство народа на Земле вместо избранного народа Израиля («…и будет одно стадо и один пастырь»), равенство людей вместо иерархического принципа построения общества («Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»); приоритетность духовных ценностей над материальными («Не собирайте сокровищ на земле…но собирайте себе сокровища на небе», «Не можете служить Богу и маммоне»). Свойство любить есть основа нашей души. До каких же пор эгоистичное начало нашей биологической плоти будет превышать духовное, Божие в нас, цепляясь, как за своё оправдание, за каждое разночтение или двусмысленное слово в евангелиях? Давайте любить друг друга без условий, и близких, и далёких, врагов своих и врагов друзей, врагов своего народа и врагов другого народа. Ведь мы все дети одного Отца, Который «есть Любовь». И сделать это мы должны по тому, что: «48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48). «… Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45). Каким образом человечество не исполняет заповеди Иисуса Христа? То что заповеди Христа не исполняются подавляющим большинством человечества – очевидно. Хотя что-то в них и заставляет людей к ним тянуться, снова и снова перепечатывать и перечитывать их. Но результат пока минимален – исполняют единицы. Очевидно, Отец Небесный предвидел такое развитие событий и через Своё Слово – Христа сообщил о планах второго пришествия Его во плоти на Землю, которое и должно завершиться торжеством учения любви. Во время первого пришествия Христос, вероятно, сделал всё, что должен был и мог сделать в тех условиях. Насколько это было возможно, Он позаботился и о предупреждении ошибок и искажений, которые могли и, вероятно, неизбежно должны были вносить в Его учение люди, снова на время оставшиеся без Учителя и Детоводителя. Иисус сказал: «8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (От Матфея 23:8-12). К сожалению, апостол Павел, лично во плоти Христа не знавший, и мало общавшийся с другими апостолами, в своих посланиях многократно называет себя отцом, а своих учеников детьми. И точка зрения Павла, человека, хоть и апостола, поставлена крупнейшими христианскими конфессиями выше прямого указания Господа. Учителями и наставниками тоже склонны называться многие. Эгоизму так же легко найти лазейку в текстах, если она есть, как и прямо проигнорировать очевидное, если лазейка не находится. Иисус сказал: «6… Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (От Иоанна 14:6). Через Христа, а не через посредничество священнослужителей или чьё бы то ни было посредничество! Идею о необходимости посредников между рядовым верующим и Христом тоже стараются обосновать ссылками на евангелия. «18 И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (От Матфея 16:18). Нужно ли понимать это изречение Христа так, что Он создаст Церковь именно на деяниях Петра, на его понимании истины? Или всё же это следует понимать, как аллегорию? Не на песке «создам Церковь мою», но на камне! Сравните этот образ с подобным образом, созданным Христом чуть ранее и описанным в том же евангелии: «24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (От Матфея 7:24). Здесь Христос использует образ камня, чтобы показать крепость строения верующего, который не только слушает, но и обязательно исполняет Его слова, потому что далее: «26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (От Матфея 7:26). Подобный образ создал ещё Ориген, который утверждал, что «камнем является всякий ученик Христов», истинно верующий в Сына Божия (4;стр.39). Иисус сказал: «23… кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё» (От Иоанна 14:23). Значит, не соблюдающий Его слово Христа не любит. А слово Христа – это заповеди любви, смирения, доброго, дружественного отношения к любому человеку. Христос говорит: «1 Не судите, да не судимы будете; 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (От Матфея 7:1,2). Иногда становится странно, как можно превратно истолковать такое ясное и прямое указание! Христос не говорит, что надо осудить тех, например, кто пропагандирует «неправильное» понимание догмата троичности или сжечь на костре, того, кто придерживается «еретического» толкования Нового Завета. Но те, кто не хочет видеть очевидное, ухитряются не видеть. Христос предупреждает, даже те, кто уверовал на столько, что обрёл способность именем Христа творить многие чудеса, но в то же время недостаточно точно исполняет слово Учителя, могут смело не относить себя к числу спасённых. Ведь сказано же было: «46 Что вы зовёте меня Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (От Луки 6:46). «22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:22, 23). Христос ясно высказался о возможности (или невозможности) совмещения служения братской любви со служением обогащению: «21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (От Марка 10:21). «25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (От Марка 10:25). «19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея 6:19-21). «24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (От Матфея 6:24). Христос безжалостно, и не имея на это никакого юридического права изгнал торговцев из храма: «14 И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (От Иоанна 2:14-16). Стоит напомнить, что в Иерусалимском храме, когда Христос пришёл туда с учениками торговали отнюдь не товарами, обычно приносимыми на рынок, но тем что являлось необходимым для свершения таинства жертвоприношения в храме, то есть товарами, аналогичными по характеру продаваемым в современных православных храмах для церковных таинств. Но и в этом случае на торгующих всё же было излито негодование Иисуса и ярко показана неуместность таких действий в месте молитвы. Сейчас торговля в храмах процветает и является зачастую основным источником существования клира. А ведь даже сами церковные организации на вселенском соборе подтвердили своё согласие с запретом Иисуса: “ПРАВИЛО 76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различные снеди поставлять или иные купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творить дома Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом. Посему, если кто будет обличён в реченном преступлении, да будет отлучён» (Шестой вселенский собор). Церкви, не выполняющие свои собственные постановления, это ли не «царство, разделившееся в себе»? Впрочем, невыполнение некоторых церковных постановлений, вероятно, может быть названо благом. В Росси Соборное уложение 1649 года гласит (ст.1): «Буде кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на рождшую его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию или на честный крест, или на святых его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма: и того богохульника обличив, казнити, сжечь». Составители уложения, вероятно, почитали себя достаточно компетентными, чтобы судить, что является хулой на Господа и крест. И все эти и им подобные правила официально не отменены до сих пор. Православная церковь гордится тем, что ничего не меняет и не отменяет. Эту ситуацию можно воспринять и так, что правила временно не применяются и ждут своего часа! А меньше чем через 20 лет, после принятия процитированного выше Соборного уложения, многие из тех, кто принимал его, пали его же жертвами. Это случилось, когда патриарх Никон при поддержке царя и царской администрации стал заставлять русский народ принять новую веру с новым, троеперстным крестным знамением. И лютые казни еретиков-старообрядцев стали чем-то само собой разумеющимся, а архиепископ Нижегородский Питирим в книге «Пращица», недоумённо у старообрядцев вопрошал: «Убо как вас не мучити? Коко в заточение не посылати? Како глав не отсекати?» Сравним приведённые выше высказывания с высказыванием еретика, главы древлеправославной церкви, протопопа Аввакума в его «Житие», написанном в земляной яме: «Чудо, как то в познание не хотят прийти, - огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бе огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но Господем речено ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать» (5). И зададим себе вопрос: что же от Света и что от тьмы? Где же истинное понимание Иисуса Христа и заповедей Отца Небесного, у православных или у старообрядцев? Но это же духовенство, восставшее против никоновских реформ, чуть раньше приняло Соборное уложение 1649 года, в котором было узаконено и крепостное право и казни еретиков! Никто ничего не хотел понимать, пока не почувствовал весь ужас своих деяний на себе самом. Да и тогда многие ли поняли, что истинная причина их несчастий в них самих? Как же всё это могло произойти? Как мы сумели до такой степени извратить смысл простого и понятного учения, что привыкли убивать, даже не вопреки Христу, а якобы во имя Христа? В рассказе-легенде нашего знаменитого писателя Льва Толстого «Разрушение ада и восстановление его» (6; стр.390-406) дьяволята рассказывают Вельзевулу, как они сумели уничтожить наследие Христа. Когда ад был разрушен Христом, дьяволята увидели вначале, что «люди, живущие по этому учению, были совершенно «счастливы и недоступны нам (слугам Вельзевула)». Они не сердились друг на друга, не предавались женской прелести и не женились, или женившись, имели одну жену, не имели имущества, всё считали общим достоянием, не защищались силою от нападающих и платили добром за зло. Их жизнь была так хороша, что другие люди всё более и более привлекались к ним. И вдруг был увиден шанс: “Случилось, что между этими людьми одни считали, что надо обрезываться и не надо есть идоложертвенное, а другие считали, что это не нужно и что можно не обрезываться и есть всё. И я (один из дьяволят) стал внушать и тем и другим, что разногласие это очень важно и что ни той, ни другой стороне никак не надо уступать, так как дело касается служения Богу. И они поверили мне и споры ожесточились”. И тогда дьяволёнок предложил и тем и другим чудеса в подтверждение их истинности: “Одни говорили, что на них сошли огненные языки, другие говорили, что они видели самого умершего учителя и многое другое… Дело шло хорошо, но я боялся, чтобы они не увидели слишком очевидного обмана, и тогда я выдумал церковь”. Вельзевулу дьяволёнок так объяснил, что такое церковь: “…люди, признавшие себя церковью, уверяются, что они уже не могут заблуждаться, и потому, какую бы они глупость не сказали, уже не могут от неё отречься. Делается же церковь так: люди уверяют себя и других, что учитель их, Бог, во избежание того, чтобы открытый Им людям закон не был ложно перетолкован, избрал особенных людей, которые одни, они или те, которым они передадут эту влать, могут правильно толковать учение… Но от чего же церкви перетолковали учение в нашу пользу? – сказал Вельзевул. А сделали они это по тому, что, признав себя едиными толкователями закона Бога и убедив в этом других, люди эти сделались высшими решителями судеб людей и потому получили высшую власть над ними. Получив же эту власть, они, естественно, большей частью возгордились и развратились и тем вызвали против себя негодование и вражду людей. Для борьбы же со своими врагами они, не имея другого орудия, кроме насилия, стали гнать, казнить, жечь всех, кто не признавал их власти. Так что они сами своим положением были поставлены в необходимость перетолковать учение в таком смысле, что оно оправдывало и их дурную жизнь, и те жестокости, которые они употребляли против своих врагов”. На вопрос Вельзевула, как люди смогли исказить такую простую истину Христа: “Поступай с другими, как хочешь, чтобы поступали с тобой”, дьяволёнок ответил: “…по моему совету…они признали священным изложением закона Бога 49 книг и в этих книгах признали всякое слово произведением Бога – Святого Духа. Они высыпали на простую, понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможно ни принять их все, ни найти в них ту, которая одна нужна людям. Это их первый способ. Второй способ, который они употребляли с успехом более тысячи лет, состоит в том, что они просто убивают, сжигают всех тех, кто хочет открыть истину. Теперь этот способ уже выходит из употребления, но они не бросают его, и хотя не сжигают уже людей, пытающихся открыть истину, но так клевещут на них, так отравляют им жизнь, что только очень редкие решаются обличать их. Это второй способ. Третий же способ состоит в том, что, признавая себя церковью, следовательно, непогрешимыми, они прямо учат, когда им это нужно, противоположному тому, что сказано в писании, предоставляя своим ученикам самим, как они хотят и умеют, выпутываться из этих противоречий. Так, например, сказано в писании: один учитель у вас Христос, и отцом себе не называйте никого, ибо один у вас Отец, который на небесах, и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос, а они говорят: мы одни отцы и мы одни наставники людей. Или сказано в писании: не клянитесь никак, а они учат, что всем надо клясться в беспрекословном повиновении властям, чего бы ни требовали эти власти. Или сказано: не убий, а они учат, что можно и должно убивать на войне и по суду. Или ещё сказано: учение Моё дух и жизнь, питайтесь им, как хлебом. А они учат тому, что если положить кусочки хлеба в вино и сказать над этими кусочками известные слова, то хлеб делается телом, а вино кровью, и что есть этот хлеб и пить это вино очень полезно для спасения души. Люди верят в это и усердно едят эту похлёбку и потом, попадая к нам, очень удивляются, что похлёбка эта не помогла им, - закончил дьяволёнок в пелеринке, закатил глаза и осклабился до самых ушей”. Объяснил дьяволёнок и как церковь поставляет в ад убийц: “Люди, признававшие себя членами непогрешимой церкви, считали, что позволить ложным толкователям учения развращать людей, есть преступление, и что поэтому убийство таких людей есть угодное Богу дело. И они убивали целые населения и казнили, жгли сотни тысяч людей, при этом смешно то, что те, которые казнили и жгли людей, начинавших понимать истинное учение, считали этих самых опасных для нас людей нашими слугами, то есть слугами дьяволов. Сами же казнившие и жегшие на кострах, действительно бывшие нашими покорными слугами, считали себя исполнителями воли Бога”. В объяснение, почему учёные люди не увидели, что учение извращено и не восстановили его, дьяволёнок сказал: “В старину я внушал людям, что самое важное для них – это знать подробности об отношении между собою лиц троицы, о происхождении Христа, об естествах Его, о свойстве Бога и т.п. И они много и длинно рассуждали, доказывали, спорили и сердились. И эти рассуждения так занимали их, что они вовсе не думали о том, как им жить. А не думая о том, как им жить, им и не нужно было знать того, что говорил им их Учитель о жизни”. Не знаю, можно ли назвать этот рассказ просто легендой? Мне кажется, что гениальный писатель описал в художественной форме подлинную историю взаимоотношений человечества и сил дьявола. Люди, конечно, сами отвечают за свои поступки. Думается, дьявол искушает, но каждый человек сам принимает окончательное решение, как поступить. Кажется, сейчас большинство людей с радостью поддаются искушениям и даже просят их, ублажая эгоизм, закрывают глаза на очевидное, разрушая себя и экологическое равновесие на планете, стройными рядами идут к пропасти и падают в пропасть ряд за рядом. Второе пришествие. Было бы, вероятно, проявлением гордыни предположить, что Отец Небесный не предвидел варианта развития событий, который осуществился после того, как Его воплощённое Слово покинуло Землю. Всемогущий, Всеведающий и Вселюбящий Создатель не мог потерпеть сколько-нибудь серьёзного поражения, иначе Он не Всемогущий и не Всеведающий. Значит, Отец Небесный и не расчитывал, что Его воплощённое Слово пробудет на Земле сколько-нибудь длительный срок и успеет полностью завершить миссию обращения человечества в веру любви. Возможно, миссия Иисуса Христа была задумана, как своеобразный подготовительный этап. И раз Христос Землю покинул, значит Он выполнил всё, что мог и что был должен на данном этапе. Пусть люди в массе не исполнили заповедей Иисуса, но они всёже их растиражировали, а многие даже прочитали. Действительно нет сейчас на Земле уголка, где евангелие было бы совершенно не известно, а на многих континентах оно ивестно практически каждому. Может это и было задачей первого этапа? Кажется, мы не можем знать точно. Покидая учеников Христос не оставил сведений о точной дате своего повторного прихода. Он много говорил притчами, текстами, предлагающими слушателям фантазировать, домысливать, истолковывать. Но кое-что из Его рассказов о Своём втором пришествии мы можем попытаться извлечь. Появление Христа, видимо, будет неожиданным. «26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. 28 Так же, как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (От Луки 17:26-30). Христос перестанет говорить притчами, перестанет делать поправки на уровень восприятия слушателей и прямо объявит о Себе и об Отце Небесном. «25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (От Иоанна 16:25). Хочется поделиться мыслью. Если Христос прямо возвестит об Отце, то Он расскажет и обо всех свойствах Отца, а значит и обо всех свойствах мироздания. Следовательно, научное познание мира, как род занятий и жизненное увлечение, приобретает вид едва ли не бессмыслицы. Зачем познавать то, о чём нам и так всё расскажут. Может быть действительно стоит сосредоточить все усилия на нравственной подготовке своей души ко встречи с Ним? Сосредоточиться на том, что действительно определит судьбу каждого отдельного человека в эпоху суда Божьего? Христос провозвестит учение любви всем народам Земли и завершит начатое, приведя все народы к одной вере, причём сделает это лично Сам! «16 Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (От Иоанна 10-16). Не голос учеников и всевозможных проповедников, а именно голос Христа! Второе пришествие Христа будет проходить на фоне природных, социальных и, вероятно, техногенных катастроф. Приходу Христа будет предшествовать и сопровождать его существенная активизация антихристианских сил, инспирированных дьяволом. Предсказания об этих событиях в метафорической форме, языком, доступным среднему человеку начала первого тысячелетия новой эры, изложены в Откровении Иоанна Богослова. Многое из событий, предсказанных в Откровении, сбывается на наших глазах. «7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела. 8 Второй Ангел вострубил, как бы большая гора, пылающая огнём низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 И умерла третья часть одушевлённых тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (Откровение 8:7-9). Что это? Хиросима и Нагасаки? Ядерные испытания, может быть в том числе подводные? Или предсказание о ядерной войне, которая не состоялась, но могла состояться, была очень близка, да и сейчас ещё весьма вероятна? «10 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, по тому что они стали горьки» (Откровение 8:10-11). По-украински чернобыль – один из подвидов полыни. «12 Четвёртый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была, как и ночи» (Откровение 8:-12). Ядерная зима? Загрязнение атмосферы? Что-то чего мы ещё не можем представить? Или что-то, что милостью Божией миновало нас? «15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день…, и месяц и год, для того чтобы умертвить третью часть людей… 17… видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные… 19… сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы и ими они вредили» (Откровение 9:16-19). “18 От этих трёх язв – от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, – умерла третья часть людей;” (Откровение 9:18). А немного раньше: “3 И из дыма вышла саранча на землю… 4 И сказано ей было, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих…9 На ней были брони, как бы брони железные… 10 У ней были хвосты, как у скорпионов , и в хвостах её были жала; власть же её была вредить людям пять месяцев” (Откровение 9:3-10). Интересно, если бы человеку первого века нашей эры показать вирус СПИДа или, например, атипичной пневмонии, таким, каким он предстаёт под электронным микроскопом или ещё более совершенным увеличительным прибором, как человек первого века нашей эры смог бы описать увиденное? Особенно, если этот человек мистически настроен и имеет развитое воображение, разыгравшееся под влиянием неожиданного и ошеломляющего телепатического контакта? Имеют ли отношение к этим бедам Отец Небесный и Христос? Они ли создадут проблемы, чтобы покарать человечество? Не думаю. У человечества достаточно эгоизма, глупости и технических возможностей, чтобы нарушить равновесие в тонких структурах единого мира и спровоцировать губительные катастрофы, если не во всей вселенной, то по крайней мере, на Земле. При этом, катастрофы в первую очередь обернутся против тех, кто их создал, против людей. И конечно, у многих людей хватит бесстыдства, чтобы попытаться свалить ответвтвенность за эти катастрофы на Отца Небесного, Бога Любви, который никогда никого не наказывает. Уверен, что Христос придёт к нам в самый трудный и ответственный момент, чтобы сплотить всех, кого возможно, вокруг веры Любви и спасти. Апокалипсис – богатая книга. Едва ли не в каждом абзаце узнаёшь современный мир и отзвук современных событий. “16 И он (антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 И что никому нельзя будет ни покупать ни продавать, кроме того кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его” (Откровение 13:17-18). Кредитные карточки уже вытесняют деньги. В США уже проводятся успешные опыты по вживлению микрочипов под кожу. И это будет так удобно. Никто не сможет украсть ничьих денег, никто не сможет без согласия войти в чей-то дом, ведь замок настроен на частоту импульсов микрочипа хозяина. Полиция легко и просто может найти любого подозреваемого в преступлении. Каждого можно найти, тотальный контроль! Но за то – спокойствие! А если в микрочип добавить дополнительную простую схему, то нажав кнопку на центральеном пульте, любого человека можно сделать больным или даже убить. При современном уровне технического развития это не только возможно в перспективе, а просто возможно, уже сейчас! Мы живём в предсказанное “последнее время”. Не знаю, точно ли это так, но похоже. Сердце и любовь (заключение). Для верующего человека вопрос подготовки ко второму пришествию, вопрос спасения своей души сейчас приобретает особую актуальность. Правда, рассмотрение этого вопроса, повидимому, уже выходит за рамки настоящей работы. Современный мир сложен. Искушения повсюду. И самый главный искуситель, думаю, находится внутри каждого из нас. Эгоизм, жажда власти, страх, жажда пугать и возвышаться над другими, гордыня искушают меня и, думаю, очень многих. Я отвечаю за свой выбор. На что же мне опереться? Где же во мне представительство Господа нашего, Бога Любви, Отца нашего Небесного и Сына Его Христа, и Духа Святого? Издавна человечество склонно было помещать источник Любви в сердце. Мы говорим: “большое сердце”, “любящее сердце”, “чувствовать сердцем”, “сердечная любовь” (в отличии от сексуальной), “сердечный человек”. И наоборот о людях, лишённых любви говорим: “каменное сердце”, “бессердечный”, “холодный” (в отличии от “сердечного – тёплого”). Христианская мистика придаёт огромное значение сердцу. “Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят” (Мтф.5:8). И христа нельзя воспринять иначе, как через посредство сердца: “Верою вселяется Христос в сердца наши” (Еф. 3:17). Преподобный Серафим, один из самых характерных для русского православия святых, так определяет Бога: “Бог есть огонь, согревающий сердца и утробы”. Вот ещё слова святого Серафима, касающиеся значения сердца: “Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твое, а всё прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом Царствие Божие.” (7) Сердце (речь идёт о духовном сердце, может быть уместна аналогия с сердечной чакрой?) “…глубже, так сказать центральнее, чем психологический центр сознания. Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого; одним словом, оно есть абсолютный центр” (8, стр.68). «Сердце есть центр любви, а любовь есть выражение глубочайшей сущности личности. Мы любим не умом и не познанием, а сердцем. И даже самый этот ум и само познание мы любим сердцем… Любовь никогда не прекратится, по тому что она есть … само переживание вечного совершенства» (8, стр.70). И любовь живёт в наших сердцах. И возможно любовь, это именно то, для чего мы созданы в этом мире, то ради чего возится с нами наш Отец, выправляя наши бесконечные ошибки. Давайте же слушать своё сердце и поступать так, как оно подсказывает нам своим теплом. Сердце – это голос Бога. Слушая своё сердце и позволяя ему творить, мы сможем принести в мир ту единственную драгоценность, которая у нас есть – творческую любовь, во имя Отца нашего Небесного и Иисуса Христа. Позвольте себе любить! Список литературы БИБЛИЯ. Российское Библейское Общество. М., 1999 г. Андрей Боголюбов: «Сын Человеческий». Брюссель, 1983 г. М. Кубланов: «Четыре интерполяции». «Наука и жизнь», №1, 1980 г. Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский: «Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектанство». Изд.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. «Житие протопопа Аввакума», «Изборник» (Сборник произведений литературы древней Руси), «Художественная литература», Москва, 1969 г. Толстой Л.Н.: «Повести и рассказы». Т.12.М.,1982 г. «О цели христианской жизни». Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. Вышеславцев Б.П.: «Сердце в христианской и индийской мистике». «Вопросы философии» №4, 1990 г. |