Сочинение: О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»
Название: О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет» Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Опыт углублённого преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболее действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании младших школьников разрабатывали Л.В.Занков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин. Деятельностный подход предусматривает не сообщение учителя, а отчёт учащихся о наблюдениях над художественным произведением. Итак, первый этап изучения литературного произведения – собирание учащимися наблюдений, при этом школьники учатся добросовестности, скрупулёзности, усидчивости, развивают внимание в работе над словом. Такие наблюдения выполняют все учащиеся. Готовя новый материал, они имеют право на консультации в любом объёме. Вместе с тем при подготовке нового материала есть элемент риска: оценку получает тот, кто согласен на её появление в журнале. Однако все ученики внимательно прочитывают произведения, а на уроках, при размышлениях над наблюдениями, идёт напряжённая творческая работа, работа мысли. Урок строится как спектакль, в котором на первом месте – интрига мысли или чувства. Деятельностный подход ярко выражается в форме уроков: уроки-размышления, уроки-исследования, подготовленные или импровизированные полемики, ролевые игры. Проиллюстрируем высказанные соображения на примере урока в 10-м классе по трагедии В.Шекспира “Гамлет”. Подготовительная работа: вступительная беседа об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи в Англии, о личности и творчестве В.Шекспира, чтение учениками текста трагедии, просмотр художественного кинофильма “Гамлет”, подготовка индивидуальных заданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения “Шекспир. Трагедия “Гамлет”. Сонеты. Общие идеи и настроения”; подготовка выразительного чтения стихотворения Б.Пастернака “Гамлет”. На доске: тема урока, название книги, по которой готовился урок (Аникст А. Трагедия Шекспира “Гамлет”. М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и свободное место для рисунков, схем. У ч и т е л ь ч и т а е т э п и г р а ф ы: “...онвесьживётдлясамогосебя, онэгоист, онскептик, ивечновозитсяиноситсяссамимсобою”. И.С.Тургенев “...прекрасное, чистое, благородное, высоконравственноесущество”. И.В.Гёте Какие разные оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрители по-разному оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования. Почему? В.Гюго так ответил на этот вопрос: “На наш взгляд, “Гамлет” – главное создание В.Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени”. Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё одна причина. Определите, о каком времени сказал поэт. Ивфилософиицаритсомненье, Погасогонь, осталосьтолькотленье, Пропалисолнцеиземля, игде Тотум, чтонампомочьбымогвбеде; Распалосьвсё, нивчёмпорядканет. Ученики уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране. Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и Донн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все времена. Как вы поняли, это произведение – трагедия. Почему? Ученики говорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении. – Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет. Ученики (заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлет страдает от того, что “век расшатался” (в оригинале “The time is out of joint” – “время вышло из пазов”, “вывихнулось”). Гамлет остро ощущает, что “Дания – тюрьма”. Образы болезни, телесных недугов, язвы определяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии). Ученик комментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке – свидание Гамлета и Офелии. Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу, тень от перил, даже в покрое платья. Герои рисунка как бы за решётками, вставленными одна в другую. Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке. Ещё одно сообщение – сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии “Гамлет”. Подчёркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего мира как трагического. Ученики рассказывают, что в трагедии гибнут и страдают люди, гибнет любовь. Уместно сравнение трагедий “Ромео и Джульетта” и “Гамлет”. В каком произведении любовь трагичнее? В “Гамлете”, ведь Гамлет добровольно отказывается от счастья, в то время как в “Ромео и Джульетте” любовь торжествует. Гибнет семья: вся семья Полония, семья родителей Гамлета, Клавдий и Гертруда, отказывается от создания семьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет страдает от того, что нарушена гармония мира, у него трагическое мироощущение. Итак, Гамлет вынужден действовать в трагической ситуации. У ч и т е л ь: Значит, он трагическая личность? Ученики считают, что выдающаяся личность, обладающая героической мощью, – только Гамлет. В чём его величие и трагедия? Работая с текстом, ребята рассказывают, что Гамлет – учёный, высокообразованный человек. О нём говорят герои пьесы: О, чтозагордыйумсражён! Вельможи, Бойца, учёного, – взор, меч, язык; Цветинадеждарадостнойдержавы; Чеканизящества, зерцаловкуса, Примерпримерных. Гамлет – гуманист. Он не приемлет убийство как способ уничтожения зла. Он не видит, ради кого должен совершить это зло – новое убийство. В этом отношении гуманист Гамлет – плоть от плоти человек Возрождения. Гамлет – сторонник государственности, мудрый и справедливый монарх. Слушая его знаменитый монолог “Быть иль не быть?..”, отмечаем: Гамлет видит все несправедливости в своём государстве; “...судей медливость, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге”. (Показательно сопоставление этого монолога с центральным монологом Клавдия после представления “Мышеловки”: обе речи произносятся в критический момент, когда герои решают, как быть дальше, обоих мучает чувство раздвоенности, нерешительности. Но смысл нерешительности разный: благородство одного и низость другого.) Гамлет смел, быстр, решителен и благороден. В классе находятся возражения: им владеет и чувство мести, а благородно ли оно? У ч и т е л ь: Вспомним, сколько мстителей за кровавую обиду в пьесе. Их три: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Сравним их. Чертим на доске таблицу и просим вписать в каждый столбик имя. Кто из героев выше? Это не случайно: в трагедии “Гамлет” тема мести приобретает проблемный характер. Обычно ученики “не замечают” Фортинбраса, а ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасом движет не месть, а желание славы, стремление к подвигам, честолюбие. Он всей душой принимает законы рыцарского поединка, добровольно отказывается от мести за убитого в честном бою отца. Датский престол переходит к Фортинбрасу по моральному праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа проходить не стоит хотя бы потому, что именно Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он будет править любимым Гамлетом народом. Очень часто ученики восхищаются Лаэртом. Перечитывая вместе с классом строки о мести Лаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен рассуждать. Как в старой феодальной вольнице, он считает себя равным королю, для него король – “лишь первый среди равных”. Недолго думая, он поднимает чернь на бунт, чтобы убить короля: Вгееннуверность! Клятвыкчёрнымбесам! Боязньиблагочестьевбезднубездн! Ибудьчтобудет: лишьбызаотца Отмститькакдолжно. Месть за отца для него – дело чести. Не менее, чем смертью, он возмущён тем, что Полоний похоронен без должных почестей, сокращён обряд над прахом Офелии. Лаэрт готов перерезать Гамлету глотку в церкви, а убийство в церкви – тягчайший грех, святотатство. Он без колебаний соглашается по наущению Клавдия на подлые условия поединка с Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает правила чести, благородства, ведёт себя не как рыцарь, а как подлый убийца. Ребята, готовые отдать пальму первенства Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежит только низшая ступень. Однако поставить на высшую ступень Гамлета им пока мешает раздумье: почему же он не поднял народ на борьбу? Народ его любил, пошёл бы за ним. Некоторые ребята считают, что для Гамлета главное – своей рукой покарать убийцу отца. Однако для Гамлета важнее другая причина: он сторонник государственности, поэтому не может поднять восстание против монарха. Анализируя строки о поведении Гамлета во время поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлет добивался несомненных доказательств виновности Клавдия, ребята убеждаются: Гамлет – мститель поневоле, по воле судьбы, но мститель благородный. Ребятам предлагается представить, что они скульпторы и получили задание изваять Гамлета. Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала вариант: Гамлет с черепом Йорика в руках. Обсуждение продолжается, первый вариант отбрасывается как очень распространённый, и приходим к итогу: меч или шпага обязательны (ведь Гамлет – боец и борец), обязательна и книга как символ человека образованного и творческого (не забудем, как Гамлет выступил в роли драматурга). Решаем, что Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой книгой в руках. У ч и т е л ь: Но ведь такая скульптура уже есть! (В его руках появляется фигурка Дон Кихота. Замечательная минута ошеломления в классе.) Случайно ли это совпадение? Устанавливаем, что оба героя борются со злом в мире в одиночку. В одном случае это комично, в другом – трагично, но всё равно оба обречены. У ч и т е л ь: В чём же трагедия Гамлета? –В том, что гибнет лучший человек государства, сознающий, что не он руководит судьбой, а судьба им, что, борясь со злом, он вынужден умножать зло. – Гамлет пережил тяжёлые утраты: убийство отца, предательство матери, которая была для него идеалом женщины; сам он вынужден отказаться от любви. Исчезли красота и радость жизни. Ему не хочется больше жить, и на земле его удерживает лишь долг мести. Очень чувствительный Гамлет страдает от того, что зло, вражда, измена разъели самые основы человечности: брат убил брата! Призрак возложил на Гамлета задачу мести. Но Гамлет понимает свою миссию шире: Векрасшатался – исквернейвсего, Чтоярождёнвосстановитьего! Этазадачанепосильнадлячеловека. Гамлет мечтал отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, а вынужден совершить зло. Гибель его неизбежна, он понимает это. Звучит стихотворение Б.Пастернака “Гамлет”. Д о м а ш н е е з а д а н и е (н а в ы б о р): составить схему “Система образов в трагедии”; письменно или устно дать рассуждение на тему урока; письменно или устно рассказать об одном из героев трагедии, о его месте в системе образов. Можно своё понимание образа показать в схеме или на рисунке; тема реферата: сравнить перевод Б.Пастернака с другими переводами пьесы. |