Реферат: Теория творчества
Название: Теория творчества Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Системология творчества 1. Определение творчества Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален. Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Техническое творчество. Существует две формы получения твор- ческого результата (решения): - изобретение; - рационализация. Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект. К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости. 2. Категории новизны. Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают: - принципиально новое (качественно); - новое во времени. Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем. Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного. 3. Понятие новизны. Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности). По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется: 1. Индивидульная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидульным, психолигически новым. 2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей. 3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона. 4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира. 4. Фазы творческого процесса. Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы: 1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо- яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи. 2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания). 3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла. 4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле- ние идеи. В основу выделения фаз Понамарев закладывает: - переход от сознательного поиска к интуитивному решению; - эволюция интуитивного решения в логически завершенное. Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа. 2. Фаза интуитивного решения. 3. Фаза вербализации интуитивного решения. 4. Фаза формализации вербализованного решения. На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным. На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат. На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи. На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы. 5. Многоуровневость творчества (Спектр творческих задач) Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией. Творческие задачи можно разделить на два класса: ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер- ного использования осознаваемых способов, приемов. ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству. -----------------------¬ ¦ Логический анализ ¦ _¬ L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _ ¦ -----------------------¬ ¦ -- Литература: Основы теории творчества. 1. Автоматизация поискового конструирования. Под ред. Половин- кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981. 2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982. 3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио и связь, 1973. 4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979. 5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - М.:Радио и связь, 1982. 6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности. 7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и творчество. - М.: Радио и связь, 1982. 8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма, 1972. 9. Буш Г.Я. Методологические основы научного направления изо- бретательством. - Рига: Лиесма, 1974. 10. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма, 1976. 11. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма, 1979. 12. Джонс Д.К. Инженерное и ходожественное конструирование. - М.: Мир, 1976. 13. Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. 14. Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969. 15. Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914. 16. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976. 17. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910. Технология творчества. 18. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989. 19. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество. 22. Рибо Т. Творческое воображение. 23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. 24. Библер В.С. Мышление как творчество. 25. Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое планирование и управление созданием комплексов военной техники. - М.: ... ,1990. 26. Клир Дж. Системология. стр 402-... 18.03.94. |