Реферат: "Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина"
Название: "Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина" Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
"Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина" Прежде чем говорить о романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин", напомним, что об этом произведении существует огромный пласт критической литературы, и с некоторыми книгами и статьями о романе мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться. Долинина Н. Прочитаем "Онегина" вместе. СПб.: "Лицей", 1998. Лотман Ю.М. Роман Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995. Михайлова Н.И. "Собранье пестрых глав": О романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". М., 1994. Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. "Евгений Онегин" как "проблемный роман" // Литература в школе, 2000, № 1, 6. Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: "Художественная литература", 1990. Время создания романа: май 1823 - октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: "Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". Особенности жанра "романа в стихах" заключаются в том, что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый автором, то есть лирический герой романа. Образы Онегина, Татьяны и автора - центральные в образной системе произведения. В.Г. Белинский назвал "Онегина" "энциклопедией русской жизни". Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного светского молодого человека - Евгения, судьбы автобиографического лирического героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в. Время действия и время создания романа примерно совпадают. Но в романе не свершилось главное переломное событие эпохи - восстание декабристов: сюжет "Евгения Онегина" обрывается накануне восстания. Значит, автор оценивает александровскую эпоху и "изнутри", и из эпохи иной - николаевской. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда все нравственные ориентиры в обществе резко изменились. Эти годы непросты и в биографии самого поэта. Традиционно творческий путь Пушкина делится на следующие периоды: - до 1816 года (эпоха ученичества); - 1816-1823 (раннее творчество, когда окончательно определился и окреп собственный его поэтический голос); - 1823-1830 (зрелое творчество); - 1830-1837 (поздний период). Работа над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы - кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические тенденции. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал. Определив в посвящении П.А. Плетневу роман как "собранье пестрых глав", Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы "разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал "Онегина". Пушкин издавал "Евгения Онегина" главами - по мере написания, тем самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть развертывание, разъяснение названия-имени героя ("Памела, или Награжденная добродетель"). Кроме того, как пишет Ю.М. Лотман, выбором названия романа "...определялись жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествия" (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995). По-своему усиливают атмосферу "реальности" героев и их судеб вплетенные в ткань романа "документы" - письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме того, важную роль в создании "эффекта достоверности" происходящего играет пересечение романного времени и реального, встречи героев "Евгения Онегина" с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную известность. Так, Онегин - приятель Каверина: К Talon помчался - он уверен, Что там уж ждет его Каверин... Татьяна в Москве встречается с Петром Вяземским: К ней как-то Вяземский подсел... Той же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с временем и пространством других художественных произведений. Текст романа насыщен литературными реминисценциями - Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым ("Второй Чадаев, мой Евгений..."), то с героем комедии "Горе от ума" Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои Фонвизина - "Скотининых чета седая". Одна из целей этого приема - воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи. Реализм требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с романтической поэмой Пушкина "Цыгане", где безразлично, длится действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например, фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе - строфы XXXIX-XLI). Особое место в сюжете и композиции романа занимают Х глава и глава "Отрывки из путешествия Онегина". Они не включены в основной текст романа, но бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения: духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками сюжета. Список литературы Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994 |