Статья: Молодежь малого города: кризис самоопределения
Название: Молодежь малого города: кризис самоопределения Раздел: Рефераты по философии Тип: статья | ||||||||||||
. Алисов Д.А., Тучина С.П. О результатах социализации можно судить по тому типу личности, который отражает весь спектр самореализации личности в обществе, особенности ее общественной жизни. Вся полнота проявления личностных параметров становится зримой лишь при анализе трех блоков структуры личности. Нравственный (степень соответственности гуманистическим общественным ценностям и идеалам). Интеллектуальный (умственные способности, познавательная активность, эрудиция, степень развития самосознания, изобретательность в сфере потребления информации и ценностей культуры). Эмоциональный (богатство чувств, переживаний, способность сопереживать, способность к психическому взаимодействию, самоуважение, выбор в сфере досуга). Нравственное, интеллектуальное и эмоциональное в каждой личности слито воедино, все эти составляющие духовный мир личности возможно разделить только искусственно для исследовательских целей. Поэтому исследователи сделали попытку как дифференцированного анализа этих блоков личности, так и поиска их интегративных оснований, которые находят концентрированное выражение в ценностных ориентациях личности, свидетельствующих о ее стратегической направленности, опосредованной ее самосознанием. Анализ интеллектуального блока личности старшеклассника показал низкую познавательную активность, отсутствие, культа научных знаний. Об этом свидетельствуют приоритеты в тематическом выборе публикаций. Характерно изменение интереса к научным публикациям в зависимости от того, какому источнику информации респондент доверяет. Там, где доверяют радио и газете - 2О% и 10% соответственно. Из тех кто доверяет телевидению и родителям, читают научные публикации только 9,7% и 8,3% соответственно. И самый низкий показатель, лишь 5%, читающих научные публикации, там где друзья являются самыми главными экспертами по всем вопросам. А таких в г. Ишиме оказалось 32,8%. Характерно, что показатель выбора скандальных, астрологических, мистических публикаций колеблется от 40% до 45,9%, независимо от степени доверия источникам информации. И только любители телевидения здесь значительно отстают (34, 4- 37,7%) Телевидению доверяют 57,8% респондентов. Однако, структура их приоритетов в выборе тематики публикаций так же свидетельствует ни о широте эрудиции, ни о познавательной активности, ни о потребности в научных знаниях. Так, научные публикации выбирают лишь 9,7%, спортивные-5,9%,религиозные - 0,8%, о культуре - 10,1%. В целом, у молодежи преобладает пассивное потреблен информации, не требующей интеллектуального напряжения . Не случайно при самооценке интеллекта 64% юношей 63,4%, девушек оценивают его как средний, а 20% и 26,4% (соответственно) вообще не знают, каков уровень их интеллекта. Все это свидетельствует как об отсутствии самоуважения, так и уважения со стороны окружающих. Это ведет не только к кризису развития личности, но и предопределяет кризис ее жизненного самоопределения. Следовательно, значительное число выпускников обречены на неудачу в первых своих попытках найти свое место на рынке труда. Недополучение знаний подростками в целом станови некой дурной закономерностью в развитых странах, где уровень безработицы 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Причины этого лежат как в объективных условиях социально-экономического и политического характера, так и в субъективных тенденциях формирования молодежной субкультуры где смысложизненными понятиями становятся досуг и отдых, превратившиеся в ведущие формы жизнедеятельности молодежи. (Кравченко А. И. 1997, с. 58-59). Ишимская молодежь не стала исключением. 06 этом свидетельствуют результаты опроса старшеклассников. О предпочтениях в сфере досуга: 40 % юношей 39%, девушек выбирают телевизионные передачи, 60,4%, и 73,2% соответственно выбирают общение с друзьями и лишь 16,7% юношей и 19,6% девушек читают книги в свободное время. Единственно, выводит юношей из состояния полной социальной пассивности,это занятия спортом (42,2%). Зато у девушек здесь лишь 5%. При выборе тематики телепередач абсолютные приоритеты в потреблении занимают развлекательные передачи у девушек - 94,5%, у юношей - 80,2%. Характерно достаточно резкое отличие предпочтений в выборе телепередач у юношей и девушек за пределами сугубо развлекательных жанров. Это видно из следующей таблицы. Предпочтения юношей и девушек в выборе телепередач. Таблица 1.
Достаточно красноречивы цифры, говорящие о степени развития самосознания старшеклассников при их самооценки своего интеллекта. Из всей генеральной совокупности (772 старшеклассника) лишь 8,9% оценивают свой интеллект высоко. По выборочной совокупности (427 старшеклассников) г. Ишима этот показатель чуть выше 10,5%. Эти цифры свидетельствуют о высокой степени достоверности показателей пассивно-развлекательных ценностных ориентаций, которые не стимулируют развитие познавательной активности и интеллектуального самосовершенствования возможных только при решении творческих проблем. Способность и тяга к творчеству тесно переплетается с самооценкой. Недооценивающий себя человек ограничен в развитии интеллекта и творческих способностей, а человек, которому в процессе социализации не заложили естественную потребность в творчестве, испытывают болезненную неуверенность в собственных силах, недооценивают свои возможности и это ведет к стиранию индивидуальных неповторимых черт личности, стандартизации ее поведения, потребности быть как все. Именно расхожее представление о том, что нужно "быть не хуже других", подразумевающее "вести себя как все, носить одежду как все" и т.п. лишает человека творческих потенций. Подросток, юноша, говоря и думая это, соотносит себя с определенной референтной группой. Чаще всего это ровесники, имеющие, на его взгляд, преимущества в наборе материальных ценностей, в манере одеваться и вести себя с окружающими. Именно здесь - опасность деградации личности. Тот, кто "не хуже других - никогда не ориентирован на творчество, ибо творец в любой сфере от дворника до художника всегда особенный, всегда не такой как все. Совершенно очевидно, что уровень развития интеллекта тесно связан с нравственными основами личности, то есть степенью ее соответствия гуманистическим общественным ценностям и идеалам. Показательным в нравственной оценке ишимских старшеклассников являются их мечты.Лишь 50,8% мечтают быть хорошими людьми, 44,З% - богатыми, 14,8% - выдающимися. И только 16,7% дали свои варианты ответов, из которых видно, что небольшая часть хотела бы соединить в себе все три качества, или быть одновременно хорошими и богатыми. Из этих же 16,7% достаточно много тех, кто вообще не имеют мечты, то есть не имееют идеалов. Эти показатели свидетельствуют о достаточно бедном нравственном мире многих старшеклассников. Именно в юности, когда обострены все чувства, человек проходит пик в нравственных исканиях, и если ( юности он не поднялся до высот идеальной нравственной нормативности, то затем он ее уже не приобретет, ибо в его " самосознании нет четких нравственных ориентиров и критериев нравственной самооценки, способности соотносить свой нравственный мир с высокими нравственными ценностями. Безусловно, все отрицательные тенденции в социализации личности, созревая, устремляются в ее самую интимную сферу - эмоциональную - и уже оттуда они прорываются наружу в форме социальной апатии, агрессивности и экстремизма, которые становятся укореняющимися свойствами сознании и поведения молодежи, воспринимающей из социальной среды установки на поиск упрощенных путей достижения деятелей, носящих чисто прагматический характер, ограниченный примитивными потребностями. Это усугубляет провоцируемую обществом эмоциональную черствость, ограниченность нравственно-эстетических представлений, в конечном счете, ведущих к нравственной и эмоциональной неадаптированности и постоянному стремлению ее преодолеть. Преодоление идет через процесс удовлетворение одних потребностей и создание условий для возникновения новых. Именно этот процесс формирует в человеке его социальные качества, позволяет ему интегрироваться в искомую социальную группу. Главным индикатором достижения цели являются положительные эмоции. То, какими потребностями довольствуется человек, говорит об его эмоциональной культуре. Каков же спектр потребностей ишимских старшеклассников, куда их ведет "синяя птица" юношеского максимализма, который был свойственнен российскому менталитету, казалось, изначально и вечно. Из всего набора предметов, удовлетворяющих социокультурные потребности, на первое место ставится автомобиль (53,4% респондентов), второе место (37,0%) занимает персональная ЭВМ, на третьем - (20,8%) видеоаппаратура. Существует определенная тенденция зависимости структуры потребностей от социального положения семьи. Самые высокие показатели суммы наличия и потребностей наблюдается у детей учителей (автомобиль - 73,5%, персональные ЭВМ - 47,0% и т. д.) . Совокупность наличия и потребностей у всех социальных групп имеет характерные особенности. Наиболее очевидно это при анализе наличия и потребностей в музыкальных инструментах. Самый низкий показатель дали семьи рабочих (19,5%), самый высокий - учителей (36,7%). Другие располагаются следующим образом: ИТР - 33,З%, комерсанты - 28,1%, служащие - 25,9%, безработные - 27,5%. При этом уровень потребностей в музыкальных инструментах самый высокий у безработных (13,0%) и учителей (13,3%). Однако, у них разная природа потребностей, так как разная степень удовлетворенности: учителя - 28,6%, безработные - 14,5%. Самый низкий уровень потребностей в музыкальных инструментах у детей рабочих (6,9%),при удовлетворенности 12,6%. Характерно, что из набора девяти предметов личного пользования только музыкальные инструменты и персональные ЭВМ удовлетворяют креативные ориентации школьников. Все другие,- потребительского характера, использование которых не развивает творческие наклонности. При этом не велик процент тех, чьи потребности выходят за рамки предложенного набора предметов. В целом, содержание и динамика потребностей свидетельствует об ограниченности интересов и ценностных ориентаций, которые соответствуют стандартам современного потребительского общества и являясь побудительными мотивами социальной деятельности, ограничивают возможности ее развития. Не случайно страдает такой важный компонент эмоциональной сферы личности как самоуважение, предполагающее удовлетворить собой чувство собственного достоинства и дающее возможность считать себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Высокое самоуважение порождает положительные эмоции. Одним из главных показателей самоуважения является самооценка человека в целом и собственного интеллекта, в частности. Лишь 10,5% респондентов высоко оценивают свой интеллект, 63,7% чувствуют себя людьми среднего интеллекта, а 24% вообще не могут дать само в оценку. Усредненная или вообще отсутствующая самооценка у 87,7% говорит об отсутствии у большинства респондентов веры в себя, свои возможности, способности преодолеть недостатки и, следовательно, устойчивое чувство неполноценности, ущербности, невозможности жизненного успеха становятся, существенными показателями самосознания личности. Видимо, здесь и лежит причина ограниченных социальных потребностей, удовлетворение которых не потребует тяжелого интеллектуального труда и высоких жизненных стандартов содержанием которых является творчество. Усредненность самоидентификации влияет и на выбор в сфере досуга. И общего числа респондентов 43,5% предпочитают смотреть телевизор, 67,4% - общаться с друзьями, 23,4% - заниматься спортом и лишь 1,8,2% читают книги. Подрастающее поколение ощущает себя невостребованным, как бы "заброшенным" взрослыми, не способными и не желающими помочь им интегрироваться естественным способом в большое общество. Это заставляет молодых объединяться в субкультурные группы, где они удовлетворяют их потребности в общении, интеграции и противостоянии давлению общества. Часто подростково-молодежные группы носят антиобщественный характер, где ложный коллективизм, романтика и жестокость формирует примитивный уровень мышления и преступный тип поведения. Практически все старшеклассники чувствуют социальный и психологический дискомфорт типичный для маргинальной личности, испытывающей затруднения в процессе социальной адаптации. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: "Что Вас лично тревожит сейчас?" 63,0% тревожатся за свое будущее, 21,8% респондентов волнует их отношение с людьми, 8,7% - проблемы собственного характера и 42,4% - озабочены учебой. В сущности, всех тревожит одно: личное будущее и даже учеба волнует большинство лишь с точки зрения возможности чувствовать себя интегрированными в конкретную социальную группу в соответствии с инстинктом социального самосохранения. Следовательно, абсолютное большинство старшеклассников замкнуты на себе и своих проблемах, испытывая аутсайдерский комплекс страха перед будущим. Это свидетельствует о слабом влиянии позитивных механизмов социализации, их бессилии перед объективными процессами социокультурного кризиса, которые ограничивают возможности позитивной социальной самореализации личности. |