Реферат: Совместные предприятия и перспективы их развития

Название: Совместные предприятия и перспективы их развития
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

П Л А Н:

1. Введение. Понятие совместного предпринимательства.

2. 4 основных признаки классификации СП:

а). местонахождение

б). структура партнеров

в). доля участия партнеров в капитале СП

г). вид деятельности

3. Предпосылки для создания СП и связанные с ним трудности

4. Трудности и перспективы

5. Заключение. Пять лет совместного предпринимательства.

В западной литературе термин "джоинт-венчур" (joint-venture) возник в Великобритании для определения объединений "Мерчант Венчерс" или "Джентлмен Адвенчерс", занимавшихся заморской торговлей в XVI и XVII веках. Совместная закупка товаров, их перепродажа с учетом риска и потерь представляли собой объединения типа "эдвенчерс" (adventures). Именно из подобных форм договоренностей впоследствии появились "джоинт сток компаниз" (joint stock companies), ставшие предпосылкой к возникновению юридических лиц с ограниченной ответственностью и "инкорпорэйтед джоинт сток кампаниз" (incorporated joint stock companies).

Что касается определения понятия "совместное предприятие", то и в экономической, и в юридической литературе отсутствует терминалогическое единство: можно встретить использование определений "смешанное общество", "смешанная компания", "смешанная фирма", "совместное предпринимательство", а также "предприятие совместного владения". Для совместных предприятий, используемых в отношениях "Запад-Запад" и "Север-Юг", наиболее употребительны термины "совместная компания" или "смешанная компания", а также, в последние годы, - "совместное предприятия" или "джоинт венчур".

Это связано с правовыми аспектами вопроса.

Впервые вопрос о концессиях был поставлен на I съезде Совнархоза РСФСР 26 мая 1918 г. Были выдвинуты общие условия предоставления концессий, из которых следовало, что соглашения о концессиях заключаются только на определенный срок и для создания новых предприятий с учетом общего плана развития производительных сил России; концессии подчинялись нормам социального, промышленного и торгового законодательства советской России; концессионеры обязаны были уступать определенную часть продукции правительству РСФСР по рыночной цене. Концессиям не отводилась роль главного и единственного способа улучшения положения в промышленности.

В Декрете Совета Народных Комиссаров об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г. говорится: "Процесс восстановления производительных сил в России, и вместе с тем и всего мирового хозяйства, может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки естественных богатств России". Концессии должны были предоставляться в целях развития производительных сил советского государства и координироваться с планами развития народного хозяйства. Именно в этих целях привлекался иностранный капитал, инвестируемый в концессионные предприятия.

Совместные предприятия различаются в зависимости от того где, с кем, с какой долей участия партнеров и с какой целью они создаются.

С учетом этого можно выделить 4 основных признака для характеристики совмесиных предприятий, а также их классификации:

1. Местонахождение совместного предприятия. При организации совместного предприятия хотя бы один из партнеров является представителем иностранного государства. Ряд российских и зарубежных экономистов относят к совместным предприятиям такие, в которых участвует лишь национальный капитал, представленный как частными, так и государственными вкладами. Это, на наш взгляд, не совсем правильная точка зрения, так как такого рода прелприятия необходимо отнести к предприятиям смешанной экономики.

2. По признаку принадлежности участников к различным странам совмстные предприятия можно подразделять на 4 типа:

a). Промышленно развитые страны - промышленно развитые страны или отношения "Запад - Запад";

б). Промышленно развитые и развивающиеся страны - отношения "Север - Юг);

в). Бывшие страны социалистического лагеря и промышленно развитые капиталистические страны - отношения "Восток - Запад";

г). Бывшие страны социлистического лагеря и развивающиеся страны.

2. Структура партнеров. Могут быть рассмотрены 3 основных типа совместных предприятий:

а). С участием лишь частного капитала (преимущественно в развитых капиталистических странах);

б). С участием частных фирм и государственных предприятий и организаций.

Этот вариант распространен при создании СП в развивающихся и бывших социалистических странах. Созданы также предприятия с местонахождением в западныых странах с целью сбыта и послепродажного обслуживания экспортной продукции партнера из бывшей соцстраны; в). С участием национальных и международных организаций.

3. Доля участия партнеров в капитале совместного предприятия. Здесь также рассматриваются 3 варианта, имеющие свои преимущества и недостатки:

а). Участие на паритетных началах. Эта форма распротранена в промышленно развитых странах, когда СП создается почти исключительно из предпринимательских мотивов при участии равных по значению партнеров. Равная доля участия в капитале СП рассматривается как доказательство равноправного сотрудничества и взаимного признания партнеров и тем самым представляется идеальным решением организации СП. Однако такое сотрудничество имеет и негативную сторону в том случае, когда одному из партнеров необходимо взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса (отсутствие "лидера" в конфликтных ситуациях).

Создание СП на паритетных началах может также являться следствием правового регулирования, по которому участие зарубежного партнера не должно превышать долю местного партнера. В связи с этим можно отметить, что местные правительства все больше и больше стремятся к национализации экономики, поэтому существует тенденция к установлению большей доли капитала местного партнера.

Нарушается равное деление капитала между партнерами, если для развития СП необходимы дополнительные капиталовложения, а один из партнеров (обычно местный) не в состоянии увеличить долю своих капиталовложений в целях сохранения паритета. Такая ситуация может привести и к конфликту, если большее участие иностранного капитала заперщено в законодательном порядке;

б). Большее участие иностранного капитала. Эта форма имеет место, когда иностранный партнер стремится обеспечить максимальный контроль за деятельностью СП. Большее участие иностранного капитала необходимо также в том случае, когда местный партнер не располагает финансовыми средствами, чтобы увеличить свою долю в предприятии.

Для таких СП отрицательным моментом является то, что местные власти рассматривают подобное СП не как национальное, а как иностранное предприятие, и могут отказать ему в предоставлении определенных льгот. Иногда для устранения этого недостатка иностранные предприниматели пытаются переложить на плечи местного партнера текущее управление СП, свою собственную деятельность ограничивая контролем. В этом случае в оперативные отношения с государственными органами вступает только местный партнер;

в). Меньшая доля участия иностранного партнера. Такого рода участие в СП, по мнению некоторых бизнесменов, является неблагоприятной формой, учитывая стремление западных фирм к контролю над деятельностью СП. При этом иностранные инвесторы устанавливают строгую взаимосвязь между доей капитала и правом контроля, правда, без учета специальных оговорок в соглашении. Так, например, К. Зайберт в книге "Совместные предприятия как стратегический инструмент в международном маркетинге", пишет, что "право на управление может быть установлено договором о порядке деятельности совместнных предприятий вне зависимости от доли капитала, или даже путем заключения соглашения в области "ноу-хау", или лицензионного соглашения". Дополнительные соглашения такого рода легче заключить в том случае, если местный партнер нуждается в технологии и "ноу-хау" иностранного участника.

Зарубежные инвесторы были вынуждены подчас смиряться с меньшей долей своего частия в капитале СП, особенно в странах, где предпринимаются значительные меры по национализации экономики. В противном случае они могли понести убытки вседствие дискриминации, официальных регламентаций, которые ограничивают деятельность СП.

СП, в капитале которого иностранный партнер имеет меньшую долю участия, по своему характеру является более близким к национальнымм предприятиям и вседствие этого пользуется различными льготами, предоставляемыми государством, местными властями, полнее использует местную рабочую силу, сырье, а также возможности сбыта продукции на местном рынке.

В настоящее время эти ограничения устранены.

4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров рассматриваются следующие типы СП:

а). СП научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продутов, "ноу-хау", оборудования и т.п.;

б). СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырбя, рабочей силы местного происхождения и т.д.;

в). Закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

г). Сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах.

д). Комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.

Отдельные виды СП отражают различие интересов партнеров, а также формируются в рамках весьма сложных и разнообразных законодательных и нормативных регламентаций в странах местонахождения СП.

СП могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров.

Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхола на новые рынки, преодаления протектионистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Подготовка соглашений по СП начинается не с переговоров и заключения договоров о создании СП. Переговорам об окончательном заключении договора о СП предшествуют многочисленные подготовительные работы. Во-первых, необходимо проработать, различные варианты форм деятельности и возникающих рисков о деятельности СП. Эти проработки осуществляются либо самостаятельно в стране нахождения будующего СП, либо с помлщью зарубежных консультантов.

Проработка охватывает различные аспекты: часто требуются исследовать рынок и доступ к нему, иногда на первом плане находятся технические и организационные вопросы. Возможно также, что необходимо провести оценку сырья и его пригодность для проекта, что подчас требует значительных затрат. Такие проработки проводятся во многих странах с разрешения властей. Банки, от которых ожидается финансирование, в свою очередь, требуют обоснования для выдачи кредита. Уже вр время предварительных работ, таким образом, могут возникать значительные расходы, хотя бывает что вопрос об окончательной реализации проекта еще не решен.

Наиболее сложным случаем является объединение партнеров, которые различаются деловым статусом, финансовыми ресурсами, принадлежат странам с различным социальным устройством. Во время переговоров с участием предпринимателей и юристов, стороны должны получить уверенность в совместимости своих целей и методов ведения дел в рамках СП.

С практической точки зрения, участие местного партнера в СП дает возможность иностранному предпринимателю легче утвердится на местном рынке. Иностранный партнер получает связь с поставщиками, устанавливает контакты с органами власти, с банками, с соответсвующим кредитным потенциалом, получает возможность лучше узнать внутренний рынок рабочей силы и структуру профсоюзов, приобретает опыт по ведению кадровой политики, а также имеют возможность использовать местный рынок сбыта. По подсчетам западных экономистов 72% всех опрошенных фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании СП.

Независимо от мотивов, совместное предприятие представлят собой средства достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно. Это является главной оттличительной чертой и осноовным преимуществом такой формы сотрудничества.

Говоря о целях, преследуемых самим совместным предприятием, следует определить характер и масштабы предпологаемого предприятия, а также те надежды, которые возлагают на него партнеры. К примеру, если компания имеет действенные средства анализа потенциального рынка сбыта своей продукции за рубежом, договор о продаже лицензии или обычный договор купли-продажи может оказаться более выгодным чем совместное предприятие, которое, как правило, предполагает более длительный срок сотрудничества и существенную мобилизацию ресурссов.

Разнообразие экономических ситуаций и интересов, преследуемых СП, ведет к тому, что юридические структуры, в которых они должны быть реализованы, могут быть самыми различными. Общим для всех СП является то, что несколько партнеров основывают совместное предприятие и образуют при этом объединение, которое юридически является выразителем интересов партнеров. Сотрудничество и соотношене сил партнеров в рамках такого объединения может быть в каждом конкретном случае различным. Как правило, сложно выбрать структуру, соответствующую общим юридическим условиям (местная система правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений, местное законодательство об инвестициях, местное хозяйственное право и т.д.) которая учитывает в равной степенни различные интересы участников и, несмотря на различия местных интересов, делает возможным их сотрудничество.

Одной из первостепенных задач при определении формы и содержания договора является преодоление разногласий не только явных, открытых, но прежде всего скрытых. Чем различнее у партнеров взгляды, тем более опастность скрытых разногласий.

Много подобных трудностей возникает при создании западными фирмами СП в бывших соцстранах. Чем больше различий в правопорядках и хозяйственных системах сотрудничающих стран, тем больше необходимость предвидить скрытые разногласия. Чем лучше создатели договора знают правовую и хозяйственную системы выбранных стран-партнеров, тем скорее их попытки создать СП увенчаются успехом.

Для орпеделения формы и содержания договора требуются глубокие знания в области международного права, а также особенностей страны, в которой будет расположено СП. Обычно СП организуется в стране, разработавшей проект такого СП. В правовых нормах, регулирующих форму товарищества, необходимо уточнить, гарантирует ли действующее в стране закконодательство полную ответственность членов СП по обязательствам или ограничение ответсвенности. Это не обязательно должно иметь место в каждом случае. Необходимо учитывать не только вопрос об ограничении ответственности. Законодательство многих стран предусматривает несколько типов обществ. Например, широко распространены акционерные общества с ограниченной ответственностью или акционернные коммандитные товарищества. Необходимо выяснить, гарантируют ли действующие правовые нормы достаточную гибкость в оформлении договора о торговом товариществе применительно к принимаемой правовой форме, чтобы в отдеьных случаях при необходимосто иметь возможность изменить структуру СП.

На выбор правовой формы оказывает воздействие ряд вопросов, в том числе возможность передачи права участия в СП с согласия коллективного органа товарищества и возможность акционеров-участников товарищества требовать от руководства предприятия необходимую информацию. Многие правовые системы содержат в этих целях определенные предписания. Для выбора правовой формы могут иметь значения также вопросы, касающиеся обязанности партнеров осуществлять ежегодные публикации. Наконец, немаловажную роль играют также налогово-правовые вопросы.

При выборе конкретной правовой формы возможны отклонения и отступления в целях выработки гибкого договора. Основной договор по созданию СП, состоящий из обязательных частей и устава, закрепляет цели, задачи, форму деятельности СП и соотношение долей партнеров в капитале предприятия. Точная формулировка целей уменьшает риск последующих неправильных интерпретаций этих целей.

Договор о создании СП содержит различные аспекты, в том числе определение формы, типа СП, вопросы, касающиеся валютных ассигнований, управления и контроля за деятельностью СП. Детального изучения требует в каждом отдельном случае налоговое право страны, в которой будет организовано СП и где будет находиться его руководство. В рамках положений об инвестициях во многих странах гарантируются налоговые льготы, действующие в течение определенного периода. Необходимо отметить при этом, что налоговые льготы, гарантируемые во многих странах, идут на пользу самого СП, на пользу участвующих в нем партнеров.

При организации совместного предприятия партнеры вносят вклад в виде материальных и нематериальных ценностей в собственность такого предприятия в обмен на право участия в нем. Обычно этот вклад облагается налогом. Каждый партнер предпочитает сделать свой вклад в виде технологии или других материальных и нематериальных ценностей, имеющих более низкий уровень их налогового облажения.

Таким образом, общий договор, который заключается для создания СП и состоит из нескольких договоров, представляет собой многогранный комплекс договоренностей, в котором различные договоренности и оговорки к ним в совокупности представляют собой сложное переплетение прав и обязанностей, целью которого является сбалансирование различных интересов партнеров для успешного и плодотворного практического сотрудничества. Необходимо учитывать, что законодательные предписания, различные разрешения и содержащиеся в них условия могут зависеть от государственных органов, а также от международных государственных договорв. При заключении комплекса договоров о создании СП можно быстро натолкнуться на чрезвычайно сложные вопросы. При разработке такого договора необходима огромная тщательность, чтобы совместное предприятие стало действительно совместной деятельностью, а не совместной авантюрой. СП является формой сотрудничества, которая должна придерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой. Наряду с юридическими производственно-экономическими и техническими аспектами нельзя также недооценивать этот социальный аспект. Даже самый лучший договор не сможет заменить этот фактор.

СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В 1990 году был проведен экспертный опрос 50-ти директорв СП. Эксперты - директора СП - мужчины около 40 лет, как правило, с техническим, гораздо реже с экономическим образованием (хотя многие заканчивали еще и академию внешней торговли), но с большим опытом хозяйственной и экономической деятельности. Последнее место работы перед СП - руководящий пост в государственном учреждении, связанный с коммерцией либо экономической деятельностью (25 случаев). Некоторые работали за границей в советских торговых представительствах. Из 50-ти семеро имеят ученую степень кандидата наук. Люди общительные, широко мыслящие и легко формулирующие проблемы. Характер, как правило, умеренно-оптимистичекий, отношение к проблемам спокойное, без паники.

Как и прежде не удовлетворяет законодательство

К самым неприятным явлениям все без исключения относят проблему законодательства, причем за два года количество вариаций на эту тему возросло с 17 до 24. Раньше законодательство СССР казалось непредсказуемым, нестабильным, неясным, отмечалось бесправие западных партнеров и отсутствие каких бы то ни было гарантий инвестиций, а также общая его неблагожелательность по отношению к СП. Два года спустя осталось все вышеперечисленное, причем непредсказуемость, нестабильность, и неясность упоминаются как проблема гораздо большим количеством экспертов. Новые законы также противоречивы и малопонятны. "Раньше законодательство было ущербным, но все же по-своему логичным, теперь-же полная анархия", - говорит директор СП "ДИАПЛЮС" Константин Ажаев. Кроме того, заметно еще одна, очень симптоматичная тема - законодательный проистеккает в тайне, нет достоверной информации о выходящих и готовящихся законах.

Загадочный "советский характер" оказывается существует

Пропаганда многие годы твердила о новом типе человека, о новом характере, взращенном советской властью... Увы, это оказалось совершенной правдой: советскийй характер - проблема для бизнеса! Главные его черты, по мнению директоров СП, следующие: необязательность, отсутствие порядочности и деловой этики, неумение и нежелание работать, психологическая неготовность к самостоятельности, жадность до легких денег. "Все норовят "слупить" деньги, кто как может, - сетует директор СП "Гринфилд" Михаил Филиппов, - а дальше хоть трава не расти! Сложными проектами никто не занимается". Плюс полная экономическая безграмотность. И это не долгие рассуждения, а каждодневная, материальная реальность, это ландшафт, на котором приходится строить здание бизнеса. Если в 90-м году не было ни одного упоминания о трудностях подобного рода (настоящая работа, видимо, тогда еще не началась), то теперь эта тема заняла прочное место - 18 упоминаний из 50-ти.

Взятки желают получать в долларах

Директора привыкли к даче взяток... Обычное явление в муниципальных органах, государственных организациях, на таможне, где взяточничество начинается прямо со сторожа на воротах (трое директоров, не сговариваясь, определили именно эту фигуру как очень значимую на таможне), причем эта же ситуация была и в июне 90-го года! Возмущает их уже не сам факт взяточничества, а размер взяток и, главным образом то, что стало повсеместно доброй традицией "доброй традицией" - с СП взятки брать только валютой. Можно понять негодование директоров. Если два года назад у СП были кое-какие валютные льготы, то теперь они уравнены с прочими организациями, имеющими валюту. Но традицию уже трудно перелломить.

Новые ноты в теме налогов

За два года несколько трансформировались тема налогов. Раньше трудность заключалась в одном: налоги были непомерно высоки. Теперь эта тема значительно расширилась: СП, как уже упоминалось, уравняли с другими предприятиями и налог берут с первого же дня. Условия, по мнению директоров, явно невыгодные для СП: "Корову надо сначала накормить, а уже потом доить", - резюмировал директор СП "Соввентекстиль" Армен Агабабян. Кроме того, со времени первого опроса отмечается чрезвычайное усложнение и непредсказуемость налоговой системы. Мало кто понимает, как платить налоги, как их высчитывать, а работа налоговых служб безобразная. В результаие все хитрят с налогами, а это отнимает время и силы. В накладе остаются и СП, и государство.

С валютой стало посвободнее, но ее мало

Эта тема, а ее коснулось 6 человек в 90-м году и 11 в 91-м, внушает некоторый оптимизм. Если два года назад жаловались на принципмальные трудности, на то, что валюту нельзя купить на рубли, ее нельзя вывозить, использовать в виде зарплаты, то теперь все одиннадцать директоров сетуют только на то, что валюты у них маловато и хотелось бы больше. А это значит, что аппетиты растут, что СП - организм здоровый. Хотя и сильно нуждающийся в законодательной, юридической доработке. Другие формы бизнеса (товарищества, акционерные общества и пр.), получившие юридический статус позже, имеют теперь гораздо больше прав. Что, конечно, несправедливо.

Удручает некомпетентность чиновничества

Бесследно исчезли главные темы прошлых опросов - монополия МВЭС, Минфина, Внешэкономбанка, административно-командная система, сетования по поводу отсутствия бирж. Зато появились новые - слишком много бирж лишь вздувающих цены. Нет помощи со стороны правительства. Экономическая анархия. В большинстве новых банков полный напрофессионализм. Отсутствие нормально работающего бюрократического аппарата. "Старый аппарат многое знает и умеет, но работать не хочет, "не заинтересован", говорит директор СП "Оптим-Maвeг" Валерий Силин. Как видим, ситуация в бизнесе меняется стремительно, но количество трудностей не уменьшается, а увеличивается. В 1990 году в качестве проблемы была названа всего 91 тема, а в 1992-ом - уже 131! Слишком резкие перемены пока еще не приносят плодов, а лишь сильнее раскачивают лодку бизнеса в России.

ПЯТЬ ЛЕТ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Пять лет назад, 12 мая 1987 года, в Советском Союзе было зарегистрировано первое за полвека совместное с инофирмами предприятие - "Литтара Воланпак".

В конце 1987 года в стране существовало 23 СП, 2 года спустя к ним добавилось еще 1083. В настоящее время на территории бывшего СССР зарегистрировано более 6000 предприятий с участием компаний более 65 стран мира.

Более 80% зарегистрированных СП созданы при участии капитала развитых промышленных стран: Германии, США, Великобритании, Финляндии, Италии.

Реально функционирующий в экономике бывших советских республик капитал СП составляет более 1 миллиарда долларов. Вклады зарубежных инвесторов в имущество совместных предприятий превышают 3 миллиарда рублей, а общая сумма отечественных и зарубежных вкладов в уставные фонды СП - свыше 8 миллиардов рублей.

В СП работает свыше 200 тысяч сотрудников. 95% персоналов - граждане государств Содружества. В 1991 году произведено товаров более чем на 13 миллиардов рублей (в ценах 1991 года).

Одна шестая часть СП с капиталом, состовляющим почти треть их совокупного уставного фонда, действует в базовых отраслях экономики. Еще около 18% совместных предприятий (9,9% инвестиций) специализируются на оказании консультационных, инжиниринговых услуг, подготовке кадров и рекламной продукции и т.п.