Доклад: Качество продукции: разрешение внутренних и международных споров
Название: Качество продукции: разрешение внутренних и международных споров Раздел: Рефераты по экономике Тип: доклад |
В последнее время во всех странах мира проблема повышения качества промышленной продукции приобрела чрезвычайное значение. В ряде стран она стала разрабатываться на государственном уровне и составила основу национальных экономических программ. Уже давно и небезуспешно ведутся работы в области теории и практики управления качеством продукции. Важным свидетельством усиленного внимания к проблеме качества является опубликованный в печати “Проект закона о качестве и защите прав потребителя”. От всех предшествующих правовых актов по вопросам качества новый закон отличается, прежде всего, тем, что в нём не только определена и юридически закреплена современная политика нашего государства в этой области, но и установлены экономические, организационные, правовые и социальные основы отношений между всеми участниками разработки, производства и использования высококачественной продукции. Важнейшими в нём являются положения, определяющие приоритет потребителя в вопросах качества продукции и обеспечивающие экономическую заинтересованность всех участников производства в создании, выпуске и использовании высококачественной продукции. В последнее время проблема качества резко обострилась. Есть несколько объективных причин, которые потребовали особого внимания к проблеме качества продукции, особых усилий для её разрешения. Основными причинами являются следующие: 1. Прежде всего высокие темпы научно-технического прогресса привели к появлению принципиально новых видов изделий, резкому усложнению их конструкций, созданию и широкому освоению сложных технических систем. Усложняются технологические процессы, появляются новые методы и способы переработки исходных материалов. Создаются новые раннее не известные материалы. 2. На международном рынке обострилась конкуренция, которая, как известно, зависит от уровня цен и качества предлагаемых товаров. На первом месте по этой причине в конкурентной борьбе вышло качество продукции. Побеждает тот, кто предлагает продукцию высокого качества по умеренным ценам. Из этого правила нет исключения, и с этим надо считаться. Чтобы торговать, иметь валюту и покупать за рубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты. Проблема качества продукции является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития. Управление качеством продукции является составной частью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся. Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д. Механизм управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах. При изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции. За исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие. Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых. Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу, удару. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов существенно снижает их ударную вязкость. Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью количественных показателей качества. Итак, первый элемент государственного механизма управления качеством - стандарты , концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное - в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве. Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции. В свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции, регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования. Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции смежников. Второй элемент механизма управления качеством - планирование , которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. Третий элемент государственного механизма управления качеством продукции - оценка качества продукции методами контроля , испытаний и сертификации . В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильно действовать сам экономический механизм. Под сертификацией продукции понимают установление соответствия отечественной продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между изготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия качества, для изготовителя - гарантия успеха. Вопросы сертификации продукции очень актуальны для западных фирм. Что касается отечественных предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них, которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции их контакты с внешним рынком будут убыточными. Обязательной сертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования по безопасности для здоровья и жизни людей и экологии. Сертификация продукции базируется на результатах её испытаний. Мировая практика свидетельствует о том, что объективная оценка качества может быть достигнута только при её проведении специальным органом, независимым от разработчика и изготовителя продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимых сертификационных центров, соответствующих международным требованиям. Необходимым элементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков, цехов и производства в целом. Обязательным требованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов на закупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятии системы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых странах мира не жалеют средств на разработку и внедрение стандартов, устанавливающих требования к системам управления качеством продукции на предприятиях, в частности, стандартов ИСО серии 9000. Внедрение этих стандартов и гарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу нашей продукции на внешний рынок. Высокое качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс. Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как именно в этот момент определяются главные свойства и параметры будущей продукции. Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер технологической подготовки производства продукции. Современные металлургические и машиностроительные предприятия не могут достигнуть требуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателей и их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контроля качества продукции. Возросшие требования к металлопродукции со строго регламентированным составом и заданными физическими свойствами вызывают необходимость повышения точности определения и регулирования её химического состава, содержания вредных примесей и неметаллических включений, тщательного контроля химических и физико-механических свойств. До сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства. По всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что из многих рекомендуемых средств достижения качества продукции первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне - тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокое качество. Вывод однозначен: ставку надо делать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех “p”: “peopl-product-profit” (человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видите, человек, работник, а следовательно, его квалификация и положительные личностные качества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к сотрудничеству и дух соперничества. Однако всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции. Для предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получение максимально полной информации о системах сертификации продукции, действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические документы (международные стандарты). Одной из таких организаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ), занимающаяся общими вопросами регулирования международной торговли. В состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности стали разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений обязывающего характера для входящих в нее стран. Помимо межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них - материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы. Другой межправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимает активное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран. На региональном уровне вопросами организации сотрудничества между странами в области сертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции занимаются региональные межправительственные организации, в том числе региональные экономические комиссии ООН. Среди них необходимо в первую очередь отметить ЕВРОПЕЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ООН (ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами стран Европы. В целом можно сделать вывод о быстром росте числа соглашений о взаимном признании, совершенных в целях ликвидации технических барьеров в торговле, совершенствование форм и методов сотрудничества. Литература: 1. “Основы управления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 1. Качество и управление качеством продукции. Москва 1990 2. “Основы управления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 2 Контроль качества продукции. Москва 1990 3. “Основы управления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 3. Сертификация продукции. Москва 1992 |