Реферат: Внешнеэкономические связи Индии
Название: Внешнеэкономические связи Индии Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ 2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях 2.1.1. Участие госсектора в экспорте 2.1.2. Участие госсектора в импорте 2.2. Экспорт государственного и частного капитала 2.3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономических связях современной Индии 3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 3.1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны 3.3. Советско-индийские торгово-экономические отношения 3.4. Индия и страны Восточной Европы 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. ТАБЛИЦЫ 5.1. Структура импорта 5.2. Структура экспорта 5.3. Отраслевая структура зарубежных инвистиций индийских компаний 1985 г. 5.4. Крупнейшие частные международные инвеститоры Индии (1985 г.) 5.5. Непогашенные иностранные инвистиции в Индию 6. Список использованной литературы. 7. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой. Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутреэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора. Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования. Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств. Преодолевая явное и скрытое действие империализма, Индия ведет борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономических связей, важнейшими элементами которых являются внешняя торговля, получение иностранной технической помощи на межправительственной основе, а также инвестиции иностранного частного капитала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере укрепления национальной экономики. К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР. Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов. Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправительственной основе. Следует отметить роль государственной помощи стран Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство при их содействии машиностроительных, химических, металлургических предприятий, атомных электоростанций, учебных и научных центров укрепило, а в ряде случаев заложило практически на пустом месте базу научно-технического прогресса страны. В настоящее время в связи с коренными изменениями, произошедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Индии приходится заново переориентировать свои экономические связи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капиталистическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укрепления собственной производственной базы и некоторые экономические трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития. Использования Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей. Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала. Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия. 2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях Значение внешнеэкономических связей для национальной экономики Индии обуславливает весьма активное участие государства в их развитии и повышении эффективности воздействия на внутриэкономические процессы. В этих целях государством используется широкий арсенал средств, начиная от косвенных методов регулирования деятельности частного капитала на мировом рынке до прямого участия в осуществлении внешнеэкономических программ. 2.1.1. Участие госсектора в экспорте Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных усилий частнопредпринимательских кругов Индии, на долю которых приходится около 80% стоимости национального вывоза, могут быть разделены на три основные категории. К первой из них относятся финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д. Так, в середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субсидию в размере 5-25% цены при экспорте товаров. Вторая категория государственного стимулирования частных экспортеров включает в себя валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д. Примером такого рода государственного стимулирования может служить решение министерства торговли Индии принятое в сентябре 1975 года и разрешающее крупным национальным частным экспортерам увеличить валютные затраты на импорт таких товаров, как медь, белая жесть, сырая шерсть и некоторых других для производства товаров на экспорт. В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой валюте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспортировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лмцензий не ограничивались. Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г.Т.К.). Экспортная деятельность Г.Т.К. характеризуется весьма высокими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего национального экспорта. Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребителями продукции индийского машиностроения, металлообработки, металлургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в основном действуют государственные промышленные компании. Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положитель ным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом. Во-первых, при активном участии государственного сектора в экспорте страны произошло увеличение удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во вторых, в руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции государства в экспортной торговле оказало важное положительное влияние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конкурентноспособности ее товаров и увеличение экспортных поступлений. 2.1.2. Участие госсектора в импорте Как и экспортной торговле воздействие государства на развитие импорта проявляется, во-первых, через систему государственного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного участия государственных внешнеторговых компаний и предприятий государственного сектора в осуществлении импортных операций. Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным. Экономному расходованию валюты при одновременном стимулировании экспорта, призваны содействовать и другие меры государственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт. Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление: - высоких таможенных пошлин; - импортных квот; - прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны. Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий. Огосударствливание импорта непосредственно сказывается на характере участия Индии в мировой торговле, в международном разделении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте Индии достигается более рациональное импортной торговли в общенациональных интересах, ограничивается отрицательное воздействие монополий на хозяйственное развитие страны. 2.2. Экспорт государственного и частного капитала Оставаясь крупнейшим среди развивающихся стран потребителем заемных средств на мировом рынке ссудного капитала, Индия в тоже время начинает все увереннее выступать в качестве международного кредитора по отношению к другим, экономически менее развитым освободившимся государствам. Это прямой результат ускорения темпов развития национальных производительных сил и укрепления капиталистических отношений в экономике страны. Одновременно вывоз капитала отражает и глубокую противоречивость экономического развития Индии, обусловленную сохранением многоукладности экономики и относительной узостью внутреннего рынка. Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относительно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развитого капиталистического государства. Общий объем прямых заграничных инвестиций был в 1986 г в 1800 раз меньше. чем из США и в 2000 раз меньше, чем из Западной Европы. Такая разница вполне закономерна и определяет соотношение сил и возможностей индийского и западного капиталов. Более 3/4 вывоза индийского капитала приходится на два десятка самых мощных национальных частных и государственных капиталов. По всем основным признакам их следует отнести к капиталистическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками, страховыми компаниями и транспортными агенствами, на их предприятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монополий "БИРЛА", "ТАТА","ТХАПАР","СИНГХАНИЯ"; некоторые из них входят в число богатейших корпораций мира. Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географии: он ориентирован главным образом на рынки развивающихся стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых зарубежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австралии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический потенциал и производственно-техническая специализация имеют больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным образом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бумажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те производства, которые уже сложились "дома", сформировав достаточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограниченность внутреннего рынка. Весьма показательным представляется необычайно высокий уровень концентрации зарубежных капиталовложений в руках горстки крупнейших "промышленных домов". Достаточно отметить, что, хотя в число международных инвеститоров входит уже более 120 индийских фирм, на пятерку крупнейших из них в 1986 году приходилось 48% индиийского акционерного капитала, вложенного в зарубежные предприятия, а на первую десятку 60%. Именно крупнейшие "промышленные дома", занимающие доминирующие позиции в индийской экономике (первые 20 из них контролируют 50-60% всего корпоративного сектора, а две крупнейшие группы - "Бирла" и "Тата" - около 20%), первыми почувствовали узость внутреннего рынка и неизбежность вступления на путь внешней экспансии. Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписываются в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производства . Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репутацию технологических лидеров среди новичков международного бизнеса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, производящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной технологии, крупных масштабов производства, где все время необходимо идти в ногу со временем. Важной особенностью международной деятельности индийских монополий является преобладающая ориентация их иностранных предприятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на миро вом рынке и добившиеся необходимой конкурентноспособности, переносят свое производство за границу ,несмотря на более высокие издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы узкого национального рынка. Весьма показательно непосредственное участие в инвистиционных операциях за рубежом компаний индийского государственного сектора. Причем, если контролируемые государством экспортеры предпринимательского капитала из других развивающихся стран действуют, как правило, в добывающей промышленности или в среде услуг, то в Индии существует ряд государственных компаний, оперирующих в современных отраслях обрабатывающего сектора. Так государственная компания "Хиндустан машин тулз", размер инвестированного капитала которой составляет 4,85 млн.дол. (1984 г.), имеет крупные станкостроительные заводы в Нигерии и Кении, а также предприятия в США и Сингапуре, занятые приспособлением производимых индийской компанией станков с ЧПУ к работе на базе американских и японских ЭВМ. Другая государственная компания "Фертиплайзер корпорейшен" располагает гигантским комплексом по производству удобрений в Саудовской Аравии. 2.3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономических связях современной Индии Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом постоянно находятся в центре внимания индийского государства при решении главных проблем национального хозяйственного развития. По отношению к иностранному частному капиталу определяющим направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев индийского населения, за исключением монополистической верхушки буржуазии, является курс на установление эффективного контроля над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает деятельность иностранных частных инвеститоров определенными отраслями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмотря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы роста иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. Причина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным американского журнала "Business international" (1985) средняя прибыль американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984). Противоречия между государственной политикой установления контроля над частными иностранными инвестициями и фактом абсолютного их роста в индийскую экономику лишь кажущиеся. Дело в том, что наряду с мерами по ограничению иностранного частного капитала индийским государством предпринимались и продолжают предприниматься попытки по использованию иностранных капитальных вложений в целях усиления темпов национального хозяйственного развития. Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предоставление фирмам определенных, иногда значительных льгот. Нажим иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, возникают внутринациональные споры и конфликты. Индийское правительство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на более выгодных для государства условиях, путем заключения договоров о финансовом и техническом сотрудничестве. При анализе отраслевой структуры соглашений по финансовому и техническому сотрудничеству обращает на себя внимание тот факт, что более половины (57,5%) приходится на машиностроение, приборостроение и станкостроение. Значительная часть соглашений была заключена в области химии, производства медикаментов и удобрений (14%). Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимоотношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не имеющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности, иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения для национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (косметика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности). Несмотря на отдельные отрицательные стороны соглашений о сотрудничестве с иностранным капиталом, индийское правительство намерено их использовать и в первую очередь для получения новейшей зарубежной технологии. Таким образом, основной задачей индийского государства в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с привлечением в экономику страны иностранного капитала, является более эффективное использование зарубежных финансовых средств на благо национальной экономики. 3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 3.1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами Индии являются США, Япония и страны ЕЭС. Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических связей, Индия по прежнему реализует значительную часть своих традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в Индию. Развитые капиталистические страны важные поставщики на индийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и промышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономических связях Индии определяется еще и тем, что они, а также находящиеся под их контролем международные финансовые организации МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отметить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего долга среди развивающихся государств (829 млрд.рупий, 1989 г.), что является тяжким бременем для ее экономики. Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление национальной промышленной базы в результате индустриализации сельскохозяйственного производства, а также переориентация Индии в области географии внешнеэкономических связей с акцентом на развивающиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сократить зависимость от развитых капиталистических государств, доля которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в 1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капиталистических стран и в экспорте. Стремление Индии вырваться из зависимости от развитых капиталистических стран выражается также в ее усилиях по улучшению структуры национального экспорта в направлении увеличения вывоза готовых изделий по сравнению с сырьем и полуфабрикатами. Однако несмотря на принимаемые меры от 60% до 70% общей стоимости (1987) экспортной торговли Индии с США, ее крупнейшем партнером на мировом рынке, приходится на традиционные товары: джутовые изделия, ткани, орехи, чай, кофе и т.д. Новые для Индии товары, и в первую очередь готовые промышленные изделия, только еще начинают пробивать себе дорогу на американский рынок и пока размеры их экспорта остаются незначительными. Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с США индийские государственные и частные внешнеторговые организации тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров индийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал "Коммерс", торговля Индии и США "...продолжает развиваться по классическому образцу отношений между развитой и развивающейся страной". На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в области торгово-экономических связей развиваются сравнительно успешно. Об этом свидетельствуют: - быстрый рост товарообмена со странами семерки; - заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое соглашение такого рода между странами "общего рынка" и неассоциированной с ним страной; - временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС прежних таможенных преференций в отношении Индии; - заключение Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту. В то же время в торговле Индии с "общим рынком" существует много сложных и трудноразрешимых проблем. В частности, типичным для этой торговли является дефицит торгового баланса Индии, размеры которого остаются по существу неизменными. Индии в середине 70-х годов удалось добиться положительного сальдо в торговле с Англией, но это не оказало существенного влияния на дальнейшее развитие этой торговли. Другой характерной чертой торговли Индии со странами-членами ЕЭС является преобладание в индийском экспорте традиционных товаров. На них приходится до 70% стоимости экспорта, и к тому же эти товары на западноевропейском рынке встречают дискриминационные по сравнению с государствами-членами ЕЭС, таможенные ограничения. Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих государств за счет получения от них кредитов и льгот. Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голландией. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значительная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами. поступает к ней от западноевропейских государств. Последние используют такие кредиты как весьма эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с монополиями США и сумели добиться существенного роста своих продаж в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в индийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торговля с Японией. Суммируя вышеизложенное относительно торгово-экономических связей Индии с развитыми капиталистическими странами и их современного состояния, оценивая их перспективы, необходимо отметить, что развитие этих связей испытывает возрастающее воздействие роста собственного экономического потенциала Индии, укрепления ее внешнеэкономических отношений с развивающимися странами и ослабления экономических связей со странами Восточной Европы. 3.2. Индия и развивающиеся страны Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более того, по ряду товаров эти государства являются основными поставщиками на индийский рынок (нефть, хлопок, медь), либо представляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции ( "инженерные" товары, текстильные изделия). Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов в индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так латиноамериканские страны занимают весьма скромное место, как в экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с развивающимися африканскими странами были также относительно невелики вплоть до конца 60-х годов. В последующие годы в торговле Индии с африканскими государствами наметилась положительная тенденция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними удвоился. Свыше половины индийского товарооборота с африканскими государствами приходится на 4 страны - Египет, Судан, Кению и Танзанию. В последние годы заметно увеличилась в индийском импорте доля Заира, Замбии и Нигерии. С большинством остальных государств Африки Индия либо не имеет регулярных торгово-экономических отношений, либо их объем мал. Значение торговли с африканскими странами определяется, во-первых, их традиционной ролью как поставщиков металлов, фосфатов, хлопка, а во-вторых, обширными возможностями, которые африканский рынок представляет для сбыта как традиционных индийских товаров, так и сложнотехнических изделий. Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее действий по развитию отношений с нефтедобывающей страной Африки - Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары. Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Индию завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти, и в первую очередь с Саудовской Аравией, на долю которой приходится 6,7% индийского импорта (1989 г.) Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определяется их географической близостью к Индии, а также историей региона. По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны делятся на две группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Бангладеш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, которые выступают в основном как рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Тайланд, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую группу группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Индии. Как уже было отмечено выше, в индийском внешнеторговом обороте видное место занимают страны Ближнего и Среднего Востока в связи с тем, что они являются экспортерами нефти. Однако этим их значение не исчерпывается, поскольку в последние годы они стали крупным рынком сбыта индийской сложнотехнической продукции. Значительный скачок в темпах роста вывоза Индии в эти страны происходил в основном за счет "инженерной продукции", свыше 80% которой было реализовано в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии. В своем стремлении обеспечить сбалансированный рост торговых операций с развивающимися странами Индия не может не учитывать того, что ее товары зачастую не выдерживают конкурентной борьбы с продукцией высокоразвитых держав, а поэтому нуждаются в дополнительных средствах защиты и поддержки. Эти соображения заставляют Индию добиваться заключения со своими торговыми партнерами взаимных таможенных, платежных и торговых соглашений, чтобы получить для своих товаров, обладающих более высокой конкурентоспособностью по сравнению с продукцией большинства других развивающихся стран, дополнительные льготы и способствовать увеличению их экспорта. 3.3. Советско-индийские торгово-экономические отношения Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ занимает второе место во внешнеторговом обороте Индии. Весьма примечателен тот факт, что в период с 1976 по 1986 годы объем советско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот показатель темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономическим кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторговым партнером Индии уступив второе место Японии. Страны СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь. Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики заключается в том, что они помогают развивать основополагающие отрасли экономики: энергетику, сложное машиностроение, химическую промышленность, переработку нефти. За годы сотрудничества в Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50 строятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. приходилось 44% всей выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21% добычи и 45% переработки нефти, 77% металлургического, 47% энергетического и 43% горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ помогает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада. Основными товарами индийского экспорта в СНГ являются машины и механизмы, изделия легкой промышленности, лекарства и традиционные товары индийского экспорта: чай, кофе, кожа, сахар и др. Несмотря на трудности перестройки российско-индийские отношения продолжают развиваться, причем на долговременной основе, что придает им известную стабильность. За последние годы руководители двух государств совершили визиты, в ходе которых были достигнуты важные договоренности о развитии экономического сотрудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы торгово-экономических отношений двух государств на период до 2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгосрочная программа в области производственной кооперации. Следует отметить, что формы сотрудничества Индии и стран СНГ весьма разнообразны. К новым формам относятся создание совместных предприятий и совместное строительство объектов в третьих странах. Сотрудничество двух стран, в которых проживает более 1/5 части человечества является весомым фактором международной экономической жизни и перспективы его развития благоприятны. СНГ и Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между государствами с пока еще различными социально-экономическими системами. 3.4. Индия и страны Восточной Европы Важную роль в решении задач экономического развития Индии играют ее связи со странами Восточной Европы. Крупнейший торговый партнер Индии из числа этих стран Польша. Основные товары польского экспорта в Индию - горношахтное оборудование, суда и судовое оборудование, краски и др. Польский импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров ( чай, кофе) и продукции новых отраслей индийской промышленности ( электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы и т.д) ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономического сотрудничества среди восточноевропейских государств. С помощью ЧСФР в Индии построено около 60промышленных предприятий, в том числе завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия. Индия имеет документально подтвержденные торгово-экономические связи с Румынией, Иенгрией, Болгарией. Так, например, Болгария продает в Индию металлоизделия, удобрения, медикаменты и покупает машины, руды, кофе, арахис. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности характера участия Индии в современных международных экономических связях определяются тем, что развитие капитализма в Индии привело к образованию национальных монополий, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами, присущими монополистическому капиталу. Индийские монополии выступают за расширение связей с иностранным капиталом. Они заинтересованы в торгово-экономической экспансии на рынках менее развитых стран и ратуют за ограничение роли государственного сектора в хозяйственной жизни страны. Хотя Индия и имеет в настоящее время немалое значение в системе международных экономических и торговых связей ее положение остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свидетельствует о том, что Индия является развивающейся страной. Индия прилагает немалые усилия для перестройки международных экономических отношений. Конкретными путями к ней, по мнению Индии должны стать:увеличение государственной помощи со стороны развитых государств на льготных условиях, изменение условий международной торговли с учетом интересов освободившихся государств, увеличение объемов научно-технической помощи развивающимся странам. Несмотря на огромные трудности Индии удалось достигнуть значительных успехов в развитии национальной экономики и значительно улучшить свои позиции в системе международной торговли, частично преодолеть зависимость от развитых капиталистических государств. Думается, пример Индии весьма показателен для других развивающихся государств. СТРУКТУРА ИМПОРТА ( приблизительная, в % ) г==================================T======T======T======T======¬ ¦ ¦81-82 ¦83-84 ¦85-86 ¦87-88 ¦ ¦==================================+======+======+======+======¦ ¦ Машины, оборудование ¦ 10,7 ¦ 17,3 ¦ 15,6 ¦ 23,9 ¦ ¦ Электротехника ¦ 2,9 ¦ 13,0 ¦ 11,3 ¦ ¦ ¦ Нефть, нефтепродукты ¦ 42,7 ¦ 30,7 ¦ 31,9 ¦ 15,5 ¦ ¦ Черные металлы ¦ 6,8 ¦ 6,6 ¦ 5,6 ¦ 6,9 ¦ ¦ Цветные металлы ¦ 3,3 ¦ 2,5 ¦ 2,4 ¦ 2,8 ¦ ¦ Хим. продукты ¦ --- ¦ 4,2 ¦ 5,0 ¦ 6,9 ¦ ¦ Уобрения ¦ 5,8 ¦ 2,0 ¦ 6,7 ¦ 3,3 ¦ ¦ Прочее ¦ 28,1 ¦ 23,4 ¦ 21,5 ¦ 47,6 ¦ ¦----------------------------------+------+------+------+------¦ ¦ Всего: ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ L==================================¦======¦======¦======¦======- СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ( приблизительная, в % ) г==================================T======T======T======T======¬ ¦ ¦81-82 ¦83-84 ¦85-86 ¦87-88 ¦ ¦==================================+======+======+======+======¦ ¦ Машины, оборудование ¦ 7,9 ¦ 5,6 ¦ 5,5 ¦ 11,4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Одежда ¦ 2,8 ¦ 3,8 ¦ 3,4 ¦ 10,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Кожа, изделия из кожи ¦ 5,0 ¦ 5,3 ¦ 4,4 ¦ 7,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Джут ¦ 4,9 ¦ 2,9 ¦ 2,5 ¦ 2,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чай ¦ 6,4 ¦ 6,5 ¦ 6,6 ¦ 3,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сахар ¦ 0,5 ¦ 0,3 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Кофе ¦ 3,2 ¦ 1,8 ¦ 2,1 ¦ 1,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Руды ¦ 4,5 ¦ 3,9 ¦ 5,9 ¦ 3,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Химические продукты ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦ 7,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прочее ¦ 64,8 ¦ 69,9 ¦ 70,4 ¦ 50,6 ¦ ¦----------------------------------+------+------+------+------¦ ¦ Всего: ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ L==================================¦======¦======¦======¦======- Отраслевая структура зарубежных инвистиций индийских компаний 1985 г. г================T==============T===============T==============¬ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ | Отрасль +--T------T----+--T-------T----+--T------T----¦ ¦ экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦----------------+--+------+----+--+-------+----+--+------+----¦ ¦ Обрабатывающие ¦80¦ 42,6 ¦93,9¦49¦ 33,6 ¦74,1¦ 9¦ 92,6 ¦81,7¦ ¦ Текстильная ¦16¦ 12,9 ¦28,6¦10¦ 17,0 ¦73,5¦26¦ 29,9 ¦25,4¦ ¦ Сахарная ¦ 1¦ 1,4 ¦ 3,1¦ 2¦ 3,3 ¦ 4,6¦ 3¦ 4,7 ¦ 4,0¦ ¦ Пищевая ¦20¦ 9,0 ¦19,9¦ 8¦ 3,9 ¦ 5,5¦28¦ 12,9 ¦11,0¦ ¦ Металлургия ¦ 5¦ 1,5 ¦ 3,3¦ 1¦ 0,3 ¦ 0,4¦ 6¦ 1,8 ¦ 1,5¦ ¦ Химическая ¦ 9¦ 2,1 ¦ 4,6¦ 8¦ 1,5 ¦ 2,1¦17¦ 3,6 ¦ 3,1¦ ¦ Целюлозная ¦ 2¦ 6,7 ¦14,6¦ 3¦ 14,5 ¦20,0¦ 5¦ 21,2 ¦18,0¦ ¦ Машиностроение ¦22¦ 8,1 ¦17,9¦15¦ 11,8 ¦16,3¦37¦ 19,9 ¦16,9¦ ¦ Кожевенная ¦ 2¦ 0,1 ¦ 0,2¦ 1¦ 0,4 ¦ 0,5¦ 3¦ 0,5 ¦ 0,4¦ ¦ Стекольная ¦ 3¦ 0,8 ¦ 1,7¦ 1¦ 0,9 ¦ 1,2¦ 4¦ 1,7 ¦ 1,4¦ ¦ Сервис, туризм ¦14¦ 0,4 ¦ 1,0¦ 9¦ 8,7 ¦12,0¦23¦ 9,2 ¦ 7,8¦ ¦ Консульт. ¦ 6¦ 0,1 ¦ 0,2¦ 4¦ 0,4 ¦ 0,6¦10¦ 0,5 ¦ 0,4¦ ¦ услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Строительство ¦ 4¦ 0,4 ¦ 0,8¦ 9¦ 4,3 ¦ 5,8¦13¦ 4,7 ¦ 4,0¦ ¦ Торговля ¦ 9¦ 0,6 ¦ 1,3¦ 7¦ 0,2 ¦ 0,3¦16¦ 0,8 ¦ 0,7¦ ¦ Транспорт ¦ 1¦ 0,3 ¦ 0,6¦ 1¦ 0,1 ¦ 0,1¦ 2¦ 0,4 ¦ 0,3¦ ¦ Горно- ¦--¦ --- ¦ ---¦ 2¦ 2,8 ¦ 3,9¦ 2¦ 2,8 ¦ 3,3¦ ¦ добывающая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прочие ¦ 3¦ 1,0 ¦ 2,2¦ 6¦ 3,2 ¦ 3,2¦ 9¦ 3,3 ¦ 2,8¦ ¦----------------+--+------+----+--+-------+----+--+------+----¦ ¦ ВСЕГО: ¦ 7¦ 45,4 ¦ 100¦87¦ 72,4 ¦ 100¦ 4¦117,8 ¦100 ¦ L================¦==¦======¦====¦==¦=======¦====¦==¦======¦====- Крупнейшие частные международные инвеститоры Индии (1985 г.) г======================T==========T==========T==========¬ ¦ Фирма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦======================+==========+==========+==========¦ ¦ Бирла ¦ 18 ¦ 16,49 ¦ 15,1 ¦ ¦ Тхапар ¦ 9 ¦ 14,66 ¦ 13,4 ¦ ¦ Тата ¦ 7 ¦ 11,52 ¦ 10,6 ¦ ¦ Джей Кей ¦ 4 ¦ 4,96 ¦ 4,5 ¦ ¦ Моди ¦ 2 ¦ 4,72 ¦ 4,3 ¦ ¦ Уша Мартин Блак ¦ 2 ¦ 3,92 ¦ 3,6 ¦ ¦ Оберой хоутелз ¦ 4 ¦ 3,09 ¦ 2,8 ¦ ¦ Шахибак энтнрпрайз ¦ 2 ¦ 2,44 ¦ 2,2 ¦ ¦ Ларсен & Тоурбо ¦ 2 ¦ 2,16 ¦ 2,0 ¦ ¦ Годрех ¦ 4 ¦ 1,59 ¦ 1,5 ¦ ¦ Кирлоскар ¦ 8 ¦ 1,36 ¦ 1,2 ¦ ¦ Сарбакан кемикалз ¦ 2 ¦ 0,83 ¦ 0,8 ¦ ¦ Индиан тобэкко ¦ 3 ¦ 0,54 ¦ 0,5 ¦ ¦ Кемикал констракшен ¦ 3 ¦ 0,44 ¦ 0,4 ¦ L======================¦==========¦==========¦==========- Непогашенные иностранные инвистиции в Индию г=====================T======T======T======T======T======¬ ¦ Страна ¦75-76 ¦77-78 ¦79-80 ¦81-82 ¦83-84 ¦ ¦---------------------+------+------+------+------+------¦ ¦ Канада ¦ 23,8¦ 54,8¦ 46,7¦ 42,9¦ 42,5¦ ¦ Франция ¦ 48,1¦ 39,5¦ 54,1¦ 49,9¦ 42,2¦ ¦ Италия ¦ 91,1¦ 73,8¦ 51,5¦ 40,0¦ 35,6¦ ¦ Япония ¦ 60,3¦ 41,3¦ 47,2¦ 41,1¦ 31,9¦ ¦ Швеция ¦ 19,5¦ 32,7¦ 29,5¦ 22,4¦ 21,9¦ ¦ Швейцария ¦ 46,3¦ 52,8¦ 53,9¦ 60,6¦ 65,9¦ ¦ Великобритания ¦ 617,5¦ 679,0¦ 580,9¦ 577,5¦ 679,8¦ ¦ Германия ¦ 119,6¦ 231,6¦ 247,6¦ 250,6¦ 245,2¦ ¦ США ¦ 456,7¦ 719,1¦ 639,1¦ 577,6¦ 591,8¦ ¦ Международные финан-¦ 82,5¦ 151,8¦ 193,3¦ 238,0¦ 239,7¦ ¦ совые организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---------------------+------+------+------+------+------¦ ¦ Всего: ¦1679,6¦2325,7¦2192,6¦2154,1¦2218,8¦ L=====================¦======¦======¦======¦======¦======- Географическое распределение внешней торговли Индии ( в % ) г========================T===============T===============¬ ¦ ¦ Экспорт ¦ Импорт ¦ ¦ Страны +-------T-------+-------T-------¦ ¦ ¦1987/88¦1988/89¦1987/88¦1988/89¦ ¦------------------------+-------+-------+-------+-------¦ ¦ США ¦ 18,5 ¦ 18,4 ¦ 9,7 ¦ 11,4 ¦ ¦ Япония ¦ 12,7 ¦ 10,6 ¦ 10,3 ¦ 9,3 ¦ ¦ СССР ¦ 12,5 ¦ 12,9 ¦ 5,0 ¦ 4,5 ¦ ¦ ФРГ ¦ 6,7 ¦ 6,1 ¦ 9,6 ¦ 8,8 ¦ ¦ Великобритания ¦ 6,6 ¦ 5,8 ¦ 8,0 ¦ 8,5 ¦ ¦ Бельгия ¦ 3,1 ¦ 4,4 ¦ 5,4 ¦ 7,2 ¦ ¦ Саудовская Аравия ¦ 1,9 ¦ 1,6 ¦ 4,3 ¦ 6,7 ¦ ¦ Франция ¦ 2,4 ¦ 2,1 ¦ 3,3 ¦ 2,9 ¦ ¦ Нидерланды ¦ 1,8 ¦ 2,0 ¦ 1,9 ¦ 1,9 ¦ ¦ Австралия ¦ 1,2 ¦ 1,3 ¦ 2,1 ¦ 2,5 ¦ ¦ Канада ¦ 1,3 ¦ 1,4 ¦ 2,2 ¦ 2,4 ¦ ¦ Иран ¦ 1,9 ¦ 1,8 ¦ 5,4 ¦ 5,6 ¦ L========================¦=======¦=======¦=======¦=======- Список использованной литературы. 1. Индия. Международные отношения. А.Е. Борисов В.Л. Корнеев А.В. Муравьев 2. Государственный сектор в экономике развивающихся стран. С.А. Сосна 3. Инвестиционный процесс в развивающихся странах. Е.Д. Черевик 4. Освободившиеся страны : роль внешнеэкономических связей в развитии. С.И. Илларионов 5. Индия. Очерки экономической истории. ред. С.М. Мельман 6. Индия. Ежегодник. |