Реферат: Некоторые вопросы правовой природы ЦБ РФ
Название: Некоторые вопросы правовой природы ЦБ РФ Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: реферат |
Реферат на тему ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В связи с нашумевшей историей о фальшивых чеченских авизо, когда с корсчетов многих коммерческих банков были списаны миллиардные суммы, в практике Конституционного суда Российской Федерации возникла теоретическая проблема, от решения которой зависела судьба конкретного заявления, поступившего в этот суд: является ли Центральный банк Российской Федерации органом государственного управления или нет. Имеется в виду заявление о признании неконституционными некоторых телеграмм Банка России, в которых он дал указание своим учреждениям списать со счетов коммерческих банков суммы, поступившие по фальшивым авизо в бесспорном порядке. Если Банк России является органом государственного управления, суд может принять к рассмотрению это заявление. Если нет - заявление не подлежит рассмотрению. Рассмотрим эту проблему подробнее. В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст. 16 - 18). С другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (ст. 5, 10 - 14, 19 - 33). Таким образом, Банк Россиии имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Эта особенность банка России учитывается налоговым законодательством: Центральный банк Российской Федерации является плательщиком налога на прибыль от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения [1]. То есть тогда, когда Банк Росссии действует как орган государственного управления, он освобождается от уплаты налогов, но как только он начинает действовать как юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, он обязан их платить. Правовое положение Банка России имеет много общего с правовым положением государственных банков, существовавших до начала реформы банковской системы. Однако есть и существенные отличия. Дореформенные банки контролировали деятельность только своей клиентуры, а Банк России осуществляет в настоящее время надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, других кредитных учреждений. Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т.д.), он прежде всего оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России производит двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями. Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой. Рассмотрим компетенцию Банка России подробнее. Его административные функции можно условно разделить: на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, то есть нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями. Как орган государственного управления Центральный банк Российской Федерации наделен правом законодательной инициативы. Организация денежного обращения осуществляется Банком России в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года "О денежной системе Российской Федерации" (далее - Закон о денежной системе) и заключается в производстве денежной эмиссии, организации обращения денег и изъятии их из обращения, издании нормативных актов по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управлении денежным обращением экономическими методами. Эмиссия наличных и безналичных денег рассматривается как пассивная банковская операция. Существует неразрывная связь между правом банка на эмиссию денег и хозяйственной деятельностью такого эмиссионного банка. Это прежде всего проявляется в том, что такой банк никогда не разорится. При недостатке средств для уплаты долгов он может произвести дополнительную эмиссию денег. По этой причине право на эмиссию денег рассматривается в специальной литературе как особая привилегия, предоставленная центральному банку [2] и обеспечивающая его постоянную ликвидность [3]. В соответствии с Законом о денежной системе эмиссия наличных денег находится в исключительной компетенции Банка России. Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляет основное содержание деятельности Банка России. Это не является особенностью финансовокредитной системы только Российской Федерации. Центральный банк любого современного государства с рыночной экономикой вынужден решать те же самые задачи. По мнению Президента Федерального резервного банка Нью-Йорка Е. Корригана, успех выполнения функций всей кредитной системы страны в решающей степени зависит от наличия соответствующих правовых и институциональных условий, обеспечивающих доверие общества к этой системе. Если такое доверие утеряно, граждане, организации и фирмы поспешат иначе разместить свои сбережения. А это неизбежно приведет к инфляции и дестабилизирующему изъятию средств из банков. Поэтому должна существовать система финансовых институтов, гарантирующих безопасность сбережений. Ни одно государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в нем одно из условий нормального осуществления гражданского оборота. Французские ученые К. Гавалда и Ж. Стуффле считают, что законодатель обязан защитить вкладчиков банков не только от расточительства со стороны банкира по отношению к суммам, которые они ему доверили, но также и от не вполне грамотного управления банком, которое может угрожать его ликвидности, а значит, привести к невозможности для клиентов истребовать вложенные ими средства в случае необходимости или по наступлении определенного срока. В соответствии с Законом о Банке России он решает указанную задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций. Законом о банковской деятельности определено, что Банк России регистрирует коммерческие банки и выдает лицензии на право совершения банковских операций. В соответствии со ст. 24 Закона о Банке России кредитным учреждениям устанавливаются следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, предельные соотношения между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска, показатели ликвидности баланса кредитного учреждения, минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничения размеров валютного и курсового рисков, ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц. Рассмотрим, как с помощью экономических нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных учреждений. В качестве примера возьмем норматив обязательных резервов. Манипулирование размерами минимальных резервов в целях усиления своего влияния на кредитные учреждения, осуществляемое центральными банками различных стран, получило название "политики минимальных резервов". Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов). Посредством изменения размеров минимальных резервов центральный банк пытается влиять на кредитоспособность коммерческих банков. Политика минимальных резервов впервые была опробована в 30-е годы в США. Сразу же после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Главный повод для проведения политики минимальных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимозависимость, которую центральный банк может использовать, чтобы влиять на поведение коммерческих банков. В настоящее время минимальные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Манипулируя ставками по минимальным резервам, почти все центральные банки стран с развитой рыночной экономикой пытаются оказать воздействие на денежное обращение своего национального хозяйства. Если процентные ставки по минимальным резервам высоки, центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. В один из московских коммерческих банков позвонил клиент и предложил беспроцентный депозит в сумме 10 млн. рублей при условии, что банк предоставит его в качестве кредита конкретному заемщику под 10 процентов годовых. Заместитель председателя правления коммерческого банка счел это предложение невыгодным для банка по следующим причинам. Из 10 млн. рублей привлеченных средств 2 млн. рублей (20 процентов) придется депонировать в Банке России в виде обязательных резервов. Заемщику необходимо предоставить не 8, а 10 млн. рублей. В этом случае банк будет вынужден приобрести на денежном рынке еще 2 млн. рублей, заплатить за такой кредит по меньшей мере 210 процентов годовых. В итоге получится, что проценты, которые будет потом иметь банк от заемщика на предлагаемых ему условиях, не покроют расходы этого банка по приобретению кредитных ресурсов. Увеличение размера обязательных резервов принуждает кредитные учреждения увеличивать свои процентные ставки по активным операциям. Необходимо признать, что на сегодняшний день такой способ воздействия на кредитные учреждения, каким должны являться экономические нормативы, действует все же крайне неэффективно. По данным Банка России, коммерческие банки в большинстве регионов Российской Федерации нарушают экономические нормативы. В процессе осуществления контроля за деятельностью кредитных учреждений Банк России вправе требовать от них представления отчетности, балансов, справок и другой документации, необходимой для выполнения им контрольных полномочий в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст. 30 Закона о Банке России в процессе осуществления надзора Центральный банк Российской Федерации может назначать проверки деятельности кредитных учреждений. Если в результате этих проверок будут выявлены нарушения банковского законодательства, Банк России вправе дать им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. В случаях нарушения законодательства, несоблюдения установленных Банком России экономических нормативов (в результате чего был нанесен ущерб другим банкам и клиентуре), непредставления отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредиторов, выявления иных систематических нарушений в банковской деятельности, неисполнения предписаний Банка России об устранении выявленных им ранее нарушений Банк России вправе потребовать от учредителей (акционеров) кредитного учреждения, допустившего нарушения: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, замены руководителей банка, ликвидации банка. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение, следующие санкции: взыскать с него в бесспорном порядке штраф в размере 1 процента уставного капитала; повысить размеры обязательных резервов: назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления; отозвать лицензию на совершение банковских операций. Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Как мы знаем по горькому опыту, сосредоточение всей административно-командной власти в рамках одного ведомства рано или поздно приведет к излишней бюрократизации, зарегламентированности, а в конечном счете к потере инициативы и предприимчивости всей системы контролируемых им органов. Не исключено, что подобная участь ждет и наши коммерческие банки. Кроме того, при таком устройстве кредитной системы возможны разного рода злоупотребления, что и произошло в случае с фальшивыми авизо. Наиболее совершенная система органов управления кредитными учреждениями имеется, на наш взгляд, во Франции. Органами управления кредитной системой Франции являются: министр экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 "О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений" (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 9324 о статусе Банка Франции) Комитет по банковской регламентации принимает нормативные акты по различным вопросам правового регулирования деятельности кредитных учреждений, касающимся, в частности: размера уставного капитала кредитных учреждений; условий открытия ими сети филиалов; условий включения кредитных учреждений в число участников других предприятий; порядка осуществления ими различных операций, куда входят также вопросы их взаимоотношений с клиентурой. Комитет утверждает обязательные для кредитных учреждений экономические нормативы и порядок ведения ими бухгалтерского учета и отчетности. В состав Комитета по кредитным учреждениям входят министр экономики и финансов Франции (или его представитель), управляющий Банк де Франс, председатель Банковской комиссии (или его представитель) и четыре члена, назначаемые приказом министра экономики и финансов сроком на три года из числа следующих лиц: представитель Французской ассоциации кредитных учреждений, представитель профсоюза служащих кредитных учреждений и двое специалистов в области экономики и финансов, известных своей компетентностью. Комитет по кредитным учреждениям вправе издавать акты применения права, носящие индивидуальный характер, а также заниматься регистрацией вновь создаваемых кредитных учреждений. Банковская комиссия следит за соблюдением кредитными учреждениями действующего законодательства, изучает их финансовое положение и обеспечивает наблюдение за надлежащим осуществлением профессиональной деятельности, то есть является своего рода "профессиональной полицией". В состав Банковской комиссии входят: президент - управляющий Банк де Франс (или его представитель), директор Казны (или его представитель), четыре члена, назначаемые министром экономики и финансов Франции на 6 лет из числа следующих лиц: член Государственного Совета, советник Кассационного суда и двое видных специалистов в области банковской и финансовой деятельности. При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им законодательства Банковская комиссия вправе применить соответствующие санкции, в целом схожие с санкциями, применяемыми Банком России. В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии. Аппарат Банк де Франс обеспечивает деятельность Комитета по банковской регламентации и Комитета по кредитным учреждениям, в том числе готовит проекты решений указанных органов управления кредитной системой Франции, а после их утверждения воплощает в жизнь. Таким образом, система органов управления кредитными учреждениями Франции построена таким образом, чтобы соблюдалось своеобразное разделение властей, в котором Банк де Франс отведена роль исполнительного органа. Законодательство предоставило Банку России право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы. Эти подзаконные нормативные акты имеют различные названия: инструкции, положения, письма, телеграммы. Нельзя признать правильной практику издания Банком России телеграмм нормативного характера. Текст телеграммы, в котором пропущены знаки препинания и предлоги, затрудняет усвоение содержания норм права. В соответствии с Законом о Банке России Центральный банк Российской Федерации может осуществлять следующие сделки с кредитными учреждениями: предоставлять кредиты, производить учетные операции, покупать, хранить и продавать государственные ценные бумаги; получать и продавать иностранную валюту, участвовать в межбанковских расчетах и т.п. Сделки, заключаемые Банком России с коммерческими банками, являются в чистом виде гражданско-правовыми. Центральный банк Российской Федерации может предоставлять государству в лице Министерства финансов Российской Федерации кредит в пределах лимита задолженности, устанавливаемого Верховным Советом Российской Федерации. Он может покупать государственные ценные бумаги у Министерства финансов Российской Федерации для их последующего размещения, обслуживает государственный долг Российской Федерации, осуществляет кассовое исполнение бюджета Российской Федерации самостоятельно и через другие банки, совершает иные сделки с государством. Как было сказано ранее, банковские операции, совершаемые Банком России в рамках его хозяйственной деятельности, как и его административные полномочия, подчинены одной и той же задаче - управлению кредитной системой России. Рассмотрим, как это проявляется в деятельности Банка России. Для этого вначале остановимся на традиционных инструментах кредитно-денежной политики любого центрального банка. Ими являются: учетная политика, политика открытого рынка и политика минимальных резервов. Последняя уже была проанализирована. Как говорит Эрвин Роде, учетная политика представляет собой классический инструмент в практике эмиссионных банков. Под учетной политикой понимают условия, на которых центральный банк покупает векселя. В странах с развитой рыночной экономикой покупатель расплачивается с поставщиком не сразу после отгрузки товара, иначе он должен был бы взять кредит у банка. Продавец получает от покупателя вексель с указанием срока платежа. Владелец векселя может использовать его до наступления срока платежа по-разному: во-первых, хранить вексель до наступления указанного в нем срока и самому предъявить его к оплате; во-вторых, погасить им собственные денежные обязательства; в-третьих, продать вексель до наступления срока платежа банку, то есть учесть. Однако банк заплатит ему не всю указанную на векселе сумму, а удержит учетный процент. Если у коммерческого банка появится потребность получить деньги по векселю до наступления срока платежа, он может продать его центральному банку, который также удержит учетный процент. Как правило, процент, который удерживается коммерческим банком, выше, чем существующая в данный момент учетная ставка центрального банка. Таким образом покрываются издержки и обеспечивается прибыль коммерческого банка от этой операции. Если последний решит учесть этот вексель в центральном банке, тогда используется термин "редисконтировать" или "переучесть". Прибыль коммерческого банка будет наиболее высокой, если он не переучитывает векселя в центральном банке. Центральные банки многих стран пытались регулировать денежное обращение национальной экономики путем манипуляции учетной ставкой. Они исходили из посылки, что изменение учетных ставок приведет к соответствующему изменению других процентных ставок. Политика изменения учетных ставок дополняется изменением требований к качеству векселей и установлением контингентов переучета. Если центральному банку нужно стимулировать экспорт, то в первую очередь право на переучет получают экспортные векселя. Если необходимо "притормозить" повышение курса векселей, например, в строительстве, центральный банк запрещает учет векселей этой отрасли. Такую политику называют качественной политикой переучета центрального банка. При количественной политике переучета центральный банк устанавливает коммерческим банкам лимит переучета. В пределах последнего центральный банк может покупать векселя. Увеличивая или уменьшая этот лимит, центральный банк влияет на кредитные возможности коммерческих банков. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу ценных бумаг центральным банком с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и населению. В период кризиса центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. В условиях рыночного хозяйства центральные банки воздействуют на экономику с помощью рассмотренных выше инструментов учетной политики, политики минимальных резервов и политики открытого рынка. Таким способом они регулируют соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран. Экономическая реформа, направленная на создание в Российской Федерации рыночного хозяйства, предопределила необходимость применения данных инструментов и Центральным банком Российской Федерации. Однако неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике России, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора существенно ограничили возможности полномасштабного использования подобного инструментария для реализации денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Учитывая это, Банк России был вынужден сохранять прямой контроль за движением и распределением денежнокредитных ресурсов в стране посредством централизованного кредита, предоставляемого правительству и коммерческим банкам. В этом совмещении рыночных и нерыночных инструментов проявились особые условия переходного периода в реализации денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации в 1992 году. На сегодняшний день централизованный кредит стал основным инструментом воздействия Банка России на денежную массу и экономику в целом. Первоначально предполагалось, что удорожание централизованного кредита ограничит возможности производителей и торговых посредников в накоплении избыточных товарных запасов и тем самым увеличит предложение товаров на рынке, стабилизирует товарные цены, заставит производителей решать свои финансовые проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения себестоимости продукции. Однако эффективному использованию такого инструмента, как централизованный кредит, препятствует деформированная структура современной российской экономики, преобладание государственной собственности и вытекающее отсюда искажение экономической роли кредита, поступающего в государственный сектор. Кредиты, предоставляемые Банком России коммерческим банкам, также не выполняют в полной мере своей роли, так как высокий уровень инфляции и неопределенность экономической конъюнктуры способствуют использованию значительной их доли (в 1992 году 31 - 37 процентов) в сфере торговли, что затрудняет воздействие денежно-кредитной политики Банка России на развитие сферы производства. Законодательство установило, что Банк России подотчетен Верховному Совету Российской Федерации и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти при решении вопросов, входящих в компетенцию Банка России. Ранее главный банк государства и вся кредитная система подчинялись непосредственно правительству, органу исполнительной власти. Многие авторы тогда решительно высказывались за изменение подчиненности Госбанка СССР и выведение его из ведения Совета Министров СССР, объясняя это тем, что при наличии дефицита государственного бюджета подчиненность Госбанка СССР правительству неизбежно приведет к финансированию этого дефицита за счет средств эмиссионного банка, что стимулирует инфляцию [4]. Выведение Госбанка из подчиненности Совету Министров способствует повышению роли закона и договора в вопросах кредитования Госбанком государства, считали другие авторы [5]. Прежде всего следует отметить, что указанная проблема имеет многовековую историю. Еще во времена царствования Екатерины II правительство неоднократно прибегало к многочисленным "позаимствованиям" в государственных ассигнационных банках, отчего последние влачили жалкое существование. В итоге еще в 1907 году пришли к выводу о необходимости создания самостоятельного банка, не подчиненного ни отдельным министерствам, ни Совету Министров: высший надзор за ним должна осуществлять Государственная дума, которая к тому же назначает и высших лиц банковской администрации. На наш взгляд, любой парламент является прежде всего законодательным органом и в связи с этим он не должен и не в состоянии осуществлять функции по управлению каким-либо другим органом. Если же он все-таки будет проводить такую деятельность, ему придется дублировать функции Совета Министров Российской Федерации. В настоящее время Банк России не подчиняется правительству, но темпы инфляции от этого не уменьшаются. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет средств эмиссионного банка становится возможным вследствие отсутствия надежного правового механизма, который был бы в состоянии препятствовать этому негативному явлению. Следует отметить, что кредитная система в некоторых других странах находится в ведении (не подчинена!) не просто правительства, а непосредственно министра финансов, однако это не ведет к безвозвратному финансированию бюджетного дефицита. В США Федеральная резервная система (включает в себя 12 федеральных резервных банков и 600 банков - членов ФРС) является рабочим органом Конгресса США и никаких обязательств перед органами исполнительной власти не несет. Однако ряд экспертов и наблюдателей в США без восторга признают "независимость" Федеральной резервной системы (ФРС), считая, что силой, направляющей ее деятельность, должна быть власть исполнительная, а отнюдь не законодательные органы. Основной их аргумент в этом споре - обеспечение бесконфликтности денежно-кредитных мероприятий с иными (например, налогово-бюджетными) мерами федерального правительства, направленными на предотвращение инфляционных процессов и обеспечение полной занятости. Ясно, что любое решение должно приниматься профессионалами. Поэтому совершенно не нужно подчинять банковскую систему какому-либо существующему исполнительному органу, а законодательный орган, как мы выяснили, не в состоянии выполнять функции управления банковской системой по самой своей природе. Следовательно, остается единственный возможный вариант решения этой давней проблемы: органы управления кредитной системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь. Иными словами, нужно создать самоуправляющуюся кредитную систему. Общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и т.п.) можно возложить на законодательный орган. Необходимо исключить ситуацию, в которой Банк России заботится об укреплении национальной денежной единицы и принимает для этого различные меры, а правительство в то же самое время осуществляет выдачу "льготных" кредитов и тем самым способствует усилению инфляции, то есть следует обеспечить согласованность действий органов управления кредитной системой и Правительства РФ (Минфина РФ). Эта задача может быть решена путем введения в "законодательный" орган управления кредитной системой Министра финансов РФ. Примечания. 1. См. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5076. 2. Годме Поль-Мари. Финансовое право. - М., 1974, с. 330. 3. Роде Эрвин. Банки, биржи, валюты современного капитализма. - М., 1986, с. 24. 4. Геращенко В. В. Банковская система в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике // Деньги и кредит, 1991, № 1, с. 5. 5. Рубанов А.А. Правовое регулирование рыночных отношений в СССР. - М., 1990, с. 34. |