Реферат: Законадательные и подзаконые акты
Название: Законадательные и подзаконые акты Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ. К законодательным актам относятся Конституция и законы, принимаемые Верховным Советом, к подзаконным - указы Президента, постановления Верховного Совета, краевых, областных и гордских Советов народных депутатов, а так же постановления Совета Министров и других исполнительных органов. По поручению Совета Министров подзаконные акты могут разрабатываться директивными органами, например Министерством РФ по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, комитетом РФ по труду, Госкомсанэпидемнадзором. На базе подзаконных актов разрабатываются различные положения, устанавливающие принципы организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Законодательство о труде регламентирует основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда. Оно включает основы законодательства о труде, а также кодекс законов о труде, который определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасности и условий труда; специальные требования, предьявляемые крабочим и служащим, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию; устанавливает материальную ответственность предприятий, учереждений, организаций за ущерб, причиненный рабочим и служащим повреждением их здоровья. Среди законодательных актов, направленных на обеспечение охраны труда, основными являются Законы РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991г), "О предприятиях и предпринимательской деятельности", (1990г), "О защите прав потребителей" (1992г). Примерами подзаконных актов по охране труда являются Постановление Совета Министров РФ "О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства РФ" (1985г), Постановление Совета Министров СССР "О государственной экспертизе условий труда" (1990г), "Постановление президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" (1989г), Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС "О типовом перечне работ с тяжелыми и вредными , особо опасными и ососбо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности" (1986г). Нормативно-техническая документация по охране труда включает в себя правила по технике безопасности и производственной санитарии, Санитарные нормы и правила, Систему стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих. Согласно ст. 143 КЗОТ РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли народного хозяйства. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности т гтгтены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производств, либо в отдельных видах работ. Инструкции по охране труда делятся на типовые и дествующие в масштабах предприятия, организации или учереждения. ССБТ содержит стандарты государственные и предприятий. Структура ССБТ, содержание отдельных подсистем, порядок согласования стандартов этой системы подробно излагаются в литературе. Стандарты предприятий по организации труда и его безопасности разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда, организации контроля условий труда, надзор за установками повышенной опасности обучение работающих безопасности труда,аттестованию лиц, обслуживающих установки повышенной опасности и рабочих мест на предприятии и т. д.. Система управления охраной труда на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров, и кончая главным инженером и директором. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспчение безопасности труда. Кроме того ряд подразделений выполняет специальные функции управления охраной труда. Организация и координация работ по охране тру возложена на службы охраны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Положением об отделах охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организуе работу на предприятии по проведению паспортизации санитарно-техническогосостония цехов, аттестации рабочих мест в части условий труда и техники безопасности, по обеспечению здоровых условий труда, проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда и действующим нормативным документам, участвует в работе аттестационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерно-техническими работниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по техники безопасности, а также выполняют некоторые другие функции. Для выработки управленческих решений необходим учет, анализ, оценка показателей состояния условий охраны труда. Для этого используются специальные, как правило интегральные, показатели. Для оценки состояния охраны труда на предприятии рекомендутся использовать обобщенный показатель, характеризующий соблюдение требований безопасности трудаработающими, безопасность производственного оборудования, выполнение плановых мероприятий по охране труда и т.п.. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА
ЛНОТиУ - лаборатория научной организации труда и управления; МСЧ - медсанчасть; ПК - профсоюзный комитет; РП - руководитель подразделения; ОГМ - отдел главного механика; ОГТ - отдел главного технолога; ОМТС - отдел метериально - технического снабжения; ОГК - отдел главного конструктора; ОКС - отдел капитального строительства; ОТО - отдел технического обучения; ОК - отдел кадров; ООТиЗ - отдел организации труда и заработной платы; СПЛ - санитарно - промышленная лаборатория; ОГЭ - отдел главного энергетика; ОГМе - отдел главного метролога; ИПБ - инженер по пожарной безопасности; ОТК - отдел технческого контроля. Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется использовать обобщенный коэффициент уровня охраны труда Кот , который определяется по формуле: Кот = (Ксп + Кб + Квпр )/3 где Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающим Кб - коэффициент безопасности оборудования, Квпр - коэффициент выплнения плановых работ по охране труда. Коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда определяется отношением количества работающих с соблюдением правил к общему количеству работающих. Для определения уровня этого коэффициента на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка или цеха. Коэффициент безопасности оборудования определяется отношением количества показателей безопасности, соответствующих нормативно - технической документации по безопасности труда к общему количеству показателей безопасности, относящихся к данному оборудованию.Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудование на участке вводится коэффициент безопасности участка, который является средним арифметическим коэфффициентов безопасности единиц эксплуатируемого оборудования. Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда определяется отношением фактического выполнения и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, указов, приказов. Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация Минздрава РФ. Она предусматривает учет каждого фактора, характеризующего вредность и опасность производственной среды, а также факторов, характеризующих тяжесть и напряженность трудового процесса. Этим документом устанавливается три класса условий и характера труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. 3-й подразделяется по степеням, чам выше класс, тем вреднее и опаснее труд. Отнесение определенных условий и характера труда к определенному классу зависит от величины факторов, определяющих условия и характер труда. Чем они больше, чем вреднее и опаснее условия труда, тем выше класс. Важная функция документа - контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для определения показателей, а в конечном итоге - для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, паспортизация условий труда, контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест, контроль службы охраны труда предприятия, ведомственный контроль вышестоящих организаций, контроль органов государственного надзора и технической инспекции труда. Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бригадирам, осуществляющим перед началом работ проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, инструмента, приспособлений, организации рабочих мест, а в процессе работы - контроль за применением безопасных ее приемов. Паспортизация санитарно-технического состояния условий труда проводится как правило ежегодно. Ее цель - контроль условий труда на рабочих местах. В ходе паспортизации выявляется соответствие уровня вредных производственных факторов установленным нормативным значениям. Нормативные значения параметров, определяющих условия труда, а также требования к воздухообмену систем общественной вентиляции определяются исходя из требований стандартов, санитарных и гигиенических норм Минздрава РФ. Методы измерений устанавливаются как правило Минздравом РФ. Ведение паспортов возлагается на руководителей подразделений. Работники, проводящие паспортизацию условий труда,выявляют условия возникновения опасных и вредных факторов, с учетом которых руководители подразделений разрабатывают мероприятия по улучшению условий труда. С 1985г. в промышленности широко ведется аттестация рабочих мест, в рамках которой наряду с оценкой технического уровня оснащения рабочих мест и их организацией проводитсяанализ их соответствия требованиям охраны труда как в части условий труда, так и в части проводимых технологических процессов, используемого оборудования и средств защиты. Аттестация рабочих мест представляет собой новую форму контроля охраны труда. По результатам проверки соответствия рабочего места требованиям безопасности заполняется карта аттестации этого рабочего места, в которой фиксируется нормативное и фактическое значение факторов, характеризующих условия труда, их отклонения от нормы, наличие тяжелого физического и монотонного труда, наличие соответствие требований безопасности индивидуальных и коллективных средств защиты, соответствие требованиям безопасности оборудования и технологических процессов. Аттестационная комиссия выносит решение об аттестации рабочего места, либо его рационализации или ликвидации. В основе принятия решения должен быть технико-экономический анализ, который включает в себя рассмотрение оценки рабочего места и предложений по его совершенствованию, определение потребности в каждом рабочем месте с точки зрения имеющихся производственных планов, анализ техническихпроцессов и результатов контроля, расчет эффективности от доведения рабочего места до нормативного уровня и необходимых для этого затрат, выявление технических, материальных и финансовых возможностей предприятия для проведения рационализации рабочего места. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда является одной из важнейших задач администрации при паспортизации условий труда и аттестации рабочих мест. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных лицам, занятым на этих работах. Правильность проведения аттестаций контролируется Главной государственой экспертизой условий труда при Министерстве труда и занятости населения, которой предоставлено право выносить заключение о характере условий труда и давать администрации представления о преостановлении действий ее решений, как не соответствующих законодательству. Метрологическое обеспечение работ в области безопасности труда в том числе по оценке условий труда и аттестации рабочих мест определено гостами, согласно которым службы метрологии обязаны давать предложения касающиеся выбора стандартных методик измерения и соответствующих измерительных приборов. Ведомственный контроль вышестоящих органов реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Такие комиссии осуществляют ведомственный контроль за соблюдением стандартов. Государственный надзор за выполнением соблюдения условий охраны труда осуществляется специальными органами: Госкомсанэпидемнадзором, Госэнергонадзором, Госпожарнадзором, Госатомнадзором, Росстандартом, Госгортехнадзором и некоторыми другими органами. Госкомсанэпидемнадзор осуществляет проверку выполнения прдприятиями санитарно - гигиенических норм и правил. Госэнергонадзор контролирует правильность установки и эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок. Госпожарнадзор возложен контроль за выполнение предприятиями и организациями мер пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом. Госатомнадзор контролирует работы с источниками ионизирующих излучений. Росстандарт контролирует внедрение и соблюдение стандартов. Госгортехнадзор осуществляет проверку правильности установки и эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подьемно - транспортных машин и установок под давлением. Класси- фикация несчасных случаев. Для обоснования разработки мероприятий по профилактики травматизма важным является своевременное и правильное выявление его причин. Порядок оформления и расследования несчасных случаев зависит от их классификации. Различают следующие несчасные случаи: бытовые, непроизводственные трудовые увечья и трудовые увечья на производстве. Порядок их расследования различен, как и размеры пособий по временной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности, наступившей в следствии бытового несчасного случая, пособия выплачиваются начиная с шестого дня. Размер пособия пострадавшего при этом зависит, как и при зоболеваниях, от общего непрерывного стажа работы. При трудовых увечьях пособие выплачи- вается с первого дня в 100% размере. В этом случае при наступлении в следствии травмы инвалидности назначается повышенная, по сравнению с бытовыми травмами пенсия. При несчасных случаях на производстве пострадавший, став инвалидом, имеет право на компенсацию потерянного заработка предприятием. Несчасный слу- чай признается трудовым увечьем если он произошел: - при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в командировке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы; - на территории предприятия или учереждения во время рабочего времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в порядок одежды; - вблизи предприятия или учереждения в рабочее время, включая перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка; - при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной, личной собственности, а также по охране правопорядка; - при утрате трудоспособности при выполнении донорских функций. При отсутствии указанных признаков травма считается быто- вой. Несчасные случаи на производстве. В соответствии с "Положением о расследовании и учете несчасных случаев на производстве" связанными с производством считаются несчасные случаи, проишедшие: - при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в командировке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы на транспорте предприятия либо сторонней организации, предоставившей его по договору; - на территории предприятия или учереждения во время рабочего времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в порядок одежды; - во время проведения субботника ( воскресника ), оказания шефской помощи; - на транспортном средстве территории вахтового поселка, с работником, который находился на сменном отдыхе; - в рабочее время на общественном транспорте или пешком, следуя по заданию администрации; - в рабочее время на личном транспорте, следуя по заданию администрации; - в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, либо преднамеренного убийства работника при испонении им своих обязанностей. Трудовые увечья не являющиеся несчастными случаями на производстве. Сопоставление признаков трудовых увечий и несчасных случаев на производстве позволяет диагностировать данный вид увечья. Расследование и оформление непроизводственных травм. Бытовые травмы и непроизводственные трудовые увечья могут быть обьединены в группу непроизводственных травм. В соответствии с разьяснениями Госпроматомнадзора от 26.04.90г при придьявлении к оплате больничного листа, выданного в связи с такого рода травмами, комиссия по социальному страхованию профкома определяет право на пособие, число дней, подлежащих оплате, и размер положенного пособия. При возникновении сомнений в правильности записи в больничном листе об обстоятельствах травмы комиссия может провести расследование. Соответствующее решение записывается в протокол заседания комиссии. Какой-либо акт на непроизводственную травму не оформляется. Расследование и оформление несчастных случаев на производстве. В соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" несчастный случай на производстве, вызвавший потерю у работника трудоспособности на период не менее 1 дня, или несчастный случай, вызвавший нееобходимость перевода его с работы по основной професии на другую работу, оформляется актом по форме Н-1. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или свидетель несчастного случая немедленно извещает мастера или другого непосредственного руководителя работ, который обязан: срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медсанчасть или иное лечебное учреждение, сообщить начальнику цеха или другому руководителю о проишедшем несчастном случае, сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент проишествия. Администрация предприятия незамедлительно создает комиссию по расследованию несчастного случая в составе: начальника цеха (руководителя подразделения), начальника отдела (инженера), охраны труда предприятия, общественного инспектора по охране труда или другого представителя профсоюзного комитета предприятия. Комиссия по расследованию несчастного случая обяза на в течении 3-х суток расследовать обстоятельства и причины, при которых произошел несчастный случай: составить акт по форме Н - 1, в 4-х экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и направить их руководству предприятия для учреждения. Руководитель предприятия ( главный инженер ) обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и после окончания расследования в течении 3-х суток рассмотреть и утвердить акт по форме Н-1. Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил администрации предприятия в течении рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть расследован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица, в срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составлении акта по форме Н-1 решается после всесторонней проверки заявления о проишедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере трамвы и возможной причине потери трудоспособности, показания очевидцев и других обстоятельств. Специальному расследованию несчасных случаев на производстве подлежат: - груповой несчастный случай; - несчастный случай со смертельным исходом. Специальное расследование указанных случаев производится комиссией в составе технического инспектора труда центрального комитета или совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя предприятия, представителя профсоюзного комитета предприятия. Законадательство по охране окружающей среды. Основы природоохранительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г) Нормативно-техничес- кая документация по охране окружающей среды, включает в себя на сегодняшний день санитарные нормы и правила Минздрава РФ, строительные нормы и правила Госсторя РФ, систему стандартов "Охраны природы", документы Министерства по охране окружающей природной среды и природных ресурсов. Санитарные нормы Минздрава РФ устанавливают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую среду ( шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от различных источников, ионизирующих излучений) Системой строительных норм и правил предусмотрено нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования окру- жающей среды и рационального природопользования. Система стандартов "Охрана природы" составная часть государственная сис- тема стандартизации. Управление охраны окружающей среды осуществляется советами всех уровнейи их исполнительными органами Советами Министров,исполкомами ,областных,городских и районных советами , а также специально уполномоченнымиорганами: Министерством РФ по охране окружающей природной среды и по защите атмосферы, гидросферы и т.п. являются обязательной составной частью текущих и перспективных планов развития регионов. На промышленных обьектах для управления охраны окружающей среды создаются отделы охраны природы. Основой управления окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотрен- ные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Рассмотрим одну из важнейших проблем экологии:исчезновение лесных массивов в России. На Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угрозе, которую несет людям гибель леса. О том, что Россия "лысеет", сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алексей Яблоков, когда подводил итоги разговоров. Ему довелось ознакомиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса, превратились в "пустыни". Именно так смотрится Коми республика, на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным лесоповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-партнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские договорники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Международном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели экологическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет поч- ти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его рациональное использование - безусловно, тоже глобальная проблема, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического бла- гополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тревогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться отечественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что площадь покрытых лесом земель з последние пять лет увеличилась на 6 млн. гектаров. Однако при этом в Кемеровской, Пермской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии значительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государственный учет лесного фонда (1993 г.) показал, что площадь погибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтен- ные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн. га. Основные причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиственными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприятные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, замо- розки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главному пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988 г. заготовлено З25 млн.куб.м, то в 1993 г. только 174 млн.куб.м, или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за послевоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184 млн.куб.м). Лесопользование ведется со значительными потерями древесины и недорубами (в 1993 г. - 4,9 млн. куб.м). Помимо экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, соз- дает дополнительную пожарную опасность, способствует возникновению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным от- ношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства. Распространенный характер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их по ценам ниже мировых. Поданным МВД России, только в 1993 году предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс.куб.м леса и пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что число случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году в 2,8 раза по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срублен- ной древесины - в 1,3 раза. Так, по данным органов госконтроля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образованиях, использование лесосырьевых ресурсов совместными предприятиями, товариществами, акционерными обществами и другими предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освиде- тельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесосеках 95 тыс.куб.м. в Томской области - 146 тыс.куб.м древесины. Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты незаконного экспорта древесины с использованием поддельных копий лесорубочных билетов, выданные комплексными предприятиями Рослеспрома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки, скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезающих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение усугубляется отсутствием правовой защиты работников гослесоохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, невыделение их Минфином России на приобретение служебного оружия не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны средствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито. В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской области, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апреле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Федерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и вет- ровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, образования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение эрозированных земель достигает 0,4 - 0,5 млн.га, а прирост оврагов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расче- тов необходимо иметь 14 млн.га защитных лесонасаждений, а фактически создано всего 2,9 млн.га. Объемы создания защитных лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. N879, в 1992-1993 гг., выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми показателями 1986-1990 гг. они сократились в 1,5 раза. При сложившихся к настоящему времени темпах работ даже в рамках Государственной комплексной программы повышения плодородия почв в России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставленная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лес- ные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружающей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн. га лесной плошади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132,! млн.куб.м и уничтожено заготовленной древесины О,3 млн.куб.м. Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за состоянием пожарной обстановки а лесах на правах аренды авиационной техники становится исключительно дорогостоящим мероприятием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн.га (из 1,18 млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн.га активная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожаров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что способствует массовой миграции и сокращению численности диких жи- вотных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в результате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на площади более 3,5 млн.га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1,0 млн.га; в Уральском регионе - около 0,5 млн.га; в Томской области - более 10 тыс.га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семи- палатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн.га. На этой территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103 лесных поселках -проживают 83,8 тысячи работников лесного хозяйства н членов их семей. Лес обладает способностью прочно удержи- вать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за пределы загрязненной территории. Вместе с этим загрязненные леса являются источником вторичного радиоактивного загрязнения территорий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса СССР как федерального органа управления лесами принизило его статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государственного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации около 2,5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их экологическую специфику, создают уникальные природные ландшафты', поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределение влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в центральных и южных районах России достигают 60%. от их суммар- ных водных ресурсов в средний по водности год и 90%. в засушливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необычайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увеличение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприятий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных процессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел, прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация, Состояние многих рек, особенно европейской части России, катастрофическое - их сток снизился более чем наполовину, качество воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили свое существование. В этой связи важным мероприятием является облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой распаханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созданию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в долинах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на первый взгляд постановка проблемы кажется некорректной. По дан- ным государственного учета лесного фонда, за 15 лет (1973-1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увеличились на 18,4 млн. га, а общий запас древесины - на 1,5 млрд. кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных насаждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%. Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом, официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неу- дивительно, что многими специалистами делается вывод о возможности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое. Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск) не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы исследований таковы: В основу определения расчетной лесосеки положены не всегда достоверные лесоучетные данные. При офи- циальных расчетах не учитываются реальные возможности лесного фонда, то есть экологическая, экономическая и технологическая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению лесов на локальных территориях, приводящему к значительному экономическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В горных лесах Сибири исходя из их повышенной экономической значимости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегодной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным породам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку, приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качественная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна. Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Сибири не соответствует современным условиям и требует пересмотра. Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качественных лесов. В настоящее время положение только усугубилось. Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии. Наиболее яркий пример - работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свыше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гектаров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная ситуация вследствие выбросов комбината <Североникель>, <Печенганикель> на Кольском полуострове. Итак, в последние 4 года объем лесозаготовок снизился почти в 2 раза -до 200 млн.куб.м в 1993 г. Ожидается что в 1994 г. 994 г. он еще уменьшится 120- 150 млн.куб.м. Площадь ежегодно уничтожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га, фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных массивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промышленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым действиям для своего спасения. Как российские, так и зарубежные представители лесной промышленности видят выход из кризиса в программах восстановления объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и социальная эффективность этих программ весьма сомнительна, негативные экологические эффекты их реализации очевидны. При относительно небольшой площади непосредственного уничтожения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на несравнимо больших площадях. Например, после проведения геологоразведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых железнодорожных трасс на десятки километров. Следует учитывать также и большое косвенное влияние - благодаря росту частоты пожаров, связанному с проникновением человека в ранее не населенные лесные массивы. Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается просто вымиранием. В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых - прежде всего нефти и газа, золота, меди, алмазов, - а также создание инфраструктуры для этой деятельности являются единственной сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции. При этом игнорирование требований природоохранного законодательства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с общественностью, а иногда и просто откровенные преступные действия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их поддерживающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышленных проектах. Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличению объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а не доработке уже освоенных и повышению эффективности использования уже имеющегося сырья. |