Реферат: Международные инвестиции
Название: Международные инвестиции Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестровая работа Выполнил студент группы ДМЭ-502 Бендик М Л Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Москва, 2008 год Состояние экономики современного Казахстана В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста. Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие. Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США. В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира. За 2001-2002 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%. Можно констатировать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку казахстанской экономики в течение последних лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Инвестиции остаются наиболее острой проблемой среди ключевых условий, определяющих ход реформ. Глобальный характер проблемы инвестиций - необходимость создания инструмента анализа и прогнозирования ситуации в этой области. Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. Огромное значение для РК имеют внутренние инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию отечественного производства. В РК существует большое число коммерческих организаций, имеющих достаточные суммы для осуществления инвестиций в реальные проекты. Занимаясь инвестициями, необходимо выработать определенную политику своих действий и определить основные цели инвестирования, состав инвестиционного портфеля, приемлемые виды ценных бумаг, качество бумаги, диверсификацию портфеля и т. д. Предприятия при эмиссии и размещении своих ценных бумаг пользуются услугами других лиц. И, как правило, посредниками в этих случаях выступают банки и кредитные учреждения. Банки вправе по соглашению с эмитентом организовывать выпуск ценных бумаг и их первичное размещение. При этом инвестиционные институты могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска и размещение ценных бумаг одного эмитента, для чего они заключают многостороннее соглашение, с одной стороны, и соглашение головного института консорциума с эмитентом (эмиссионное соглашение) - с другой стороны. Банки (кредитные учреждения), выступая в качестве инвестиционных компаний, могут выдавать гарантии в пользу других лиц - посредников, занимающихся размещением ценных бумаг, - по размещению ими ценных бумаг эмитента. Такая операция - своего рода страхование рисков. Содержание гарантии сводится к тому, что гарант обязуется принять на себя по обусловленному курсу бумаги, если посредникам не удастся их разместить. Если же размещение состоится, то гарант вправе рассчитывать на комиссионные и вознаграждение за свой риск. Состояние рынка и возможности инвестора определяют выбор его инвестиционной стратегии. Именно поэтому портфельное инвестирование пока ещё не стало преобладающим на рынке. Однако наметились определенные подходы, реализуемые, в частности, в учете всех приобретенных в результате инвестиционных операций ценных бумаг. В данной работе представлены проблемы формирования современного казахстанского рынка ценных бумаг. Для того чтобы сформировать оптимальный портфель ценных бумаг необходимо разработать инвестиционную стратегию, которая основывается на анализе доходности от вложения, времени инвестирования и анализе возникающих при этом рисков. Чем выше риски на рынке ценных бумаг, тем больше требований предъявляется к качеству управления портфелем. Процесс управления направлен на сохранение основного инвестиционного качества портфеля и тех свойств, которые соответствуют интересам его держателя. Приведена методика формирования и управления портфелем ценных бумаг, а также принятие оптимальных решений при формировании инвестиционного портфеля. Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2006 г. в казахстанскую экономику были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами. Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service. В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики. Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года. Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации. Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая. Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает. Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия: • являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; • не ложатся бременем на внешний долг страны; • способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность. Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер: • совершенствование законодательной базы; • либерализация внешней и внутренней торговли; • формирование частного сектора; • развитие рыночной инфраструктуры; • устойчивость банковской системы; • развитие валютного рынка; • упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы. Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты: • предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов; • свобода репатриации прибыли и вывоза капитала; • упрощенная процедура регистрации предприятий; • свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости; • формирование рыночной системы ценообразования; • свобода предпринимательской деятельности; • предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики. Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются: • Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы; • законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах; • указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие. Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами. Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики. Теперь необходимо кратко рассмотреть основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан. 1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции: 1) государственные натурные гранды; 2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки; 3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. 2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий. Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся: 1. неограниченные права утвержденного инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и других обязательных платежей; 2. запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором; 3. отмена мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров; 4. беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге; 5. осуществление мер таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции; 6. законодательная защита инвестиций, прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора; 7. запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом. Еще одним отрицательным моментом в данном законодательном акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и материалов, предназначенных только для реализации инвестиционного проекта. То есть, если иностранным инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если оборудование предназначалось не для продажи, а для работ выполняемых инвестором самостоятельно, например через свои филиалы и т.д. Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве. Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно: • производственная инфраструктура; • обрабатывающая промышленность; • объекты города Астана; • жилье, объекты социальной сферы и туризма; • сельское хозяйство. Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом РК "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет РК по инвестициям, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества. На начало февраля 2007 года было принято 55 заявок для реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из них: • 44 заявки приняты в конце 2006 года с общим объемом инвестиций 302 083 105 долларов США; • 11 заявок принято в 2007 году с объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим образом: • производственная инфраструктура - 9 %; • обрабатывающая промышленность - 74 %; • объекты города Астана - 0; • жилье, объекты социальной сферы и туризма - 11 %; • сельское хозяйство - 6 %. Госкоминвестом заключено с инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217 долларов США. Контракты распределены следующим образом: •производственная инфраструктура - 7 %; • обрабатывающая промышленность - 86 %; • объекты города Астаны - 0; • жилье, объекты социальной сферы и туризма - 7 %; • сельское хозяйство - 0. Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом: 1. проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов); 2. облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций); 3. предоставление государственных гарантий; 4. административная реформа (направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма); 5. поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ); 6. организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным; 7. серьезный капитал заинтересован в поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной инфраструктуры и т.д.; Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств. Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия. На современном этапе развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества. Анализ инвестиционного климата Казахстана По данным комитета по инвестициям министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 1993-2003 годах привлечено 24,5 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. Основными инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Республика Корея и Швейцария. В отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока неохотно вкладываться в нее, предпочитая добычу сырья. Объем инвестиций в основной капитал экономики Казахстана в январе 2004 года составил 56,9 млрд. тенге. По данным пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем в январе 2003 года. Министерство экономики и бюджетного планирования ранее сообщало, что в 2003 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 2002 годом возросли на 10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению экспертов, высокие темпы развития производства товаров, создали предпосылки для развития услуг. Так, услуги связи выросли к 2002 году на 25,4%, розничный товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%. 13 февраля 2004 года в Астане в ходе переговоров был подписан протокол о создании совместного предприятия между НК "Казахстан инжиниринг" и компанией "Сингапур текнолоджиз инжиниринг" (СТН). После подписания в ходе встречи с президентом СТН Тан Пхенг Хоком премьер-министр РК Даниал Ахметов сообщил, что "прошедшие переговоры стали одним из результатов визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Сингапур в 2003 году, когда было принято решение о целесообразности создания совместного предприятия с одной из сингапурских компаний". Совместное Предприятие будет работать в области электроники, нефтегазодобывающей сфере и ряда других добывающих отраслей. Эта же компания станет заниматься кораблестроением, реанимацией и реконструкцией ряда вооружений Казахстана". "Сингапур текнолоджиз инжиниринг" специализирующаяся на электронике, аэрокосмической сфере, судостроении и производстве вооружений, была создана в 1997 году, как государственная компания. За это время она сумела войти в восьмерку самых влиятельных компаний Сингапура. В Казахстан СТН намерена принести свой опыт, менеджмент, и новые технологии в такие сферы, как добыча нефти и газа, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение и ряд других областей. Казахстан заинтересован в привлечении в экономику страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в ближайшие годы республика намерена приступить к созданию первого национального спутника связи и вещания, поэтому опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы весьма полезен. Поскольку сингапурский бизнес является достаточно консервативным и осторожным, приход серьезной сингапурской компании в РК говорит и о том большом внимании к нашей стране, которое проявляют в настоящее время ведущие компании этого региона, и о привлекательности инвестиционного климата Казахстана, созданного в последние годы. Наибольший потенциал для новых форм инвестиций имеет аэрокосмическая отрасль Казахстана. Инвесторов интересуют приоритеты государства в развитии высокотехнологических производств. Для максимального использования потенциала (аэрокосмической) отрасли необходимо перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. Также в текущем году Казахстан приступил к реализации проекта по созданию и запуску национального геостационарного спутника связи и вещания. Конечно же, большую роль играют инвестиции в нефтегазовый сектор, добывающую и обрабатывающую промышленность. В 2006 году МИТ совместно с МИД РК начали работу по привлечению транснациональных крупных компаний в несырьевые секторы экономики. Для этого Мининдустрии вносит конкретные предложения по созданию специализированной структуры с сетью представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики и по содействию экспорту товаров казахстанских предприятий на внешние рынки. Рынок ценных бумаг Казахстана Всю недолгую историю рынка ценных бумаг в Казахстане, начавшуюся в 1991 г., можно подразделить на несколько характерных периодов: «рыночной инициативы» «кабинетный» ожидания адаптации ПЕРИОД «РЫНОЧНОЙ ИНИЦИАТИВЫ» (1990-1991 гг.). На волне общественного подъема, вызванного процессами демократизации, появляются первые акционерные общества, которые выпустили первые в истории Казахстана акции. Создаются фондовые биржи - Алматинская и Казахстанская. В 1991 г. введен в действие закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР», вслед за которым правительство утверждает разработанное Министерством финансов «Положение о ценных бумагах». Регистрация, выпуск и обращение ценных бумаг регулируются в 1992 г. вначале временными правилами, затем «Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и инвестиционных фондов». ПЕРИОД «КАБИНЕТНЫЙ» (1993-1995 гг.). В обществе возникает понимание неподготовленности как государства, так и хозяйствующих субъектов к работе с ценными бумагами. Начинается подготовка первой «волны» специалистов, призванных сыграть решающую роль в становлении инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом и законодательной базы в особенности. Обучение происходит в известных высших учебных заведениях за рубежом, путем стажировок в институтах рынков ценных бумаг Японии, Великобритании, США, Турции, России и других стран. В Казахстан приглашаются эксперты международных организаций, с участием известных специалистов проводятся семинары. ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ. (1996-1997 гг.) В НКЦБ и правительство приходят молодые специалисты первой волны. Именно на этот период приходится выход в свет наиболее законченных документов - законов, постановлений правительства и НКЦБ, инструкций и иных документов Национального Банка и других институтов, которые в совокупности впервые образовали конструктивную «оболочку» правовой и нормативной инфраструктуры рынка ценных бумаг Казахстана, позволяющую строить участникам РЦБ вполне цивилизованные отношения. В руководстве государства созрело понимание огромной роли рынка ценных бумаг в экономике, источники наполнения бюджета либо скудеют и закрываются, либо их появление откладывается. Тормозится процесс приватизации, которая не дает бюджету ожидаемых доходов. Правительство, как крупнейший собственник, готовит план масштабного прорыва на рынок ценных бумаг. Всю свою огромную и пока малополезную собственность оно разделяет на три категории: «голубые фишки» «второй эшелон» и прочие. В числе «голубых фишек» крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтепереработки, энергетики и связи. Замысел состоял в том, что часть госпакетов акций этих компаний поступит в обращение на фондовую биржу. Хотя эта часть представляла небольшую долю собственности, ее общая номинальная стоимость была настолько велика, а компании настолько привлекательны для инвесторов, что обозреватели отмечали заметную концентрацию финансовых средств в ожидании залпового выброса акций в обращение. К декларированному правительством сроку (осень 1997 г.) НКЦБ, Национальным Банком, другими государственными институтами, Казахстанской фондовой биржей, всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг была проделана огромная подготовительная работа в создании цельной технологии торговли, отвечающей высоким требованиям мирового рынка ценных бумаг. ПЕРИОД АДАПТАЦИИ. В начале 1998 г. стало ясно, что после нескольких отставок и рокировки ключевых фигур, ожидания участников рынка были напрасны: «голубые фишки» не состоятся в обещанный срок, не состоятся они и в ближайшем будущем. Среди издержек непоследовательности и нерешительности правительства, которые в общем можно оценить, отметим не совсем очевидные: моральное старение технологии торговли. Кроме издержек есть и очевидный плюс: участники рынка стали опытней и будут еще более готовыми к переменам на рынке ценных бумаг в Казахстане. Цели и задачи валютного регулирования в Республике Казахстан. Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка. В соответствии с Заявлением Правительства и Национального Банка Республики Казахстан о дальнейшей политике обменного курса тенге с 6 апреля 1999 года осуществлен переход к режиму свободно плавающего обменного курса тенге. Данный режим предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке без значительного вмешательства Национального Банка Казахстана. В этих условиях резко повышается значимость такой сферы деятельности центрального банка как валютное регулирование. В числе основных задач валютного регулирования следует перечислить: разработку нормативных правовых актов, определяющих принципы и порядок осуществления валютных операций на территории Республики Казахстан, права и обязанности субъектов валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства; контроль за соблюдением валютного законодательства (валютный контроль); анализ состояния валютного рынка, объемов и структуры совершаемых валютных операций. Важной составляющей системы валютного регулирования является валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при осуществлении ими валютных операций. В число основных направлений валютного контроля входят: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для их осуществления лицензий и свидетельств; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте в части их соответствия условиям контрактов; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Республике Казахстан являются государственные органы, которые вправе в соответствии с законодательством осуществлять функции валютного регулирования (Национальный Банк Казахстана, таможенные органы и др.). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Методы валютного регулирования в Республике Казахстан Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы: установление порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения (владения, пользования и распоряжения) валютными ценностями и др.; введение валютных ограничений - ограничений (запретов) на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операции и т.д.; лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты; регистрация валютных операций; сбор и анализ отчетности о валютных операциях; контроль за соблюдением валютного законодательства, в том числе путем установления процедур паспортизации экспортно-импортных сделок и проведения проверок (инспекций); международное сотрудничество по вопросам валютного регулирования - в частности с середины 1992 года Казахстан является членом МВФ, а с 16 июля 1996 года Казахстан присоединился к статье VIII Статей Соглашения МВФ, предусматривающей обязательства государств обеспечить конвертируемость своих валют, то есть не вводить ограничений по текущим валютным операциям. Установление порядка проведения валютных операций осуществляется путем издания соответствующих нормативных правовых актов Национального Банка Казахстана по вопросам валютного регулирования. В настоящее время в Республике Казахстан действуют следующие основные валютные ограничения: все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством; покупка, продажа и обмен иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также их обменные пункты запрещена; иностранная валюта, получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено в лицензии Национального Банка Республики Казахстан Кроме того, Президент Республики Казахстан в целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограничению или приостановлению любых валютных операций. Национальный Банк Казахстана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан" вправе ввести необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставок вознаграждения (интереса). Согласно Закону Республики Казахстан "О валютном регулировании" Национальный Банк Казахстана вправе установить ограничения на валюту платежа экспортных операций резидентов и режим обязательной продажи экспортной валютной выручки. В настоящее время Национальный Банк Казахстана лицензирует следующие операции: проведение банковских операций в иностранной валюте, в том числе организацию обменных операций с иностранной валютой; деятельность, связанную с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; открытие резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход (перемещение) валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов. Регистрация валютных операций: Национальный Банк Казахстана регистрирует операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте, в частности: получение кредитов на срок более 180 дней; осуществление расчетов, связанных с кредитованием нерезидентами экспортных сделок резидентов на срок более 180 дней; осуществление расчетов, связанных с кредитованием нерезидентами резидентов по импортным сделкам на срок более 180 дней; инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан; переводы в оплату имущественных и иных прав на недвижимость; а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием резидентами нерезидентов на срок более 180 дней, при экспортных сделках. Отчетность о валютных операциях: Порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям устанавливаются Национальным Банком Казахстана по согласованию с уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. KASE 15 ноября 1993 года в Казахстане была введена национальная валюта - тенге. На второй день после этого события - 17 ноября 1993 года - Национальный Банк Республики Казахстан и двадцать три ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) являлся структурным подразделением Национального Банка. Основной задачей, поставленной перед новой биржей, являлись организация и развитие национального валютного рынка в связи с введением тенге. Как юридическое лицо биржа была зарегистрирована 30 декабря 1993 года под наименованием "Казахская Межбанковская Валютная Биржа" в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого типа. Так была образована существующая в настоящее время Казахстанская фондовая биржа, а 17 ноября стало ее днем рождения. 03 марта 1994 года биржа была перерегистрирована под наименованием "Казахстанская Межбанковская Валютная Биржа", что объяснялось необходимостью приведения наименования биржи в соответствие с действовавшим законодательством. В течение первых двух лет существования биржа занималась организацией торгов только иностранными валютами. Однако уже в августе 1994 года Правлению биржи было дано поручение Биржевого совета начать проработку вопроса о развитии биржевого сервиса на рынке ценных бумаг, а для отражения направления дальнейшей деятельности биржи общее собрание ее акционеров приняло решение изменить наименование биржи на "Казахстанская межбанковская валютно-фондовая биржа" (в зарегистрированном написании - "КАЗАХСТАНСКАЯ МЕЖБАНКОВСКАЯ ВАЛЮТНО-ФОНДОВАЯ БИРЖА"). Под новым наименованием биржа была перерегистрирована 12 июля 1995 года. С принятием Временного положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 03 октября 1994 года № 1099, деятельность фондовой биржи стала подлежать лицензированию Министерством финансов Республики Казахстан (до этого времени закон Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года предусматривал только регистрацию фондовой биржи Министерством финансов республики). Необходимость получения лицензии на осуществление деятельности в качестве фондовой биржи была внесена также и в указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года. При этом функции лицензиара были переданы от Министерства финансов вновь образованной Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. 02 октября 1995 года биржа получила лицензию №1 на осуществление биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, однако действие этой лицензии ограничивалось правом организации торгов только государственными ценными бумагами. Впервые торги государственными ценными бумагами были проведены на бирже 14 ноября 1995 года. В то время в силу различных причин биржевой сегмент рынка долговых обязательств государства занимал небольшую долю, торги государственными облигациями имели эпизодический нерегулярный характер, и через год - 20 сентября 1996 года биржа была вынуждена остановить торги этими ценными бумагами. В 1997 году торги государственными ценными бумагами не проводились вообще. Активизация биржевого рынка долговых обязательств государства началась лишь в 1998 году - после запуска в Казахстане накопительной пенсионной системы. Поскольку названный указ Президента Республики Казахстан содержал запрет на выполнение фондовой биржей функций товарной биржи, по требованию лицензиара биржа была переименована и из ее названия была исключена валютная составляющая. 12 апреля 1996 года биржа была перерегистрирована под наименованием "Казахстанская фондовая биржа", а 13 ноября этого же года получила неограниченную лицензию Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам на организацию торгов ценными бумагами. Параллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка. В начале 1996 года была проведена работа по созданию нормативной базы, регулирующей биржевой рынок срочных контрактов, и в мае этого года состоялось открытие рынка валютных фьючерсов. К сожалению, первая попытка открытия данного рынка оказалась в то время нежизнеспособной, и торги срочными контрактами были остановлены в феврале 1998 года. И только в марте 1999 года удалось восстановить данный сектор рынка. Так как новый закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" от 05 марта 1997 года ограничивал деятельность фондовой биржи только ценными бумагами, общее собрание акционеров биржи в апреле 1997 года приняло решение о ее реорганизации путем выделения в отдельное юридическое лицо ЗАО "Алматинская биржа финансовых инструментов" (AFINEX), которое было зарегистрировано 30 июля 1997 года. С 01 сентября этого года на торговую площадку AFINEX были переведены торги иностранными валютами и срочными контрактами. Сама Казахстанская фондовая биржа прошла перерегистрацию 03 июля 1997 года под своим прежним наименованием и 19 сентября этого года провела первые торги негосударственными эмиссионными ценными бумагами. 1998 год был отмечен восстановлением биржевого рынка государственных ценных бумаг, произошедшим за счет появления новой группы профессиональных участников рынка ценных бумаг - компаний по управлению пенсионными активами, которые в силу требований законодательства обязаны оперировать только на организованном фондовом рынке. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на бирже 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации. С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций, первые из которых были включены в официальный список биржи 01 февраля этого года. 1999 год отмечен также запуском с 05 июля биржевого сектора операций репо по государственным ценным бумагам и проведением 07 июля первого аукциона по размещению муниципальных облигаций. Со вступлением в силу закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам акционерных обществ" от 10 июля 1998 года был устранен запрет на организацию фондовой биржей торгов иностранными валютами и другими, помимо ценных бумаг, финансовыми инструментами, что дало возможность присоединить AFINEX к Казахстанской фондовой бирже. Решение об этом было принято общим собранием акционеров 06 января 1999 года, а 16 марта этого года была произведена соответствующая государственная перерегистрация воссоединенной биржи. Сегодня биржа представляет собой универсальный финансовый рынок, который условно можно разделить на четыре основных сектора: рынок иностранных валют, рынок государственных ценных бумаг, в том числе международных ценных бумаг Республики Казахстан, рынок акций и корпоративных облигаций, рынок деривативов.
Котировки акций компании АО «Казкоммерцбанк» за 3 года Глубокий анализ компании История компании Нынешний Казкоммерцбанк берет свое начало от Медеу Банка, который был создан 12 июля 1990 года в виде открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Казахской Советской Социалистической Республики. После обретения Казахстаном государственного суверенитета Медеу Банк был перерегистрирован в ОАО «Казкоммерцбанк» и получил лицензию Национального банка Республики Казахстан № 48 от 21 октября 1991 года на проведение банковских операций. Этот день и считается официальным днем рождения Банка. В апреле 1994 года Банк объединился с другим казахстанским коммерческим банком - «Астана Холдинг». С этого времени Банк присутствует во всех основных деловых и населенных центрах страны через свою филиальную сеть, включающую в настоящее время 22 отделения, 51 расчетно-кассовый центр и 12 центров персонального обслуживания. С 1994 года Банк участвовал в ряде специальных программах, подготовленных и спонсируемых Нацбанком РК и Министерством финансов РК, а также международными финансовыми институтами - такими, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Исламский банк развития, Kreditanstalt fur Wiederaufbau и Азиатский банк развития. В 1995 г. Казкоммерцбанк в качестве официального консультанта Правительства РК принимал активное участие в экономически и политически значимом процессе реструктуризации и приватизации предприятий нефтегазовой отрасли. Весь 1996 г. Банк посвятил достижению своей основной, на тот момент, цели – соответствию международным стандартам банковской деятельности. Так, Казкоммерцбанк стал одним из первых казахстанских банков, получившим полное международное аудиторское заключение (от фирмы «Deloitte & Touche»). Другим важным событием года стало присвоение Казкоммерцбанку агентством «Thomson BankWatch-BREE» международного рейтинга – первого для банков Средней Азии. В апреле 1997 г. Казкоммерцбанк первым из казахстанских банков начал при поддержке французского банка CCF (Credit Commerciale de France) осуществление программы «твиннинг», финансируемой ЕБРР и нацеленной на ускоренное институциональное развитие. Важным достижением 1997 году для всего банковского сектора Казахстана стало утверждение Банка в качестве заемщика Немецкой государственной экспортной страховой компанией «Hermes», которая до того признавала в качестве заемщика только Правительство РК. В том же 1997 г. Банк привлек свой первый международный синдицированный кредит. В мае 1998 г. Банк первым из казахстанских корпоративных эмитентов выпустил еврооблигации –на сумму 100 млн. долларов США и сроком на 3 года. Всего за последующие годы Банк выпустил внутренних и международных облигаций на сумму более 1,5 млрд. долларов США. В 2001 г. Банк первым в стране привлек напрямую (без правительственной гарантии!) долгосрочный кредит от международного финансового института - на 7 лет от немецкого банка DEG. В 2002 году Казкоммерцбанк приобрел 74% акций Кыргызавтобанка, впоследствии переименованного в Казкоммерцбанк Кыргызстан. В мае 2005 г. Казкоммерцбанк получил в доверительное управление 60,04% долей в уставном капитале КБ «Москоммерцбанк» (ООО) (бывшего Межрегионального банка развития предпринимательства), c 2002 г. выступающего доверенным лицом и стратегическим партнером Казкоммерцбанка в Российской Федерации. В 2003 году ЕБРР подписал с Казкоммерцбанком Соглашение об участии в акционерном капитале и в последующем выкупил 15% выпущенных простых акций Банка. В июне 2004 г. при поддержке Казкоммерцбанка создан Благотворительный фонд «Кус Жолы», ставящий своей целью внедрение эффективной филантропии, а также реализацию стратегии банка как социально-ответственного финансового института. В январе 2005 г. Казкоммерцбанк первым в Казахстане запустил в эксплуатацию банкоматы (мультибанки), обладающие функциями приема денег (Cash-in), безналичного перевода денег между счетами клиента и оплаты счетов провайдеров различных услуг (коммунальных, связи и т.д.). В апреле 2005 г. Казкоммерцбанк стал первым банком на территории СНГ, который вошел в новый индекс Доу-Джонса для развивающихся рынков (Dow Jones CDX.EM Diversified Index). В мае 2005 г. Казкоммерцбанк выпустил первую в Казахстане международную кредитную карточку с возможностью накопления премиальных бонусов – GoCard. В июне 2005 г. ЕБРР передал Казкоммерцбанку все полномочия самостоятельно руководить процессом кредитования малого и среднего бизнеса в рамках специальной программы ЕБРР. В июне 2005 гг. председатель Правления Казкоммерцбанка Нина Жусупова удостоена от ЕБРР и журнала Emerging Markets одной из трех наград «Женщины в бизнесе и правительстве» по итогам 2005 года в регионе Центральной и Восточной Европы и стран СНГ. В июле 2005 г. Казкоммерцбанк и ABN AMRO достигли договоренности о продаже последним Банку своей компании по управлению пенсионными активами и 80.01% доли участия в накопительном пенсионном фонде «ABN AMRO КаспийМунайГаз» В июле 2005 г. Казкоммерцбанк поднялся с 718 места в 2004 году на 626-е место в составленном журналом The Banker списке 1 000 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала первого уровня. В октябре 2005 г. Казкоммерцбанк стал первым в Казахстане коммерческим банком, чей сайт обрел равнозначные по наполнению и функционалу версии как на государственном (казахском) языке, так и на основном языке межнационального общения (русском). В ноябре 2005 г. финансовый интернет-портал Казкоммерцбанка Homebank.kz стал победителем конкурса сайтов «Казахстанская интернет-премия AWARD-2005» в номинации «Сетевые сервисы». На сегодняшний день - это единственный в мире интернет-банкинг для физических лиц, имеющий равноценные по содержанию и функционалу версии на казахском, русском, английском и немецком языках. В декабре 2005 г. Казкоммерцбанк открыл в Алматы первый в Казахстане круглосуточный Центр банковского самообслуживания, позволяющий его клиентам оперировать своими денежными средствами без участия банковских работников, лишь посредством новейшего оборудования. В декабре 2005 г. Казкоммерцбанк подписал соглашение о синдицированном займе в 1,3 млрд. долларов, заключив крупнейшую среди аналогичных сделок не только в Казахстане, но и во всем регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ. Авторитетные международные издания Trade Finance и Global Trade Review одновременно назвали ее «сделкой 2005 года». В феврале 2006 г. третий год подряд Казкоммерцбанк признается «Компанией с наилучшей репутацией» по результатам опроса казахстанского журнала «Exclusive». В марте 2006 г. Казкоммерцбанк восьмой год подряд побеждает в номинации «Лучший банк на развивающихся рынках: Казахстан» по итогам ежегодного исследования международного журнала Global Finance. Кроме того, он побеждает также в номинациях «Лучший банк в торговом финансировании» и «Лучший банк на валютном рынке». Все это время Казкоммерцбанк удостаивался звания «Лучший банк Казахстана» и от других мировых финансовых изданий - Euromoney и The Banker. Формирование портфеля
Имеющаяся информация позволяет рассчитать долю каждой из ценных бумаг в портфеле как простую долю на основе их капитализации. Таким образом Разведка Добыча КазМунайГаз занимает 71%, а Казкоммерцбанк оставшиеся 29%. После этого необходимо рассчитать текущую доходность акций по формуле расчёта процентного изменения индексов акций. То есть, как частное разности конечного и начального значения акций и начального значения, учитывая, что получившаяся величина в процентах.
Таким образом, для КазМунайГаз получим RT (КазМунайГаз)=14,68 и для Казкоммерцбанк RT (CBRY)=3,29. Вычислим стоимость акций в рублях и посчитаем их доходность. Для этого учтём курс валют на день покупки и день продажи
После этого рассчитаем доходность покупки акций в рублях.
IB = 365 / 28 * 0,589 = 7,67 % Таким образом инвестор получил прибыль от акций обоих компаний а также выиграл на курсах валют. Подведём итог работе в сводной таблице.
Текущая доходность портфеля акций в валюте инвестора (рубли) составила: RT = (7 519 028-6 530 929) / 6 530 929 = 0,15129072 = 15,1290 % или it = 15,1290 * 365 / 28 = 197,21 % Наш портфель оказался сверхприбыльным благодаря удачному выбора момента для вложений в акции компании КазМунайГаз, а также выгодному росту курса валюты инвестирования. Список литературы http://beta.kase.kz/ http://www.investfunds.kz/ http://www.expert.kz/ http://www.kkb.kz/ http://www.kmgep.kz/ http://www.zakon.kz/ |