Статья: Компьютерная технология текущего планирования добычи руд на карьерах
Название: Компьютерная технология текущего планирования добычи руд на карьерах Раздел: Рефераты по географии Тип: статья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Серый, С.С., Дунаев В.А., Олейник О.В., Волобуев Ю.А. ФГУП ВИОГЕМ, Белгород, Россия Охарактеризована разработанная авторами для карьеров Ковдорского и Лебединского ГОКов компьютерная технология текущего планирования добычи руд. В 2000-2002 годах авторами в рамках созданной геоинформационной системы геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ (см. статью "Автоматизация геолого-маркшейдерских работ на карьерах железорудной промышленности" в настоящем сборнике) разработана компьютерная технология текущего планирования добычи руд в карьерах. Здесь эта технология описана применительно к карьеру ОАО "Лебединский ГОК", разрабатывающему одноименное месторождение железистых кварцитов в бассейне КМА. Текущее планирование добычи руд выполняется в рамках составления горно-геологической части годовой производственной программы, в которой даются годовые с поквартальной разбивкой плановые объемы и качество руд по добычным участкам и карьеру в целом. Планирование осуществляется с учетом известного (заданного техническим проектом) направления развития горных работ набором прирезок по каждому добычному участку, подсчетом запасов и качества руды по прирезкам с разделением на типы руд. Эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты плановые параметры (объем и качество добываемой руды, объем вскрышных пород). Планирование выполняется на сводном плане горных работ для формирования которого необходимы картографическая геологическая модель в виде системы геологических планов добычных горизонтов и маркшейдерская модель карьера. Алгоритмически процесс планирования представлен схемой на рис. 1. В соответствии с проектом развития карьера средствами картографического редактора MapProj на сводный план горных работ наносят контуры блоков,
Рис. 1. Блок-схема процесса планирования добычи руд в карьере Рис. 2. Планируемый блок, разделенный на участки по типам железистых кварцитов (ОАО "Лебединский ГОК"). 1-3 – типы железистых кварцитов: 1 – биотит-магнетитовые; 2 – магнетитовые; 3 – куммингтонит-магнетитовые
Рис. 3. Диалог программы по планированию объемов добычи железистых кварцитов Оценка качества руды производится отдельно по эксплуатационным слоям. На основании базы данных опробования скважинной модели в каждом блоке дифференцированно по типам руд автоматически рассчитывается средневзвешенное содержание Feмагн. Затем рассчитывают средневзвешенное содержание Feмагн. по всему карьеру в целом. Если полученное значение не удовлетворяет условия планирования, снова производится изменение границ прирезок и процесс возвращается к шагу 3 (см. рис. 1). Следующим этапом планирования является составление отчетной таблицы, в которой представлена информация об объемах и качестве добываемой руды, и объеме вскрыши (рис. 4). При изменении количества параметров, учитываемых при подсчете качества руды, может изменяться и количество колонок в отчетной таблице. Заключительным этапом планирования является составление транспортной схемы и подсчет объемов грузоперевозок по всем приемникам горной массы, которыми являются дробильный комплекс, склады, отвалы, перегрузки. Модель транспортной схемы заносится в электронный сводный план карьера ломаной специального типа. Транспортная сеть должна описывать все возможные пути перемещения транспорта в карьере и должна быть связана как с каждым приемником горной массы, так и с каждой планируемой к выемке прирезкой.
Примечание: ЩАМ, КМ, БМ, ЖСМ, ОК и СР – типы железистых кварцитов, соответственно щелочноамфибол-магнетитовые, куммингтонит-магнетитовые, биотит-магнетитовые, железнослюдково-магнетитовые, окисленные и слаборудные. Рис. 4. Пример отчетной таблицы по результатам текущего планирования добычи горной массы в ОАО "Лебединский ГОК" Кроме того необходимо для каждого типа, горной массы указать направление отгрузки. Например, все рудные прирезки из карьера должны вывозиться на дробильно-обогатительную фабрику, сланцы – кристаллические на ДСФ, а выветрелые отправляются на вскрышу, кварцитопесчаник частично отправляется на ДСУ, а частично – на ДСФ и т.д. Результатом планирования транспортной сети является таблица грузоперевозок (рис. 5), в которой для каждого приемника указывается объем перевозимой горной массы в м3 и т, расстояние (км) и тоннокилометры (ткм). Расстояния рассчитываются автоматически на основании компьютерной модели транспортной сети.
Рис. 6.5. Пример таблицы объемов грузоперевозок, создаваемой по результатам текущего планирования горных работ в ОАО "Лебединский ГОК". |