Статья: Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи
Название: Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи Раздел: Рефераты по философии Тип: статья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Понятие института и институционализация Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. 2. Признаки социальных институтов.
3. Функции социальных институтов. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры). семья: репродуктивная функция функция передачи статуса (сословных имуществ) функция эмоционального удовлетворения Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение. семья: - сексуальное регулирование Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением). семья: - защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства). Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами. семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение) Форма семьи нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей. расширенная = нулеарная + родственники. Форма брака моногамия виды полигамии Выбор предположительного партнера экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп) эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп) Правила ведения родословной и наследования имущества мужская, женская линия или что-то другое. 5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии. Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия. Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные. Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают: формальные неформальные положительные отрицательные Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания... Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897) ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны. Дюркгейм различает 3 типа самоубийств: эгоистическое альтруистическое аномическое Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида. Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы. Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
|