Статья: Теории социального взаимодействия
Название: Теории социального взаимодействия Раздел: Рефераты по философии Тип: статья | ||||||||||||
Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
Основные идеи концепции социального обмена: В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам. Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция") Концепция символического интеракционизма С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Концепция управления впечатлениями С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида. 1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры. (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун) Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры. (Т. Парсонс, К. Гирц) Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) 3. Адаптивно-деятельностный подход (Э. Маркарян) Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. 2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: терминальные (ценности цели) инструментальные (ценности средства) Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм: формализованные правила (все, что официально записано) правила морали (связаны с представлениями людей) образцы поведения (мода) Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии. Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем. 4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм (Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд спорт образование наличие ритуалов системы родства правила взаимодействия полов язык и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм. - крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм. Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе". В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура. Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий. Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха) Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия. 5. Процессы изменений в культуре 1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков) развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление) планомерное развитие 2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами. заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений. |