Доклад: “В неестественной позе, по Сомову”
Название: “В неестественной позе, по Сомову” Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: доклад |
Олег Лекманов Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... Н.В.Гоголь В мемуарном очерке бывшего петербуржца Георгия Иванова, написанном в 1925году, насмешливо обрисованы московские нравы дореволюционной поры: “...в Москве строились особняки во «всех стилях» («У нас на все стили хватит»), спали в «неестественной позе, по Сомову» и ставили «Венецианских безумцев» Кузмина в кругу миллионеров” (ИвановГ.В. Собр. соч.: В 3т. М., 1994. Т.3. С.250). Комментатор этого фрагмента В.П.Крейд следующим образом поясняет загадочную фразу, вынесенную в заглавие настоящей заметки: “Сомов Константин Андреевич (1869–1939) — живописец и график, член «Мира искусства». Видимо, подразумеваются его работы «Спящая женщина в синем платье» (1903) и «Спящая молодая женщина» (1909)” (Там же. С. 679). Кажется совершенно очевидным, что комментарий Крейда как минимум недостаточен, поскольку он не раскрывает источника ивановской цитаты. А на то, что перед нами цитата, ясно указывают кавычки, в которые помещена у Иванова фраза о Сомове. Подтекст этой фразы отыскивается довольно легко. Мемуарист цитирует нашумевшую в своё время повесть Алексея Николаевича Толстого «Приключения Растёгина», один из персонажей которой рассказывает другому: “Александр Иванович, знаешь, на Маросейке торгует, так он до того дошёл — спит, говорят, в неестественной позе, по Сомову. За ночь так наломается, едва живой. А ничего не поделаешь” (ТолстойА.Н. Собр. соч.: В 10т. М., 1982. Т.2. С. 45). Комментарий И.В.Кудровой к толстовской шутке: “Сомов Константин Андреевич (1869–1939) — русский художник, член «Мира искусства»; в 1910-е годы создал серию стилизованных картин, представляющих жеманно-эротические сценки дворянского быта конца XVIII — начала XIXвека” (Там же. С. 597). Этот комментарий оставляет несколько странное впечатление: как ни крути, сон в неестественой позе трудно счесть жеманно-эротической сценкой, пусть даже и конца XVIII — начала XIXвека. Вот тут бы и привести крейдовские сведения о конкретных картинах Сомова, что придало бы фразе Толстого дополнительный комический эффект: дюжий купчина пытается подражать “молодой женщине” и “женщине в синем платье”. Так что читателю Георгия Иванова посоветуем держать под рукой повесть Толстого, а читателю повести Толстого — в нужный момент заглянуть в комментарий к Георгию Иванову. |