Роль выходцев из России в становлении мирового киноискусства
Тема 7 Роль выходцев из России в становлении мирового киноискусства.
Социально-экономические и политические условия, менявшие облик России имели разную направленность. С одной стороны, это - маргинализация собственного населения, прежде всего, городского. С другой стороны, выталкивание лишних рабочих рук могло и иметь и более далёкую направленность. Обычно первой волной эмиграции называют исход из России, спровоцированный Революцией и Гражданской войной. Однако, впервые массовая эмиграция из Российской империи происходила ещё до Первой мировой войны. С 1897 по 1914 годы из России выехало около 2х миллионов, практически столько же, сколько выехало после революции. Состав эмигрантов был другой. В основном это были украинцы, белорусы, поляки и, конечно же, самый бесправный народ - евреи, которые должны были находиться за чертой оседлости, не имели права получать образование т. д. И выезжали в те годы не в Европу, а в Северную Америку (США и Канаду)
Оказавшись в Америке, эмигранты из России старались любыми способами реализовать великую американскую мечту. Одним из таких способов и было кино. Разными путями они стремились к месту под солнцем, кто-то начинал с производства, кто-то с проката. Сложность была и в том, что за всем наблюдал Патентный трест, но в борьбе с ним вчерашние эмигранты закаливали свой характер и множили свои капиталы.
Первыми устремились в кинобизнес выходцы из Белоруссии. Маркус Лоев ребёнком оказался в США, в Нью-Йорке. В шесть лет он уже торговал апельсинами и газетами и ночевал на улице, чтобы быть первым в очереди в кино. В 1905 году Лоев открыл свою первую галерею, затем галерею в Цинцинати со зрительным залом на 110 мест, где на крошечном экране демонстрировал кинофильмы. В первый же день этот кинотеатр привлек около 5 тысяч зрителей. Годом раньше он основал кампанию, существующую до сегодняшнего дня и насчитывающую 3300 кинозалов в США, Испании и Корее и Мексике.
Очень быстро Лоев стал титаном кинематографа Америки, но он никогда не забывал о своем трудном детстве. Он снес дом, в котором прошло его детство, и построил на нем один из своих театров. К 1920-м годам в кинотеатрах Лоева публику «разогревали» записи выступлений балерин, певцов и артистов водевиля, а также киножурналы новостей, после чего под аккомпанемент органа или оркестра демонстрировалось немое кино. Его главной целью было превратить кино в массовую форму отдыха. Лоеву было нужно больше кинопродукции для его развивающейся империи, поэтому он создал коммерческое объединение, которое позже выросло в компанию MGM, во главе которой встал Луис Б. Майер.
Один из основателей студии "Метро-Голдвин-Майер" (МGМ) и многолетний ее руководитель Луис Майер утверждал, что не знал ни точной даты, ни точного места своего рождения. Такой авторитетный справочник, как энциклопедия "Британика", утверждает, что Луис Б.Майер, он же Лазарь Меир, родился 4 июля 1885 года в городе Минске. Когда семья Якова Меира приехала в канадский городок Сент-Джонс, его сыну Лазарю не исполнилось еще и двух лет. Прибыв на место, глава семейства организовал свой "бизнес" - сбор утиля, к которому он попытался приучить подросшего сына. Но молодому Луису карьера старьевщика совсем не улыбалась, и 1 января 1904 года он уезжает в Бостон, чтобы начать самостоятельную жизнь. Однако нужда заставляет его и на новом месте заняться отцовским ремеслом. Так бы и остался Луис «королем утиля», но в дело, как всегда, вмешался счастливый случай. Предание гласит, что жена местного банкира сдала в утиль брюки мужа, в одном из карманов которых Луис обнаружил крупную сумму денег. Честный Луис вернул деньги невнимательной женщине. Потрясенная порядочностью молодого человека банкирша попросила мужа помочь Луису с работой, и тот устроил его в местный кинотеатр. Поработав в нем администратором, Майер понял, что новый аттракцион может быть очень прибыльным.
Он поднакопил средств и осенью 1907 года взял в аренду старый театр в пригороде Бостона, отремонтировал его и стал показывать там фильмы. Дело оказалось таким доходным, что уже через несколько лет Майер был владельцем целой сети кинотеатров. Однако производство фильмов приносило еще больше денег, чем их прокат. Майер задумался над тем, чтобы создать такую корпорацию, которая бы занималась сразу производством и прокатом фильмов и владела бы сетью кинотеатров по всей стране. Он понял: фильм станет популярным, если в нем будет играть любимый публикой актер или актриса. Поэтому Майер заключает контракты с рядом актеров и начинает, выражаясь современным языком, активно «раскручивать» их. До 1918 года Майер жил и работал в Нью-Йорке. Тем временем на другом, западном, побережье Соединенных Штатов постепенно набирал силу новый центр кинопромышленности.
Луис Майер перебрался в Голливуд в 1918 году. Там он вскоре создал совместную компанию с другим выходцем из западнобелорусских земель - Самуэлем Голдвином (Самуилом Голдфишем). При поддержке Маркуса Лоева они объединили свои капиталы. В 1924 году на свет появилась студия «Метро-Голдвин-Майер», чьей эмблемой стал знаменитый лев, рыкающий на зрителя в начале каждого фильма MGM. Кстати, подходящий рык был записан в зоопарке нью-йоркского Бронкса. Новая фирма стала законодательницей «студийной системы», при которой подписавшая контракт звезда была обязана десятилетиями сниматься только в фильмах определенной студии. Несмотря на острую критику, «студийная система» просуществовала до начала 1950-х годов. Именно ей Голливуд обязан своим расцветом. Луис Майер был одним из самых талантливых продюсеров тех лет. В 1924 году в Берлине он впервые увидел 19-летнюю шведскую актрису Грету Гарбо. Через несколько лет она стала звездой первой величины в созвездии Майера. Он «открыл» и выпестовал Рудольфа Валентино и Кларка Гейбла, Джуди Гарланд (мать Лайзы Минелли) и Марио Ланца, в свете юпитеров MGM расцвел талант Джона Гилберта, Авы Гарднер, Фреда Астера, Джина Келли, Джеймса Стюарта, Кэтрин Хэпберн, Спенсера Трейси. У Майера снимались Ингрид Бергман, Элизабет Тэйлор и многие другие великие актеры, в том числе и русские - Михаил Чехов и Алла Назимова. По предложению Майера и с его активным участием в 1927 году была создана Академия киноискусства с ежегодным вручением почетных призов - знаменитых "Оскаров".
После войны в разгар маккартизма Луису Майеру припомнили 1943 год и спродюсированную им картину "Песнь о России", которая вышла на экраны во время Сталинградской битвы. В 1947 году он был вызван в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности и был подвергнут там допросу. Формальным предлогом послужил тот факт, что в штате студии служили в качестве сценаристов двое писателей-коммунистов. Майеру удалось избежать наказания, уволив всех имеющих левые взгляды сотрудников. Однако репутация его была подорвана. Дела студии пошатнулись. Майер перестал контролировать основной пакет акций и 26 июня 1951 года ушел из MGM, которую возглавлял 27 лет.
А Маркус Лоев привел в кинематограф ещё двоих выходцев из России, уроженцев Рыбинска братьев Шенк. В 1912 году Лоев привлек братьев Шенк к своей большой прокатной сети, и они купили два «никель-одеона» и включили их в его предприятие. К 1915 году пути братьев Шенк несколько разошлись. Николас остался у Лоева и стал его правой рукой, а в 1919 году, когда было основано общество «Лоев инкорпорейтед» его вице-президентом и директором. Николас Шенк и после смерти Лоева остался на этом важном посту; занимал он его и в 1950 году. Джозеф Шенк, оставаясь в орбите интересов финансистов, поддерживавших Лоева, стал выпускать фильмы в «Феймос Плейерс Парамаунт». Затем вплоть до 1950х годов руководил производством «ХХ век Фокс».
Выходцы из Беларуси Уорнеры в начале прошлого века занялись сначала прокатом, а затем и производством кинофильмов, построив свою студию в небольшом калифорнийском местечке. Рядом располагалась недавно выстроенная студия «Метро-Голдвин-Майер» (MGM), которую основали эмигранты из Минска Самуэль Голдвин и Луис Майер. На дворе было начало 10-х годов ХХ века, а почти никому не известное калифорнийское местечко носило название Голливуд.
Гарри, Сэм, Алберт и Джек Уорнеры однажды решили сложиться и приобрести сломанный кинопроектор. Так возникла компания «Уорнер бразерс». Сэм и Алберт вскоре покинули бизнес. Студией управляли в дальнейшем Гарри и Джек, которые часто спорили и, как многие говорили, даже ненавидели друг друга. Впрочем, как уже было сказано выше, «Уорнер бразерс» была процветающей студией и стала основой крупной медиа-корпорации. Возможно, именно в спорах братьев и родилась киноистина. Ради справедливости нужно отметить, что почти всех основателей Голливуда трудно назвать стопроцентно добропорядочными людьми.
В конце 40-х - начале 50-х доходы «Уорнер бразерс» резко упали, в частности, из-за конкуренции телевидения и независимых кинокомпаний.. Производство сократилось, многие контракты были разорваны. «Студийная система» устарела. В 1966 году Джек продал свою долю акций за 32 миллиона долларов. Через два года он окончательно удалился от дел. Джек Уорнер скончался 9 сентября 1978 года.
Одним из крупных дельцов американского кино в 1910-е годы был Льюис Селзник, уроженец Одессы. Он нажил крупное состояние, а затем разорился с «помошью своих кредиторов». Его старшие сыновья также связали свою жизнь с кино. Майрон Селзник владел крупным актёрским агентством, а Девид вошёл в историю кино как крупнейший продюсер, поставивший один из самых кассовых и популярных фильмов всех времён и народов «Унесённые ветром».
Королевой MGM называли Аллу Низимову. Ее творческая карьера, на первый взгляд, может показаться идеальным воплощением Американской мечты. Невысокая, хрупкая актриса Московского МХТ стала звездой Бродвейских театральных подмостков и Голливудских киностудий, известной именно как Назимова безо всяких подделок под стиль «рюсс», всех этих «...офф» и прочие. Приезжавшей из своего особняка на съемочную площадку приме, обращались почтительно и с боязнью: «Мадам» - суровый нрав актрисы был известен. Неутомимая «мадам» долгое время была самой высокооплачиваемой актрисой «Метро», финансируя собственные проекты и играя, естественно главные роли, она контролировала буквально все - от сценария до подбора актеров на второстепенные роли. Недоброжелатели завидовали ее энергии и таланту, остальные - боготворили.
Непризнанная ученица школы Станиславского, она реформировала традиции театральной Америки. Здесь ее называли второй Дузе, а Теннеси Уильямс, еще студентом видевший ее в «Приведениях» Ибсена, признавался: «Эта было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать». Алла Назимова единственная в длинном ряду талантливых русских актеров пытавших счастье за океаном - вместе с Анной Стен, Ольгой Петровой, Иваном Мазжухиным, Акимом Тамировым, Михаилом Чеховым, - добилась прижизненной славы, с последующим полным забвением.
Она родилась в Ялте, в семье зажиточного еврейского аптекаря Левинтона 22 мая 1879 года. Европейское воспитание в ее среде было хорошим тоном - 6 летнюю Аллу посылают в частную католическую школу в Швейцарию, в Монтре. Способная ученица быстро осваивает несколько европейских языков, но пока ее больше влечет к музыке. Вернувшись через несколько лет на родину, она поступает в Одесскую консерваторию, где изучает игру по классу скрипки фортепиано, под руководством таких корифеев, как Чайковский и Римский - Корсаков. Но театр притягивает к себе как магнит. Отныне ее мечта быть актрисой, жить для театра. Консерватория забыта, а экзамены в Московское Филармоническое училище, в класс Немеровича - Данченко, выдержаны с блеском, через 3 года за роль в выпускном спектакле- «Маленький эльф» Ибсена - она получает золотую медаль, почетную награду Академии. Драматургия Ибсена помогла Назимовой состояться, и очень символично, что ее успех начался именно с этой роли, но с начало на целый год подвизается на «выходах» в спектаклях МХТ, учится у Станиславского и лелеет честолюбивые мечты о будущем. Тогда же Аделоида Левинтон берет себе театральный псевдоним - Алла Александровна Назимова. Встреча в Костроме с Павлом Орленевым, приобретавшим в то время все большую известность резко изменила ее жизнь. Они поженились. Орленев был на 10 лет старше Назимовой.
Орленев сразу поверил в Назимову - актрису, расчетливую и сильную партнершу. Орленев постепенно делает из нее «звезду», помогая получить более 200т ролей в театрах Костромы, Херсона, Вильно. Они были неразлучны и на сцене. Новомодное турне наших именитых деятелей искусства по русскоязычным еврейским общинам Америки - изобретение не нашего трудного времени. Первыми русскими гастролерами были, оказывается, Орленев и Назимова. Их козырной картой стала пьеса Чирикова «Евреи», написанная по следам недавних погромов и полная местечкового колорита. Перед американским вояжем Назимова абсолютно не верила в успех, лишь энергия мужа подвигла ее на эту поездку. Освоившись за год и увидев, как оценивают ее игру американцы, наслушавшись лестных предложений от театральных импресарио, актриса принимает решение остаться.
Театральный продюсер и владелец театров Л.Шуберт, видевший ее русские спектакли, упрашивал выступить у него в любой роли - разумеется , на английском. 13 ноября 1906 года в театре «Принцесс» состоялся дебют англоязычной актрисы Аллы Назимовой в одной из лучших своих ролей - Гедды Геблер. Театральный Нью Йорк был покорен.. В промежутках между серьезными ролями актриса позволяла себе передышки в мелодрамах и водевилях. С мелодраматическим антивоенным водевилем «Невесты войны» Назимова устраивает гастроли по всей Америке, а по ее возвращению режиссер Герберт Бреннон предлагает Назимовой сыграть главную роль в его будущем фильме. Картина пользовалась оглушительным успехом. В коммунистической России доносятся слухи об экранной славе Назимовой. «Совкино» в начале 20 -х прокатывает фильмы с ее участием наряду с «Индийской гробницей» и «Медвежьей свадьбой».
Голливуд начала 20-х был магическим местом - больших денег энергии и славы. На фоне «индустрии грез» душещипательные мелодрамы русской американки приходились как нельзя более к месту. Но Назимова мечтала о большем. Она верила в возможности кино,и ее давняя мечта - совместить высокое искусство с коммерческим успехом, привнеся в стандартный голливудский продукт изящество и рафинированность европейской кинокультуры - теперь могла осуществиться. Европа должна была встретить Америку в фильмах Аллы.
Игра Аллы, как всегда была неподражаемой, но со временем контроль властной и строптивой звезды на съемочной площадке уже начинал беспокоить руководителей «Метро». Контракт был расторгнут, и Назимова, наконец то могла преступить к исполнению своей заветной мечты.
Но мечту о независимости в настоящем искусстве пришлось подкрепить материально - почти все свои сбережения Назимова вкладывает в аренду небольшой студии Роберта Брантона на авеню Мельроз и два фильма, снятые там.- «Кукольный дом» и «Саломею».Она шла на риск, хотя прожженные голливудские дельцы со всех сторон предвещали ей банкротство.
Мысль о первом подлинно художественном «Европейском» фильме в «дикой» Америке заставляла ее не останавливаться не перед какими тратами. Но Назимову постигло преследование недоброжелателей, в связи с чем прокатчики не торопились связываться с непривычным, чересчур «художественным» проектом. В итоге прокат, предпринятый «Юнайтет Артистс», не окупил и половины вложенных в нее средств. Это был крах одной из первых попыток сделать подлинно художественный фильм в Америке. После «Саломеи» Алла решает порвать с Голливудом навсегда, но , подумав соглашается на продолжение очередных ремесленников - компаний «Ферст нейшонал» и «Витаграф» - продолжить свое привычное амплуа. Но кинокарьера клонится к закату
Она возвращается на подмостки Нью-Йорка, гастролирует в Лондоне и Париже. В ее репертуаре - Чеховский «Вишневый сад»,Тургеневский «Месяц в деревне», «Призраки» любимого Ибсена, Бернанд Шоу, Юджин О'Нил...Театралы вновь изберают Аллу своей королевой.
И только в начале 40-х она вновь приходит в кинематограф. Но теперь ее роли далеко не главные, хотя Назимова по-прежнему остается «звездой» и превращает свой выход в маленький спектакль. Роли породистых аристократок, преимущественно почему-то польских графинь, преследовали ее в конце жизни. В это же время Назимова начала писать мемуары, к сожалению, пока остающиеся неопубликованными... Алла Назимова , русская американка, реформатор театра и кино Америки, умерла 30 июня 1945 года от коронарного тромбоза. Ей было 66 лет. Игра Назимовой и фильмы, ею снятые - прежде всего «Соломея», - вошли в историю кино, как дерзкий эксперимент прививки европейского искусства к американскому коммерческому «дичку».
Другая большая звезда Голливуда, имя которой можно связать с Россией - Пола Негри. Аполония Холоупец была безвестной эстрадной актрисой, пока кинематограф не обратил на неё внимание. Она училась в Балетном училище в Петербурге и Варшавской консерватории. Изящная шатенка с тонким, нервным лицом, на котором выделялись огромные черные глаза, она поражала какой-то странной экзотической красотой, что и определило ее амплуа на долгие годы - женщина-вамп. Первые фильмы с ее участием, сделанные в Польше, «Раба страстей, раба порока» (1914), «Все поругано, разбито» (1914), «Бестия» (1914) и другие типичные салонные мелодрамы. В России её рекламировали как новую Веру Холодную, русскую Асту Нельсен. Однако игра молодой актрисы была замечена известным немецким театральным режиссером М. Рейнгардтом, который пригласил ее в Германию в свой театр.
В немецком кино Негри прославилась в фильмах Э. Любича: «Табачница из Севильи» (1918), «Мадам Дюбарри» (1919), «Горная кошка» (1923). Когда Любич в 1923 году уехал работать в Голливуд, Негри последовала за ним. В Америке актриса снималась с 1923 по 1934 год. Первоначально - в ролях женщин-вамп. Однако ее трактовка этого амплуа имела существенное отличие ее героини вызывали сочувствие зрителей. «Страдающая вамп», Негри создавала образы, близкие по характеру и судьбе к Кармен.
Не слишком удачная личная жизнь (неожиданная смерть жениха - Рудольфа Валентине, неудачная помолвка с Чарли Чаплиным) также сказалась на характере исполняемых ролей. Печальные усталые глаза, горькая улыбка - такова Негри в лентах «Женщина мира» (1925), «Отель «Империал» (1927), «Увлечения актрисы» (1928), «Женщина из Москвы» (1928) и др. Вернувшись в Германию в 1935 году, актриса продолжает сниматься в ролях обездоленных, страдающих женщин. Наибольшего успеха в этот период добилась в картинах «Мадам Бовари» (1934) и «Мазурка» (1935). Но работа в Германии не приносит актрисе удовлетворения. И в 40-е годы она предпринимает вторичный вояж в США. Говоря, что экран нужен ей, «как воздух, как дыхание», Пола Негри продолжает сниматься до середины 60-х годов, и ее работа в фильмах «Корона лжи» (1966) или «Лунные пряхи» (1964) отличалась добротным профессионализмом. Однако в памяти кинозрителей ее имя осталось неразрывно связано с «великим немым», где загадочная и царственная Пола Негри покоряла сердца публики, рассказывая с экрана историю гордой, красивой и непонятой женщины. Умерла Пола Негри в августе 1987 года.
Таким образом, выходцы из России оказали заметное воздействие на некоторые стороны кинопроцесса. Среди них те, кто создавал кинопромышленность, кто открывал законы киноязыка, художники и технические работники. Выходцы из России и их потомки в разные времена всегда присутствовали в кинопроцессе в ряду направляющих его лидеров. Среди них обладатель двух Оскаров Льюис Майлстоун (Леонид Мильштейн), Натали Вуд, Питер Устинов, Ася Норис, Роббер Оссейн, Одиль Версуа, Лиля Кедрова, Борис Кауфман, Марина Влади, Юл Бриннер и многие другие. Они стали американцами, французами, итальянцами, но сила кино, наверное, в его космополитизме. Абель Ганс писал: «Нужно всегда помнить о том, что в одном и том же кинотеатре одновременно могут находиться представители самых различных народов, и нужно, пользуясь тем, что экран заставил их братски переживать одни и те же эмоции дать им возможность почувствовать себя братьями по духу».
Роль выходцев из России в становлении мирового киноискусства