Растим читателя


Наше дело — научить читать. Так считала, например, легендарный ме­тодист М. А. Рыбникова, и до сих пор никто с её мнением в открытую не спорит. Хотя и вспоминают об этом в последнее время редко.

Существуют виды работ, которые все недолюбливают: и мы, учителя, и наши дети. Чересчур это скучно, банально, тоскливо — все эти “выразительные чтения”, “составления планов” и пересказы. Но для нормального развития детей эти работы совершенно незаменимы.

Мы ищем новые методики, придумываем необычные задания, стараемся, чтобы на каждом уроке у нас было захватывающе интересно. И вдруг оказывается, что наши замечательные, талантливые детки не умеют элементарных вещей. К примеру, как-то раз отправили меня на замену в 5-й класс — басни Крылова “продолжать”. Басни сами просят, чтобы их разыграли по группам. И вдруг выяснилось, что эти “группы” с трудом, чуть ли не по слогам разбирают текст, путают ударения и не понимают половины слов. От постановок мы не отказались: по крайней мере, это был хороший стимул, чтобы всё-таки разобраться в баснях… Но стало ясно: дальше в этом классе нужно учить не высоким материям, а технике чтения. Что-то у них в начальной школе не сложилось.

Неумение читать — это порочный круг. Ребёнок не читает интересных (толстых) книг, потому что чисто технически не может их одолеть. Один вид толстой книги вызывает у него тоску или ужас. А из тоненьких и простеньких он уже вырос, и ему неинтересно читать детсадовский репертуар.

Что делать? Для начала разделим проблему на две половинки: классную и внеклассную. Что можно сделать в классе и что — параллельно урокам? К урокам мы можем “задать” элементарную вещь: приготовить чтение отрывка на отметку. Последний раз я проводила такую работу, изучая «Тараса Бульбу» (как раз в том классе, который по слогам разбирал басни: довольно скоро он достался мне “насовсем”). Текст у Гоголя очень трудный, и боюсь, не всякий взрослый сумеет прочитать его с листа, не запинаясь и с разумной интонацией.

Выбор отрывков проходил демократично (наполовину). Если ребёнок удосужился сам найти фрагмент (примерно полстраницы или чуть больше, но не меньше), я соглашалась с его выбором. Для нерадивых у меня были припасены свои заготовки: про то, как птицы пролетали над ночной степью, словно красные платки; про то, как кровь пролилась, словно старое вино… Уточнили, как готовиться (вслух, несколько раз — примерно как для урока английского). Потом читали на отметку и обсуждали качество исполнения. Да, мы при этом не выискивали метафор и гипербол, но красоту гоголевского языка, надеюсь, все услышали и почувствовали. Устраивать такое часто вряд ли нужно, но в месяц раз, мне кажется, невредно.

Кстати, про словарную работу тоже не надо забывать. Приступая к новой теме, взгляните, какие слова будут детям непонятны, продумайте, как их осваивать. Можно написать на доске слова и “переводы”, читать, записывать в тетрадь (самый скучный вариант, но иногда самый надёжный). Можно написать слова без “перевода” и устроить переводческие соревнования. Если в учебнике есть вразумительные сноски, можно задать их изучить и потом провести работу на листочках (как те же “англичане” проводят): есть слово — дайте “перевод” или наоборот... Страх перед чтением во многом связан с бедностью словарного запаса.

Теперь о внеклассных возможностях. Конечно, тут придётся “надавить”, употребить и кнут, и пряник. На добрую волю рассчитывать не приходится, однако игнорировать детские вкусы и пристрастия тоже не стоит. Нам так хочется, чтобы наши ученики скорее начали читать что-нибудь взрослое и умное. А вначале главное, чтобы они просто начали читать, вошли во вкус. Опыт показывает, что ребёнку достаточно вжиться в одну “большую” книгу, чтобы страх перед чтением прошёл.

Итак, мы составляем список очень интересных книг, примерно соответствующих возрастным пристрастиям каждого класса. Учтём, что самым “нечитающим” нужно дать то, что следовало бы прочитать уже года два тому назад. И будем подбирать книгу-отмычку, которая “зацепит” именно этого ребёнка. Конечно, с первого раза можно и не угадать: книга возьмёт и не понравится. Но всё равно на специальном уроке придётся о ней говорить (краткое содержание и оценка: не понравилась — можно критиковать). А в следующий раз попробуем подкинуть этому ребёнку что-нибудь в другом роде. Такие уроки чаще, чем раз в четверть, провести не получится: времени нет. Но и четыре обязательных толстых книги в год — это шанс всё же подобрать “отмычку” и вырастить читателя.

P. S. Где брать книги? Вопрос, конечно, трудный. Я выдаю свои, а потом бреду в книжный и восполняю потери. Для “того самого” класса «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин пришлось докупать раз пять. Но иногда встречаются приличные библиотеки и заинтересованные родители.

Оксана Смирнова,

Учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"