ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

14

PAGE 14

ЛЕКЦИЯ 4

Количество часов - 2

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

  1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи
  2. Особенности финансовой политики РФ на разных этапах развития
  3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.


1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере, посредством осуществления финансовой политики.

Дадим определение финансовой политике - /отметить наличие дискуссионности по существующим определениям/

Государственная финансовая политика – часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны

(1)Финансовая политика является органической частью, стержневой основой экономической политики государства. Данный факт не оспаривается, у любого финансового инструмента – будь то бюджет, налоговые ставки, льготы и т.д. существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики в теневой сектор, либо финансовая служба не отладила технологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.

(2) Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей органов власти, преследующих собственные интересы. Использование финансовой политики только как инструмента выполнения функций государства ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы (хоз. субъекты, население страны)

Например. Многими специалистами, включая представителей государственной власти, убедительно обосновывалось неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету не меняет ее сущности. В данном случае государственная финансовая политика де-факто трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь органы государственной власти.

Другой пример – из области государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется, например как норматив при установлении государством различных платежей в т.ч. штрафов, и никоим образом не увязан с прожиточным минимумом граждан России. Такая позиция государства привела к тому, что значительная часть населения страны оказалось за чертой бедности. Отсюда следует, что

(3) Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Итак, из вышесказанного следует: Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Государственная финансовая политика - понятие многоплановое. Если рассматривать сферу деятельности финансовой политики, то она будет определяться степенью участия государства в управлении экономикой и социальной сферой (исходя из теоретических концепций, которые господствуют на данный период времени – на семинаре)

Однако успех финансовой политики и ее высокая результативность будет зависеть не только от степени влияния государства на экономику, но и от того насколько развита финансовая система и взаимосвязаны элементы финансовой политики.

Рассмотрим основные элементы или звенья финансовой политики, т.к. от эффективности их работы будет зависеть результативность финансовой политики в целом

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста. (Отметить, что некоторые авторы включают кредитно-денежную политику в состав финансовой политики. Я отдельно - т.к. разные субъекты: финансовая политика – Минфин, денежно-кредитная политика – ЦБ, который имеет определенную самостоятельность. Отсюда вопрос о включении кредитно-денежной политики не бесспорен, но взаимосвязь между ними и их взаимозависимость не вызывают сомнений, что подтверждается анализом причин современного финансового кризиса как в РФ, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который как известно начался с кризиса на финансовых рынках, сфера деятельности которых – кредитно-денежные операции. Кроме того, термин о единой финансово-банковской системе превалирует в российской периодической литературе.)

Характеристика денежно-кредитной системы РФ - на семинаре.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, ценовая, международная и таможенная политика. Остановимся на краткой характеристике перечисленных компонентов.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране – дать краткую характеристику.

Бюджетная политика выражается в определении государством источников формирования доходов бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики. Здесь возможны разные сценарии: 1-ый исторический сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор экономики. 2-ой исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений. 3-ий исторический сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т.е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат и ресурсов стремились к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.

Налоговая политика основывается на построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Исходя из мирового опыта развитых стран мира, к основным принципам построения налоговых систем относятся:

  1. горизонтальное и вертикальное равенство - горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги, вертикальное – предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные;
  2. нейтральность налогов – строится на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения, т.е. налоги должны обеспечивать такие поступления в бюджет, какие будут достаточными для выполнения принятых государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легальной деятельности участников материального производства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера, только рост НД способен обеспечить увеличение налогооблагаемой базы.
  3. Минимальный де стимулирующий эффект от введения того или иного налога - увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; кроме того, доказано, что основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество) превалирование косвенных налогов приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.
  4. Удобство взимания налогов для правительства – налоговая система должна быть открытой и максимально простой для налогоплательщиков;
  5. Трудность уклонения от уплаты налогов – жесткий контроль со стороны налоговых органов за постановкой налогоплательщиков на учет, своевременной и полной уплатой налоговых платежей

Инвестиционная политика – связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Отсюда главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика государства связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных в Конституции РФ и охватывает следующие сферы: пенсионную (реализация пенсионной реформы, внедрение элементов накопительного финансирования пенсий), миграционную (регулирование вынужденной миграции), финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги /государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями и др./, так как цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги монопольных отраслей.

Международная финансовая политика – основана на управлении валютно-финансовых и кредитных международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга, участием в деятельности международных организаций.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим устанавливается система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы, (б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач, (в) лидерство в борьбе с конкурентами, (г) максимизация прибыли, (д.) минимизация расходов и т.д.

2. Особенности финансовой политики рф на разных этапах развития

Особенности финансовой политики 1992-1998гг.

В этот период финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:

  1. экономические реформы преследовали создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство. Базовой основой финансовой политики являлось: либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. Реформы сопровождались обострением политической борьбы по вопросу выбора пути реформирования;
  2. распад СССР и как следствие выход финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;

3)обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991г. из-за недостаточной эффективности мер по реформированию ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

В результате либерализация цен привела к их росту более чем в 26 раз, тогда как авторы идеи отпуска цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен, инфляции и как следствие бюджетного дефицита, путем реформирования расходной части бюджета (секвестирование) и доходной части бюджета (введением системы налогов)

Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у ЦБ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. Прежде всего, «лишние» деньги появились у коммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО, - их привлекали высокие дивиденды 60-70% годовых, при снижении инфляции капиталы многих банков в течение года удваивались.

Изменилась валютная политика, так как более половины валютной выручки оставалось у субъектов рынка, то доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности резко снижались, кроме того, курс валюты на ММВБ не отражал реального соотношения между спросом и предложением.

В ходе осуществления новой финансовой политики выявились следующие проблемы:

  1. бюджет не исполнялся на 100%;
  2. собираемость налогов составляла около 70%
  3. внутренний долг 628 млрд. руб., внешний 150 млрд. долл.
  4. Доля расходов на обслуживание внутреннего долга выросла до 30% (ГКО), эти расходы стали самой большой статьей федерального бюджета, превысив более чем в 2 раза расходы на народное хозяйство.
  5. Просроченная кредиторская задолженность составляла 42% ВВП.

Причины финансового кризиса 17 августа 1998г.

  • Отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта. Российская экономика односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992-1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте была в 2-3 раза выше, чем уровень безопасности для экономики – 25-30%, тогда как в России импорт составлял 50% товарооборота, а в некоторых регионах достигал –80%, Т.е. собственное товарное производство практически парализовано, а для обслуживания импорта требуется большая масса рублей, которую можно нарастить 3-мя способами: увеличением доходов, повышением цен, увеличением эмиссии. Первый путь может быть реализован постепенно. Поэтому оставалось увеличить цены продавцам и посредникам импортной продукции и эмиссию со стороны ЦБ, что привело к обвалу рубля.
  • Нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег. При этом соблюдались рекомендации МВФ по величине внутреннего долга/781 млрд. руб./, но не учитывалась его структура. В отличие от США, где основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные обязательства, в России превалировали «короткие» деньги.
  • Снижение мировых цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. мировые цены на нефть /10-11 долл. за баррель/ были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири /15-16 долл./
  • Недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения кризиса. В 1998-1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долл., тогда как Китай имеет –140 млрд. долл., Япония – более 200 млрд. долл.
  • Нестабильность политической ситуации (отставка правительства Черномырдина, здоровье Ельцина), неподготовленность и непродуманность заявления правительства Кириенко о девальвации и дефолте;
  • Как следствие, кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства. В структуре активов банков преобладали ценные бумаги по ГКО и когда правительство отказалось платить по ним банковская система потерпела кризис.

Кризис в 1997г. мировой финансовой системы, неустойчивость фондового рынка в Юго-Восточной Азии.


Стратегия финансовой политики в начале 21 века

Реформирование налоговой политики России

Дальнейшее совершенствование налоговой политики должно быть направлено на последовательное улучшение налогового администрирования, реформирование отдельных налогов и режимов налогообложения (страховые взносы, НДПИ, в том числе реформирование налогообложения нефтегазовой отрасли, трансфертное ценообразование, специальные режимы) и принятие точечных мер, направленных на стимулирование инновационного развития и диверсификацию экономики.

Впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку. Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации мер составляет: 0,5% ВВП в 2011 г., 0,8% ВВП в 2012 г. и 1,1% в 2013 году.

Основными видами доходов, изменение в обложении которых приводит к росту поступлений в бюджетную систему, являются налог на добычу полезных ископаемых, в частности, на газ природный и нефть, акцизы на спиртовую продукцию, табак, нефтепродукты, а также вывозные таможенные пошлины. Кроме того, будет происходить изменение дивидендной политики государства, направленной на увеличение чистой прибыли предприятий и организаций с участием государства, подлежащей направлению на выплату дивидендов.

Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях, приводящими к увеличению налоговой нагрузки на экономику страны, являются упразднение с 2010 года ЕСН и реформирование системы страховых взносов.

В прогнозный период существенно возрастает роль стимулирующей функции налоговой системы, направленной на развитие инновационного потенциала российской экономики. Это предполагает принятие новых мер по стимулированию инноваций, включающих льготы для предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях с высокой инновационной составляющей и высоким потенциалом развития, а также установление механизма администрирования расходов на НИОКР.

В среднесрочной перспективе для повышения конкурентоспособности российской экономики и притока инвестиций в несырьевые сектора важно ускорить принятие нормативно-правовых актов по установлению (продлению) переходных положений для организаций, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон, для инновационных компаний, создаваемых при вузах и научных центрах, для средств массовой информации.

Таможенно-тарифная политика

Реализация таможенно-тарифной политики в 2011 году и в прогнозный период 2012-2013 гг. будет осуществляться в качественно новых мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях.

В 2010 году начал действовать Единый таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (далее – Таможенный союз), введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, предусматривающий единство правил применения и контроля всеми государствами Таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. С введением Единого таможенного союза введен также новый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

В 2010 году в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта промышленных товаров Комиссией таможенного союза принимались решения, направленные на поддержку отечественных производителей, в том числе на защиту отечественных производителей поликарбонатов оптического назначения, на стимулирование производства солнечных модулей российскими предприятиями путем снижения ставок ввозных таможенных пошлин на материалы, используемые в их изготовлении.

В прошедший период текущего года особое внимание уделялось реализации государственной внешнеэкономической политики в области таможенно-тарифного регулирования внешнеторгового оборота российских товаров агропромышленного комплекса. Принятые меры направлены на сохранение существующих и создание новых рабочих мест в полиграфической промышленности, недопущение недостоверного декларирования мягких и полумягких сыров, поддержку и повышение конкурентоспособности отечественной свеклосахарной отрасли, защиту интересов отечественных производителей молочных и растительных жиров и мыловаренной продукции, повышение конкурентоспособности российской мебели на внутреннем рынке, усиление таможенного контроля за ввозом отдельных видов виноматериалов, а также на сохранение уровня тарифной защиты отдельных видов молочной продукции.

В среднесрочной перспективе механизм функционирования Единого таможенного союза будет совершенствоваться. Задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году и последующие годы будут реализовываться через решения органов управления Таможенным союзом на основе анализа опыта функционирования системы регулирования в 2010 году.

Будут также последовательно сниматься протекционистские меры, что будет способствовать снижению эффективной ставки таможенного тарифа. Актуальность данной политики будет возрастать после достижения договоренности о вступлении России в ВТО.

В 2011 году возрастет роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России. Во всех сценариях развития прогнозируется опережающий рост импорта. В этих условиях повышается роль регулирующего воздействия таможенно-тарифной политики со снижением влияния протекционистских мер. Это требует уже с 2011 года перехода к определению мер тарифного и нетарифного регулирования с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста.

Бюджетная политика России

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. в силу сложившихся объективных условий будет оказывать сдерживающий эффект на экономическое развитие.

Бюджетная политика должна согласовываться с политикой государства в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, включающей меры по модернизации, формированию нового промышленного потенциала, развитию инновационной составляющей экономики, а также повышению качества человеческого капитала. При этом одновременно бюджетная политика должна осуществляться в условиях необходимости последовательного сокращения бюджетного дефицита.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ожидается последовательное снижение доходов федерального бюджета с 22,3% ВВП в 2008 г. и 18,8% ВВП в 2009 г. до 17,4% ВВП в 2011 г., 16,5% ВВП в 2012 г. и 16,1% ВВП к 2013 году. Динамика обусловлена последовательным снижением нефтегазовых доходов с 8,3% в 2010 г. до 6,9% ВВП к 2013 году. При этом с 2010 года впервые за длительное время начала реализовываться политика «точечного» увеличения налоговой нагрузки на экономику. Тем не менее, восстановления доходов к докризисному уровню не ожидается. Аналогичная ситуация прогнозируется и в регионах, где уровень доходов, согласно оценкам, не превысит 13% ВВП против 15% ВВП в 2008-2009 годах.

На фоне масштабной поддержки экономики в кризисные 2008-2009 годы в среднесрочной перспективе будет происходить ужесточение бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях. По итогам встречи лидеров государств G20 было принято решение о необходимости сокращения дефицитов бюджетов к 2013 году как минимум в два раза. Аналогичные обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

Снижение уровня дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году, зафиксированное в Основных направления бюджетной политики, при ожидаемом уровне доходов приведет к сокращению расходов федерального бюджета с 24,7% ВВП в 2009 году и 22,7% ВВП в 2010 году (оценка) до 19% ВВП в 2013 году. Это потребует сокращения уровня расходов в реальном выражении к 2013 году примерно на 4-5% относительно уровня 2009 года. При этом в случае, если не учитывать в объеме расходов федерального бюджета в 2013 году объем условно-утвержденных расходов, то снижение расходов к 2013 году в реальном выражении составит более 10 процентов.

В связи с этим принятие дополнительных бюджетных обязательств по приоритетным направлениям должно происходить в жесткой увязке со степенью влияния принятых решений на темпы достижения поставленных целей социально-экономического развития страны. Должны быть разработаны механизмы макроэкономической оценки дополнительных расходов. Необходимо также обеспечить прозрачность и эффективность принятия новых расходных обязательств.

Требуемое сокращение государственных расходов приводит к необходимости перехода к сценарию жесткой экономии и приоритезации расходов как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Сжатие государственного финансирования, особенно в тех секторах, где бизнес не может заместить государство, объективно является негативным фактором для экономического развития. Повышение налоговой нагрузки также уменьшает ресурсы развития частного сектора..

В рамках базового оптимистического варианта прогноза (2b) предполагается, что эти негативные факторы будут компенсированы повышением эффективности бюджетных расходов, в т.ч. и за счет изменения структуры расходов в пользу бюджета развития (инвестиций и инноваций). Кроме того, дополнительный вклад в ускорение экономической динамики окажет и более высокий государственный спрос за счет дополнительного роста доходов работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) в 2012-2013 годах. Повышение темпов развития экономики по сравнению с консервативным вариантом (1b) расширяет доходную базу бюджета, что обеспечивает снижение бюджетного дефицита.

Расходы на инвестиции и потребление консолидированного бюджета

Потребительские расходы консолидированного бюджета будут во многом ограничены решениями, которые не предполагают роста реальной заработной платы бюджетников и госслужащих в период 2011-2013 годов. Вариант 2b учитывает проведение ежегодной индексации на уровень инфляции фонда оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников. Кроме того, предусмотрено сокращение численности государственных служащих в 2011-2013 гг. на 20%, что приводит к номинальному и реальному снижению фонда оплаты труда федеральных госслужащих. В этих условиях расходы на потребление консолидированного бюджета по варианту 2b в реальном выражении практически стабилизируются в 2011 году на уровне текущего года, а к 2013 году увеличиваются на 1-2 процента. Рост государственных потребительских расходов в 2012-2013 гг. связан с запланированной с 2012 года реформой денежного довольствия военнослужащих и существенным ростом расходов федерального бюджета на военную организацию с 2013 года, что в том числе связано с необходимостью проведения мероприятий по переоснащению военной организации.

По варианту 1b индексация заработной платы федеральных бюджетников происходит только в 2011 году, а в 2012-2013 гг. их заработная плата остается стабильной. В этом варианте также не происходит реформы оплаты труда военнослужащих. Потребительские расходы консолидированного бюджета стабилизируются только в 2012 году, а реальный рост начинается с 2013 года.

Инвестиционные расходы в реальном выражении сокращаются в 2011 и 2012 году, при этом в 2012 году расходы сокращаются и номинально, а в реальном выражении сокращение достигает 10 процентов. Это связано с завершением ряда крупных проектов (так, строительство большинства объектов для проведения саммита АТЭС должно завершиться к 2012 году). В 2013 году в варианте 2b предполагается рост инвестиционных расходов бюджета. Для обеспечения будущего роста потребуется увеличение расходов на развитие транспортной инфраструктуры, ЖКХ. Поэтому в 2013 году возможно увеличение инвестиционных расходов федерального бюджета в реальном выражении, при этом ожидается, что региональные бюджеты начнут наращивать инвестиции уже с 2012 года. Вариант 1b предполагает меньшие объемы финансирования не только на развитие транспорта, но и на сельское хозяйство (расходы на финансирование ФЦП и Государственной программы развития сельского хозяйства в 2011-2013 гг. сохранятся на одном уровне в номинальном выражении).

В целом государственные капитальные вложения за счет бюджетов всех уровней снизятся с 3,3% ВВП в 2010 году (в 2008-2009 гг. они составляли 3,7% ВВП) до 2,6-2,8% ВВП в 2012 году. В 2013 году по варианту 2b государственные капиталовложения увеличатся до 3,1% ВВП, по варианту 1b – сократятся до 2,4% ВВП.

3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.


EMBED MS_ClipArt_Gallery

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА