Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Животные, занесённые в «Красную книгу Кузбасса»


Конспект урока окружающего мира для 4 класса

«Животные, занесённые в «Красную книгу Кузбасса»

подготовила воспитатель

Ильиных Мария Юрьевна

г. Кемерово

Цель:

Развитие диалогической речи, в общении ребёнок-ребёнок.

Формирование умений необходимых для общения с окружающими людьми

Задачи:

1. Продолжать учить речевому взаимодействию, умению слушать, собеседника, не перебивая. Последовательно, задавать вопросы, формулировать свой ответ.

2. Поддерживать и завершать общение. Высказываться логично и связно.

3. Соблюдать интонационную выразительность, умение делиться своими чувствами и переживаниями.

4. Соблюдать речевой этикет, употребляя в речи вежливые слова.

5 .Формировать желание бережно относиться к окружающей природе, выступая от имени животного.

6. Развивать интерес к окружающему миру.

7. Воспитывать доброжелательность, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

1 .Просмотр видеофильма « Животные Красной книги Кузбасса»

watch? v=-Z6qcGLigZk

2. Рассматривание иллюстраций с редкими животными в энциклопедии.

3. Рассказ воспитателя, об особенностях каждого из предлагаемых на интервью животных с показом иллюстраций, данных из предлагаемой литературы.

4.Создание мини - газеты « животные Красной книги» с включением в данную деятельность родителей.

5.Беседа на тему: «Природа для нас или мы для природы».

6. Создание коллажа « Мы должны их спасти»

7. Рассказ воспитателя о работе журналистов с просмотром слайд-шоу.

8. Сюжетно-ролевая игра « Журналисты»

( дети сидят полукругом на стульчиках, у каждого бейджик, на котором знак отличия: журналист, эксперты, представители животного мира)

Воспитатель: Здравствуйте, здравствуйте!

Сегодня мы открываем « живой журнал» под названием

« Мы – друзья природы»

Тема нашего сегодняшнего выпуска: Внимание! Животные «Красной книги»

В нашей студии сегодня присутствуют: сотрудники газеты, журналисты, эксперт по живой природе, представители животного мира и гости. Я ведущая (И. О воспитателя)

- Уважаемый эксперт, скажите, пожалуйста, почему эта книга называется Красной? Вопрос задаётся ребёнку, который представляет эксперта. Ответ ребёнка: красный цвет в природе - это сигнал опасности. Внимание! Остановись человек, не убивай нас животных, подумай о природе!

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а каких животных заносят в «Красную книгу?» Ответы детей (редких, тех которых истребляют и которых необходимо охранять)

- Почему их называют редкими? Ответы детей: Люди убивают их. Они гибнут от плохой экологии. Их осталось мало.

- А теперь я хочу открыть маленький секрет, всем присутствующим в этот день. Сегодня, один раз в году наши журналисты, которые все очень любят природу, смогут понимать язык животных. Сейчас мы отправляемся в заповедник, где наши отважные журналисты возьмут интервью у животных из «Красной книги» Кузбасса. А мы сможем наблюдать - это в прямом эфире. Итак. ( Звучит музыка.) Посмотрите. Сколько животных удивительных в нашем заповеднике. ( Размещаем на ковре планшет с изображениями животных «Красной книги»: бабочка аполлон, пятнистый олень, белка-летяга, рысь, бобр и другие на усмотрение воспитателя) Уважаемые журналисты напоминаю вам, не забывайте, пожалуйста, обращаться к нашим животным вежливо и уважительно. Кто из журналистов первым хочет взять интервью? выходит ребенок, представляющий журналиста, другой ребенок, представляющий животного «Красной книги», начинают диалог.

Вопросы к животным:

1. Где вы обитаете?

2.Расскажите немного о себе.

3. Какую пользу вы приносите природе?

4. Почему люди охотятся на вас?

5 .С какой просьбой вы хотели бы обратиться к людям?

(вопросы животным задаются по шаблону)

Например: Здравствуйте. Уважаемая рысь! Разрешите взять у вас интервью. (Вопросы задаются всем животным по шаблону)

Примерные рассказы о животных:

Рысь.

1. Здравствуйте, я прекрасная рысь. Я живу в глухой тайге. Мой дом-логово.

2.Я хищное животное. Мои родственники-кошки. Я очень умное, красивое и благородное животное. У меня красивые кисточки на ушах и короткий хвост, мягкие лапки, для того, чтобы мне удобно было лазать по деревьям, добывать себе пищу. Я умею, очень ловко и бесшумно охоться. Питаюсь белками, мышами, птицами. Я хорошо плаваю.

3.Я уничтожаю больных и слабых животных.

4. Люди убивают меня из-за красивой шкуры, пытаются меня научить жить в неволе с ними, а я этого не хочу.

5. Люди! Не убивайте меня, я нужна природе. А приходите в тайгу и полюбуйтесь моей красотой и ловкостью.

Белка-летяга.

-Добрый день, белочка-летяга. Разрешите взять у вас интервью:

1.Здравствуйте! Я белочка-летяга. Мой дом-тайга. Я живу в гнезде, иногда занимаю старое дупло белочки.

2. Я тихий, пучеглазый, маленький, серый зверек похожий на белочку. Между хвостом и ногами у меня есть перепонка, которая помогает мне летать между деревьями. Длинный пушистый хвост служит мне рулём. Питаюсь почками, ягодами, корой деревьев, шишечками. Я очень милый и симпатичный зверь.

3. Я нужна природе, потому что помогаю природе, разношу семена по тайге. Благодаря мне вырастает много новых красивых деревьев и растений.

4.Люди уничтожают меня из-за красивого меха. Так же как и белок. Ловят и сажают в клетки.

5.Уважаемые люди! Не ловите и не уничтожайте меня. А я буду радовать вас своими волшебными полётами и красотой.

Пятнистый олень.

Приветствуем вас, благородный олень. Разрешите взять у вас интервью?

1.Добрый день. Я пятнистый олень. Мой дом - лес. Летом скрываюсь в лесной чаще. Сейчас мне приходиться жить в заповеднике, потому, что люди почти уничтожили меня.

2.Я очень красивое, гордое и быстрое животное. У меня очень красивые, ветвистые рога, длинные стройные ноги, красивая пятнистая шкура. Зимой питаюсь желудями, которые он достаю из-под снега. Ем сухие листья, почки и побеги дуба. У меня весной рождается только один детёныш, которого мне нужно оберегать от хищников. Я очень пугливое животное, меня легко обидеть.

3.Я нужен природе, потому что служу пищей для других животных. Очищаю лес от лишних растений.

4.Люди уничтожают меня из-за моих молодых лечебных рогов (пантов) и очень красивого меха.

5.Люди! Вы должны знать, что охота на меня запрещена! Любите меня и берегите, а я порадую вас своей красотой. А вы подкормите меня холодной голодной зимой.

Бабочка-аполлон.

Добрый день, милая красавица! Разрешите, пожалуйста, взять у вас интервью.

1.Я бабочка - аполлон. Живу в горах и на лугах. Очень люблю летать свободно и высоко.

2.Я одна из прекраснейших бабочек. Передние крылья у меня белые, по краям прозрачные, как стекло, с черными пятнами; задние крылья белые с двумя красными с белой серединой глазками, черными каёмками. Меня обычно не трогают птицы. О своей «несъедобности» я предупреждаю сама: если меня потревожить, я падаю на землю, расправляю крылья, демонстрируя красные пятна. При этом я скребу ножками по нижней стороне крыльев, воспроизводя шипящий звук. Могу летать только в сухую солнечную погоду.

3. Я нужна природе, потому, что служу питанием для других животных, а ещё потому, что делаю мир прекрасней.

4. Люди отлавливали меня для коллекций. Теперь ловля на меня запрещена.

5. Добрые люди! не ловите меня, не губите. А приходите на луг и полюбуйтесь красотой моих крыльев.

По окончанию интервью.

А. теперь давайте покажем нашим зрителям, как мы с вами относимся к живой природе, а заодно и сделаем небольшую зарядку.

Разминка «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Мы хотим, чтоб птицы пели, (руки по очереди вверх)

Чтоб вокруг леса шумели, (плавные движения руками влево, вправо)

Чтобы были голубыми, голубыми небеса (круговые движения кистями обеих рук)

Чтобы бабочка резвилась, (выпад вправо)

Чтобы речка серебрилась, (выпад влево)

Чтоб была на сладких ягодах роса, (руки вверх, сделать из пальцев цветок)

Мы хотим любить друг друга, (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо, (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать (грозим пальчиком)

Весело живётся, солнышко смеётся (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать (руки вверх и к сердцу)

-Спасибо. Вам уважаемые животные за подробные рассказы о себе. А мы возвращаемся в студию. В следующих выпусках мы обязательно расскажем о других не менее важных животных, которые так необходимы природе и без которых жизнь на земле не возможна. А чтобы не забывать о доброте нашу передачу хочется закончить словами:

« Что значишь ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавлей над хвойной чащей?

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы

О, человек венец природы

Что без природы твой конец?

Воспитатель: А наш выпуск подошёл к концу, спасибо за внимание.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие, хотели бы вы ещё стать журналистами? А что вам понравилось больше всего?

Прошу теперь вас пройти к нашей «Красной книге»

(при проведении предварительной работы с детьми на магнитной доске располагаем редких животных всего мира, по континентам)

поместить наших редких животных на территорию Кузбасса-края, где мы с вами живём и запомнить, что этих животных нужно особенно оберегать и объяснять взрослым и детям необходимость сохранения этих удивительных животных в природе.

Список используемой литературы:

1 Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. /А. Г.Арушанова. – М.: Синтез, 2004.

2 . Биология. Справочник школьника Биология. Автор: Власова З. А. Издательство: Слово, 1996.

3 . Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы./В. В.Коноваленко, С. В.Коноваленко. //Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

4. Красная книга Кемеровской области: Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, 2-е изд., перераб. и доп. - Кемерово: Азия принт, 2012г

5. Энциклопедия. Энциклопедия животных Перевод с англ. М. Авдониной Издательство: - М.: Эксмо Год: 2007