СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Важнейшие разделы философии.
  2. Философские направления, течения и школы.
  3. Методы философского мышления.

1. Становясь самостоятельной сферой духовной деятельности, философия еще в античном мире стала формировать свою внутреннюю структуру. Античные мыслители, как правило, говорили о трех главных разделах философского знания. Первым разделом считалась логика, понимаемая в широком смысле – как учение о способах познания и его возможностях. Те, кто осваивал логику, получал возможность заниматься физикой – наукой об устройстве мира, о первоосновах и первопричинах бытия. Завершив изучение физики, можно было приступать к исследованию этики – учения о человеке в обществе, о ценностях и идеалах, о правилах и нормах поведения.

Такое структурирование философского знания сохранялось до XIX столетия. К примеру, Г. Гегель, следуя античной традиции, выделяет в своей системе логику, философию природы и философию духа. Даже современные европейские авторы, к примеру, Р. Каратини в своей монографии «Введение в философию», сохраняют античный принцип структурирования.

Однако, большинство нынешних философов структурирует философское знание иначе, используя более подробное деление, также основанное на предметном принципе. Поскольку философия имеет предельно общий предмет, возникает необходимость его конкретизации, разграничения относительно самостоятельных предметных областей.

Учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройстве мира называется онтология (от греческих слов «онтос» – бытие и «логос» – учение, наука). Онтология и сейчас не потеряла своей значимости, несмотря на развитие естествознания. Онтология – это не физика, поскольку естественнонаучная дисциплина изучает опытным путем материальный мир, а онтология опирается на умозрение, изучает и материальную, и духовную реальность.

Раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины, называется гносеология (от греческого слова «гнозис» – познание). Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии, которое начиналось с формулировки «Что я могу знать?».

Антропология (от греческого «антропос» - человек) – это раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование. Антропологическая традиция уходит вглубь веков, начинаясь со слов Сократа «Познай самого себя». И в современной философии, замечает немецкий мыслитель М. Шелер, главным является вопрос о метафизическом (сверхприродном) положении человека в космосе, иначе говоря, вопрос о том, что такое человек и каков смысл его существования во Вселенной.

Иногда авторы используют понятие социально-философская антропология, чтобы подчеркнуть неразрывное единство человека и общества, в других случаях социальная философия рассматривается как обособленный раздел философской мысли, в котором изучаются устройство, основные закономерности функционирования и направления развития общества.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, ее природа, происхождение и теоретическое обоснование. Термин «этика» придумал Аристотель; он использовал слово «этос», что означает в переводе с греческого «нрав», «обычай», «мода», «устоявшийся порядок». За два с половиной тысячелетия этика не утратила актуальности, поскольку люди так и не научились быть нравственными и отличать добро от зла; заданные поэтом вопросы «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» имеют глубокий этический смысл.

Раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется эстетика. Термин образован от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «прекрасный», «красивый». Раньше эстетикой называли философию искусства; теперь считается, что не только сфера прекрасного может быть предметом эстетических рассуждений. С эстетической точки зрения можно рассматривать любые явления; словосочетания «прекрасный человек», «красивый футбол», «красивая работа» говорят о том, что эстетическая точка зрения является универсальной и может применяться при характеристике любых явлений.

Специфическое понятие «аксиология» используется для обозначения раздела философской мысли, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью. Аксиологические исследования очень информативны и многое говорят о человеке, поскольку для существа мыслящего поведенческий или деятельностный акт – это внешняя реализация внутренних ценностей. Ценностная теория говорит о том, что вся человеческая культура определяется внутренними духовными ценностями, являясь результатом их объективации («опредмечивания»).

История философии – это раздел, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей. Иногда историко-философское знание называют наукой, подчеркивая его строгий, точный характер. История философии – это не просто воспоминания о великих мыслителях прошлого; в отличие от физики, химии и многих других наук, произведения философской мысли никогда не теряют своей актуальности. Современная философская проблематика часто не может быть понята и осмыслена без обращения к истории философии, без анализа корней и истоков воззрений нынешних авторов.

Философия истории является самостоятельным разделом философии, в котором осуществляется теоретическое осмысление исторической жизни, поиск ее законов, направленности и смысла исторического движения. Изначально философия истории существовала в религиозной версии («историософия»); мыслители эпохи Просвещения создали первые светские концепции, положив начало внерелигиозному, исключительно рациональному осмыслению общественных тенденций. Философия истории – это форма самопознания общества, определения сверхвременных идеалов и ценностей, которые реализуются в ходе общественного прогресса.

Разделы философской мысли имеют относительную самостоятельность, поскольку взаимосвязаны обсуждением наиболее важных мировоззренческих проблем, которые рассматриваются в различных аспектах – онтологическом, гносеологическом и др.

2. Философское знание можно структурировать не только по предмету изучения, но и в зависимости от точки зрения, позиции мыслителя в решении того или иного мировоззренческого вопроса. Такое деление стали осуществлять в XVIII столетии, для того, чтобы лучше ориентироваться в многообразии философских воззрений. Существуют различные способы такого структурирования, но общепризнанным является различение направлений, течений и школ.

Философское направление – это подразделение, которое возникает при решении важнейших мировоззренческих вопросов, критикует существующие концепции, дает новый взгляд на мир.

К примеру, онтологические направления материализм, идеализм и дуализм возникли как варианты решения проблемы: «Что является первоосновой мира?». С материалистической точки зрения первоначалом бытия (субстанцией) является материя, которая существовала всегда и всюду, независимо от воспринимающего ее сознания. Все многообразие действительности порождено саморазвитием материи, считают материалисты. Их оппоненты, идеалисты, полагают, что мир порожден активным духовным первоначалом, имеющим творческую природу. Дуалисты, в частности, Аристотель и Декарт, считают, что материальное и духовное первоначала независимы друг от друга и выступают как равноправные в процессе созидания бытия.

Если размышлять над тем, какое количество субстанций имеется в мире, то можно сформулировать две точки зрения. Первая из них называется монизм; ее сторонники считают, что бытие порождено одной первопричиной, будь то материя в марксизме или идея Платона. Сторонники плюрализма полагают, что субстанций великое множество; так думал Демокрит, создатель философского атомизма, а также Г. Лейбниц, автор монадологии – учения о многочисленных монадах-субстанциях.

Можно назвать еще два онтологических направления – детерминизм и индетерминизм. Они возникают при решении проблемы свободы и необходимости в мироустройстве, простая формулировка которой такова: «Существуют ли в мире закономерности?». Сторонники детерминизма полагают, что наш мир имеет закономерный характер, в нем действуют универсальные причинно-следственные связи, которые организуют и упорядочивают мироздание. Такая точка зрения, доведенная до крайности, называется фатализмом. Представители индетерминизма наоборот, отрицают упорядоченность мира, отдают приоритет не закономерностям, а случайностям, думают, что мир хаотичен и в нем царит произвол. Таких людей в жизни часто называют волюнтаристами, поскольку они не хотят считаться с объективными законами, точнее, полагают, что их нет.

В гносеологии фундаментальной проблемой является проблема познаваемости мира: «Может ли человек постичь истину?». Вариантов решения этой проблемы как минимум три. Те, кто уверен в принципиальной познаваемости мира и в безграничных способностях человеческого разума, называются гносеологическими оптимистами. Философы, которые отрицают возможность получения полного и достоверного знания о действительности, объединяются в направление, именуемое агностицизмом. Скептиками называют мыслителей, сомневающихся в истинности имеющихся у человека знаний; их сомнение опирается на невозможность окончательной проверки теоретических положений.

Как правило, философские направления можно поделить на течения. Течение – это подразделение в философии, которое возникает при решении частных философских вопросов, дает новое видение узкой, более или менее специфичной мировоззренческой проблематики. К примеру, материализм как направление можно разделить на два течения, если задать материалистам вопрос: «Способна ли материя к саморазвитию?». Те, кто отрицает самостоятельный характер развития материального мира, считает материю косной, инертной, называются механистическими материалистами. Они придают универсальный статус основному принципу механики: чтобы материальное тело пришло в движение, к нему необходимо приложить внешнюю силу. Их оппоненты являются сторонниками диалектического материализма; они полагают, что материя способна к саморазвитию, которое совершается за счет разрешения внутренних противоречий в материальном мире.

Можно и идеализм поделить на два противоположных течения – объективный и субъективный идеализм. Объективными идеалистами называют философов, которые считают, что духовное первоначало, сотворившее мир, существует вне человеческого сознания, в реальности; примером объективного идеализма являются религиозные представления христиан, мусульман, иудеев, учение Г. Гегеля об Абсолютном духе, которые в процессе саморазвития творит природу и человека. Субъективными идеалистами являются философы, которые рассматривают мир как порождение мыслей, переживаний, ощущений человека, то есть наделяют креативными функциями сознание человека, которое не отражает, а как будто созидает реальность.

Если философы-единомышленники работают в рамках институ-ционализированного объединения, то его принято называть философской школой. Школы имеют конкретно-исторический характер; к примеру, это созданная Платоном Академия или аристотелевский Ликей в Афинах, Милетская школа в Ионии, представители которой искали «архе» – первооснову природного мира, или школа элеатов, изучавших абстрактное бытие.

Подразделение философии, связанное с именем определенного мыслителя, как правило, масштабного, внесшего заметный вклад в развитие философской мысли, называется учением или воззрением. Привычны для нас словосочетания «учение Сократа», «учение Канта», «учение Соловьева», которые обозначают подразделения данного уровня общности.

Множество направлений, течений и школ, существующих в философии, отражают ее идейное богатство и принципиальную плюралистичность философского знания.

3. Методом называют совокупность познавательных приемов и операций, способ теоретического освоения действительности. Выбор тех или иных методов мышления определяется несколькими факторами. Во-первых, спецификой изучаемого предмета; метод исследования должен быть адекватен предмету. Во-вторых, исходными мировоззренческими установками исследователя; познавательные ориентиры и фундаментальные ценности определяют видение действительности, детерминируют способ мысли.

В философии всегда велись поиски наиболее эффективного метода познания, который позволил бы результативно решать сложнейшие мировоззренческие проблемы. В результате этих поисков сформировались два важнейших метода – диалектика и метафизика. Поскольку эти термины очень многозначны, сразу оговоримся, что в данном случае они используются именно для обозначения методов философского мышления.

Диалектика как метод основана на следующих взаимосвязанных принципах:

- признание всеобщих и универсальных взаимосвязей вещей и явлений;

- признание всеобщего характера развития; мир понимается как находящийся в процессе становления, то есть качественного изменения;

- источником, причиной развития считается внутренняя противоречивость вещей, явлений, процессов действительности; единство и борьба противоположностей порождает саморазвитие мира;

- противоречия в мышлении человека рассматриваются как отражение противоречий в объективной действительности; противоречия в мышлении, в свою очередь, являются источником его развития.

Метафизика как метод философского мышления базируется на противоположных принципах:

- взаимосвязи вещей и явлений понимаются как случайные, несущественные; вещи и явления рассматриваются автономными, вне взаимодействий и взаимосвязей;

- признается качественное постоянство вещей и явлений, мир понимается статичным; развитие сводится к количественным изменениям.

- утверждается, что источником развития может быть только внешняя по отношению к объекту причина; в вещах и явлениях нет противоречий, нет единства противоположных тенденций;

- противоречия в мышлении понимаются как показатель его несовершенства, как препятствие в развитии мысли; уже имеющиеся истины абсолютизируются.

Можно сказать, что диалектика как метод мышления является более эффективной, поскольку в большей степени соответствует предмету своего изучения – целостному, взаимосвязанному, развивающемуся, противоречивому миру. Однако, следует прислушаться к авторитетному мнению Ф. Энгельса, который замечал, что метафизическое мышление тоже является вполне состоятельным, но только при решении определенного круга вопросов. К примеру, обыденные жизненные ситуации вполне разрешимы с помощью метафизики; на ранних этапах своего развития научное знание тоже строилось на метафизических принципах, поскольку статичные объекты, рассматриваемые в отдельности, легче поддаются изучению. Диалектика имеет безусловный приоритет при решении сложных теоретических и мировоззренческих вопросов, при анализе развивающихся процессов и явлений, там, где нельзя абстрагироваться от взаимосвязей и взаимодействий.

Внешне близка к диалектике так называемая софистика. Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого. Софизмом называют суждение, построенное на сознательном искажении законов логики, заведомо выгодном автору. С одной стороны, софистика способствует совершенствованию мышления, позволяет выявлять в нем логические противоречия; с другой стороны, через обоснование взаимоисключающих суждений (антиномий) софисты пропагандируют всеобъемлющий релятивизм, превращая софистику в настоящее «двоесловие».

Менее распространенным методом является эклектика, то есть использование механически соединенных познавательных установок, приемов и способов познания, у которых нет единого теоретического основания. Смешение разных точек зрения, различных аспектов рассмотрения проблемы порождает заведомо искаженное отражение мира, не имеющее эвристической значимости.

Методы философствования совершенствуются, изменяясь вместе с трансформацией представлений об окружающем мире, фундаментальными ценностями философского сообщества, изменениями в доминирующей проблематике философии.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ