Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку Части речи 4 класс


Коррекционно-развивающее занятие, 4 классАвтор: Елизарова Мария Алексеевна

Место работы: Учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа

Предмет: Коррекционно-развивающее занятие

Класс: 4 в

Тема: «Части речи»

Цель занятия: Развитие умения различать части речи, посредством выполнения индивидуальных и фронтальных заданий.

Задачи:

1) Коррекция знаний о частях речи, их особенностях;

2) развитие мыслительных операции: анализ, синтез, обобщение; развитие познавательной сферы учащихся: долговременной памяти, сосредоточенности внимания; развитие речи учащихся;

3) Профилактика допуска ошибок в письменной и устной речи

Ход занятия.

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас интересное занятие.

2. Мотивационный этап.

- На нашем сегодняшнем занятии мы будем выполнять задания и упражнения, с помощью которых мы повторим знания по русскому языку. Послушайте стихотворения и скажите, о какой части речи идёт речь:

Имя существительное

Убедят его легко

Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:

Кто? ворона, что? кометы,

Кто? зайчонок, что? гроза,

Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,

По вопросам узнавай.

Имя прилагательное

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

Глагол

Любит ДЕЙСТВИЯ он:

Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?

Даст такой глагол ответ:

Смотрит, думает, читает,

Любит, знает, сострадает.

3. Основной этап.

3.1. Ориентационный этап.

Фронтальная форма выполнения

- Итак, вот первое задание, которые мы будем выполнять все вместе. Вставьте в скобки слог из трёх букв, и вы прочитаете по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе – начинаться с него.

- Кто знает ответ – поднимаем руку.

Пример: ты (___)ртира – ты(ква)ртира.

Ус ( )ота

До ( ) итель

Ко ( )гарин

Вз ( )чик

Ли ( )ета

За ( )опад

Кара ( )ная

Тун ( )кон

Ка ( )кА

Бели ( )мя

Ус ( пех )ота До (вод ) итель

Ко (мар )гарин Вз ( лёт)чик

Ли ( мон )ета За (вод )опад

Кара ( ван )ная Тун ( дра )кон

Ка (бан )кА Бели ( зна )мя

- Какие бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные, мужского, среднего и женского рода, собственные и нарицательные).

- Давайте попробуем разделить полученные слова на две группы: одушевленные и неодушевленные существительные.

- Молодцы ребята. Вы успешно справились с первым непростым заданием, а также мы повторили знания об имени существительном. Переходим к другому заданию.

Индивидуальная форма выполнения

- Следующее задание. Перед вами на карточках наборы букв. Составьте из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Кибку –

Лвосыо –

Таислв –

Кытав –

Набкло –

Фенотел –

Прокода –

Нокефат -

(Кубик, волосы, листва, тыква, балкон, телефон, подарок, конфета).

- Молодцы. Вы показали свою сообразительность, выполняя это задание.

- Ребята, скажите мне какую часть речи, мы называем прилагательным?

- Подберите к данным словам-ответам прилагательные(устно).

- Определите род выбранного вами существительного?

- Мы прослушали ваши ответы. Скажите, чем же отличаются ваши имена прилагательные? (окончанием).

- Почему же изменились прилагательные? (изменился их род)

- Какая часть речи помогла вам определить род прилагательного? (род существительного).

- Итак, можно сделать вывод, что имена прилагательные изменяются по родам в зависимости от имени существительного.

Фронтальная форма выполнения

- Переходим к следующему заданию. Прочитайте про себя выражения, которые вы видите. Ответьте на вопрос: как можно назвать такие выражения? (устойчивые выражения или фразеологизмы)

- Итак, замените выражения одним глаголом.

- Перед выполнением задания давайте вспомним, а что же такое глагол?

Путаться под ногами –

Пропустить мимо ушей –

Водить за нос –

Прикусить язык –

Тянуть кота за хвост –

Витать в облаках –

Падать с ног –

Брать на карандаш –

(Мешать, прослушать, обманывать, молчать, медлить, фантазировать, устать, запоминать).

- Молодцы ребята. Я увидела, что вы очень хорошо знаете устойчивые выражения.

- Ребята, а что такое словосочетание? А какие бывают словосочетания?

- Составьте с одним из глаголов словосочетание? (устно)

- Мы повторили знания о глаголе как части речи и о словосочетаниях. Вы показали, что вы быстро и верно умеете составлять словосочетания.

Индивидуальная форма выполнения.

- Следующее задание. Перед вами смысловые ряды. Вам нужно их проанализировать и вписать вместо пропусков необходимые слова.

Инженер – чертёж, художник

Ботинок – шнурок, пальто –

Египет – Африка, Канада –

Дело – олед, сено –

Рука – туловище, ухо –

Помидор – огород, яблоко –

(рисунок, пуговица, Северная Америка, ворота, онес, голова, сад)

- молодцы ребята вы успешно справились с заданием. Проявив свою внимательность и находчивость.

- Ребята, скажите мне, а что такое предложение? (высказывание о чем-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения)

- Составьте с одним из полученных слов предложение (устно)

- Мы с вами повторили, что такое предложение и потренировались в их составлении. Переходим к следующему заданию.

3.2. Реконструктивный этап.

Фронтальная форма выполнения

- Внимательно посмотрите на слайд. Какую часть речи вы видите?

- Что такое прилагательное?

- Ваше задание: определить слово, для которого подходят следующие прилагательные. Почему?

Кухонный, разделочный, перочинный –

Резиновая, боксерская, спелая –

Березовый, яблочный, желудочный –

Куликовская, Бородинская, Сталинградская –

Яблоневый, персиковый, загородный –

Низкий, высокий, хриплый –

Длинная, дальняя, асфальтированная –

Смородиновое, сладкое, яблочное –

(нож, груша, сок, битва, сад, голос, дорога, пюре).

- Молодцы. Выполняя такое задание мы повторили знания о имени прилагательном и вы показали как вы умеете подбирать слова по смыслу.

3.3. Закрепляющий этап.

Фронтальная форма выполнения

- А теперь мы займёмся «грамматической арифметикой». Как вы думаете, что это?

- Сейчас вы это узнаете, выполняя задание. Итак, вам нужно «решить примеры» и вы получите новые слова.

Кабан – ан + лук =

Ква + рак – ак + тира =

Кот + ёлка – ка =

Кар + то + фельджер – дшер =

Кар + согласный п =

Кар + знак препинания +

Ежи – и + е + вилка

Часть – ь + ушко – о + а =

Черный – ый + о + слива – а =

(Каблук, квартира, котёл, картофель, карп, карточка, ежевика, частушка, чернослив).

- Ребята, а какой частью речи являются полученные ответы? Почему?

- Молодцы. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное и прекрасно решаете «грамматические примеры».

- Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшой текст. А вы определите, что это за текст?

Осень

(И. Соколов-Микитов)

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

(это рассказ)

- А как вы поняли, что это рассказ? (Предельно краткое, простое заглавие, краткость, лаконичность повествования)

Индивидуальная форма выполнения

- Итак, в следующем заданий вам нужно вставить пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Осень».

Настало _______________ утро. Светит ________ солнце. По низкому _________ плывут ___________. ___________ сильный ветер __________ разноцветные листья. Наступает __________________ пора _____________.

- Зачитайте свои рассказы.

- Сосчитайте, сколько прилагательных в вашем рассказе?

- У кого в рассказе используется множество имен прилагательных, у тех рассказы получились красочными, насыщенными, красивыми. Молодцы ребята. Мы повторили с вами знания о рассказе, о его особенностях, попробовали дополнить тексты.

4. Итоговый этап.

- Какие части речи мы повторили на сегодняшнем занятии?

- Какое задание вам удалось выполнить лучше всего?

- В каком задании возникли сложности?

- Спасибо за урок!!!