Правовые основы денежного обращения и расчетов

ФГБОУ ВПО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Стр. 24

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Индекс:

(Файл)

MCD 7.3-(25-71.2)-030900-Б3.Б14-2013

Версия:

1

«Утверждаю»

Начальник кафедры

Публичное право

Института морского транспортного

менеджмента, экономики и права

ФГБОУ ВПО «Государственный морской

университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

к.ю.н, доцент

И.А. Варченко

«_____» октября 2013 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Направление подготовки

(специальность) _____030900.62_____ ____«Юриспруденция»

Код ОКСО наименование

ТЕМА 7. « Правовые основы денежного обращения и расчетов. »

Ведущий лектор:

И.Г.Рзун, доцент кафедры ПП , кандидат физ.мат. наук,

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

обсуждена и одобрена на заседании кафедры ПП протокол № __

от «__» ________ 2013 г.

Новороссийск

2013


Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2-6 часа в соответствии с тематическим планом

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: традиционная форма

Основное содержание темы:

Понятие денежной системы РФ и ее правовые основы. Конституция РФ о денежной системе. Состав денежной системы. Правовое регулирование денежного обращения. Эмиссия денег. Безналичные расчеты. Правовые основы безналичного обращения. Виды безналичного денежного обращения. Вексельное обращение. Кредитные карточки. Правила ведения кассовых операций: общие положения и специальный порядок.

Основные термины и понятия: «денежное обращение», «Расчетные документы», «эмиссии», «Платежное поручение», «Аккредитив».

Цели занятия:

ОК-1, ОК-2, ПК-1,ПК-2.

1. Дидактическая - приобретение курсантами (слушателями) теоретических знаний о понятии и особенностях административного процесса, а также о его принципах и структуре.

2. Методическая - доведение до курсантов (слушателей) содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы, акцентирование внимания курсантов (слушателей) на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

3. Воспитательная - формирование у курсантов (слушателей) убежденности в необходимости строгого следования требованиям законодательства.

План:

Введение

  1. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации.
    1. Правовые основы обращения наличных денег и безналичного денежного обращения.
      1. Правовое регулирование безналичного денежного обращения в Российской Федерации
        1. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации

Заключение.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 года № 146 –ФЗ.

Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Закон РСФСР от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ).

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 года.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций».

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 445 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней».

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».

Основная литература

  1. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. М., 2008.
    1. Финансовое право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / под ред. М.В. Карасевой. М., 2012.
      1. Финансовое право: учебник для студентов вузов / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2009.
        1. Финансовое право: учебник для студентов вузов / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2009.
        2. Финансовое право: учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. И.В. Рукавишникова. М., 2009.

ВВЕДЕНИЕ

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (ст.71).

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы РФ. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

  1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации, в условиях перехода к рыночной экономике, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих интересам государственным и общественным. В процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по становлению и укреплению денежной системы России.

Известно, что в разных странах в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались географические, национальные и иные особенности населения, проживавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяйственной деятельности этих стран. С течением времени практически во всех странах перешли к универсальному денежному средству — золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; большое количество труда и средств, затрачиваемых на добычу и переработку золота, следовательно, и высокую его стоимость, и т.п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, изделиях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слитков, изделий.

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах переходят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выражение в денежной единице определенной меры (массы) золота.

Длительное время традиционно сохранялись право владельца бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т.е. субъекта, выпустившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволюционной России и для советского государства времен новой экономической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традиционных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы определенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Банка России.

В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бумажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечиваются золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» конкретного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в частности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.

Это положение в общей форме закреплено в законодательных актах соответствующих государств о денежном обращении.

В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Поэтому нет необходимости в специальном указании на каждой банкноте (монете) о возможности ее обмена на золото или об ином способе ее обеспеченности. Такая необходимость, вызванная психологическими мотивами, ощущалась при переходе от непосредственно золотого и ему подобного денежного обращения к традиционному обращению.

Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготовления монет.

В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упакованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система — это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме' обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны опреде- ляется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя; во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ — официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация, их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы большое значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются:

1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установление правил Хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

3)установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исключительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» — ст. 185.

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в разделе VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т, е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих «средствами защиты», позволяющими избежать их подделки.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

Банк России в соответствии с ч.2 ст. 75 Конституции РФ, а также со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Имеется два вида денежного обращения.

Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Право выбирать форму расчетов — наличную или безналичную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса».

Денежная масса — это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим обращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названных, относятся ГК РФ, а также многочисленные акты Центрального банка РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация, банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;

3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России:

а) определяет порядок ведения кассовых операций;

б) организует изготовление банкнот и монеты;

в) устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

г) определяет признаки платежности денежных знаков;

д) регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Правовые основы безналичного денежного обращения.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимны требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т. п.

Правовые основы безналичных расчетов в Российской Федерации закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России в соответствии со ст. 80 указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. К ним относятся:

1) расчеты платежными поручениями;

2) по аккредитиву;

3) чеками;

4) по инкассо.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и, расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и применяются в банковской практике на основе банковских правил и обычаев делового оборота.

Формы безналичных расчетов различаются условиями предоставления средств в распоряжение получателя, порядком документооборота, видом расчетного документа.

Расчетные документы — это оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, в виде электронных платежных документов:

а) распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

б) распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Установлены следующие виды платежных документов:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ безналичная (либо наличная) форма расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичный расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РДЦ). В сфере безналичных расчетов действует правило, что общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.

В данной сфере действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 3 октября 2002 г., которое детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории. Названное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Эти расчеты регулируются Положением Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Одной из обособленных и самостоятельных форм безналичных расчетов является применение векселей — ценных бумаг, удостоверяющих ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (ст. 815 ГК РФ).

Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности безналичного денежного обращения можно рассматривать и платежные банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. Кредитные карточки банков используются для покупки товаров с использованием кредитной линии (кредитовые карточки) и для получения денег в банкоматах (Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Центральным банком РФ 9 апреля 1998 г., в части, не противоречащей Указанию Центрального банка РФ от 9 апреля 1999 г. «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов»).

Кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитным организациям не требуется разрешения Банка России на распространение платежных или банковских карт других эмитентов, дорожных чеков, а также чеков и векселей, являющихся неэмиссионными ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

История развития финансовых систем всех стран мира (и Россия здесь не исключение) представляет собой бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить расчеты между участниками экономического оборота.

С экономической точки зрения под расчетами следует понимать обмен информацией между плательщиками и получателями денежных средств, а также финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. В свою очередь, под платежом следует понимать безотзывную и безусловную передачу денежных средств получателю, завершающую процесс расчетов.

Окончательный платеж состоит в передаче денежных средств, т. е. общепризнанного в данном обществе вида финансовых активов, принимаемых всеми участниками оборота в уплату за товары (работы, услуги) и в погашение долгов.

Как известно, в XIX в. таким окончательным средством погашения финансовых обязательств были металлические деньги из золота или серебра. В обороте находились также банкноты, долговые обязательства частных банков, которые подлежали размену на золото.

С развитием банков начала складываться система безналичных расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета организациям и частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода депозитных остатков с одного счета на другой.

Впоследствии функции эмиссионных центров по выпуску в обращение банкнот и монет были сосредоточены в центральных банках государства. Кроме того, на центральные банки возложили функции по контролю и регулированию денежного обращения и объемам кредитных ресурсов.

В первой трети XX в. произошел крах золотого стандарта — с 1971 г. свободный размен банкнот на золото был отменен практически во всех странах мира.

В настоящее время в обороте находятся разменная монета и денежные купюры (банкноты) центральных банков, не подлежащие обмену на золото. Все остальные средства расчетов — безналичные, среди которых главную роль играют депозиты, т. е. остатки денежных средств на банковских счетах.

Наличные деньги и средства на счетах в центральном банке государства служат общепризнанным средством платежа и погашения долговых обязательств. Их всеобщая приемлемость подкреплена законодательными актами, придающими им силу законного платежного средства.

Что касается банковских депозитов как средства платежей и расчетов, то их приемлемость определяется в конечном счете надежностью банковского учреждения, его способностью конвертировать средства, хранящиеся на депозитном счете, в наличные деньги, иначе говоря — ликвидностью банка. Если ликвидность банка подорвана, клиенты будут стремиться изъять вклады и обратить их в наличные деньги.

Развитие системы безналичных расчетов повсеместно привело к сокращению доли наличных денег в денежной массе и снижению удельной доли их использования в платежном обороте.

Основу современных безналичных расчетов составляет финансовая система, а точнее — система банковских счетов участников расчетов. Окончательный платеж совершается путем перевода денег с одного банковского счета на другой, т. е. сопровождается дебетованием счета плательщика и кредитованием счета получателя денег.

В экономическом смысле безналичные расчеты представляют собой форму бухгалтерских записей по счетам и предполагают обязательное участие финансовых посредников — банков и других кредитных учреждений, которые специализируются на осуществлении расчетов. Финансовые посредники действуют на основе поручений от владельца депозитного счета, в соответствии с которыми они и производят бухгалтерские операции.

Если участники расчетного правоотношения имеют счета в различных банках, то расчеты ведутся через корреспондентские счета этих банков. Возникает межбанковский оборот денежных средств. Инициаторами межбанковских переводов могут выступать не только клиенты, но и сами банки. При этом в межбанковском обороте расчеты часто ведутся через агента по расчетам, в роли которого выступает, как правило, центральный банк или общий банк-корреспондент.

Технологически при безналичных операциях деньги как таковые в качестве средства платежа отсутствуют. Им на смену приходят своего рода абстрактные символы, т. е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Следует заметить, что и деньги (банкноты и монета) с точки зрения макроэкономики являются лишь символами, обозначающими товарные взаимообмены. В этом состоит генезис эволюции денежных знаков.

С развитием техники и технологии устаревающий способ физической фиксации денежных символов менялся на более удобный, а значит, более современный. Как показывает практика, бумажные банкноты и металлические деньги не совершенны. Поэтому не далеки от истины эксперты, считающие, что со временем денежные знаки могут быть потеснены безналичными электронными инструментами расчетов.

В настоящее время расчетные правоотношения регулируются в Российской Федерации положениями главы 46 («Расчеты») Гражданского кодекса РФ и банковским законодательством. Однако легального юридического определения понятия расчетов российское гражданское законодательство не содержит.

Под расчетными правоотношениями понимаются регулируемые нормами права денежного обращения общественные связи по поводу осуществления расчетов между организациями и физическими лицами в процессе экономической и связанной с ней неэкономической деятельности, а также между ними и государством в процессе исполнения финансовых обязанностей.

Расчеты с участием граждан, не связанные с их предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Расчеты между юридическими лицами, а также с участием граждан, если эти расчеты связаны с их предпринимательской деятельностью, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними наличными допустимы, если иное не установлено законом.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. По состоянию на 1 сентября 2003 г. участниками межбанковских расчетов в Российской Федерации являлись 1181 учреждение Центрального банка РФ (Банка России), 1311 кредитных организаций, которым открыты корреспондентские счета в ЦБ РФ, 3797 филиалов кредитных организаций. Кроме того, обслуживание клиентов осуществляют дополнительные офисы кредитных организаций.

Кредитные организации открыли клиентам 599 млн. банковских счетов, из которых юридичеcким лицам — 19 млн. счетов и физическим лицам — 580 млн. счетов.

Особое место в системе расчетных правоотношений России занимает ЦБ РФ. Он информирует банковское сообщество и общественность об изменениях и дополнениях нормативных актов, а также о решениях по поводу технической модификации российской платежной системы. Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета (гл. 45 ГК РФ).

Следует отметить, что в экономическом смысле расчетная система Российской Федерации строится на основе двух системообразующих самостоятельных частей: частных платежных систем и платежной системы ЦБ РФ.

Частные платежные системы, образуемые кредитными организациями, включают:

системы расчетов через расчетные небанковские кредит
ные организации, в том числе расчетов, осуществляемых с ис
пользованием банковских карт, и системы расчетов через кор
респондентские счета кредитных организаций, открытые в дру
гих кредитных организациях;

внутрибанковские межфилиальные системы расчетов;

системы расчетов между клиентами одного подразделения
кредитной организации.

Расчетная система ЦБ РФ, являющаяся в целом децентрализованной, обеспечивает расчеты по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на его счетах. В экономическом смысле, расчетная система ЦБ РФ является так называемой валовой, т. е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе. Организационная структура ЦБ РФ отражает административно-территориальное деление России: во всех регионах действуют территориальные учреждения ЦБ РФ, осуществляющие безналичные расчеты.

Каждой кредитной организации для осуществления расчетов через систему Центрального банка в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в учреждении ЦБ РФ. Кредитная организация вправе открыть корреспондентский субсчет в учреждении Центрального банка своему филиалу, за исключением тех, которые обслуживаются в одном подразделении расчетной сети ЦБ РФ с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации. В этом случае расчетные операции проводятся через ее корреспондентский счет или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации.

Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Центральном банке, являются его клиентами. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают специальные счета межфилиальных расчетов.

Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В небанковских кредитных организациях открываются счета для расчетов по клирингу. Клиентам — юридическим и физическим лицам — для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях ЦБ РФ.

В настоящее время расчетная система ЦБ РФ обеспечивает:

• зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление указанных средств осуществляется в порядке, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;

• возможность управлять ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург);

• реализацию мероприятий денежно-кредитной политики
ЦБ РФ через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и
других сделок ЦБ РФ;

• расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

Для безопасности и защиты информации в расчетной системе Банка России обеспечиваются: идентификация пользователей, контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов, разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей, контроль за проведением расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной информации, резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов.

Значительную часть всех расчетов, осуществляемых через расчетную систему ЦБ РФ, составляют платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов. Их доля в общем количестве — 79,5%, в общем объеме — 72,3%.

Оборачиваемость средних остатков денежных средств кредитных организаций по корреспондентским счетам и субсчетам, открытым в учреждениях ЦБ РФ, составила в 2002 г. 0,69 дней (или 1,5 оборота в день) против 0,94 дней (или 1,1 оборота в день) в 1999 г. Кроме того, важной составляющей платежного оборота, проходящего через расчетную систему ЦБ РФ, являются внутрирегиональные платежи. В целом расчетная система Российской Федерации обеспечивает потребности финансовых рынков и реального сектора экономики. Структура соотношения объемов используемых в расчетной системе Российской Федерации различных форм безналичных расчетов выглядит следующим образом. По данным ЦБ РФ, в 2002 г. расчеты с использованием платежных поручений составили 89,2% всех проводимых безналичных расчетов, 0,57% расчетов пришлись на долю расчетов по инкассо, 1,27% — на расчеты чеками, 0,034% — расчеты с использованием банковских карт и 7,15% расчетов осуществлялось с использованием иных документов, в том числе платежных ордеров на частичную оплату.

Вместе с тем в Российской Федерации, как и в других государствах, по-прежнему преобладают операции по выдаче наличных денежных средств над безналичными операциями с использованием банковских карт. Доля безналичных расчетов в общем объеме сделок, совершенных с использованием банковских карт на территории Российской Федерации, составляет 9% против 91 % по операциям, связанным с выдачей наличных денежных средств.

4.ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

До принятия действующего ГК РФ порядок и формы расчетов в России регулировались нормами банковских правил. ГК РФ подробно регламентирует расчетные отношения в главе 46 («Расчеты»), предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, регулирующие расчетные отношения, применяются постольку, поскольку не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону «О банках и банковской деятельности».

Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. В соответствии со ст. 862 ГК РФ безналичные расчеты между субъектами права могут производиться в следующих формах:

  1. платежными поручениями;
  2. по аккредитиву; .
  3. чеками;
  4. расчетами по инкассо;

в иных формах, предусмотренных законом, банковскими
правилами и применяемыми в банковской практике обычаями
делового оборота:

с использованием банковских карт;

через отделения почтовой связи;

через Интернет — платежные системы электронных денег и др.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном

банке Российской Федерации (Банке России)» общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти операционных дней — в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов. Далее кратко рассмотрим основные формы безналичных расчетов, регламентированные законодательством РФ.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. При этом платежное поручение — вид банковского перевода. При расчетах платежным поручением банк обязуется за счет средств, находящихся на счете плательщика, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом либо устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежные поручения составляются на бланках определенной формы и действуют в течение 10 дней, не считая даты выписки. Платежные поручения принимаются кредитной организацией в день их предъявления независимо от наличия средств на счете плательщика. Исполняется платежное поручение лишь при наличии средств на счете. При отсутствии или недостаточности средств они помещаются в картотеку на очередь с начислением пени за просрочку платежа. Платежное поручение оплачивается с соблюдением очередности, установленной гражданским законодательством.

Банк, принявший платежное поручение, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в установленный срок. Он вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. По требованию плательщика банк обязан незамедлительно информировать его об исполнении поручения.

По договоренности сторон расчетных отношений платежные поручения бывают срочными, досрочными и отсроченными.

Расчеты по аккредитиву. Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить такие полномочия другому банку.

Расчеты по аккредитиву заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем, по которому и осуществляются соответствующие расчеты.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк — банк поставщика, то для осуществления платежа (при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве) в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае, т. е. выплаты по нему, производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика.

Для открытия аккредитива плательщик подает в обслуживающий его банк аккредитивное заявление с указанием:

номера договора, по которому открывается аккредитив;

срока действия аккредитива;

наименования поставщика;

наименования кредитной организации, исполняющей ак
кредитив;

наименования документов, против которых производится
платеж;

вида аккредитива, способа его реализации и др.;

общего наименования товаров или услуг, для оплаты которых открывается аккредитив;

суммы аккредитива.

В аккредитивное заявление могут быть включены и дополнительные условия.

Гражданский кодекс РФ предусматривает несколько видов аккредитива: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

В каждом аккредитиве должно ясно указываться, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий выплаты не производятся.

При выплате по аккредитиву банк поставщика (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов.

Расчеты по инкассо. Инкассо — вид банковской операции. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента и за его счет осуществить действия по получению платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлечь для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Таким образом, кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика определенной суммы или акцепта (согласия на производство платежа).

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека. Кредитная организация, получившая от клиента инкассовое поручение, называется эмитентом. Кредитная организация, которая непосредственно предъявляет требование о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу, является исполняющей. Если кредитная организация одновременно осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и плательщика, и получателя денежных средств, то она и является исполняющей кредитной организацией.

Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. При платеже с акцептом кредитная организация обязана предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта. Кредитная организация должна обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств, если платеж был произведен, или передать ему акцептованные документы. При осуществлении плательщиком расчетов без акцепта кредитная организация-эмитент обязана обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика (при наличии на нем . денежных средств) и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа. Эти операции совершаются кредитной организацией при условии, что представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства.

Если платеж и (или) акцепт не были получены, банк-эмитент немедленно информирует об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий. Таким образом, клиенту предоставляется возможность, например, отозвать документы и предъявить требование о взыскании денежных средств к плательщику в ином порядке.

Расчеты чеками.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица. Чек — ценная бумага, поэтому она должна содержать установленные ст. 878 ГК РФ реквизиты, отсутствие которых лишает ее юридической силы.

Технология расчетов чеками заключаются в том, что владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающей его кредитной организации перечислить со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств. Бланки чековой книжки являются документами строгой отчетности.

Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые покупателями по приемо-сдаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа. Запрещается передача чековых книжек получателям средств по чекам, а также подписание незаполненных бланков чеков. Чеки вправе подписывать те же лица, что и распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руководителем и главным бухгалтером).

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Чек лишь заменяет, а не устраняет прежнее долговое обязательство, чекодателя, которое остается в силе вплоть до момента оплаты чека. С этого момента чекодержатель теряет право требования к чекодателю.

Отличительной чертой отношений по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников данных отношений выступают чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодатель — это лицо, выписавшее чек. Чекодержатель — лицо, являющееся владельцем выписанного чека. Плательщик — банк, обязанный оплатить предъявленный чек.

Под предъявлением чека к платежу понимается его представление в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо (инкассирование чека). О неоплате чека он должен известить чекодателя в течение двух рабочих дней со дня совершения протеста или равнозначного ему акта.

Если плательщик откажет в оплате чека, чекодержатель имеет право регресса, т. е. он может заявить требование о платеже ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед чекодержателем солидарную ответственность. В случае необоснованного отказа от оплаты чека плательщик отвечает перед чекодателем, на не перед чекодержателем.

Расчеты с использованием банковских карт. Порядок расчетов посредством банковских карт в Российской Федерации на законодательном уровне не урегулирован. Такие расчеты осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт — Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке эмиссии кредит

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что вопрос о денежной системе в настоящее время очень актуален. Это связано с инфляцией. Курс доллара по отношению к рублю стабилизировался.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и др.), регламентируется нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Правовые основы денежного обращения и расчетов