Бухгалтерский баланс и счета для его ведения
Лекция № 4 МДК 01.01
Раздел 1. Основы бухгалтерского учёта
Тема 1.4. Бухгалтерский баланс и счета для его ведения
- Виды бухгалтерских балансов
- Характеристика плана бухгалтерских счетов
- Виды бухгалтерских счетов
- Структура плана бухгалтерских счетов
1. Виды бухгалтерских балансов
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.
1. Сальдовый баланс характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке.
Сальдовый баланс
Пассив Актив |
На начало отчётного периода |
На конец отчётного периода |
БАЛАНС |
Составляется баланс путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
2. Оборотный баланс содержит данные о движении имущества и его источников (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. По своему строению он отличается от сальдового баланса.
Оборотный баланс
Пассив Актив |
На начало отчётного периода |
Движение имущества (источников) |
На конец отчётного периода |
|
уменьшение |
увеличение |
|||
БАЛАНС |
Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
3. Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения.
Этот баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса проводятся инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.
4.Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).
5. Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.
6. Предварительный баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода.
Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчетного периода.
7. Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи. Он используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса.
8.Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи ("Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов" и т. д.).
В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.
2. Характеристика плана бухгалтерских счетов
По бухгалтерскому балансу, который фиксирует состояние средств на определенную дату, нельзя повседневно наблюдать за изменениями в составе каждого вида средств и их источников. Такое наблюдение - одна из основных задач бухгалтерского учета - достигается при помощи счетов.
С 2014 года в Российской Федерации введен в действие закон, согласно которому все предприятия и организации обязаны вести бухгалтерский учет, даже те, которые находятся на упрощенной системе налогообложения.
Представители малого и среднего бизнеса могут не нанимать специалиста, а вести учет самостоятельно. Остальные должны иметь в своем штате бухгалтера или бухгалтерский отдел.
Все организации, использующие в своей работе метод двойной записи, составляют план счетов бухучета. Без этого плана в работе предприятия обойтись нельзя, поэтому вопросы, связанные с его составлением, очень актуальны и злободневны.
Профессиональные бухгалтера хорошо знакомы с данным документом, а люди, впервые решившие его составить, не сразу поймут, что к чему в таком значительном объеме информации.
План счетов является сгруппированным перечнем счетов, отражающих все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. В плане находят свое отражение все проводимые операции, как хозяйственные, так и финансовые, то есть учитываются все активы и обязательства. Группировка проходит в соответствии с целями и объектами учета. Именно благодаря плану и происходит согласование учетных и действующих показателей.
Рассматриваемый план не относится только к двум категориям: государственные учреждения и кредитные организации. Они также пользуются этим планом, но с некоторыми особенностями, специфичными для их типа организаций.
План счетов составляется на основании приказа Минфина и Инструкции, в котором содержатся все виды счетов, из которых организация выбирает подходящие счета для каждой организации. Это сделано с целью систематизации планов любого субъекта по всей России, а также обеспечивает единообразный подход к оформлению плана.
На основе утвержденного плана счетов составляется рабочий план, аналогичный общему. Рабочий план утверждается в рамках принятия учётной политики по каждой организации.
Данный документ выполняет следующие задачи:
во-первых, создает упорядоченность в системе бухгалтерских операций;
во-вторых, выводит идентичные показатели разных фирм;
в-третьих, существенно снижает неточности или описки в бухучете за счет корреспонденции счетов.
Для упрощения понимания таблицы счетов, указанной в Инструкции, в ней содержится небольшая характеристика каждого счета, его структура и предназначение, а также экономическое содержание фактов их деятельности.
3. Виды бухгалтерских счетов
По содержанию выделяют три вида бухгалтерских счетов. К ним относятся: активные, пассивные и смешанные или активно-пассивные.
В активный счет записывают тот, который занимается учетом видов средств, то есть активов. Вносятся данные об их наличии, движении и составе. Сюда же относятся расчеты с дебиторами.
Примеры активных счетов: нематериальные активы, касса, расчетные и валютные счета, основные средства, готовая продукция и др.
К пассивным принадлежат те, которые фиксируют источники образования средств, а также расчеты с кредиторами. Вносятся те же данные, что и для активных счетов.
Пример пассивных счетов: расчеты по налогам и сборам, уставной или резервный капитал, расчеты с подрядчиками и др.
Смешанные предполагают одновременный учет имущества с источником его образования.
Например, расчеты с подотчетными лицами или с учредителями. Это основная классификация, используемая в плане, но есть и несколько дополнительных.
По назначению счет может быть:
- денежный учет денежных средств, всегда активный;
- инвентарный учет имущества, активный;
- расчетный по нему производятся различные виды расчетов, активно-пассивный;
- регулирующий оценка отдельного вида имущества, активно-пассивный;
- отчетно-распределительный по нему осуществляется распределение расходов по отчетным периодам;
- фондовый контроль капитала фирмы, пассивный; и другие.
Также счета бывают балансовые и забалансовые. Больше всего в плане балансовых счетов, это те счета, которые обеспечивают взаимодействие всей деятельности фирмы. Все они действуют в одной системе.
Счета, остатки по которым не относятся в баланс, называются забалансовыми. Для них не предусмотрено использование двойной системы записи. Обычно на этих счетах учитывается то имущество, которое не является собственностью фирмы.
4. Структура плана бухгалтерских счетов
План счетов состоит из номеров и наименований синтетических и аналитических счетов.
Синтетические счета называются еще счетами первого порядка, аналитические, соответственно второго порядка или субсчета. Всего в плане содержится 99 синтетических счета и 11 забалансовых счетов.
Все синтетические счета нумеруются при помощи двух цифр, начиная с 01. За ними идут забалансовые с трехзначной нумерацией 001-011. Субсчета располагаются в пределах одного из девяносто девяти счетов, их цифра прибавляется к уже имеющемуся шифру.
Все синтетические счета разбиты на разделы, а именно:
1. Внеоборотные активы, отвечающие за все активы фирмы, даже те, которые находятся в движении. К данному разделу относят и операции по их приобретению, выбыванию и строительству. Например, основные средства, амортизация, нематериальные активы.
2. Производственные запасы включают те счета, которые обобщают информацию о предметах труда, их цель обработка, переработка и применение в хозяйственных нуждах. Этот раздел содержит только активные счета. Примеры: животные, материалы, заготовка и покупка материальных ценностей.
3. Непосредственные расходы на производство все текущие расходы предприятия, за исключением на продажу. Здесь нет пассивных видов. Представлены такие пункты, как основное и вспомогательное производство, полуфабрикаты и т.д.
4. Готовые товары и продукция, обобщающие их наличие и процесс движения.
5. Денежные средства, как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Они могут быть на расчетном счету предприятия или в кассе. В этот раздел входят и ценные бумаги, и денежные, и платежные документы. Валютные платежи переводятся в рубли по курсу, но одновременно записывается и сумма в валюте расчета.
6. Расчеты, в том числе с физическими лицами, юрлицами и внутрихозяйственные. Пункты, которые находятся в данном разделе: расчеты с поставщиками, с покупателями, по оплате труда, по соцстрахованию и обеспечению.
7. Капитал. Этот раздел посвящен движению капиталов фирмы. Пункты представляют собой все возможные виды капитала, а именно уставной, резервный, добавочный и др.
8. Финансовые результаты, то есть доходы и расходы фирмы. По результатам определяется конечный показатель данного отчетного периода. Сюда входят пункты: продажа, прочие расходы и доходы, прибыль и убытки, доходы или расходы будущих периодов.
Следующая часть счета за балансом, в которых содержатся данные об условных обязательствах. В раздел входят такие пункты:
- основные средства, взятые по договору лизинга;
- ценности, находящиеся на хранении;
- материалы, взятые в переработку;
- товары, принятые на комиссию;
- оборудование для монтажа;
- бланки строгой отчетности;
- убыточная дебиторская задолженность;
- обеспеченные обязательства и полученные платежи;
- обеспеченные обязательства и оплаченные платежи;
- износ основных средств;
- основные средства в аренде.