Особенности учета расходов на рекламу

Тема 7. Особенности учета расходов на рекламу

План лекции:

1.  Значение рекламы в туризме, ее особенности.

2. Классификация видов рекламы в туризме.

3.  Учет расходов на рекламу.

 

1. Реклама - самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж самого предприятия, показать его общественную значимость.

Реклама характеризуется двумя основными чертами:

-    за рекламу надо платить;

-    реклама является неперсонализированной.

Слово  «реклама» латинского происхождения (reclamare — «кричать») и в буквальном смысле означает:

-мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-либо, привлечь покупателей;

-распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности.

Основным объектом рекламы в туризме является весьма специфичный товар - туристский продукт, который характеризуется такими особенностями, как неосязаемость, неспособность к накоплению и хранению, высокая стоимость, разница во времени между моментом покупки и моментом потребления и т. д.

По мнению многих специалистов, рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей.

Отличительные черты рекламы как одного из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма:

-Неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к потенциальному клиенту не лично от сотрудника фирмы, а через посредника (СМИ, афиши.)

-Односторонняя направленность. Реклама фактически ориентирована только в одном направлении: от рекламодателя к адресату (объекту воздействия). Сигналы обратной связи поступают лишь в форме конечного поведения потенциального клиента — приобретения или отказа от туристского продукта.

-Неопределенность с точки зрения измерения эффекта. Данная особенность является логическим продолжением предыдущей. Обратная связь в рекламной деятельности носит вероятностный характер.

-Общественный характер. Туристская реклама несет особую ответственность за достоверность, правдивость и точность передаваемой через нее информации.

-Информационная насыщенность. Туристские услуги, в отличие от традиционных товаров не имеющие материальной формы и постоянного качества, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информативность и пропаганда.

-Броскость и убедительность. Специфика туристских услуг обусловливает необходимость использования наглядных средств, обеспечивающих наиболее полное представление об объекте туристского интереса.

2. Один из возможных вариантов классификации, который может быть

полезен для практической деятельности, представлен в таблице.

Классификация видов туристской рекламы

Признак классификации

Вид рекламы

Объект рекламирования

Товарная

Престижная

Направленность

Реклама возможностей

Реклама потребностей

Характер и особенности рекламного обращения

Информативная

Убеждающая

Напоминающая

Способ воздействия на целевую аудиторию

Рациональная

Эмоционатьная

Сконцентрированность на определенном сегменте

Селективная

Массовая

Охватываемая территория

Локальная

Региональная

Общенациональная Международная

Источник финансирования

От отдельной туристской фирмы Совместная

Средства распространения

Печатная

Аудиовизуальная

Радио - и телевизионная реклама

Рекламные сувениры

Прямая почтовая

Наружная

Выставки и ярмарки Компьютеризованная

В зависимости от объекта рекламирования можно выделить два основных вида рекламы: товарная и престижная.

Основная задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на туристский продукт.

Престижная реклама - представляет собой рекламу достоинств, выгодно отличающих фирму от конкурентов.

По направленности различают рекламу возможностей и рекламу потребностей туристской фирмы.

Реклама возможностей призвана информировать целевые аудитории о возможностях предприятия в области предоставления туристских услуг.

Реклама потребностей предназначена для информирования деловых партнеров о существовании фирмы и ее потребностях в чем-либо.

В зависимости от характера и особенностей рекламного обращения различают информативную, убеждающую и напоминающую рекламу.

Основной задачей информативной рекламы является доведение до потенциальных клиентов информации о фирме, услугах, их характеристиках, достоинствах, нововведениях.

Убеждающая реклама - наиболее агрессивный вид рекламы, основные задачи которой состоят в последовательном убеждении потенциальных клиентов в преимуществах рекламируемого продукта, формировании желания приобрести именно его, а не продукты конкурентов, поощрении факта покупки и т.д.

Напоминающая реклама предназначена для поддержания осведомленности клиентов о существовании определенного продукта (фирмы) на рынке и о его (ее) характеристиках.

По способу воздействия на целевую аудиторию следует различать рациональную и эмоциональную рекламу.

Рациональная реклама информирует, обращается к разуму потенциального клиента, приводит доводы, чаще всего в словесной форме, для его убеждения.

Эмоциональная реклама обращается к чувствам, эмоциям, воспоминаниям, воздействует через ассоциации. Ее излюбленное средство - иллюстрации и в меньшей степени - звук.

Многие рекламные обращения представляют собой различные комбинации названных видов.

Признак сконцентрированности на определенном сегменте целевой аудитории позволяет различать:

селективную (избирательную) рекламу, четко адресованную определенной группе потребителей (рыночному сегменту);

массовую рекламу, направленную на широкие круги реальных и потенциальных потребителей, а также общественность в целом.

В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются:

-локальная реклама (масштабы - от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта);

-региональная — охватывает определенную часть страны;

-общенациональная - осуществляется в масштабах всего государства; международная.

В зависимости от средств распространения различают:

- рекламу в прессе; прямую почтовую рекламу; печатную рекламу; аудиовизуальную рекламу; компьютеризованную рекламные сувениры. Выделенные классификационные группировки средств распространения рекламы, в целом соответствуют рекомендациям Международной рекламной ассоциации.

3. Согласно статье 92 НК РК: Расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов».

А так как реклама - это двигатель прогресса, а значит и торговли, то можно смело утверждать, что расходы на рекламу туристского предприятия, как и любого другого хозяйствующего субъекта, непосредственно связаны с получением дохода. Главное, бухгалтеры туристских предприятий должны помнить, что для отнесения на вычеты рекламных расходов нужно тщательно оформлять подтверждающие документы (договоры, счета-фактуры, приказы, акты выполненных работ, сметы, накладные, акты списания материалов и т. д.).

Если туристское предприятие проводит рекламу, используя услуги сторонних организаций, то с поставщиком услуг обязательно заключается договор на оказание рекламных услуг.

Если реклама размещается в газетах и журналах, на радио и телевидении, то первичными документами, подтверждающими факт оказания услуг, являются Акт выполненных работ и Счет-фактура. При этом у туристского предприятия будут сделаны бухгалтерские проводки:

1.На стоимость приобретенных рекламных услуг,

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2.На сумму НДС

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

Ситуация. Турфирма заказала в рекламном агентстве рекламный видеоролик продолжительностью 1 мин., который затем, согласно договору, заключенному с кинотеатром, передала последнему для демонстрации перед началом сеансов.

Бухгалтерские проводки, отражающие данные операции:

1.Стоимость изготовленного рекламного видеоролика,

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

2.НДС на рекламный видеоролик,

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

3.Акцептован счет кинотеатра за демонстрацию видеоролика,

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

4.НДС на услуги кинотеатра

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

В нашем примере отнесение расходов на приобретение видеоролика единовременно на расходы периода оправдано, если его использование планируется только в течение одного сезона.

В случае, когда приобретается радио- или телевизионная рекламная продукция, которую планируется использовать в рекламных целях на протяжении нескольких сезонов, она может учитываться в составе расходов будущих периодов и относиться на расходы периода в бухгалтерском учете и на вычеты в налоговом учете равномерно в течение срока использования:

1.Стоимость приобретенного рекламного видеоролика,

Д-т 1620 «Расходы будущих периодов»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

2.НДС на рекламный видеоролик,

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

3.Равномерное списание затрат на рекламный видеоролик.

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 1620 «Расходы будущих периодов»

Использование туристским предприятием печатной рекламы (брошюры, проспекты, каталоги, открытки и другие материалы, содержащие информацию о фирме и предоставляемых ею услугах), а также рекламных сувениров фактически означает передачу товаров в рекламных целях. Несомненно, расходы на эти виды рекламы также связаны с получением совокупного годового дохода.

Проведение рекламной акции с использованием печатной продукции и рекламных сувениров может осуществляться туристским предприятием самостоятельно путем раздачи такой продукции физическим лицам либо с привлечением для распространения рекламной продукции сторонних организаций. Такими организациями могут быть предприятия-турагенты, агентства по продаже авиабилетов, гостиницы, транспортные организации, супермаркеты и т. п.

В первом случае документами, подтверждающими фактические расходы на рекламу, являются: приказ и смета на проведение рекламной акции, накладная на передачу рекламной продукции менеджеру предприятия, ответственного за ее проведение, акт списания рекламной продукции, использованной входе проведения рекламной акции.

Во втором случае, кроме указанных документов, необходим договор с юридическим лицом о распространении рекламной продукции с указанием условий и формы раздачи рекламной продукции физическим лицам.

В бухгалтерском учете приобретение и распространение рекламной продукции оформляется следующими проводками:

1. Стоимость приобретенных рекламных и сувенирных материалов:

Д-т 1330 «Товары»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2. НДС по приобретенным товарам:

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3. Стоимость нанесения логотипа туристского предприятия,

Д-т 1330 «Товары»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

4. Списаны материалы, израсходованные в рекламных целях

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 1310 «Сырье и материалы».

Например, турфирма приобрела блокноты в одной организации, а затем другая организация произвела нанесение на них фирменного логотипа турфирмы. Следует помнить, что к рекламной продукции, в том числе рекламным сувенирам, относятся только материалы, содержащие информацию о рекламируемом товаре или о рекламодателе. Иначе деловые подарки, безвозмездно переданные товары и материалы рассматриваются скорее как представительские расходы туристского предприятия, не относимые на вычеты и осуществляемые за счет чистой прибыли. При этом, если данные расходы персонифицированы, то есть определен конкретный получатель, то это является доходом данного физического лица и подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты.

При передаче в рекламных целях продукции собственного производства данная продукция относится на вычет в составе расходов на рекламу по себестоимости, отраженной в бухгалтерском учете, и не подлежит вычету как расходы по реализованной продукции.

Учет прямой почтовой рекламы.

Как уже было сказано, прямая почтовая реклама предполагает рассылку рекламных печатных материалов непосредственно клиентам. При этом используются конверты, бумага, оплачиваются услуги почтовой связи или услуги курьеров.

Перечисленные расходы учитываются в составе расходов на рекламу, так как они непосредственно с ней связаны:

1.Списаны конверты, бумага, печатная рекламная продукция;

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 1330 «Товары».

2.Акцептован счет организации, оказавшей курьерские услуги;

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3. НДС на курьерские услуги

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

4. Акцептован счет предприятия связи за доставку почтовых отправлений

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

5. НДС на почтовые услуги;

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

6. Начислена заработная плата работнику турфирмы непосредственно осуществляющему доставку прямой почтовой рекламы.

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».

Учет расходов на наружную рекламу.

Если турфирма устанавливает возле своего офиса рекламный щит или световое табло, содержащие определенную информацию о самой фирме, то они учитываются в составе основных средств, так как являются материальными активами долгосрочного использования и относятся на расходы в бухгалтерском учете и на вычеты в налоговом учете посредством амортизации. Начисленная амортизация по таким объектам отражается в составе расходов на рекламу.

Начислена амортизация по рекламному щиту (билборду, транспаранту, табло и т. п.).

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 2420 «Амортизация основных средств»

Туристское предприятие размещает наружную рекламу на транспорте. Вышеуказанный платеж за размещение наружной рекламы на эту ситуацию не распространяется. Затраты на такую рекламу состоят из услуг той организации, которая оформила рекламу (например, рекламное агентство выполнило рисунок на борту автобуса), и услуг самого автобусного парка по предоставлению автобуса для размещения рекламы. Все это отражается следующими проводками:

1. Стоимость услуг рекламного агентства по разрисовке автобуса,

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2. НДС на услуги рекламного агентства

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3. Стоимость услуг автопарка за предоставление места для рекламы

Д-т 7110 «Расходы по реализации продукции и оказании услуг»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

4. НДС на услуги автопарка

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

 Рекомендуемая литература:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - : Невский Фонд ; М. ; СПб. : ИД Терда", 2006. - 509 с.

2. Сейдахметова Ф.С. Международные стандарты финансовой отчетности (общий обзор и разъяснения): научное издание / Ф.С. Сейдахметова, 3. Сейдахметова, Г. Сейдахметов; Под ред. Ф.С. Сейдахметовой. - Алматы: Lem, 2003. - 68 с.

3. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе: учеб. пособие: пер. с англ. / Н. Морган, А. Причард. - М: ЮНИТИ, 2004. - 467 с.

4. Как вести учет у турагентов и туроператоров-Алматы: Издательский дом «Бико», 2006. - 60 с.

5.  Исабаева Б.З. Бухгалтерский учет туристской деятельности// Бизнес класс -2006.-№ 12-с. 2-23.

 

Контрольные задания для СРС

1.  Нормативно-правовая база рекламной деятельности турфирм в РК.

2. Учет расходов на бесплатное предоставление турпутевок в рекламных целях.

Особенности учета расходов на рекламу