Вводные аспекты в МСА

Тема 13. Вводные аспекты в МСА.

13.1. Глоссарий терминов МСА

13.2. Этические принципы аудита

13.3. Принцип конфиденциальности в МСА

13.1. Глоссарий терминов МСА

Четкая терминология в МСА необходима для установления основных терминов и определений, используемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе и для обеспечения единства трактовки терминов во всех МСА.

Термины являются общими для всех стандартов аудита, если отдельно не оговорено, что в пределах некоторого стандарта данный термин следует трактовать иным образом.

Анализ — способ изучения, подразумевающий рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета анализа. Проведение анализа необходимо в аудите для констатации достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях.

Внутренний аудит — деятельность внутренних структур экономического субъекта в интересах его собственников по соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Аудиторские доказательства — данные, полученные аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие аудитору сделать выводы и выразить собственное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства включают:

  • документальные источники данных;
  • документацию бухгалтерского учета;
  • заключение экспертов;
  • сведения из других источников.

Заключение аудитора — документальные доказательства, выражающие в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством страны. Оно может быть предназначено для любых пользователей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Форма и содержание заключения аудитора должны отвечать положениям действующих нормативных актов и соответствующего стандарта аудита.

Искажение бухгалтерской отчетности — ошибочное или ложное представление данных бухгалтерской отчетности в связи с нарушением правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Ответственность аудитора (аудиторской организации) наступает при неисполнении либо ненадлежащем исполнении аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Налагаемые за нарушения аудиторов санкции определяются действующим законодательством и соглашением сторон.

Пользователь бухгалтерской отчетности - юридические и физические лица, заинтересованные в результатах бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Пользователи бухгалтерской отчетности делятся:

на внутренних — руководители, учредители, участники и собственники имущества экономического субъекта;

внешних — инвесторы, кредиторы, контрагенты экономического субъекта, а также заинтересованные государственные органы.

Средства контроля — элементы системы внутреннего контроля; установленные руководством экономического субъекта в отдельных областях и направлениях хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления.

Эксперт — юридическое лицо (организация), привлекаемое аудиторской организацией для оказания дополнительных услуг.

13.2. Этические принципы аудита

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (КЭПБ) — важнейший документ, который предваряет МСА и состоит из трех частей:

  1. часть А — относится ко всем профессиональным бухгалтерам;
  2. часть В — относится только к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
  3. часть С — относится только к наемным публичным бухгалтерам.

Поскольку не представляется возможным определить принципы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельств, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы.

Принципы профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Этические принципы пронизывают все содержание стандартов аудита независимо от назначения каждого отдельного стандарта.

В КЭПБ рассматриваются основные этические принципы, которые должны соблюдать все без исключения практикующие бухгалтеры независимо от их статуса.

К таким принципам относятся:

  • порядочность и объективность;
  • обязательное разрешение этических конфликтов;
  • профессиональная компетентность
  • конфиденциальность;
  • профессионализм.

Порядочность предполагает не просто честность, но справедливое ведение дел и правдивость.

Принцип объективности налагается на деятельность всех профессиональных бухгалтеров. Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

Аудитор при выборе практических ситуаций и аспектов работы должен обращать особое внимание на те этические требования, которые связаны с оказанием всевозможного давления, с получением различных подарков и другими фактами.

Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

  1. достижение должного уровня профессиональной компетентности;
  2. поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и деловых новшеств.

Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает у аудитора способность компетентно работать в профессиональной среде.

Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам.

Аудитор обязан соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, дискредитирующих или способных дискредитировать профессию либо являющихся действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии.

Профессионализм — принцип аудита, требующий соблюдения общественных интересов. Аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, а также нанести ущерб ее общественному имиджу.

13.3. Принцип конфиденциальности в МСА

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода, исходя из особенностей аудиторской деятельности, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее пяти лет.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Аудитор обязан выполнять требования законодательства и Кодекса этики аудиторов в отношении конфиденциальности информации, полученной в результате аудита. В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации могут носить сложный характер. В данном случае аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию.

Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

Аудитор должен:

  • соблюдать конфиденциальность даже вне профессиональной среды;
  • помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнерами либо их близкими родственниками или членами семьи;
  • соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем;
  • соблюдать конфиденциальность информации внутри аудиторской организации или в отношениях с работодателями;
  • принимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать принцип конфиденциальности даже после окончания отношений Между аудитором и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако он не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений;
  • раскрывать конфиденциальную информацию, если:
    • раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом или работодателем,
      • раскрытие требуется законом, например: при подготовке документов или представлении доказательств в иной форме в ходе судебного разбирательства; при сообщении ставших известными фактов нарушения закона надлежащим органам государственной власти,
        • раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом): при проверке качества работы, проводимой внутри аудиторской организации или саморегулируемой организацией аудиторов; при ответе на запрос или в ходе расследования внутри аудиторской организации, саморегулируемой организации аудиторов или надзорного органа; при защите аудитором своих профессиональных интересов;| при юридическом разбирательстве; для соответствия стандартам аудита и нормам профессиональной этики.

При раскрытии конфиденциальной информации аудитор должен учитывать следующее:

  • будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или работодателя на раскрытие информации;
  • является ли соответствующая информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. . В ситуации, когда имеют место необоснованные факты, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения, в каком виде раскрывать информацию (если необходимо раскрывать);
  • характер предполагаемого сообщения и его адресата. Аудитор должен быть уверен, что лица, которым адресовано сообщение, являются надлежащими получателями.

Вводные аспекты в МСА