Интеллектуальные права и способы их защиты
Введение
Интеллектуальный труд является основой научно-технического прогресса. Выполняются все новые и новые авторские разработки. Однако авторские права разработчиков новшеств зачастую защищаются недостаточно. Это связано как с незнанием разработчиками действующих законодательств, так и с недостатками рекламы, внедрения новшеств в производство, их использования, невыгодной продажей внутри страны и за рубежом.
Понятием «защита авторских прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.
Смежные права впервые получили правовую охрану в нашей стране на основании статей 141 - 143 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. Указанные нормы действовали в Российской Федерации ровно год с 3 августа 1992 года по 3 августа 1993 года, когда вступил в силу Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации к традиционным объектам смежных прав (исполнения, фонограммы, передачи (сообщения) в эфир или по кабелю радио- или телепередач) добавились новые объекты смежных прав (содержание баз данных, произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние). Кроме того, существенно изменились логика действия и структура норм, содержащих соответствующие правила. В частности, нормы о защите в основном помещены в гл. 69 ГК, являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. Непосредственно в гл. 70 ГК («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. ст. 1290, 1299 - 1302 ГК); кроме того, применительно к защите смежных прав имеются собственные правила (ст. ст. 1309 - 1312 ГК).
1. Интеллектуальные права и способы их защиты.
- Понятие интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность это результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий гражданину или организации, которые по своему свободному усмотрению могут предоставлять к нему доступ всем желающим либо определенным образом контролировать его использование. Интеллектуальную собственность можно обнаружить почти везде: в творческих произведениях, таких как книги, кинофильмы, аудио- и видеозаписи, музыкальные произведения, произведения искусства и программное обеспечение, и в самых обыденных предметах, например в автомобилях, компьютерах, лекарствах, сортах различных растений, одним словом, во всем, что появилось благодаря развитию науки и технологии. Также к сфере интеллектуальной собственности могут относиться те средства индивидуализации, которые помогают нам определиться с выбором приобретаемых нами товаров, например особенности дизайна или наименование бренда. Определенные права могут быть связаны даже с местом изготовления какого-либо товара (например, Шампань и Горгонцолу). Многое из того, что мы видим и чем мы пользуемся в сети Интернет, будь то веб-страница или доменное имя, также может включать в себя элементы объекта интеллектуальной собственности или являться таким объектом.1
Благодаря системе прав интеллектуальной собственности стало возможно не только закрепить инновации и произведения за их авторами и создателями, но и обеспечить «право собственности» на такие объекты, а в конечном итоге создать возможность извлечения из них экономической выгоды. Защищая интеллектуальную собственность, общество признает ту выгоду, которую она может принести, а также стимулирует вложение времени и ресурсов в развитие инноваций и расширение знаний.
Система интеллектуальной собственности предназначена для того, чтобы служить на пользу всему обществу в целом, будучи уникальным компромиссом между интересами потребителей и авторов. Как правило, права интеллектуальной собственности позволяют их обладателю в течение ограниченного срока определять порядок использования результата интеллектуальной деятельности. Предоставляя авторам такие права, само общество также получает ряд возможностей для извлечения выгоды.
Защита интеллектуальной собственности приносит обществу самую разнообразную пользу:
- увеличивается общий объем знаний, развивается культура;
- стимулируются конкуренция и производство широкого перечня качественных товаров и услуг;
- поддерживаются экономический рост и занятость населения;
- поощряется творческая и инновационная деятельность;
- поддерживается технический и культурный прогресс и новые достижения.
Когда подходящие или достаточные в той или иной ситуации интеллектуальные права недоступны либо возникают сложности в их защите в суде, изобретатели и инновационные предприятия бывают вынуждены в большей степени полагаться на другие способы защиты от недобросовестной конкуренции. Альтернативой могут служить такие институты, как обычные договоры, защита коммерческой тайны, либо применение технических средств защиты от копирования. Однако для достижения указанных выше целей эти способы могут оказаться менее эффективными.2
- Охрана интеллектуальной собственности
В целом интеллектуальная собственность охраняется за счет предоставления автору произведения или изобретателю исключительного права извлекать экономическую выгоду из произведения или изобретения в течение определенного срока. Такие права можно уступать, передавать по лицензии или распоряжаться ими иным образом.
Права интеллектуальной собственности предоставляются в соответствии с национальным законодательством тех или иных государств или регионов. Кроме того, в сфере интеллектуальной собственности существует целый ряд международных договоров, которые закрепляют унифицированный подход к определенным вопросам, в том числе процедурным, либо позволяют производить регистрацию прав интеллектуальной собственности одновременно в нескольких государствах. Для охраны различных объектов интеллектуальной собственности, например литературных и художественных произведений, изобретений, брендов, дизайнерских решений и т.д., применяются различные способы:
- литературные и художественные произведения, например книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, аудио- и видеозаписи, а также программное обеспечение обычно охраняются с помощью авторского права или так называемых смежных прав;
- технические изобретения, как правило, охраняются патентами;
- такие средства индивидуализации, как, например, словесные обозначения, символы, запахи, звуки, цвета и формы, которые позволяют отличать одни товары и услуги от других, могут охраняться с помощью товарных знаков;
- особенности внешнего вида объектов, например предметов мебели, частей кузовов автомобилей, столовых приборов или ювелирных украшений, могут охраняться посредством института промышленных образцов;
- наименования мест происхождения товаров и коммерческая тайна также считаются видами интеллектуальной собственности, и большая часть государств предоставляет таким объектам тот или иной объем правовой охраны;
- законодательные акты, направленные на предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательской деятельности, также способствуют охране коммерческой тайны и некоторых других видов интеллектуальной собственности;
- сорта растений преимущественно охраняются специальным «правом на селекционные достижения», относящимся к области прав интеллектуальной собственности, но могут охраняться и традиционными патентами либо двумя способами одновременно;
- ряд государств предоставляет особую правовую охрану топологиям интегральных микросхем и базам данных.
Объект может в одно и то же время охраняться посредством сразу нескольких видов интеллектуальных прав на территории различных государств.3
- Авторское право
Авторское право призвано поощрять создание оригинальных произведений искусства, музыки и литературы, начиная с книг и картин и заканчивая кинофильмами, аудио- и видеозаписями и программным обеспечением. Система авторского права поощряет творческое самовыражение, позволяя авторам извлекать экономическую выгоду из своих произведений. Кроме имущественных прав институт авторского права также предусматривает предоставление авторам личных неимущественных прав, которые, с одной стороны, позволяют создателям произведений требовать признания их авторства, а с другой стороны, препятствуют искажению или извращению произведений, порочащих репутацию их авторов.
Для того чтобы получить охрану в качестве объекта авторского права, произведение должно быть оригинальным, носить творческий характер, а также должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Авторское право автоматически возникает у автора с момента создания произведения, хотя в некоторых странах применяется принцип регистрации, который влечет за собой предоставление ряда дополнительных выгод. С момента своего возникновения права на произведение могут быть уступлены или переданы на основании лицензионного договора, чаще всего продюсеру или издательству. Охрана произведения авторским правом означает наличие у его автора исключительных срочных прав, которые, как правило, возникают в момент создания произведения и прекращаются по истечении пятидесяти или семидесяти лет с момента смерти автора.
Законы об авторском праве позволяют субъектам авторских прав определенным образом ограничивать использование своих произведений. К такому использованию, которое автор по своему усмотрению может разрешить или запретить, как правило, относят действия по воспроизведению и распространению: прокат, запись, публичный показ, сообщение в эфир, а также перевод либо иную переработку произведения. В некоторых странах авторы не вправе запретить использовать свои произведения определенным образом, однако за ними сохраняется право на получение вознаграждения за его использование. В законодательстве всех государств предусмотрены исключения, позволяющие третьим лицам определенным образом использовать произведения, не выплачивая их автору вознаграждения или не испрашивая его согласия. В качестве примера можно привести использование частей произведений или цитат из них в иллюстративных или образовательных целях. Предоставляемые субъектам авторских прав гарантии, равно как и предусмотренные законами об охране авторских прав ограничения и исключения, это важнейшие элементы системы авторского права. Обеспечивая баланс интересов, они облегчают создание творческих произведений, а также способствуют появлению новых способов их распространения и использования.
В большинстве государств аналогичная защита действует также и в отношении изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания и исполнителей. В ряде стран интересы лиц, работающих с произведениями, охраняемыми авторским правом, гарантируются так же, как и интересы авторов этих произведений, то есть через посредство авторского права. В других странах интересы таких лиц охраняются с помощью смежных прав. Роль авторского права особенно возросла в связи с развитием цифровых технологий и сети Интернет, применительно к которым авторское право является основной формой охраны распространяемого онлайн-контента, и именно в этой сфере судебная защита авторских прав сталкивается с рядом трудностей.
Существует несколько международных договоров по вопросам охраны авторского права и смежных прав. К ним относятся Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 года, Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года, а также Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года. Два последних соглашения регулируют вопросы охраны прав авторов в области цифровых технологий. Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. представляет собой первый многосторонний международный договор, регламентирующий вопросы интеллектуальной собственности в сфере торговли. Он охватывает большинство видов интеллектуальной собственности, включая авторское право и смежные права.4
- Смежные права.
Понятие «смежные права» характерно для стран романо-германской правовой семьи. В российском законодательстве указанное понятие впервые появилось с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик в 1991 году и далее получило отражение в Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 01.01.2008).
В ныне действующем гражданском законодательстве смежными правами являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (ст. 1303 ГК РФ). Смежные права охватывают исключительное право, а в случаях, установленных ГК РФ, также личные неимущественные права. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.
В части четвертой ГК РФ объектами смежных прав признаются исполнения; фонограммы; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Таким образом, в ГК РФ появились два новых объекта смежных прав.
ГК РФ не дает определения понятия «исполнение». По мнению одних авторов, исполнение это «представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении».5 И.А. Зенин понимает под исполнением «представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, эфирного, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком)».6 С.А. Судариков считает исполнения воплощениями произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.7
Исполнение является результатом творческой деятельности лица. Законодатель предусматривает три вида исполнений: согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ к ним относятся исполнения артистов-исполнителей, дирижеров и постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Важно отметить, что, в отличие от постановок спектаклей, постановки аудиовизуальных произведений являются объектами авторского права (ст. 1263 ГК РФ). Исполнения как объекты смежных прав охраняются в том случае, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ).
Согласно ст. 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. Исполнителем является физическое лицо, которым может быть: артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера); режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления); дирижер.
Многие объекты смежных прав являются результатами интеллектуальной деятельности коллективов исполнителей. Такие исполнения называются совместными исполнениями. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии членами коллектива исполнителей совместно, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 1314 ГК РФ).
Если исполнение создается в порядке выполнения служебного задания (служебное исполнение), то к правам на такое исполнение, в том числе совместное, применяются нормы ст. 1295 ГК РФ, регламентирующие служебное произведение.
Каждому исполнителю принадлежат установленные законом права (смежные права). К ним относятся право авторства; право на имя; право на неприкосновенность исполнения; исключительное право на исполнение (ст. 1315 ГК РФ). При этом осуществление прав исполнителем допускается только при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.
Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения являются личными неимущественными правами исполнителя. Право авторства означает право признаваться автором исполнения. Право на имя означает возможность исполнителя указывать свое имя или псевдоним «на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования, например в вещаниях организаций эфирного и кабельного вещания»8. При совместном исполнении право на имя означает право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме тех случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей (подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). К ним относятся такие, когда исполнение не фиксируется на каком-либо материальном носителе9. Право на неприкосновенность исполнения - это право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). Понятно, что право исполнителя на защиту исполнения от всякого искажения может быть реализовано только в тех случаях, когда такое искажение приводит к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.
Имущественным правом исполнителя является его исключительное право на исполнение. Согласно ст. 1317 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 «Исключительное право» ГК РФ любым не противоречащим закону способом, а также право распоряжаться исключительным правом на исполнение.
Использованием исполнения считается: сообщение исполнения в эфир; сообщение исполнения по кабелю; запись исполнения; воспроизведение записи исполнения; распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе; сообщение в эфир и по кабелю записи исполнения; доведение записи исполнения до всеобщего сведения; публичное исполнение записи исполнения; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения. Однако исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК РФ).
Распоряжение исключительным правом на исполнение означает возможность для исполнителя заключать договор об отчуждении исключительного права на исполнение (ст. 1307 ГК РФ), а также лицензионный договор о предоставлении права использования исполнения (ст. 1308 ГК РФ). Сказанное относится к распоряжению исключительными правами на другие объекты смежных прав, которые будут рассмотрены далее.
Следующим объектом смежных прав законодатель называет фонограмму. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограммами признаются «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». «Звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, в качестве фонограммы уже не рассматривается, хотя для включения отдельно созданной звуковой записи (фонограммы) в аудиовизуальное произведение традиционно испрашивается согласие правообладателя»10. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).
Согласно ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) ее упаковке.
В отличие от исполнения, фонограмма не представляет собой творческого труда11. Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Законодатель закрепляет следующие права за изготовителем фонограммы: право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке имени или наименования изготовителя фонограммы; право на защиту фонограммы от искажения; право на обнародование фонограммы; исключительное право на фонограмму (п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Первые три из перечисленных прав являются личными неимущественными правами.
Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, равно как и право на защиту фонограммы от искажения, действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (п. 4 ст. 1323 ГК РФ).
В законе не раскрывается понятие «искажение фонограммы», однако от него следует отличать переработку фонограммы, которая может быть осуществлена с разрешения правообладателя фонограммы.
Исключительному праву на фонограмму посвящена ст. 1324 ГК РФ, где говорится о том, что изготовитель фонограммы обладает исключительным правом использовать фонограмму (и распоряжаться этим правом) в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, а также приводится перечень возможных способов использования фонограммы.
В качестве способов использования фонограммы в ГК РФ называются: публичное исполнение; сообщение в эфир; сообщение по кабелю; доведение фонограммы до всеобщего сведения; воспроизведение фонограммы; распространение фонограммы; импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения; прокат оригинала и экземпляров фонограммы; переработка фонограммы (п. 2 ст. 1324 ГК РФ).
Распоряжение исключительным правом на фонограмму возможно путем заключения изготовителем фонограммы соответствующих договоров, указанных в статьях 1307 и 1308 ГК РФ, а также другими предусмотренными законом способами.
Еще одним объектом смежных прав законодатель называет сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания. Такие передачи могут создаваться как самой организацией эфирного либо кабельного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств другой организацией (подп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Под вещанием следует понимать сообщение (в эфир или по кабелю) передач12. В литературе отмечается, что в тех случаях, когда вещательная организация осуществляет ретрансляцию чужих передач, смежные права на такие передачи у нее не возникают13.
Согласно ст. 1329 ГК РФ организацией эфирного или кабельного вещания признается только юридическое лицо. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» организации эфирного или кабельного вещания требуется получение лицензии на вещание. Указанное юридическое лицо должно осуществлять сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). Сами же радио- и телепередачи остаются объектами исключительных авторских прав14.
Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, в частности путем записи сообщения радио- или телепередачи, воспроизведения записи сообщения радио- или телепередачи, распространения сообщения радио- или телепередачи посредством продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения, ретрансляции, доведения сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения, публичного исполнения (п. 2 ст. 1330 ГК РФ). При этом организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач (п. 5 ст. 1330 ГК РФ).
Одним из нововведений ГК РФ является предоставление охраны в рамках смежного права базам данных. Согласно п. 2 ст. 1260 ГК РФ база данных это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Базы данных охраняются как составные произведения при условии, что подбор и расположение материала в них носят творческий характер. В ином случае база данных может охраняться как объект смежных прав. Однако в качестве объекта смежных прав базы данных фигурируют в п. 1 ст. 1304 ГК РФ лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих их содержание15.
Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке (п. 1 ст. 1333 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1333 ГК РФ изготовителю базы данных принадлежат право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования и исключительное право изготовителя базы данных.
Критерием возникновения исключительных прав в отношении базы данных является наличие существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, понесенных ее изготовителем. Согласно п. 1 ст. 1334 ГК РФ при отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается такая база данных, которая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.
Исключительное право изготовителя базы данных составляет его законная возможность извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Кроме того, изготовитель может распорядиться своим исключительным правом (п. 1 ст. 1334 ГК РФ).
Закон запрещает извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, за исключением случаев, установленных законом. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств в любой форме (абзац второй п. 1 ст. 1334 ГК РФ). В то же время лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц (п. 2 ст. 1334 ГК РФ). Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.
Еще одним нововведением ГК РФ является включение в число охраняемых объектов смежных прав произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (подп. 5 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). При этом объектом исключительного смежного права могут быть лишь такие произведения, которые не были обнародованы при жизни автора либо в течение 70 лет после его смерти.
Согласно п. 1 ст. 1337 ГК РФ публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние в соответствии со ст. 1282 ГК РФ либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. «Публикатором может выступать лишь физическое лицо, причем не только родственник, наследник автора, но и любое другое лицо, например, лицо, обнаружившее оригинал произведения».16
В соответствии с п. 1 ст. 1268 ГК РФ обнародование произведения - это осуществление действия либо дача согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Публикатор может обнародовать произведение в оригинальной форме либо в переводе или иной переработке (п. 2 ст. 1339 ГК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 1338 и п. 3 ст. 1268 ГК РФ в течение срока действия своего исключительного права на произведение публикатор вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
Публикатору принадлежат право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения, а также исключительное право на обнародованное им произведение (исключительное право использовать произведение и распоряжаться данным правом).
Согласно п. 1 ст. 1339 и ст. 1229 ГК РФ публикатор обладает исключительным правом использовать произведение следующими способами: воспроизводить; распространять путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; осуществлять публичный показ; импортировать оригинал или экземпляры произведения в целях распространения; сдавать в прокат оригинал или экземпляр произведения; публично исполнять произведение; сообщать в эфир или по кабелю; доводить произведение до всеобщего сведения.
Распоряжение публикатором своим исключительным правом возможно путем заключения договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством.17
- Проблемы защиты авторских и смежных прав
- Дифференциация правового регулирования защиты авторских прав
Дифференциация правового регулирования защиты в части четвертой ГК проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав. Так, изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что все интеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения) защищаются теми же способами, которые предусмотрены для защиты других гражданских прав и содержатся непосредственно в ГК (п. 1 ст. 1250 ГК). Эти способы используются «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права».
Далее (ст. 1251 ГК) законодатель выделяет общие правила, подлежащие применению для защиты личных неимущественных прав. В числе способов защиты признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикация решения суда. Приведенный перечень не исчерпывающий. Таковым является лишь перечень прав: помимо личных неимущественных прав самого автора норма п. 1 ст. 1251 ГК распространяется также на право организатора сложного объекта, на указание своего имени (наименования) и право требовать такого указания (п. 4 ст. 1240 ГК), право издателей энциклопедий, периодических изданий и других подобных изданий указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК), право изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера) указывать свое имя (наименование) либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК), право работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК), права изготовителя фонограмм, указанные в п. 1 ст. 1323 ГК, право изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных (упаковках) своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК), и наконец, право публикатора указывать свое имя на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК). Необходимость такого дополнительного перечня вызвана тем, что данные правомочия, строго говоря, не относятся к личным неимущественным авторским правам.
При нарушении авторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутация автора. Тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормы ст. 152 ГК.
Безусловной новеллой является включение в ст. 1253 ГК правила о том, что при неоднократном или грубом нарушении исключительного права суд в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора; при тех же обстоятельствах может быть прекращена предпринимательская деятельность гражданина индивидуального предпринимателя.
Главная особенность системы защиты прав заключается в том, что не всякий правообладатель может заявить любое требование и использовать любой способ защиты. Это касается и авторов. Так, после передачи автором своего исключительного права он утрачивает и право на соответствующий данному праву иск, например на компенсацию.
Ответственность авторов по договорам ограничена (ст. 1290 ГК). Автор по договорам о предоставлении прав отвечает лишь в размере суммы реального ущерба, если только договором не предусмотрен меньший размер ответственности. То же и в случае с неисполнением или при ненадлежащем исполнении автором договора авторского заказа: автор лишь возвращает аванс, а также уплачивает неустойку (а она устанавливается только договором, т.е. ее может и не существовать). Общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.
Особо (подп. 4 п. 1 ст. 1252 ГК) закон выделяет предъявление требования обладателя исключительного права об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Применение данной нормы требует включения в ее гипотезу условий, указанных в п. 5 данной статьи. Они таковы: оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности (средства индивидуализации), по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ. Успешное и эффективное применение данной новеллы требует определенной практики и анализа, поскольку, в частности, следует установить ее отраслевой характер. Но уже ясно, что квалифицировать ее как конфискацию нельзя, ибо по смыслу координационной связи подп. 4 п. 1 и п. 5 указанной статьи применение рассматриваемой санкции может произойти по инициативе как суда, так и заинтересованной стороны (правообладателя).18
В соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК при нарушении исключительного права правообладатель может вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации, которая подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения, а правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) либо за допущенное правонарушение в целом.
К сожалению, в юридической литературе нет единства мнений о природе компенсации. В одних случаях она рассматривается как особый вид ответственности, т.е. никак не совпадающий с остальными. В других компенсация за нарушение прав приравнивается к убыткам, т.е. признается всего лишь их разновидностью. Наконец, ряд авторов полагает, что в данной санкции наиболее заметны свойства неустойки, штрафа, причем так называемая законная неустойка, установленная не для договорных, а для деликтных обязательств.
Оценивая изложенные позиции, необходимо заметить, что законодатель фактически высказался по этому вопросу. В частности, требуется учитывать, что компенсация применяется «вместо возмещения убытков».
Анализ судебной практики применения нормы о компенсации позволяет сделать следующие выводы:
суд самостоятельно определяет размер компенсации, взысканию подлежит не сумма, на взыскании которой настаивает истец, а сумма, установленная судом19;
размер компенсации не зависит от степени вины нарушителя и от общественной значимости совершенного нарушения20. Ряд ученых полагает, что несущественным является и вопрос о наличии вины, поскольку компенсация может быть взыскана и без вины
лица, не являющиеся обладателями исключительного права, не могут требовать компенсации.
В уголовном праве также предусмотрены меры ответственности за нарушение авторских прав (ст. 146 УК РФ).
В административном законодательстве особый интерес представляет ст. 7.12 КоАП, которая предусматривает административное взыскание в случаях ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно, если имеет место иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.
Административная ответственность может наступать не только при изготовлении и распространении контрафактных экземпляров, но и в случае введения потребителей в заблуждение.
Защита авторских прав может осуществляться и с помощью норм антимонопольного законодательства, например Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно части четвертой ГК меры защиты по авторскому законодательству могут применяться вне зависимости от применения мер по антимонопольному законодательству (п. 7 ст. 1252 ГК). 21
- Авторский договор как способ защиты авторских прав.
Многие ученые называют авторский договор одним из способов зашиты авторских прав. По авторскому договору автор предлагает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.
Анализ законодательства, касающегося содержания авторских договоров, и судебной практики свидетельствует, что предъявляемые к авторскому договору требования прежде всего касаются правомочности его субъектов, характера передаваемых прав, способов использования произведения, срока, на который передается право, территории, на которой может осуществляться использование, формы заключения договора, размера вознаграждения и порядка его определения за каждый способ использования.
Обязательным участником договора является автор создатель произведения или его правопреемник. Им может быть любое лицо, к которому перешли авторские права либо в силу закона, либо на договорной основе.
Пользователем является лицо, которому передаются авторские права. Он может также быть как физическим, так и юридическим лицом.
Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговаривается сторонами договора.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по авторскому договору стороны несут ответственность, которая, будучи гражданско-правовой по своей сути, обладает специфическими особенностями.
Во-первых, спектр возможных мер принуждения сторон к исполнению лежащих на них обязанностей здесь значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязанности сторон авторского договора не могут быть исполнены под принуждением.
Во-вторых, далеко не все меры, которые применяются к нарушителям договорных обязательств и которые на практике именуются мерами ответственности, являются ответственностью в ее точном юридическом смысле.
В-третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя - с другой, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему.
В-четвертых, законодательство не содержит специальных норм об ответственности сторон авторского договора, за исключением того, что им установлен предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что стороны могут предусматривать в договоре любые основания и формы ответственности, не противоречащие гражданскому законодательству.
Под техническими средствами защиты авторских прав ст. 1299 ГК понимает любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения. Не допускается без разрешения правообладателя совершение действий, в результате которых данные ограничения были бы устранены, а также не допускается изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование их в целях получения прибыли, если в результате становится невозможным использование технических средств защиты или же если данные средства не могут обеспечить надежную защиту авторских прав. Относительно формулировок законодателя высказываются различные замечания, поскольку предпринята попытка описать нетипичные для авторского права процессы, но следует одобрить появление таких правил в законодательстве РФ.
Схожая норма установлена и в ст. 1300 ГК, предусматривающей информационную защиту. Под информацией закон понимает всякую информацию, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информацию об условиях использования произведения, содержащуюся на оригинале (экземпляре), произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир (по кабелю) либо путем доведения произведения до всеобщего сведения, а равно коды, цифры, в которых содержится такая информация. Такую информацию нельзя удалять или изменять без разрешения правообладателя, а соответствующие произведения нельзя воспроизводить, распространять, публично исполнять, сообщать в эфир (по кабелю), доводить до всеобщего сведения без предусмотренной правообладателем информации.22
Появление в нашем законодательстве специальных норм о технической и информационной защите результат воздействия Директивы ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 «О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» и договора ВОИС по авторскому праву. По существу, проведена законодательная подготовка к тому, чтобы в недалеком будущем названные акты действовали на территории РФ.
Правовое регулирование взаимоотношений российских авторов с зарубежными партнерами, а также защиты авторских прав в случае их нарушения имеет ряд существенных отличий от их регулирования внутренним законодательством России.
По общему правилу действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение создано. Это означает, что в других странах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого, если между этими государствами заключен двусторонний договор или они оба являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.
Если произведения российских авторов на территории соответствующего иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. В этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.
На практике часто встречаются и более сложные случаи, когда произведение создано соавторами, являющимися гражданами разных стран; созданное в одной стране может использоваться в другой; сам автор может изменить гражданство (подданство) либо гражданами другого государства могут оказаться его наследники; созданное в России произведение может оказаться впервые опубликованным за рубежом. В этих и других аналогичных случаях в литературе по международному частному праву принято говорить об отношениях, «осложненных иностранным элементом».
Что же касается предоставления охраны в соответствии с международными договорами, то автор или иной правообладатель определяется по закону государства (а не по личному закону), на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием приобретения авторских прав. В подавляющем большинстве стран таким фактом признается факт создания произведения. Но такое произведение не должно перейти в общенародное достояние, как в стране происхождения, так и в России вследствие истечения соответствующего срока действия авторского права.
В любом случае на территории РФ авторское право иностранца не может превышать срока действия авторского права, установленного в стране происхождения произведения, а также лица, признающиеся авторами по российскому законодательству, могут не признаваться таковыми по правилам страны их гражданства, а равно и наоборот. 23
Заключение
Законодательство РФ предоставляет авторам и иным правообладателям достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Способы защиты авторских прав в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены на гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Наибольшую значимость и эффективность наряду с уголовно-правовыми имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав. Наиболее действенными и востребованными практикой являются три способа защиты авторских прав: возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.
Сравнительный анализ указанных норм гражданского законодательства, судебной практики свидетельствует о том, что из обычно используемых способов защиты авторских прав лишь три прямо не закреплены в ст. 12 ГК (взыскание дохода, выплата компенсации, публикация судебного решения в целях защиты репутации).
В сфере защиты авторских прав потерпевшие гораздо чаще требуют взыскать не реальный ущерб, а упущенную выгоду, которая могла бы быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и документально обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, законодательство предоставляет возможность требовать взыскания с нарушителя либо всего дохода, полученного им вследствие нарушения авторских прав, либо требовать выплаты компенсации по своему усмотрению.
В международном законодательстве (в п. 1 ст. 3 Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.) прописаны меры доказывания авторства: депонирование экземпляров, регистрация произведений, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства. Необходимо максимально, в приемлемых для России рамках, использовать перечисленные возможности. Если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
1 Лопатин В.Н. Интеллектуальная собственность в информационном праве. / «Информационное право», №2, 2013
2 Рекомендации Международной торговой палаты (ICC) по интеллектуальной собственности. Обзор актуальных вопросов для предпринимателей и органов власти/ выпуск №11, 2012
3 Рекомендации Международной торговой палаты (ICC) по интеллектуальной собственности. Обзор актуальных вопросов для предпринимателей и органов власти/ выпуск №11, 2012
4 Е. Игумнова. Авторское и смежное право / газета «ЭЖ-Юрист»
5 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2011
6 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник, М., 2011
7Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник, М., 2011
8 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник М., 2011
9 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник, М., 2011
10 Право интеллектуальной собственности: Учеб. / Под ред. И.А. Близнеца. М., 2010
11 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / под ред. С.А. Степанова, 2-е издание, переработанное и дополненное, Изд. «Проспект», «Институт частного права», 2009
12 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / под ред. С.А. Степанова, 2-е издание, переработанное и дополненное, Изд. «Проспект», «Институт частного права», 2009
13 Право интеллектуальной собственности: Учеб. / Под ред. И.А. Близнеца. М., 2010
14 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник, М., 2011
15 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник, М., 2011
16 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / под ред. С.А. Степанова, 2-е издание, переработанное и дополненное, Изд. «Проспект», «Институт частного права», 2009
17 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / под ред. С.А. Степанова, 2-е издание, переработанное и дополненное, Изд. «Проспект», «Институт частного права», 2009
18 Чхутиашвили Л.В. Проблемы защиты авторских прав / «Цивилист», №4, 2010
19 Постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2003 г. №КГ-А40/6835-03 // СПС «Гарант»
20 Постановление ФАС Московского округа от 13 ноября 2002 г. №КГ-А41/7599-02 // СПС «Гарант»
21 «Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) / под общ. ред. Н.Г. Салищевой, 7-е издание, М. : «Проспект», 2011
22 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / под ред. П.В. Крашенинникова, М.: Статут, 2011
23 Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2009
PAGE \* MERGEFORMAT2
Интеллектуальные права и способы их защиты