Государственный бюджет. Налоги. Налогово-бюджетная политика государства.

Лекция 7.

Государственный бюджет.

Налоги. Налогово-бюджетная политика государства.

Деньги, банковская система

и кредитно-денежная политика государства

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой включает в себя четыре звена:

  • государственный бюджет;
  • местные финансы;
  • специальные внебюджетные фонды;
  • финансы государственных корпораций.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система.

Следующее звено финансовой системы – местные (региональные) финансы. Они включают финансы предприятий, принадлежащих местным муниципалитетам, местные бюджеты и автономные местные фонды, где основное значение принадлежит местным бюджетам.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, средства которых традиционно используются на выплату различных пенсий и пособий. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Исключение составляет США, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т. е. выполняет вспомогательную роль.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и ее отдельные составляющие. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования и научно-технического прогресса.

Структура бюджетной системы государства.

Сущность бюджетного процесса и особенности

его функционирования в Российской Федерации

Как уже упоминалось, бюджетная система, в первую очередь, определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России); местные бюджеты.

Под бюджетом (от англ. «budget» – сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной).

Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Государственная бюджетная система РФ включает:

  • федеральный бюджет;
  • 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего – 89);
  • около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами Федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Государственный (федеральный) бюджет – центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны. Это своеобразный баланс (план) доходов и расходов государства на определенный период (как правило, на один календарный год), утвержденный в законодательном порядке.

Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (ВНП).

Государственный бюджет строится на определенных принципах:

  • принцип единства бюджета означает сосредоточение в нем всех производимых расходов и собираемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет, охватывающий все доходы и расходы. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве, в единообразии финансовых документов, бюджетной классификации;
  • принцип полноты бюджета означает учет всех затрат и поступлений по каждой статье. Он облегчает установление контроля за государственными финансами;
  • принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов;
  • принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, т.е. придавать гласности основные статьи бюджета.

Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоги и платежи предприятий и организаций, а также налоги с населения.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги, и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов – неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг и др.)

Расходная часть государственного бюджета используется на общенациональные нужды. По своей структуре расходные статьи государственного бюджета включают следующие элементы:

  • расходы на финансирование народного хозяйства;
  • расходы на содержание аппарата государственного управления;
  • государственные централизованные капитальные вложения;
  • финансирование обороны, правоохранительных органов, системы образования и здравоохранения;
  • финансирование сферы научных исследований и разработок, а также научно-технических программ;
  • финансирование социально-культурных программ;
  • расходы на обслуживание (погашение) государственного долга;
  • финансирование целевых программ, кредиты и помощь другим государствам.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и др.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3 % ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10 % суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20 % суммы доходов – это критический дефицит.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Приоритетная роль в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса принадлежит Бюджетному кодексу РФ. Такие нормативные акты, как указы Президента РФ, постановления правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу.

Часто бюджетный процесс отождествляется с управлением его расходной части, в то время, как налоговые органы осуществляют регулирование доходной части. Но цели бюджетного процесса окажутся недостижимыми без прогноза и анализа доходной части бюджета. Бюджетный процесс в Российской Федерации принято подразделять на четыре этапа:

  • составление проекта бюджета;
  • принятие бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • контроль за его исполнением.

Бюджетный процесс – не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года), предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета – ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующим образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели, исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т.п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса – его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

Содержание фискальной политики государства.

Кривая Лаффера

Для выполнения своих функций государству необходимы средства, за счет которых финансируются и реализуются различные функции государства, содержатся структуры, обеспечивающие функционирование самого государства. Все необходимые средства аккумулируются в финансово-бюджетной сфере, основным источником формирования которой являются налоговые платежи и сборы.

Важнейшими инструментами государства в реализации поставленных целей являются фискальная политика и налоговая политика.

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Фискальная политика включает в себя:

  • разработку основных направлений использования финансовых ресурсов государства;
  • методы финансирования;
  • главные источники покрытия государственных расходов;
  • проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Главная задача фискальной политики – сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики.

Дискреционная форма фискальной политики представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции.

Дискреционная политика – это сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов для воздействия на экономику (через налоговые ставки, правительственные и государственные закупки, размеры трансфертных выплат).

Недостатками дискреционной политики являются довольно длительный период между принятием решений и длительный период разработки проектов, в течение которого социально-экономическая ситуация может в корне измениться.

Автоматическая политика (политика встроенных стабилизаторов) основана на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы – это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства (например, налог на доходы физических лиц, ранее – подоходный налог).

Проводя фискальную политику, государство опирается на возможности налоговой системы. Характер и цели налоговой системы определяет налоговая политика государства.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика по своей сути шире категории фискальной политики. Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др.

Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста (увеличение объема ВНП). Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. При превышении ставки совокупного налогообложения 50-60 % начинается крах производства.

Налоговая система и сущность налогов.

Функции и виды налогов в Российской Федерации

В ст. 57 Конституции РФ закреплено положение, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж: (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему.

Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:

  • фискальная (бюджетная), т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госаппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и т.д.), либо они не достаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и т.д.). При помощи фискальной функции образуются фонды денежных средств государства и тем самым создаются материальные основы его функционирования;
  • контрольная – обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах;
  • распределительная – посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народно-хозяйственных проблем как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексно-целевых программ развития (научно-технических, экономических и т.д.). С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя эту прибыль на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д.;
  • регулирующая – через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в том числе на производственные процессы.

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом и остающиеся актуальными сегодня, как то:

1) справедливость и равенство налогообложения;

2) эффективность налогообложения;

3) простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

  • всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
  • стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
  • равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогопла- тельщиков ставкам (в доле от дохода и прибыли), чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
  • обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
  • социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

  • субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
  • носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
  • объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
  • ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Налоговая ставка – это размер налога на единицу обложения.

Существует три вида ставок:

  • прогрессивная – чем выше доход, тем выше ставка;
  • регрессивная – чем больше доход, тем ниже ставка;
  • пропорциональная – одна и та же ставка независимо от величины дохода.

Налоговая ставка может иметь различные формы:

  • фиксированная (твердая);
  • ставка суммы на единицу обложения;
  • долевая ставка (идет в %).

В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, можно провести группировку видов налогов (табл. 3), при этом один и тот же налог может обладать характеристиками различных видов.

Таблица 3

Виды налогов

Признак в основе

классификации

Виды налогов

По субъектам налогообложения

Налог с юридических лиц, налог с физических лиц, другая категория плательщиков, на которых возложена обязанность уплачивать налоги

По объектам налогообложения

Налоги доходности (налог на прибыль, налог на доход физ. лиц), имущественные налоги (налог на имущество физ. лиц, юр. лиц, транспорт), налоги рентных отношений (природные ресурсы)

По источникам уплаты налогов: характеризует источник уплаты налогов, т.е. за счет чего уплачивается налог

Выручка от реализации, себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

По механизму формирования

Прямые и косвенные налоги. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налога на потребителей. Сам критерий предполагает, что оптимальным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль).

Окончательным плательщиком косвенного налога выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене (НДС и акцизы)

По уровням

Федеральные, региональные, местные налоги. При этом федеральные и региональные считаются государственными налогами, так как они устанавливаются решением высшего представительского органа государства и могут поступать в различные бюджеты, местные налоги всегда поступают в местный бюджет

По способам взимания

Кадастровый (размер взимаемого налога устанавливается на основе специального реестра (кадастра), содержащего классификацию объекта налогов по каким-либо признакам. Например, налог на землю, транспортный налог.

На основе декларации (т.е. отчета налогоплательщиков о полученном доходе, предоставляемом налоговой службе). При этом способе налоги взимаются после получения дохода. У источника выплаты (при этом способе налог взимается до получения дохода) налог начисляется и выплачивается в бюджет тем предприятием, на котором образуется доход (подоходный налог)

В зависимости от органов, контролирующих правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет

Это налоговый контроль за поступлением, который осуществляется органами гос. налог. службы (органами ФНС), налоговый контроль органов государственного таможенного комитета (таможенные пошлины); взносы во внебюджетные фонды (они контролируются самими фондами как самостоятельно, так и совместно с органами гос. налоговой службы)

По предназначению

Общие, которые обезличиваются в доходной части бюджета; специальные, имеющие определенное предназначение

По срокам уплаты

При получении права на занятие определенным видом деятельности; ежедекадные налоги; ежемесячные; ежеквартальные, ежегодные

По предоставляемым льготам

Налоги, предполагающие необлагаемый минимум (например, в налоге на доходы физических лиц он предоставляется в форме налоговых вычетов); предполагающие льготу – полное освобождение от налогов; понижение налоговых ставок (например – НДС); уменьшение объекта налогообложения; предполагающие отсрочку и рассрочку уплаты налогов

По признаку соотношения между ставкой налога и доходом

Прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги

Налоги призваны всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, учитывать экономические интересы регионов, они должны быть сопоставимыми с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой. Главное требование к налогам – стабильность в течение достаточно продолжительного времени, чтобы предприниматели могли прогнозировать доходы и их распределение на перспективу.

Сущность, функции и основные формы денег

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

В странах мира в экономике применяются различные группировки денег. Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении.

Известны следующие денежные агрегаты (параметры):

М1 – наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда кредитные карточки;

М2 – М1 + срочные вклады небольших размеров и легколиквидные сбережения;

М3 – М2 + срочные вклады крупных размеров;

М4 – М3 + депозитные сертификаты крупных банков.

В России предусмотрены следующие денежные агрегаты:

М0 – наличные деньги;

М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования в Сбербанке;

М2 – М1 + срочные вклады;

М3 – М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

В Японии и ФРГ для определения денежной массы используют три денежных агрегата, в Великобритании и Франции – два.

В большинстве стран с развитой рыночной системой используется также еще один денежный агрегат – L – это М3 + практически все, что в той или иной степени может быть использовано в качестве платежного средства: государственные денежные бумаги, долгосрочные (не менее 18 месяцев) казначейские и сберегательные облигации.

Интересно, что в России денежный агрегат L уже функционирует и весьма успешно. Здесь в L входят государственные краткосрочные облигации (ГКО) и краткосрочные облигации (КО), государственные обязательства и облигации Сбербанка России.

В экономике роль денег могут выполнять не только собственно деньги, но и все то, что может быть принято продавцом в уплату за проданный товар или услугу, т.е. любое платежное средство. Эти платежные средства группируются в денежные агрегаты. Часто денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства, называют «квазиденьги». Один денежный агрегат от другого отличается степенью ликвидности. А ликвидность характеризует скорость превращения любого вида имущества непосредственно в деньги.

Схематично это можно изобразить следующим образом (рис. 42).

Рис. 42. Денежные агрегаты

Если мы говорим о количестве денег в обращении или величине обращающейся массы денег, то речь идет обо всех видах денежных агрегатов или о монетарном базисе экономики.

Какой из рассмотренных денежных агрегатов является наилучшим для оценки денежной массы? Однозначный ответ дать нельзя. Начиная с 1980-х гг., многие экономисты стали склоняться к мысли, что параметр М2 больше подходит в качестве основы для теории и проведения экономической политики. Существуют, однако, и иные точки зрения, сторонники которых ни один из параметров (М1, М2, М3) не считают оптимальным и поэтому рекомендуют выбрать такой денежный агрегат, который представлял бы собой общий взвешенный агрегат всех ликвидных активов.

Говоря о деньгах, очень часто употребляют прилагательное «наличные», и это не случайно, поскольку денежный мир состоит из наличных и безналичных денежных средств, которые выполняют основные функции денег.

Наличные денежные средства – это бумажные деньги и разменная монета, которые физически переходят от покупателя к продавцу при расчете за товар или при осуществлении других платежей.

Безналичные денежные средства – это форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой физической передачи денежных знаков не происходит, а просто осуществляются соответствующие записи в специальных книгах.

В любой экономике, где господствует разделение труда, деньги используются для облегчения сложных обменов. Будучи экономической ценностью, деньги являются предметом спроса и предложения. Деньги имели различные формы во времени и пространстве. Поэтому физические свойства не являются определяющими для них: все виды денег являются платежными средствами, у них нет общих физических свойств, а некоторые из них даже не имеют материального характера.

Деньги – это общепринятое в данном платежном сообществе средство обмена. Деньги являются экономическим благом в силу своей полезности: на них есть спрос, они удовлетворяют определенную потребность, они подчиняются основному экономическому закону редкости и ценности.

Деньги не являются орудием производства, они не способны производить физические операции, создающие предметы потребления.

Деньги становятся деньгами только в результате их всеобщего признания в этом качестве. В основе денег лежит массовое признание, являющееся социальным феноменом, благодаря которому в деньги превратились самые разные вещи.

Ограниченная доступность денег определяется тем, кто регулирует денежное обращение. Подобно тому, как природа сделала золото относительно редким, Центральный банк должен сделать относительно редкими банкноты, а также чековые счета, безналичные деньги. Если эта проблема решена, то никакого золотого обеспечения не требуется.

Таким образом, мысль о том, что ценность денег должна определяться золотым обеспечением, неверна. Чтобы обладать ценностью, деньгам достаточно быть общепринятым средством обращения. Чтобы средство обращения оставалось общепринятым, оно должно быть ограниченно доступным.

Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные, фундаментальные:

  • меры стоимости (соизмерения товаров);
  • средства обращения.

Теоретически для становления и бытия денег необходимо и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег – средств накопления и средств платежа – являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег в частности.

Функция денег как меры стоимости – это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги, как особый товар, должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т. е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно предоставляемые идеальные деньги.

Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товара и золота связана техническая функция денег – масштаб цен.

Масштаб цен – это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Деньги как средство обращения выступают посредниками в обмене товаров. Внутренне единый акт товарного обмена (Т – Т) распадается на два внешне самостоятельных акта: продажа (Т – Д) и купля (Д – Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать.

Обособление двух дополняющих друг друга актов товарного обращения заключает в себе формальную возможность экономических кризисов, ведет к дальнейшему углублению противоречий товарного производства.

С функцией денег как средства обращения связаны формы денег. К ним относятся: монеты, бумажные деньги. Монета – это слиток металла особой формы, веса, пробы. Достоинства монет удостоверены государством.

Функцию как средства обращения, в отличие от функции меры стоимости, могут выполнять и неполноценные деньги, символы, знаки полноценных денег. Это обусловлено природой денег как средства обращения. Деньги выполняют функцию средства обращения мимолетно, находятся в непрерывном движении. Металлические деньги стираются, теряют в весе. Реальное содержание монеты отличается от номинального. Деньги становятся неполноценными. К неполноценным деньгам относятся также серебряные, медные деньги.

В качестве форм денег, связанных с функцией денег как средства обращения, выступают бумажные деньги. Это представители золота, замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс.

Бумажные деньги будут обращаться по стоимости замещаемых ими золотых денег в том случае, если их выпущено столько, сколько необходимо золотых денег в соответствии с законом обращения денег.

Если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию.

Следовательно, большое значение имеет проблема необходимого для обращения количества денег. Основоположниками так называемой количественной теории денег были Ш. Мон-тескье (1689-1755), Дж. Локк (1632-1704) и Д. Юм (1711-1776). Однако эволюция денег обусловила и новый подход к определению количества денег в обращении, что нашло свое отражение в неоклассической теории количества денег (А. Маршалл, И. Фишер).

Согласно этой теории определяется зависимость уровня цен от денежной массы, которая выражается формулой:

M V = P Q,

где:

М – масса денежных единиц;

V – скорость обращения денег;

Р – цена товара;

Q – количество товаров, представленных на рынке.

Преобразуя указанную формулу, можно определить:

1) формулу товарных цен Р = MV / Q;

2) количество денег, необходимых для обращения Q товаров:

Уравнение, выражающее количественную зависимость между суммой товарных цен и массой обращающихся денег, объясняет явление инфляции как обесценение денег, сопровождаемое повышением цен товаров.

С проблемой количества денег, необходимых для обращения, неоклассическая школа неразрывно связывает вопрос о стоимости и сущности денег. Так как в настоящее время деньги «декретируются» правительством, центральным (или в США федеральным резервным) банком, деньги определяются как декретное средство.

Центральный банк должен ограничивать предложение денег и тем самым делать их доступность ограниченной. Если деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то ценность их будет падать, пока не исчезнет совсем.

Выполнение деньгами функций меры стоимости и средства обращения свидетельствует о том, что они являются абсолютным выражением богатства и наиболее ликвидны (быстро реализуемы). Отсюда – наиболее распространенное в мировой экономической литературе определение денег как абсолютно ликвидного средства обмена. Это свойство денег постепенно, по мере развития товарно-денежных отношений, порождает функцию средства накопления.

Раздвоение кругооборота Т – Д – Т на два самостоятельных акта (Т – Д и Д – Т) создает возможность и необходимость накопления денег. В процессе обращения товаров у товаропроизводителя возникает стремление удержать у себя результат продажи товаров Т – Д, эту золотую куколку, способную перевоплощаться в любое время в любого представителя товарного мира.

Если за продажей товара не следует покупка, то у продавца остается в руках стоимость проданного товара в виде денег Деньги сохраняются в виде сокровища, а продавец товаров становится собирателем сокровищ.

Чтобы удержать у себя золото как деньги или как элемент сокровищ, надо изъять их из обращения.

Собиратель сокровищ стремится побольше продавать и поменьше покупать.

Формы сокровищ:

а) накопление золотых слитков, монет;

б) накопление эстетической формы – предметов роскоши из золота или серебра.

Функцию сокровища выполняет золото. Золото – важнейший компонент официальных резервов стран с развитой рыночной экономикой. В частной тезаврации находится 25 тыс. т золота. Объем обоих видов сокровищ составляет свыше 60 тыс. т, что равно добыче золота в развитых странах более чем за полвека. Кроме того, в форме эстетического сокровища (ювелирных изделий) хранится примерно 13 тыс. т.

Деньги как средство платежа функционируют в сфере обращения при продаже товаров в кредит и вне сферы товарного обращения:

  • при выплате заработной платы;
  • при выплате всякого рода финансовых обязательств (займы, налоги и т. д.).

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги – векселя, банкноты, чеки.

Простейший вид кредитных денег – вексель.

Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника обозначенную денежную сумму.

Вексель находится в товарном обороте и выполняет роль денег.

Банкноты (банковские билеты) появляются в результате замены частных векселей векселями банков.

Банкнота есть не что иное как вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги и которым банкир замещает частные векселя.

Отличия бумажных денег от банкнот:

1) бумажные деньги выполняют все функции средства обращения, банкнота – функция средства платежа;

2) бумажные деньги выпускаются государством и для нужд государства, банкнота – центральным эмиссионным банком для нужд товарного обращения;

3) бумажные деньги не обеспечены золотом, банкнота имеет обеспечение золотом и другими ценностями, частными векселями, инвалютой, находящимися в распоряжении банка.

Орудие кредитных операций – чек, документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банка о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю.

Итак, в качестве средства платежа выступают реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги (вексель, банкнота, чек).

Выполнение рассмотренных функций денег в экономическом обороте между различными странами делает их мировыми деньгами.

Изучение происхождения, сущности и функций денег – важнейшее условие для понимания внутреннего механизма современной эволюции денег и их эффективного использования в рыночной экономике.

В современных условиях деньгами служат не золотые, а кредитно-бумажные деньги. Почему это произошло? Золото и в современных условиях не утратило способность выполнять функцию меры стоимости, ибо оно не утратило свои свойства.

Эволюция функции денег как меры стоимости связана с процессом демонетизации золота. В условиях высокоразвитой товарной формы процесс ценообразования полностью отрывается от своей золотой основы и осуществляется кредитными деньгами, не имеющими собственной внутренней стоимости. Этот процесс связан с отменой обратимости бумажных денег в золото. Доказательства этому:

1) цена золота формируется под влиянием спекулятивного спроса и превышает цену производства. Это, по образному выражению П. Самуэльсона, настоящий «рынок сумасшедших»;

2) движение цены золота обособлено от изменения покупательной способности конвертируемых валют, в том числе доллара;

3) изменение товарных цен не соответствует изменению цены золота.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило свое дальнейшее развитие в сравнительно новом явлении – процессе устранения из оборота значительной части носителей денежных функций (банкнот, чеков и т. п.) путем использования кредитных карточек.

Кредитная карточка объединяет в себе платежно-расчетную и кредитную функции. Она является своеобразным именным заменителем «дека» и выполняет функцию денег как средства платежа.

Впервые кредитные карточки (тогда они именовались «долговыми») появились в США в 1915 г. и были выпущены фирмой «Дайнерс клаб».

Следующим этапом стал выпуск дебет-карточек, которые получили широкое распространение благодаря системе автоматической выдачи наличных. Это – система расчетов с помощью ЭВМ, получившая название «электронные деньги». Возможность перехода от бумажных носителей информации к электронным ресурсам открывается в связи с внедрением в сферу производства и обращения электронно-вычислительного оборудования.

Система электронных денег включает в себя ряд элементов: автоматизированную расчетную палату, систему автоматизированного кассира и систему терминалов, установленных в пунктах покупки товаров или оказания услуг. Автоматизированная расчетная палата представляет собой сеть банков, связанных единым вычислительным центром, Автоматизированный кассир позволяет проводить ряд денежных операций: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежей.

Понятие банковской системы

В широком понимании банковская система являет собой органичную систему, состоящую из совокупности элементов с учетом достаточности и взаимодействия, которая является саморазвивающимся целым и которая в процессе своего развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период, и входящую в системы более высокого порядка: в экономическую систему соответствующей страны и одновременно в мировое банковское сообщество. Так, банковская система в узком понимании представляет собой состав системы банков (совокупность элементов, их перечень) той или иной страны в определенный исторический период.

Основными свойствами банковской системы, являются:

  • иерархичность построения;
  • наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности;
  • упорядоченность ее элементов, отношений и связей;
  • взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;
  • наличие процессов управления.

Все же трактовка понятия «банковская система» должна быть определена в более широком понимании с некоторыми дополнениями, т.к. позволяет четко понять сущность, функции и задачи банковской системы страны.

Банковская система – это целостное образование, состоящее из совокупности фундаментального, организационного и регулирующего блоков и их элементов (кредитных, регулирующих, инфраструктурных организаций) с учетом их взаимосвязанности и взаимозависимости, которое является саморазвивающимся целым, которое в процессе своего развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации, действующее в рамках единого финансово-кредит-ного механизма.

Банковская система является совокупностью различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система обеспечивает мобилизацию всех денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал, которая включает в настоящее время три основных группы кредитно-финансовых институтов:

  • Центральный банк;
  • коммерческие банки;
  • специализированные кредитно-финансовые учреждения (специализированные банки и кредитно-денежные учреждения небанковского типа).

В истории известно несколько типов банковских систем различных стран:

  • двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
  • централизованная монобанковская система;
  • уникальная децентрализованная банковская система – федеральная резервная система США, где Центральный банк представлен Федеральной резервной системой (ФРС), которая включает совет управляющих (7 человек с 14-летним периодом полномочий) и 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны. Задачей членов совета является контроль за деятельностью банков – членов ФРС, и определение кардинальных направлений монетарной политики США.

Современная банковская система РФ

и ее структура

Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.95 г. с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральном законе от 3.02.96 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).

В 2002-2003 гг. федеральными органами исполнительной власти и Банком России осуществлялся комплекс мер, предусмотренных указанной Стратегией и детализированных в Плане первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии. Осуществлен также ряд принципиальных нововведений в сфере законодательного и нормативно–правового обеспечения банковской деятельности, банковского регулирования и банковского надзора.

Весомым изменением банковской системы послужило принятие Федерального закона от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где содержатся важные аспекты в части развития банковского регулирования: по вопросам надзора за банковскими группами, применения мер воздействия, расчета ряда обязательных нормативов, обмена информацией с надзорными органами зарубежных стран и др.

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» определил правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

Кроме того, важным фактором укрепления банковской инфраструктуры явилось принятие Федерального закона от 20.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», в соответствии с которым созданные бюро кредитных историй будут оказывать услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Эти российские законы кардинально преобразили существовавшую кредитно-банковскую систему страны. Они создали твердую правовую основу для функционирования двухуровневой банковской системы рыночного типа.

Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и обеспечило ликвидацию государственной монополии на банковскую деятельность.

В соответствии с данными законами кредитная организация – это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в законе «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;
  • кредитование юридических и физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);
  • привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;
  • финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Четкое определение банка, прежде всего, характеризуется тем, что банк в совокупности осуществляет три типа важнейших операций: депозитная, кредитная, расчетные.

Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим федеральным законом.

Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России.

Кредитные организации небанковского типа составляют важную часть денежно-кредитной инфраструктуры. Они имеют собственные цели и задачи функционирования. В макроэкономическом смысле небанковские организации, наряду с банками, призваны способствовать перетеканию финансовых средств из сбережений граждан и юридических лиц в инвестиции. Отметим следующие формы небанковских кредитных организаций:

  1. банковские союзы, консорциумы, кредитные союзы, общества взаимного кредита. Задачами указанных организаций являются: концентрация денежных ресурсов на какие-либо определенные цели; размещение полученных ресурсов среди конкретного круга пайщиков, участников. Если банки кредитуют практически любого платежеспособного клиента, то небанковские организации кредитуют только участников данного союза или пула. В этом состоит основное различие их деятельности по сравнению с деятельностью банка;
  2. инвестиционные фонды, пенсионные фонды, кредитно-потребительские кооперативы. Эти организации призваны аккумулировать свободные денежные средства граждан и инвестировать их в развитие экономики. К сожалению, опыт России в части создания инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в основном, негативный. Однако это не значит, что указанные учреждения неэффективны. Опыт развитых стран, особенно опыт США, показывает сколь эффективно и надежно могут функционировать инвестиционные и пенсионные фонды. В США именно эти организации являются Ровными аккумуляторами денежных ресурсов, предназначенных на цели инвестирования;
  3. расчетно-клиринговые центры, трастовые компании, лизинговые фирмы и др. Речь здесь идет об узкопрофессиональной специализации в осуществлении одной-двух операций. Их деятельность в полной мере отвечает задачам деятельности определенных элементов денежно-кредитной инфраструктуры.

Структура кредитной системы. Сущность кредита. Формы кредита

Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:

I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

II. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.

III. Специализированные небанковские кредитно-финан-совые учреждения: кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации.

Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства развитых стран.

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном движении, участвовать в национальном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства не должны лежать без движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики. Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок кредитных ресурсов.

Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Кредит (лат. «creditum» – ссуда, долг) – сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента.

Формой реализации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента.

Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства предприятий.

Сущность кредита четко проявляется в его функциях. Кредит выполняет следующие функции:

  • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
  • перераспределение денежного капитала между отдельными предприятиями, отраслями и территориями;
  • экономию издержек;
  • ускорение концентрации и централизации капитала;
  • регулирование экономики.

Кредиты классифицируют в зависимости от субъектов кредитования, способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования. Выделяют следующие формы кредита.

По характеру кредитного пространства на рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило, товарный капитал, который обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферу применения. Различна динамика банковского и коммерческого кредита. Если объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, то спрос на банковский кредит определяется состоянием долгов в тех или иных секторах экономики.

В зависимости от пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы банковского кредита: потребительский, ипотечный, государственный, международный.

Потребительский кредит предоставляется, как правило, торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа на определенный срок (от одного года до трех лет) под определенный процент. Потребительский кредит может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме, товар приобретается в кредит или в рассрочку в розничной торговле. Денежную ссуду получают в банке с использованием средств в потребительских целях. С помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, мебель, холодильники, бытовая техника). Срок кредита составляет до трех лет, процент – от 10 до 25. Население промышленно развитых стран тратит от 10 до 20 % своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредиторами.

Ипотечный кредит – это кредит, предоставляемый в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды, выдаваемой на приобретение, строительство жилья или на покупку земли. Его предоставляют банки и специализированные кредитно-финансовые институты частным лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.

Особой формой кредита является государственный кредит, при котором заемщиком (кредитором) выступает государство или местные органы власти, а кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через кредитно-финан-совые институты, прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица.

Международный (межгосударственный) кредит охватывает экономические отношения между государством и международными экономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений. Кредиторами и заемщиками могут быть международные организации (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки, корпорации.

Таким образом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени отражают сущность кредитных отношений.

По способу кредитования:

  • натуральный (инвестиционные товары, потребительские товары, сырье, ресурсы, предметы производственного потребления);
  • денежный (денежный капитал, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства).

По сроку кредитования различают следующие виды банковского кредита:

  • краткосрочный, в пределах одного года;
  • среднесрочный, до пяти лет;
  • долгосрочный, свыше пяти лет.

Устоявшегося стандартного срока как критерия отнесения кредита к разряду среднесрочных или долгосрочных ссуд нет. В США, например, среднесрочными ссудами являются такие ссуды, срок погашения которых не выходит за пределы восьми лет, в Германии – до шести лет. Нет единообразия и в размере срока по долгосрочным ссудам.

Помимо кратко-, средне- и долгосрочных ссуд существует вид кредита особой срочности – «онкольный» кредит (от англ. «call loan» или «call money» – ссуда до востребования или «on call» – по требованию), который погашается по первому требованию. Он выдается банками брокерам, дилерам и клиентам для сверхкраткосрочных нужд и используется, как правило, при биржевых спекуляциях.

По видам обеспечения: ссуды без обеспечения (банковские) и имеющие обеспечение в виде недвижимости, акций, страховых полисов, ликвидного товара и т.п. Последние соответственно делятся на вексельные (под залог векселя), подтоварные, под ценные бумаги.

По характеру погашения: погашаемые единовременно и в рассрочку.

По методу взимания процента:

  • процент удерживается в момент предоставления кредита;
  • в момент погашения кредита;
  • равномерными взносами на протяжении всего срока кредита.

В зависимости от платности его использования:

  • платный и бесплатный;
  • дорогой и дешевый кредиты.

За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленный за пользование ссудой.

В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг и форфейтинг.

Лизинг – это безденежная форма кредита, форма долгосрочной аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Его применение основано на разделении функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10 лет.

Факторинг – это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.

PAGE \* MERGEFORMAT 21

Государственный бюджет. Налоги. Налогово-бюджетная политика государства.