Рынок. Функционирование рыночного механизма

Лекция 3. Рынок. Функционирование рыночного механизма.

Конкуренция и монополия.

Особенности рынка услуг здравоохранения

Итак, Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Экономика здравоохранения - комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области здравоохранения.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.

В зависимости от того, на каком уровне, внутри системы здравоохранения или вне ее, рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макроэкономические и микроэкономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями хозяйства.

Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной политики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соответствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохранении.

Общая цель экономики здравоохранения - это изучение экономических отношений и хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

  1. Понятие «Рынок». Причины возникновения рынка.

Рыночная экономика – это объективное явление экономики, это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Возникновение товарно-денежных отношений было вызвано естественной редкостью экономических ресурсов и ограниченностью производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производственные возможности людей ограничены относительно их безграничных потребностей. Человек может что-либо эффективно производить только в одной какой-либо области, однако потребности его исчисляются тысячами наименований потребительских благ.

Редкость ресурсов заставила человека ещё в первобытном обществе понять, что разделение труда – исключительное условие роста производительности и эффективности выполнения любых работ. Именно по этой причине произошло так называемое первое общественное разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами. (слайд 1)

Итак, общественное разделение труда стало первым условием возникновения рынка.

Разделение труда неизбежно привело к обмену, первоначально примитивному, в виде бартера, а затем, более развитому, с использованием денег. Деньги расширили стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.

Появилось товарное производство, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие товары. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие складывания рыночных отношений – это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности, т. е. участник обмена хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает только при экономической обособленности интересов, которые возникают на основе частной собственности. В современных условиях эта обособленность опирается и на коллективную собственность, но ограниченную локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия).

Третье условие возникновения рынка – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой экономической системе. Однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений, для эффективного функционирования рыночного хозяйства в целом.

Итак, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей на основе действия механизма спроса и предложения.

(Слайд 2)

Понятие «рынок» многоаспектно, оно неоднократно изменялось по мере развития общественного производства, эволюции товарного хозяйства.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» получало все более сложное толкование, что находило отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик А. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохранялось пространственная его характеристика, но она не являлась исчерпывающей.

Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из вариантов толкования. Однако в дальнейшем трактовка этого понятия в зарубежной и отечественной литературе корректировалась с учетом изменяющихся реалий хозяйственной жизни. По мнению американских ученых Э.Дж. Долан и Д.Е. Линдсней, рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Российские ученые В.Д. Камцев и Б.И. Домненко определяют рынок как совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег, форму организации хозяйства, обеспечивающую эффективное решение экономических проблем.

При этом определении авторы включают в трактуемое понятие не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения по купле-продаже. Наибольшее распространение в российской экономической литературе получило определение, в соответствии с которым рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.

Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории «рынок».

Если рассматривать рынок с учетом субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер, в книге «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл, в книге «Принципы экономической теории»).

Но это всего лишь одна из сторон рынка, поэтому такие определения неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников) учитывают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, все более проникает в само производство: условием производства становится покупка не только средств производства, но и рабочей силы. Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен.

Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются такие определения рынка, как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Яковец Ю. Революция в экономике. М.: Экономика, 1990. С. 122) или как «сфера реализации части совокупном» общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства и потребления материальных благ» (А.В. Орлов, Ф.А. Крутиков).

Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.). Это дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в их теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

В конечном итоге можно сказать, что объективная необходимость рынка вызвана естественными причинами, такими, как:

развитое общественное разделение труда;

экономическая обособленность рыночных субъектов;

потребность выхода национальной экономики на мировое
экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста;

склонность людей к обмену.

Таким образом, в широком смысле рынок – это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие условия:

1. наличие самостоятельных экономических субъектов, их правомочность в заключение сделок и распоряжении своими доходами;

2. многообразие форм собственности;

3. конкуренция, т. е. наличие на рынке нескольких продавцов (производителей), а также нескольких покупателей (потребителей);

4. свободное ценообразование на основе конкуренции;

5. устойчивая денежная и финансовая системы;

6. наличие развитой инфраструктуры рынка;

7. разумное государственное регулирование рынка;

8. открытость национального рынка;

9. стабильная политическая система;

  1. Классификация рынков.

Современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают деление рынков по определенным признакам.

Понятия рынка и рыночной экономики настолько взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, что они употребляются в современной экономической литературе в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.

В действительности современная рыночная экономика есть система рынков. Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Итак, рыночную экономику можно классифицировать исходя из следующих основных критериев: 1) по объектам купли-продажи; 2) по территориальному признаку; 3) по отраслевому признаку; 4) по типу конкуренции; 5) по соотношению спроса и предложения; 6) по характеру продаж; 7) по соответствию действующему законодательству; 8) по степени зрелости рыночных отношений.

По объектам купли-продажи различают:

- рынок товаров (средства производства, предметы потребления);

- рынок услуг и информации (общественное питание, здравоохранение, образование, научно-технические разработки и технологии);

- рынок капиталов (рынок денег, финансовый рынок, валютный рынок);

- рынок рабочей силы или труда.

По территориальному признаку различают:

- местный или локальный (в пределах микрорайона, города, села);

- региональный;

- национальный или внутренний;

- интеграционных группировок (ЕС);

- мировой или внешний.

В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.

По типу конкуренции различают:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца.

Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.

Рынок продавца – ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение.

По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.

В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).

С точки зрения зрелости рыночных отношений можно говорить о формирующейся и о развитой рыночной экономике.

  1. Сущность, роль и функции рынка

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

В рыночной ситуации цены (независимо от того, кажутся они нам справедливыми или несправедливыми) выступают или вознаграждением за усилия, или жестоким и даже беспощадным наказанием за неумение воспользоваться передовой технологией производства, за неудачный выбор, неосознанный просчет.

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях. Можно выделить следующие основные функции.

Слайд 13

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство – рынок – потребитель».

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся Цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. Рыночный механизм – неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая наука именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдельных факторов.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятие «функции» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы разные аспекты одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивную и негативную стороны.

Позитивная роль рынка в социально-экономической жизни общества сводится к тому, что он обеспечивает

– свободу выбора и действий производителей и потребителей,

– развивает инициативу и предприимчивость;

– рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг;

– оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия;

– способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР;

– заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам;

– освобождает экономику от дефицита товаров и услуг,

– обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей: оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом;

– повышает эффективность хозяйственной деятельности;

– является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

Негативная роль рынка в социально-экономической жизни общества проявляется в том, что он

– стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;

– не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

– не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

– не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

– не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в национальном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики;

– не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров;

– не создает стимулов для производства товаров и услуг социального и муниципального потребления (массового пользования). К ним относятся; оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов, системы электро-, газо- и водоснабжения и т.п.;

– не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу;

– не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества;

– не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения (в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.п.);

– порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства.

Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.

Таким образом, роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

  1. С помощью обратных «первичных» связей выдавать сигнал производству: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
  2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
  3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
  4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

4. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты

Инфраструктура рынка – это взаимосвязанная система институтов, действующих в пределах отдельных рынков и выполняющих определённые функции.

Инфраструктура – объективно необходимый элемент любой современной рыночной экономики. Дословно «инфраструктура» в переводе с греческого означает основание, фундамент строения – экономической системы современной рыночной экономики. Чем более развита рыночная экономика страны, тем сложнее ее инфраструктура. Инфраструктура – относительно самостоятельная подсистема рыночной экономики, составляющая как бы ее внешнюю сторону. Она многоэлементная.

Слайд

Итак, инфраструктура рынка – комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых – обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и у слуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позволяет рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основные элементы инфраструктуры рынка – коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых – обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:

1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);

  1. материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);
  2. информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);
  3. кредитно-расчетные базы рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);
  4. кадровые базы рыночной инфраструктуры (специалисты раз личной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);

6) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества).

Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

Слайд

Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции.

Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующее действие уже показано в функциях рынка.

Спрос представляет платёжеспособную потребность в определённых товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. - 900 штук. «Напарник» спроса – предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене в течение определённого времени. Так, например, если производители телеприёмников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать, а наёмные работники - получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.

5. Сущность конкуренции и ее виды

Конкуренция (от латинского слова «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

наличием множества равноправных рыночных субъектов;

полной экономической обособленностью каждого из них;

зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

противоборством со всеми другими рыночными субъектами
за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание - есть экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайкену сказать, что общества, полагающееся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. слайд

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают,
другие остаются при своем, третьи - разоряются);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и
нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

функциональную (конкуренция определенного товара);

видовую (по цене и качеству);

межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в 3 томе «Капитала»;

совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим фактором при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которой выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Для выявления природы конкуренции и оценки ее интенсивности в западной экономической литературе используется теория английского ученого, специалиста в области конкуренции М.Е Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются следующие пять сил конкуренции:

соперничество среди конкурирующих продавцов;

конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями
и конкурентоспособных с точки зрения цены;

угроза появления новых конкурентов;

экономические возможности и торговые способности поставщиков;

экономические возможности и торговые способности покупателей.

«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера является концептуальным средством для формирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели действительно является простым путем понимания сложной проблемы.

Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.

Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах: монополия (чистая), дуополия, олигополия, монополистический конкуренция.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими, или уникальными. Когда много компаний продают схожие товары, объясняя, что они обладают «новыми, улучшенными» качествами, или предназначены «специально для профессионалов», или они «наилучшие за самую низкую цену», рынок уже больше не является свободно конкурирующим. Экономисты называют такой рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары, монополистической конкуренцией. Усилия сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товара конкурента, и отличают монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п.

Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25 %, а на 8-50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в производстве какого-либо товара доминируют несколько (примерно от трех до пяти) крупных производителей, а появление новых производителей затруднено или невозможно.

Господство относительно малого числа фирм на рынке – самый главный признак олигополии. При этом каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Основная причина существования олигополистической структуры – значительный «эффект масштаба», т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Следовательно, доступ к такому производству труден, так как для организации крупного предприятия необходимы большие инвестиции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на которой находится сырьевое месторождение.

В зависимости от типа выпускаемой продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, например, алюминий, цемент, химические вещества и т. п. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения: потребительские товары (холодильники, телевизоры, т. п.).

Классические примеры олигополии – автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования, компьютерное производство, где несколько фирм имеют тенденцию господствовать на национальном рынке. Например, автомобильный рынок США включает лишь несколько крупных национальных производителей, таких, как «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер». Поведение любого из них может существенно влиять на цены.

Важнейшим признаком олигополии является взаимозависимость фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положении другого.

При этом следует различать олигополию, основанную на открытом соглашении, и олигополию, основанную на неявном сговоре. Открытое и оформленное соглашение, вовлекающее всех или большую часть производителей на рынке, представляет собой картель. Картель – это объединение фирм, согласовывающих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Таким образом, картель нацелен на максимизацию прибыли для всей отрасли и действует как монополия. Однако в большинстве стран, где открытое соглашение в настоящее время является незаконным, олигополисты прибегают к неявному сотрудничеству, тайному сговору, исключающему открытое соглашение.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Тайный сговор, как правило, либо вырождается в монополию в случае, если между его участниками достигается твердая договоренность, либо распадается в результате привлечения в отрасль из-за высокого уровня прибыли новых производителей, что приводит к обострению конкуренции.

Модель наиболее простой олигополистической структуры – дуополии – представил впервые французский экономист О. Курно в 1838 г.

Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фирмы-конкурента будут постоянными.

Причем каждый из двух конкурентов принимает во внимание, что соперник тоже принимает производственное решение и конечная цена зависит от общего объема выпуска.

Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, на основе усовершенствования условий оплаты и других приемов.

Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство определенного вида продукции сосредоточено на двух фирмах, и на них производится однородная продукция. На таком рынке возникает частичный контроль над ценами.

Монополия (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополию отличают следующее черты:

  • наличие единственного продавца или монополиста;
  • отсутствие близких заменителей данного товара, что вынуждает либо платить назначенную цену, либо обходиться без этого товара;
  • существование барьеров для входа на рынок конкурентов.

По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. В экономической теории говорят о монополии государственной и частной, монополии внешней торговли, валютной монополии, монополии частной собственности на землю и т. д.

Вместе с тем, существует понятие монополии как определенной формы организации рынка в отличие, например, от совершенной конкуренции. Кроме того, под монополией также иногда понимают крупную компанию, обладающую полной рыночной властью.

Кроме того, встречается ситуация на рынке с единственным потребителем товара и множеством самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

В разных странах и в различные исторические периоды и в экономике возникают различные виды монополий:

естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, не способного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70-м годам XIX столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895-1910 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств.

Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком неохотно идут на риск.

Темы для докладов

  1. Роль рынка, позитивная и негативная
  2. Биржа как составной элемент инфраструктуры рынка. Классификация бирж
  3. Условия функционирования рыночной организации хозяйства: государственное законодательство, частная собственность и предпринимательство
  4. Естественные монополии: зло или благо для общества.
  5. Монополия и монопольная власть. Экономические последствия монополизации рынка
  6. Основные виды монополистических объединений (картель, синдикат, трест, концерн)
  7. Антимонопольная политика России на современном этапе

PAGE \* MERGEFORMAT 17

Рынок. Функционирование рыночного механизма