Ответственность по административному праву. Производство по делам об административных правонарушениях
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры теории и истории государства и права |
майор внутренний службы |
С.Б.Немченко |
__._________________.2012 |
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Административное право»
для обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и 030900. 62 «Юриспруденция»
Тема № 12,13. Ответственность по административному праву. Производство по делам об административных правонарушениях.
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол № 5 от
” 20 ” декабря 2012 года
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
1. Дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на производстве по делам об административных правонарушениях и ответственности по административному праву.
2. Рассмотреть участников производства и стадии административного производства.
3. Формировать у обучаемых знания, умения и навыки, позволяющие решать задачи, стоящие перед органами МЧС России
II. Расчет учебного времени (лекция 4 часа)
Содержание и порядок проведения занятия |
Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие, основные черты административной ответственности. 2. Понятие, признаки, состав административного правонарушения. 3. Понятия, виды административных наказаний. 4. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, порядок и общие положения 5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. 6. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности, обстоятельства, исключающие участие лица в производстве по делу об административном правонарушении. Отводы 7. Стадии административного производства. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
10 140 25 25 20 15 20 15 20 10 |
III. Литература
Основная
1. . Административное право. Д.Н.Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. Учебник для вузов. М,2009
2. Административное право России, изд-во проспект, ЛЛ.Попов, Ю.И.Мигачев, С.В.Тихомиров 2009.
3. Административное право России: курс лекций. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 704 с.
4. Атаманчук Г.В. Административное право. М.: РАГС, 2003, 392 с.
5. Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации. М.: РАГС, 2007. 558 с.
Дополнительная
1. Административная ответственность: вопросы теории и практики. М.: Институт государства и права РАН, 2004. 286 с.
2. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М.: Институт государства и права РАН, 2006. 207 с.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2006. 584 с.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Приказ МЧС РФ № 442 от 21.07.2003 (ред. от 20.12.2004) «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
2.Слайды.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 14 «Ответственность по административному праву. Производство по делам об административных правонарушениях»
Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности: дисциплинарную, собственно административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм административного права).
Главным основанием привлечения к ответственности является конкретное правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством признано как вредное и/или запрещенноё.
Правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть административные, дисциплинарные и служебные.
Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации, правила внутреннего распорядка и другие.
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие, основные черты административной ответственности.
2. Понятие, признаки, состав административного правонарушения.
3. Понятия, виды административных наказаний.
4. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, порядок и общие положения
5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
6. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности, обстоятельства, исключающие участие лица в производстве по делу об административном правонарушении. Отводы
7. Стадии административного производства.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
1. Понятие, основные черты административной ответственности.
Административная ответственность применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушения законности, государственной дисциплины.
Административная ответственность обладает признаками свойственные ответственности вообще. Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:
- она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат;
- наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;
- выражается в определённых отрицательных последствиях для правонарушителя личного, имущественного, организационно-физического характера;
- воплощается в процессуальные формы.
Кроме того, административная ответственность имеет специфические черты.
Во-первых, административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую базу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающие особенности положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, в некоторых случаях нормами административного права.
Во-вторых, если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчинённость исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
В-третьих, большинство составов административных проступков можно назвать «формальными»: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.
В-четвертых, основанием административной ответственности является совершение административного правонарушение. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на устойчивый порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства и оно противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в гл. гл. 5-21 КоАП и других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью соей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности административных деликтов. Составы же правонарушений формально идентичны, включая в себе объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В-пятых, субъектами административной ответственности могут быть как физические лица граждане, должностные лица, так и коллективные образования.
Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, иные, чем к взрослым. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены ст. 2.3. КоАП. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 2.4. КоАП, несут ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ст. 2.5. КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на военные сборы граждан, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам или в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Но за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Имеются особенности административной ответственности и в отношении мер воздействия.
Все меры административного принуждения можно разделить на 3 группы:
административно-предупредительные;
меры административного пресечения.
административные наказания.
Административно-предупредительные меры не являются мерам наказания. Они применяются в случаях, когда еще нет правонарушения, и осуществляются в целях охраны общественных и государственных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения, предупреждения возможных нежелательных, вредных последствий либо правонарушений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; административный надзор органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения происходящих правонарушений и предотвращения их вредных последствий.
Административное наказание реакция на совершение административного правонарушения. В ст. 3.2. КоАП РФ указаны следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; дисквалификация; административный арест и т.д.
Административные наказания применяются в целях:
а) воспитания лица, совершившего административного правонарушения, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждение совершения правонарушений другими лицами.
Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания только судом; дисциплинарные взыскания органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях в административном порядке.
Применение административного наказания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
Мерой административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих её от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами административные взыскания.
Основаниями освобождения от административной ответственности являются:
а) крайняя необходимость (ст. 2.7.);
б) невменяемость (ст. 2.8.);
в) малозначительность правонарушения (ст.2.9.). При малозначительности совершённого административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В ранее указанных случаях, органы, которым предоставлено право налагать административные наказания, могут вместо наложения наказания передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
- Понятие, признаки, состав административного правонарушения.
В законодательстве понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Федеральный закон понимает под административном правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой признаки административного правонарушения. Ими являются:
а) противоправность;
б) виновность;
в) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействия.
Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
Состав административного правонарушения совокупность закреплённых законодательством признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.
Элементами состава административного правонарушения являются:
объект;
объективная сторона;
субъект;
субъективная сторона.
Объект общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования; запреты. Объекты различаются на:
общий
родовой
непосредственный.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административном правом. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.
Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия неоднократность, повторность, длящееся нарушение.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействии.
Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.
Субъектами административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.
Среди физических лиц различаются: а) граждане: б) другие лица (лица признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям).
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Специальными субъектами административной ответственности являются лица, специально указанные в конкретной правовой норме. Например, родители или иные законные представители несовершеннолетних несут административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, распитие им пива и напитков, изготовленных на его основе.
Основную группу специальных субъектов представляют собой должностные лица, которые привлекаются к ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Напоминаю, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как правило, в правовых нормах в качестве субъектов ответственности указываются должностные лица без указания их должностных обязанностей. Это имеет место, например, в случае нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ).
Юридических лиц модно также отнести к специальным субъектам, так как они несут административную ответственность, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению (ст. 2.10 КоАП РФ).
Субъективная сторона административного правонарушения психическое отношение субъекта к противоправному действию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП РФ (ст. 1.5.).
Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.
Неосторожное административное правонарушения имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель, которые в одних составах могут указываться тогда они являются квалифицирующими признаками, а в других нет.
В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. В зависимости от родового объекта, административные правонарушения объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.
На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений:
- Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5 ст. ст. 5.15.56);
- Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6. ст. ст. 6.16.15);
- Административные правонарушения в области охраны собственности (глава 7 ст. ст. 7.17.33);
- Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8. ст. ст. 8.18.40).
- Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9. ст. ст. 9.19.14);
- Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10. ст. ст. 10.110.14);
- Административные правонарушения на транспорте (глава 11. ст. ст. 11.111.29);
- Административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12. ст. ст. 12. 12.37);
- Административные правонарушения в области связи и информации (глава 13. ст. ст. 13.113.24);
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14. ст. ст. 14.114.34);
- Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15. ст. ст. 15.115.27);
- Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16, ст. ст. 16.116.23);
- Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (глава 17. ст. ст. 17.117.13);
- Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18, ст. ст. 18.118.17);
- Административные правонарушения против порядка управления (глава 19, ст. ст. 19.119.27);
- Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20, ст. ст. 20.120.29);
17. Административные правонарушения в области воинского учета (глава 21, ст. ст.21.121.7).
Следует также отметить, что правонарушения различаются как однократные, повторные и длящиеся. В КоАП РФ не дано законодательного разграничения указанных видов правонарушений. Вместе с тем ст. 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающего вину обстоятельства предусматривает повторное совершение однородного административного правонарушения, а ст. 4.5 определяет порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности при длящемся административном правонарушении.
Понятие «длящееся правонарушение» разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ: «… длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом». При этом днем обнаружения такого правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административных правонарушениях, выявило факт его совершения (см. п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Под повторным правонарушением понимается однородное противоправное деяние, имеющее единый родовой объект посягательства.
3. Понятия, виды административных наказаний.
Административное наказание установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Применяется в целях:
а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждение совершения правонарушений другими лицами (ст. 3.1. КоАП РФ).
Административные наказания выполняют функцию предупреждения преступлений.
Административные наказания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов управления.
Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью из взаимозаменяемости.
Основными видами административных наказаний являются:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, представленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные только в качестве основных качестве.
Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Кроме того, размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Ограничения этой меры, сводятся к тому, что:
а) законодательством определён перечень предметов, не подлежащих конфискации;
б) конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Указанное наказание заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам I и II групп.
Выдворение за пределы Российской Федерации заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение данной нормы регламентируется не общими, а специальными нормативно-правовыми актами.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Данное наказание может быть применено к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Вопросу наложения административных наказаний посвящена отдельная глава КоАП РФ. В ней определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушений.
Наказание за административное правонарушение налагается в пределах установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершённое правонарушение.
Административное наказание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершённое административное правонарушение.
Закон требует, чтобы наказания в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Оно может быть наложено лишь на лицо, подлежащие административной ответственности и совершившее административное правонарушение. К нему возможно применение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение наказания ниже низшего предела. Нельзя применять другое, нежели указанное в норме наказание.
Кроме того, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении обязан, прежде всего, установить, совершило ли лицо деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Данный проступок должен рассматриваться тем органом, который имеет на это право, и не превышая своих полномочий при наложении взыскания.
Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть применено основное либо основное и дополнительное наказание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной ответственности, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.
Наказания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности нарушителя и степени его вины; имущественного положения, смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 4.2. КоАП РФ):
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменительными могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.
Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3. КоАП РФ):
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
В отличие от вышеуказанного перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Он не может быть расширен, дополнен органом (должностным лицом) решающим дело.
При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
При наложении административных наказаний при совершении нескольких административных правонарушений, необходимо, чтобы каждое деяние сохранило свою юридическую силу на момент рассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении. Иначе говоря, здесь отсутствуют обстоятельства, которые препятствуют привлечению виновного к ответственности за несколько правонарушений сразу или за рецидив.
Одним из ярких критериев множественности административных проступков является совершение нового правонарушения до и после привлечения к ответственности за другое правонарушение. В этом случае выделяется рецидив.
Также критерием квалификации множественности является характер поведения субъекта.
Необходимо выделить идеальную и реальную совокупность административных проступков.
Идеальной совокупностью является одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений.
Реальная совокупность система составов, выполненных разными действиями, а, следовательно, разновременно
Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5. КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
4. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, порядок и общие положения
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов производств, составляющих административный процесс1.
Производство по делам об административных правонарушениях - это совокупность последовательных действий, совершаемых государственными органами с целью реализации норм об административной ответственности, обеспечения своевременного и всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешения его в точном соответствии с законом.
Порядок производства по делам об административных правонарушений регламентируется КоАП РФ. Административно-правовые нормы, определяющие задачи, принципы и общие правила производства, содержатся в первом разделе Кодекса.
Согласно ст. 24.1 КоАП, задачами производства по делам об АП является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
1) полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу, дать им оценку, исключить противоречия, произвести иные действия с целью полноты исследования всех обстоятельств;
2) объективное выяснение обстоятельств по делу. Судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело, руководствуются исключительно законом и непредвзяты при анализе всех обстоятельств. Должно быть исключено любое давление на них (в т.ч. вышестоящих должностных лиц, родственников, знакомых, свидетелей). Этому способствуют также открытый характер рассмотрения дел об административном правонарушении, прокурорский надзор за рассмотрением дела, возможность заявления отводов лицам, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается, равенство участников производства по делу;
3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны избежать волокиты, стремиться к наиболее быстрому (не в ущерб качеству) рассмотрению дела, исключить нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП;
4) разрешение дела в соответствии с законом. Иначе говоря, постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В противном случае постановление может быть отменено.
Производство по делу об административном правонарушении (хотя это выходит за рамки рассмотрения дела) также призвано:
1) обеспечить исполнение постановления, вынесенного по делу. При этом речь идет:
а) о принятии мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
б) об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении, вступивших в законную силу (в т.ч. и с учетом особенностей исполнения отдельных видов административного наказания);
2) выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Одной из целей административного наказания выступает предупреждение новых административных правонарушений. Кроме того, судья, орган, должностное лицо вправе выносить представление об устранении упомянутых причин и условий.
5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях
Применяя правила ст. 24.5, нужно иметь в виду следующее:
1) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, изложены в ней исчерпывающим образом: судья, орган, должностное лицо не вправе рассматривать какие-либо иные обстоятельства в качестве аналогичных. Не могут быть установлены дополнительные обстоятельства подобного рода ни в других федеральных законах, ни в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 24.5, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению, о чем судья, орган, должностное лицо выносит постановление с соблюдением правил.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП производство по делу об административных правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1. Отсутствие события административного правонарушения - факт совершения проступка не подтвержден. Иначе говоря отсутствовали факты, действия (бездействия) которым были бы присущи признаки такого явления, как административное правонарушение;
2. Осутствие состава административного правонарушения. Как известно, оно состоит из объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Таким образом, если отсутствует хотя бы один из этих элементов (например, объективная сторона административного правонарушения), производство по делу исключается. Частными случаями выступают:
а) недостижение (на момент совершения противоправных действий) лицом 16-летнего возраста;
б) невменяемость;
3. Действие лица в состоянии крайней необходимости. Однако если административное правонарушение было совершено в состоянии необходимой обороны, то производство по делу об административном правонарушении не исключается (Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.)
4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5. Отмена закона, установившего административную ответственность; (Речь идет о случаях, когда на момент начала производства (в ходе этого производства) по делу об административном правонарушении, упомянутый закон был отменен. При этом необходимо также учитывать правила ч. 2 ст. 1.7 (Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет) об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность;)
6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; (Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения)
7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об АП, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
6. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности, обстоятельства, исключающие участие лица в производстве по делу об административном правонарушении. Отводы
Производство по делам об АП осуществляет ряд участников. Важные функции в производстве выполняют судьи, органы и должностные лица, уполномоченные совершать процессуальные и иные действия по выявлению и предупреждению АП, возбуждению, расследованию дел об АП, назначению нарушителям наказания и исполнению наказания.
Участниками производства также являются:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу;
- потерпевшие;
- законные представители физического лица, законные представители юридического лица;
- защитник и представитель;
- свидетель; - понятой; - эксперт; - специалист; - переводчик; - прокурор.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Ст 25.1
Таким признается лицо, в отношении которого в порядке, установленном ст. 28.1 возбуждено дело об АП. С момента возбуждения дела указанное лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
Как правило, дело об АП рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без уведомления и дело может быть рассмотрено без его участия.
(К уважительным причинам неявки по вызову органов, относится временная нетрудоспособность лица, осуществление ими ухода за больными членами семьи)
При рассмотрении дела об АП, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу обязательно.
Если производство по делу об АП ведется в отношении несовершеннолетнего, последний может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Потерпевший Ст 25.2
Если АП причинен физический имущественный или моральный вред личности, то участником производства может быть потерпевший
Потерпевшим может быть физическое лицо или юридическое лицо.
Физический вред может состоять в причинении телесных повреждений, физических страданий, расстройства здоровья :
Признаками легкого вреда здоровью являются:
1.кратковременное расстройство здоровья - временная утрата трудоспособности продолжительность не более 3 недель (21 дня);
2.незначительная стойкая утрата общей трудоспособности - стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.
Имущественный вред - в нанесении материального ущерба, лишении материальных благ, имущества;
Моральный вред может быть выражен в том, что совершенным правонарушением унижаются честь, достоинство личности, ему причиняются нравственные страдания (оскорбление, приставание с циничными предложениями).
Иногда личности могут быть одновременно причинены несколько видов вреда.
Потерпевший наделен широкими правами:
- Знакомиться со всеми материалами дела об АП; давать объяснения;
- Представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы;
- Пользоваться юридической помощью представителя; обжаловать постановление по данному делу.
Участие потерпевшего при рассмотрении дела обязательно. Однако, если потерпевший был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без уведомления, дело может быть рассмотрено в отсутствии потерпевшего.
Законные представители физического лица.
Статья 25.3 КоАП предусматривает возможность участия в административном производстве законных представителе физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
К числу законных представителей физического лица относятся его родители усыновители, опекуны или попечители, что удостоверяется соответствующими документами.
Присутствие законного представителя может быть признано обязательным при рассмотрении дела об АП, совершенном лицом в возрасте до 18 лет.
По смыслу данной статьи понимается 3 категории несовершеннолетних лиц:
- несовершеннолетние правонарушители - лица в отношении которых вынесено вступившее в законную силу постановление о наложении административного взыскания;
- несовершеннолетние лица, в отношении которых возбуждено производство по делу об АП;
- несовершеннолетние потерпевшие - лица, не достигшие 18 лет.(относятся также и малолетние не достигшие 14 лет)
Законные представители юридического лица Ст 25.4.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных КоАП, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Защитник и представитель Ст 25.5
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, предусматривается возможность участия в производстве по делу защитника, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представителя.
В этом качестве к участию в производстве по делу об АП допускаются адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с законом, полномочия представителя подтверждаются доверенностью.
Защитник и представитель допускаются к материалам дела на ранней стадии производства по дела об АП, то есть с момента составления протокола об АП, а в случае административного задержания физического лица в связи с АП - с момента административного задержания.
Имеют право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу.
Свидетели ст 25.6
Свидетелем по делу об АП признается лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению. Явка по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об АП, для свидетеля обязательна.
Свидетель имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке; пользоваться бесплатной помощью переводчика; давать замечания по поводу правильности занесения его показания в протокол.
За дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность.
Не являются доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, которые он не воспринимал лично и не может указать источника своей осведомленности.
Законодатель не устанавливает предела, с какого возраста лицо может быть вызвано в качестве свидетеля. Компетентное лицо, производящее опрос свидетелей, обязано решать, определяется ли обстоятельствами дела необходимость вызова несовершеннолетнего лица в качестве свидетеля и может ли по своему физическому и психическому развитию несовершеннолетний давать показания.
Представляется, что лица, не достигшие 16-ти лет должны вызываться в качестве свидетелей только в тех случаях, когда иными средствами показывания невозможно получить сведения о фактических обстоятельствах правонарушения. В подавляющем большинстве дел нет необходимости привлечения в качестве свидетелей несовершеннолетних. Безусловно, свидетели, не достигшие 16-ти лет не могут нести правовой ответственности за лжесвидетельствование или отказ от дачи показаний, поскольку они не являются субъектами АО.
Опрос свидетелей, не достигших 16-ти лет должен проводиться в присутствии родителей или лиц их замещающих.
Если в качестве свидетеля опрашивается несовершеннолетний не достигший 14 лет, присутствие педагога или психолога обязательно.
Понятой Ст 25.7
В качестве понятого может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо. Понятые, число которых должно быть не менее 2, привлекаются должностным лицом, в производстве которого находится дело об АП.
Присутствие понятых обязательно в случае применения мер обеспечения производства по делу об АП.
Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
Если понятые отсутствуют на месте совершения АП протокол об АП составляется в помещении соответствующего органа, с привлечением к его составлению лиц, которые не являются очевидцами правонарушения что убеждает ДЛ в правильности и законности процессуальных действий ДЛ, проводящих расследование по указанному делу.
Специалист Ст 25.8
Может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
2. Специалист обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом
Эксперт Ст 25.9
Любое, незаинтересованное лицо, совершеннолетнее, обладающее специальными и достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения познаниями в науки, техники, искусстве или ремесле.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
Вопрос. Приведите примеры различных экспертиз.
Вопрос. В чем отличие эксперта от специалиста.
Переводчик Ст 25.10
Незаинтересованное, владеющее языком совершеннолетнее лицо.
В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
2. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
3. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
4. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Прокурор Ст 25.11
Вправе:
-Возбудить производство по делу об АП;
-Участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
-Приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле.
К участию в производстве по делу в качестве защитника и представителя защитника не могут быть допущены лица, являющиеся сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве участников производства по данному делу.
К участию в производстве по делу об АП в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членами коллегиального органа, должностным лицом в производстве которого находится данное дело об АП, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по этому делу, либо если имеются основания считать этих лиц лично заинтересованными в исходе дела.
7. Стадии производства
Кодекс РФ об АП устанавливает такой порядок поэтапного продвижения дела об АП, который содержит оптимальные возможности для реализации целей, задач и принципов производства. Эти этапы прохождения дела называются стадиями производства и представляют собой самостоятельные, но вместе с тем связанные друг с другом части производства. Однако они отграничиваются друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризуются конкретными задачами, производными от общих задач производства по делу, кругом органов, физических, юридических и должностных лиц, участвующих в производстве по делу, порядком выполнения процессуальных действий и особенностями административно-процессуальных отношений.
Таким образом под стадиями производства следует понимать такие сравнительно самостоятельные части производства, которые наряду с общими задачами, имеют свойственные только им задачи и особенности.
-Производство проходит несколько сменяющих друг друга стадий.
-На каждой стадии совершаются определенные действия.
-Решение задач каждой стадии оформляется специальными процессуальными документами, которые как бы подводят итог деятельности (после принятия таких документов начинается новая стадия).
-Стадии взаимосвязаны между собой.
Различают 4 стадии общего производства по делам об АП:
1-я стадия - возбуждение дела об административном правонарушении (Глава 28) - выявляются факты и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном, составляется протокол.
2-я стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении (Глава 29) -компетентный орган рассматривает дело, принимает решение и выносит постановление.
3-я стадия - исполнение постановления о наложении административного наказания (Раздел 5)
- исполнение вступившего в законную силу постановления.
4-я стадия - обжалование и опротестование постановлений по делу (Глава 30) - необязательная (факультативная) - постановление пересматривается (по жалобе физического или юридического лица, или протесту прокурора). Эта стадия заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе.
Возбуждение и административное расследование дела об АП (ст. 28.1)
Возбуждение и расследование дела, являясь начальной стадией производства об АП, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на выявление обстоятельств правонарушения, их фиксирование и квалификацию.
В этой стадии создаются предпосылки для полного, объективного и быстрого рассмотрения дела.
На данной стадии производятся следующие административно-процессуальные действия:
- возбуждается дело об АП;
- выявляются фактические обстоятельства;
- проводится административное расследование;
- производится процессуальное оформление результатов расследования;
- дело направляется на рассмотрение судье, в компетентный орган, должностному лицу.
Основанием возбуждения административного дела (производства расследования) является совершение лицом деяния, содержащего признаки АП (фактическое основание).
Основания возбуждения дела:
Первая стадия производства по делам об АП начинается с момента получения информации о деянии имеющим признаки проступка, то есть начальным моментом расследования можно считать время, когда информация о проступке поступила в орган, стала известна должностному лицу. Латентное (не обнаруженное) нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений.
Поводом к возбуждению и рассмотрения административных дел согласно ст. 28.1 являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об АП достаточных данных, указывающих на наличие события АП;
- поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы содержащие данные, указывающие на наличие события АП;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события АП;
- сообщение и заявление собственника имущества унитарного предприятия, органа управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.
Дело может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из указанных выше поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события АП.
Дело об АП считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1;
- составления протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП;
- вынесения определения о возбуждении дела об АП или необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7;
- оформления предупреждения или с момента наложения штрафа на месте совершения правонарушения.
Поскольку одной из задач производства является установление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также их предупреждение, то при расследовании должно уделяться особое внимание к выявлению этих обстоятельств.
Способы выяснения фактических обстоятельств дела:
- опрос и получение объяснений от лица, в отношении которого возбуждено дело, потерпевшего, свидетелей, располагающих сведениями, которые имеют значение для дела;
- лицо, ведущее расследование может назначать эксперта по делу;
- исследование материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов, фото-, киносъемки), полученных в результате личного досмотра и досмотра вещей, осмотра ТС и помещений, изъятия предметов и .т.п.
Протокол об АП
Является процессуальным документом, отражающим и закрепляющим итого выяснения и расследования обстоятельств по делу об АП.
Протокол не составляется, когда дело возбуждается прокурором и когда наказание за правонарушение назначается без составления протокола.
Содержание протокола об административном правонарушении определяется ст. 28.2.
- дата и место составления
- сведения о личности нарушителя
- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение
- фамилия, адрес потерпевших, если они имеются
- иные сведения, необходимые для разрешения дела
- подпись лица, совершившего административное правонарушение
- подпись свидетелей (протокол может быть подписан ими, если они имеются)
- отметка о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей
- подпись потерпевшего о вручении ( в случае его просьбы) копии протокола
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол
- место, время совершения и существо АП
- фамилии, адрес свидетелей, если они имеются
- объяснение нарушителя
- подпись лица, составившего протокол
- запись об отказе лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (в случае отказа подписать протокол)
- подписи потерпевших ( если они имеются)
- подпись лица, совершившего АП, о вручении ему копии протокола
Если проступок совершен группой лиц, то протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Виды процессуальных документов составляемых при возбуждении дела
- протокол об А правонарушении (в предусмотренных КоАП случаях не составляется)
- протокол об А задержании (при осуществлении этой меры составляется обязательно)
- протокол о личном досмотре (может не составляться, а соответствующая запись производиться в протоколе об А правонарушении или А задержании)
- протокол о досмотре вещей и товаров (может не составляться, а соответствующая запись производиться в протоколе об АП или АЗ)
- протокол об изъятии вещей и документов (может не составляться, а соответствующая запись производиться в протоколе об АП, или АЗ, или в протоколе о досмотре вещей)
- протокол о задержании ТС (может не составляться, а соответствующая запись производиться в протоколе об АП)
- протокол освидетельствования на состояние опьянения (составляется обязательно)
вручение копии протокола
Копия протокола об АП немедленно после его составления вручается под расписку лицу, совершившему АП, а также потерпевшему по его просьбе.
Сроки составления протокола об АП (ст. 28.5)
Общее правило - немедленно после выявления факта совершения АП.
Если требуются дополнительное выяснение обстоятельств дела (в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течении двух суток с момента выявления правонарушения);
Если по делу проводиться административное расследование, то протокол составляется по окончании расследования в сроки, которые предусмотрены ст. 28.7. (АП в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей).
Завершающий этап первой стадии производства по делам об АП - направление материалов расследование на рассмотрение.
Это происходит, если лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие гос. органы.
Дело по которому проведено расследование, направляется:
- органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию АП (Гл. 22)
- в ОВД, прокурору, если будут выявлены признаки преступления
- на рассмотрение
- руководителю организации для решения вопроса о привлечении лица, совершившего АП к дисциплинарной ответственности.
Рассмотрение дела об АП и вынесение по делу постановления
Центральная стадия в производстве по делам об АП. На этой стадии осуществляется :
- подготовка к рассмотрению дела;
- производится рассмотрение материалов дела по существу, то есть осуществляется анализ представленных материалов, обстоятельств дела, их оценка;
- принятие и вынесение постановления по делу;
- доведение содержания постановления до сведения соответствующих участников производства;
- вынесение, в случае необходимости, определения по делу и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению АП, и направление его по принадлежности.
Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно является составленный компетентным органом (должностным лицом) и надлежащим образом оформленный протокол о нарушении или постановление прокурора о возбуждении производства об АП, постановление компетентного органа о прекращении уголовного дела.
Органы, рассматривающие дела, обязаны проверять качество протоколов и не должны принимать к своему производству те из них, которые составлены небрежно, с нарушением требований закона. В таких случаях материалы необходимо возвратить для доследования.
Основные причины возврата протоколов:
-не полностью содержаться сведения о личности правонарушителя
-материал дела не достаточно полон
-в протоколе не отражено известно ли о совершенном несовершеннолетним проступке родителям или лицам их замещающим.
Безусловно, при составлении протокола личность лица привлекаемого к АО, должна быть достоверно установлена.
При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:
- относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа должностным лицом;
- правильно ли составлен протокол об АП и другие протоколы;
- имеются обстоятельства исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся данных для рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы;
Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.
Дела об АП рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения. В случае поступления заявления от участников производства по делу срок может быть продлен, но не более чем на месяц.
Дело об АП за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об АП - не позднее 48 часов с момента его задержания.
По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление, которое представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу для физического, должностного и юридического лица, которое должно его исполнить.
В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.
В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку правонарушителю, а также потерпевшему по его просьбе.
Дело об административном правонарушении может рассматриваться (ст. 29.5)
- по месту совершения (все дела об АП, за исключением тех, которые рассматриваются по месту жительства нарушителя или по месту учета ТС)
- по месту жительства (все дела, рассматриваемые комиссиями по делам несовершеннолетних)
- по месту совершения или по месту учета ТС
Постановление по делу представляет собой юридически властный административный акт, обязательный для нарушителя, так и для любых организаций, которые должны его исполнять.
В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.
Ст. 29.9 - Виды постановлений по делу об АП:
1.О наложении административного наказания
2.О прекращении дела производством
- при объявлении устного замечания
- при передаче материалов на рассмотрение общественности или трудового коллектива
- при передаче материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания
- при установлении обстоятельств, исключающих производство по делу (невменяемость, невиновность)
Если при рассмотрении дела будет установлено, что процессуальные документы составлены неправильно, в них отсутствуют необходимые сведения или нужны дополнительные данные, то материал может быть направлен для дополнительного расследования компетентной организацией. О направлении дела для дополнения выносится специальное постановление.
- Доведение постановления до сведения ( ст. 29.11)
Постановление по делу об АП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия в постановления в течение 3-х дней высылается или вручается лицу, в отношении которого это постановление вынесено
Ст. 29.13 закрепило, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело не об АП, при установлении причин АП и условий способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
А в соответствии с ч. 2 этой статьи, организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий способствующих совершению АП, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Под пересмотром понимается новое рассмотрение дела уполномоченным на то судом, органами и должностными лицами. Сущность пересмотра состоит в разбирательстве дела о правонарушении и принятии нового решения по делу, которое может отменить, изменить или оставить ранее принятый по делу акт без изменения.
Стадия пересмотра является факультативной. Это означает, что, если вынесенное по делу постановление не было обжаловано и не опротестовано, то стадии пересмотра может и не быть.
Пересмотр позволяет исправить и устранить допущенные ошибки при первоначальном рассмотрении дела о правонарушении.
Правом пересмотра обладают: районный суд; вышестоящий суд; вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо по отношению к органу, должностному лицу, вынесшему постановление в качестве первой инстанции; арбитражный суд - по постановления по делам об АП в отношении юридического лица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
На стадии пересмотра совершаются следующие основные действия:
-обжалование, опротестование постановления;
-подготовка к рассмотрению жалобы, протеста;
-проверка законности и обоснованности постановления о назначении наказания;
-вынесение решения; доведения решения до сведения заинтересованных участников производства;
-пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста.
Основание для пересмотра постановлений и решений по делам об АП являются их обжалование и опротестование.
Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим по делу.
Постановления обжалуются в следующем порядке:
- вынесенные судьей - в высший суд;
- вынесенные коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- вынесенное должностным лицом в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела;
Таким образом КоАП установлен судебный и административный порядок обжалования постановления по делу об АП.
Ст. 30.3 Кодекса установлен срок подачи жалобы - 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, в случае пропуска этого срока, срок по ходатайству лица подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, отклонение ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу оформляется определение.
Жалоба на постановление рассматривается в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Если обжалуется постановление об административном аресте, то жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость назначенного наказания;
- об отмене постановления о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.
Решения по жалобе оглашаются немедленно после его вынесения, а письменная копия не позднее 3 суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об АП и (или) последующее решение по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляется в порядки и сроки, установленные статьями 30.1 - 30.8 КоАП.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об АП и (или) последующее решение вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядки и сроки, установленные статьей 30.10.
Протест прокурора рассматривается в 1-тидневный срок со дня его поступления в суд, орган, должностному лицу, правомочному рассматривать протест. Протест на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента его поступления.
Протест может быть отклонен или удовлетворен.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных сумм, конфискованных предметов и т.д. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
7.4 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- итоговая стадия административного производства. Именно от реализации принятых постановлений о назначении того или иного вида административного наказания зависит эффективность административно-юрисдикционной деятельности суда, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об АП.
- Общие правила исполнения постановлений о назначении административных наказаний и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний содержится в пятом разделе Кодекса. Обратимся к из рассмотрению.
Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о видах ответственности, к которым могут привлекаться государственные гражданские служащие, об отличиях административной ответственности от дисциплинарной и материальной ответственности, особенности привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Доработать конспект.
2. Повторить материалы лекции .
Разработал
Кандидат юридических наук, доцент В.А.Зокоев
”______” _______________ 2012 года
Лист регистрации изменений