СЛОВО ВРАЧА, ОТКРОВЕННОСТЬ С БОЛЬНЫМ, ЯТРОГЕНИИ

ЛЕКЦИЯ 7. СЛОВО ВРАЧА, ОТКРОВЕННОСТЬ С БОЛЬНЫМ, ЯТРОГЕНИИ.

  1. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента.
  2. Понятие психологической установки и ее типы.
  3. Конфликты в системе врач-пациент.
  4. Виды общения в системе врач-пациент.
  5. Приемы построения разговора с пациентом.

  1. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента.

Действительно, трудно переоценить силу слова во взаимоотношениях врача и пациента. Оно играет исключительно важную роль, действует поистине волшебно. Словом можно вызвать не только функциональные изменения в организме, но и убить человека в буквальном смысле. Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение, и слово может вызвать тяжелую ятрогению. Значение слова врача в лечении больного хорошо понимали еще в древние времена и часто использовали это. Прошли века, много методов забыты, многие из них потеряли свое значение, а слово в его целебном значении осталось в арсенале наиболее эффективных лекарственных средств. Ведь каждый лечащий врач независимо от специальности, хочет он того или нет, занимается психотерапией. Вряд ли нужно доказывать, какое уважение и доверие чувствуют пациенты к врачу, владеющему методом словесного убеждения. Однако в устах умелого врача слово лечит, в устах небрежного - ранит. Сила словесного убеждения не может сравниться с действием даже самых эффективных медикаментозных средств. Однако пользоваться словом надо осторожно, доброжелательно. Необходимо знать, что, кому и когда говорить. При этом стоит учитывать психологические особенности личности больного, его состояние, диагноз заболевания, о которых уже говорилось ранее.

Коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь так же опасно, как нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Интерес участников диагностического и лечебного общения формируется, как правило, на негативном эмоциональном фоне, вызванном тем, что поводом для встречи врача и пациента становится проблема или симптом. Отрицательные эмоциональные переживания входят в структуру любой проблемы или симптома, поскольку они сигнализируют о неких отклонениях или нарушениях в деятельности личности или организма.

Мотивы обращения к врачу бывают разными. Во-первых, человек может быть нацелен на обследование у врача с целью «исключить наличие расстройств и заболеваний». Он рассчитывает подтвердить собственную версию о том, что симптом обусловлен какими-либо внешними причинами и не требует медицинского вмешательства. Во-вторых, мотивация может быть противоположной – «проявление симптомов и подтверждения диагноза заболевания».

  1. Понятие психологической установки и ее типы.

Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работника и пациента играют восприятие и понимание участников коммуникации друг друга. На эти процессы влияет, прежде всего, психологическая установка. Различают три типа установки на восприятие человека человеком: позитивная, негативная и адекватная.

При положительной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовность принять на веру все его советы и разделить взгляды на то, что происходит. Часто позитивная установка на того или иного врача связана с мнением окружающих, его профессиональным статусом (профессор, врач высшей категории, народный целитель и др.).

Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека. Это выражается в недоверчивости, подозрительности.

Адекватная установка принимает во внимание возможность совмещения в одном человеке положительных и отрицательных качеств и свойств («Хирург-грубиян, но руки – золотые»).

Известны типичные искажения (эффекты) представлений о другом человеке, формирующихся под воздействием различных факторов.

  1. Эффект «ореола» характеризуется формированием мнения о личных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем. Так, квалификация врача может восприниматься пациентом в зависимости от его "солидных манер", использование в языке научных терминов, которые фактически не могут быть признаками оценки его профессиональных знаний и умений.
  2. Эффект «последовательности» выводит зависимость суждений о человеке от сведений, предъявленных о нем в первую очередь. В рамках клинической психологии восприятие врача нередко строится на основании тех сведений, которые были получены пациентом, например, от соседей по палате.
  3. «Плацебо-эффект». Известно, что позитивная установка может быть связана с некоторыми внешними факторами. Так, она может быть обусловлена размеренной манерой врача говорить, неторопливо делать обход или манипуляции. Во время оценивания эффективности действия тех или иных лечебных препаратов позитивная установка основывается, иногда, на стоимости препарата («дорогостоящий - значит эффективный»), оформлении его упаковки, цвета и консистенции таблеток и др. На таком психологическом механизме построен так называемый «плацебо-эффект». Плацебо - это лекарства-пустышки, которые не имеют действующего вещества способного оказать терапевтический эффект. При назначении его в сопровождении с соответствующими инструкциями для формирования положительной психологической установки результаты терапии оказываются существенными даже по сравнению с подобным по форме, виду и консистенции лекарственным препаратом.
  4. Конфликты в системе врач-пациент.

Барьеры, которые иногда могут возникать при взаимодействии врача с пациентом, вызывают немало конфликтов.

Суть конфликтов в системе врач (медицинский работник) - пациент заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.

Л. Коузер распределяет конфликты на реалистичные (предметные) и нереалистичные (беспредметные).

Реалистические конфликты вызваны недовольством требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов. Такой тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может быть: неправильное представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, дерзость), проведение процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия пребывания в стационаре (грязь, шум, запах), неправильную диагностику или неправильное назначение терапии.

Нереалистичные конфликты имеют целью открытое выражение негативных эмоций, накопившихся обид враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Данный конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.

Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента есть этика и деонтология - учение о моральных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Кроме них, важнейшими считаются проблемы: врачебной тайны, эвтаназии, сообщение пациенту правильного диагноза его заболевания, патернализма, реконструкции личности при психотерапии и др.

Квалификация врача содержит в себе, как минимум, два качества. Во-первых, это уровень знаний и навыков, которыми обладает он; во-вторых, использование им в профессиональной деятельности моральных принципов. Ни в какой другой специальности нет такой взаимообусловленности этических и профессиональных качеств человека.

  1. Виды общения в системе врач-пациент.

Выделяют такие виды общения (С. И. Самыгин, Л.Д. Столяренко):

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, сопереживания и др.) - набор жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он оказывается в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, например, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач не имеет необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

Примитивное общение может происходить в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (листка нетрудоспособности, справки, формального экспертного заключения и др.). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу после получения желаемого результата.

Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средство общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (например, у участкового врача на приеме).

Деловое общение - это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные различия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неровным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Духовное межличностное общение редко случается в системе врач - пациент. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любые темы, поделиться какой - либо интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.

Манипулятивное общение так же, как и примитивное, направленное на выгоду от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «иппохондризацией пациента». Суть его заключается в подъеме заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения веса выявленных нарушений.

Основным видом общения врача с пациентами была, есть и остается беседа, которая несет диалогическую функцию при сборе анамнеза. Она подчиняется определенным характеристикам.

Семь основных аспектов беседы:

  1. уважение личности пациента;
  2. предоставление пациенту психологической поддержки в трудных ситуациях;
  3. предоставление ему необходимой информации о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мероприятий);
  4. возможность выбора из альтернативных вариантов;
  5. самостоятельность пациента в принятии решений;
  6. возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента);
  7. включение пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество»).

Построение терапевтического сотрудничества начинается уже на этапе беседы врача с пациентом, которая должна строиться, несмотря на такие психологические условия: изучение проблемы пациента закончить кратким резюме, в котором сформулировать эту проблему или жалобы, чтобы удостовериться, насколько правильно его поняли. Часто пациент при этом вносит весьма существенные дополнения или уточняет симптомы, обстоятельства, которыми он взволнован;

чтобы предотвратить недовольство пациента, нужно обязательно уточнить, что он ожидает от врача в отношении решения его проблемы. Иногда для этого достаточно объяснить пациенту, почему его беспокоят те или иные симптомы, насколько опасно его заболевание для жизни, оценить его прогноз. В других случаях пациенту необходимо, чтобы его состояние правильно оценивали его родные, и для него очень важно, чтобы врач переговорил с родственниками и тем обеспечил ему существенную психологическую поддержку;

для получения сведений во время беседы с пациентом и выяснения жалоб и анамнеза заболевания важно предоставить ему инициативу в разговоре, что создаст атмосферу доверия и улучшит контакт с пациентом.

  1. Приемы построения разговора с пациентом.

Задача врача сводится в направлении разговора в нужное русло, уточнении, детализации жалоб. К приемам, которые позволяют правильно строить разговор с пациентом для получения наибольшей информации, относятся: поощрения, рефлексия, объяснения, сопереживание, конфронтация, интерпретация и выяснения переживаний пациента.

Поощрение. Этот прием заключается в том, что врач своей мимикой, поведением, словами побуждает пациента сообщить больше, не конкретизируя сказанное.

Рефлексия. Повторяя слова, сказанные больным, врач побуждает его сообщить дополнительные подробности.

Объяснение. Иногда слова пациента и ассоциации, которые описываются ним, носят неконкретный характер. И если врачу сложно понять их суть, он может попросить пациента их уточнить.

Сопереживание. Врач словами, мимикой, поведением (может предложить пациенту воды, подать платочек, если он плачет) должен выражать свое сочувствие больному, его проблемам. Если во время беседы с врачом пациент излагает информацию, которая его смущает, которую он скрывает от других, врачу следует вести себя так, чтобы пациент смог почувствовать себя спокойнее и продолжить беседу. Эта информация иногда может сыграть решающую роль в понимании причины заболевания и планировании лечения.

Конфронтация (противопоставление). Если рассказ пациента или оценка им своих жалоб непоследовательны, то врач обращает на это внимание, выделяет и уточняет эти моменты.

Интерпретация (толкование). Врач делает выводы из слов пациента, чтобы уточнить, правильно ли он его понял.

Выяснение переживаний пациента. Кроме выяснения конкретных жалоб пациента, можно уточнить, как он относится к тому, или иному симптому или событию. Если пациент почувствует, что вы интересуетесь его чувствами так же, как и фактами, то он сможет сообщить полезную дополнительную информацию.

Сочувствие, сопереживание, терпимость - эти качества врача, как правило, оцениваются пациентом на одном уровне или выше, чем профессиональные. Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

На заключительном этапе врач вновь усиливает свою активность, и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.

Для эффективной реализации любых внушений необходимы:

  1. Глубокий контакт с больным, приобретаемый не только в процессе общения, но и многостороннего использования материалов самооценок больного;
  2. Клинический анализ, ознакомление с социально-психологическим портретом пациента;
  3. Отдельные психотерапевтические методы и приёмы в процессе перестройки системы отношений личности;
  4. Изменение отношения не только к конфликтным переживаниям, но и к конкретным текущим житейским ситуациям;
  5. Координация личных и общественных интересов, нормализация межличностных отношений, взаимодействия с семьёй, людьми, обществом.

Основные принципы простого психотерапевтического лечения:

  1. Не переубеждать пациента в том, что «у него не могут быть те признаки, на которые он жалуется», а наоборот, ободряюще и понятно объяснить ему механизм возникновения этих признаков.
  2. При объяснении использовать легко понятные примеры из повседневной жизни.
  3. Подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он сам, без подсказок и видимой помощи, но всё-таки незаметно руководимый, решил их.
  4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента, прежде всего, в том смысле, чтобы вселить уверенность, что у него нет серьёзного заболевания, а всего лишь функциональное нарушение.
  5. Там, где это необходимо, привлекать к решению участвующих лиц, например, жену, детей, родственников, сотрудников и т.д.
  6. При необходимости направлять к психиатру.
  7. Не допускать ятропсихогений.

Ятропсихогения - это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом. Она представляет своего рода отрицательный плацебо-эффект, связанный с определёнными ожиданиями, опасениями и установками пациента в отношении болезни, врача и лечения.

Ятропсихогению могут вызвать:

  • Отсутствие доверительного контакта
  • Промахи в речи врача, особенно при первой встрече
  • Необоснованное употребление медицинской терминологии.

За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.

Плацебо - это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.

Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит, что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо.

Плацебо, следовательно, не столько таблетка, сколько процесс от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь: самые удачные рецепты он «выписывает» себе сам.

Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения.

Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии.

Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента.

Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой в процессе под названием «плацебо».

Самая серьёзная проблема в наше время - это влияние на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. «Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно» (Б. Пастернак «Доктор Живаго»). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое- то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения.

Деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. В более узком смысле Деонтологией стали называть профессиональную этику медиков: соблюдение врачебного этикета, нравственные отношения «врач-врач, врач-пациент» и т. п.

Медицинская деонтология включает в себя:

  1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
  2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
  3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
  4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
  5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:
  • интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  • интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  • вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  • врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Биоэтика (от др.-греч. – жизнь и — этика, наука о нравственности) - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

5. Реализация этических начал в медицине включает:

  • информирование пациента о его правах;
  • информирование пациента о состоянии его здоровья;
  • гуманнее отношение к пациенту;
  • уважение человеческого достоинства пациента;
  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);
  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;
  • уважение автономии пациента;
  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;
  • проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);
  • хранение профессиональной тайны;
  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;
  • поддержание уважения к своей профессии;
  • уважительное отношение к своим коллегам;

уровнем эмпатии, которые имели контакт в течение двух недель с больными, положительное отношение к больным возросло по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Это модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного, т.е. модель острого, хронического и терминального состояния (инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу). К ним относятся принципы современной биоэтики:

  • Принцип «делай благо!» - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи, нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.
  • Принцип «не навреди!» - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.
  • Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономии).

Уважение автономии пациента:

  • получение согласия на медицинское вмешательство;
  • уважение права отказа от получения медицинской помощи;
  • обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов);
  • традиционный медицинский патернализм, «суррогатное» принятие решения и его правила.
  • Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Проблема справедливости в русской философской традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справедливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).
  1. Основные правила биомедицинской этики
  2. Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Элементы информированного согласия; компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. «Суррогатное согласие» для некомпетентного пациента. Информированное согласие некомпетентных пациентов.
  3. Правило конфиденциальности - врачебная тайна. Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. «Естественная», «обещанная» и «профессиональная» тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях й публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.
  4. Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
  5. Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание впечатление, если размышляет вслух, говорит больному обо всех возможных диагнозах, оставляет больного вследствие размышлений без лечения.

Л. А. Цветкова (1994) показала, что дам неуспешных врачей характерны следующие отрицательные особенности: низкая эмпатийность, заниженное отношение к людям как ценности, отрицательная направленность интеракции, игнорирование психологического состояния пациента, отсутствие отношения к пациенту как активному соучастнику лечения, отсутствие готовности прийти на помощь.

3. Ятрогения (от греч. iatros врач, gennao делать), это такой способ обследования, лечения и проведения профилактических мероприятий, в результате которого врач причиняет вред здоровью больного.

Врач должен ответственно относиться к своим словам, которые не должны приводить к возникновению у людей психической ятрогении или психогении, неосторожными высказываниями или поведением медицинских работников, которые создают у больного представление о наличии у него какого-либо заболевания или особой тяжести болезни. Психогения означает психогенный механизм травматизации психического состояния человека, либо усугубления течения имеющегося заболевания, либо приводящей к заболеванию, обусловленному внешними влияниями и впечатлениями в результате неправильно проводимого медицинского просвещения, профилактических обследований и выявления симптомов различных заболеваний. Например, сказанная врачом фраза «это наследственное» вызывает у больного безнадежность, опасение, что и других членов семьи постигнет то же самое. Поэтому Карл Краус афористически выразил это так: «Наиболее распространенным заболеванием является диагноз». Иногда источником ятрогении бывают неясные высказывания врача. Присоединение ятрогении осложняет течение основной болезни, повышает вероятность развития новых, внутрибольничных заболеваний.

Расстройства здоровья, возникающие в результате воздействия на пациента слов и действий врача, были известны уже медикам древности. Однако термин «ятрогения» получил широкое распространение лишь после опубликования в 1925 г. работы немецкого психиатра Бумке «Врач как причина душевных расстройств». Многие специалисты, особенно за рубежом, относят к ятрогениям нарушения, возникающие в результате не только неосторожных слов, но и любых действий врача (от осложнений неправильно проведенной манипуляции или процедуры до возникновения так называемой лекарственной болезни), т.е. любые отрицательные последствия медицинского вмешательства.

4. Медицинская этика (медицинская деонтология) раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

Профессиональная этика это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (deon - долг; logos - наука, учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

неприкосновенности частной жизни как основы уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

PAGE \* MERGEFORMAT1

СЛОВО ВРАЧА, ОТКРОВЕННОСТЬ С БОЛЬНЫМ, ЯТРОГЕНИИ