ОБЩЕНИЕ И МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА

ЛЕКЦИЯ 6. ОБЩЕНИЕ И МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА

  1. Психологические аспекты общения врача и пациента.
  2. Социально-психологический портрет личности врача.
  3. Особенности личности пациента.

Чтобы стать врачом, надо быть безупречным человеком. Надо не только уметь придерживаться таких этических категорий, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, но и понимать людей, иметь знания в области психологии. Без этого не может быть и речи об эффективности демонологического воздействия на пациента.

Нередко возникает вопрос, нужно ли вообще заниматься изучением психологии общения с пациентом, ведь среди врачей случаются настоящие мастера своего дела, хотя они и не изучали никогда психологии. Действительно, среди врачей есть врожденные психологи, ставшие главным образом ими интуитивно, благодаря своим личным морально-этическим качествам. Однако из этого отнюдь не следует, что для общения с больным не достаточно владеть только интуицией или опытом. Кроме этого, врачу нужна еще и специальная подготовка. Известно, что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Врач не может догматически придерживаться определенных постулатов и указаний, не только с точки зрения на характер протекания заболевания, но и с точки зрения психологических и других факторов и причин его возникновения. Перед врачом каждый раз возникает много нетипичных задач, для решения которых необходимо самостоятельное мышление и умение предвидеть последствия своих действий.

Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями, как пациентов, так и самого врача, с его личными качествами, опытом, авторитетом. Те же приемы деонтологического влияния, которые эффективные у одного врача, могут быть совершенно неприемлемы или малоприемлемыми для другого. В этом и заключается один из важнейших психологических аспектов деятельности врача. На самом деле на этот труд способен не каждый, поэтому при выборе профессии врача важна профессиональная ориентация.

Стать хорошим врачом без любви к своей работе, к больному человеку невозможно. Врач, равнодушный к больному, к людям, вообще «глухой» к общественным проблемам, - большое социальное и профессиональное зло, за которое дорого платит общество. Ведь врач лечит не только применяя различные медикаментозные средства, но и влияя на больного собственной личностью. К сожалению, морально-психологические принципы врачебной деятельности, их деонтологическое воплощение еще не изучены в достаточной мере.

Труд врача как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Прежде всего, эта работа предполагает процесс взаимодействия людей. В работе врача предмет труда - человек, орудие труда - человек, продукт труда - тоже человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно сплетаются с личностными отношениями. Поэтому так важно изучать моральные и психологические аспекты деятельности врача. Коммуникативная компетентность врача основывается на знаниях и чувственном опыте, способности ориентироваться в ситуациях профессионального общения, понимании мотивов, интенции, стратегии поведения, фрустрации как своих собственных, так и партнеров по общению, уровне освоения технологии и психотехники общения.

Согласно содержания, форм и функций общения, коммуникативная компетентность врача должна охватывать такие сферы:

  • компетентность в осуществлении перцептивной, коммуникативной и интерактнвной функций общения;
  • компетентность в реализации, прежде всего, субъект-субъектного взаимодействия с партнерами по общению (понятно, что общение по типу распоряжений, приказов, инструкций, требований и т.д.) (субъект-объектная модель взаимодействия) также должна быть освоена;
  • компетентность в решении как продуктивных и репродуктивных задач общения;
  • компетентность в реализации как поведенческого, операционноинструментального, так и личностного, глубинного уровня общения.

Определяющую сторону коммуникативной компетентности врача в современных условиях составляет компетентность именно в субъект - субъектном общении, в решении производственных задач, в овладении глубинным, личностным уровнем общения с другими людьми.

В структуре коммуникативной компетентности врача выделим:

  • гностический компонент (система знаний о сущности, структуре, функциях и особенностях общения вообще и профессионального в частности; знания о стиле общения, в частности, об особенностях собственного коммуникативного стиля; фоновое знание, то есть общекультурная компетентность, которая, не имея непосредственного отношения к профессионального общения, позволяет уловить, понять скрытые намеки, ассоциации и т.п., то есть сделать понимание более эмоциональным, глубоким личностным; творческое мышление, в результате которого общение выступает как разновидность социального творчества);
  • конативний компонент (общие и специфические коммуникативные умения, которые позволяют успешно устанавливать контакт с собеседником, адекватно познавать его внутренние состояния, управлять ситуацией взаимодействия с ним, применить конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях; культура речи; экспрессивные умения, которые обеспечивают адекватный высказыванием мимико-пантомимическое сопровождение; перцептивно-рефлексивные умения, которые обеспечивают возможность проникновения во внутренний мир партнера по общению и пониманию самого себя; доминирующее применение организующих воздействий во взаимодействии с людьми (по сравнению с оценивающими и, особенно, дисциплинирующими);
  • эмоциональный компонент (гуманистическая установка на общение, интерес к другому человеку, готовность вступать с ней в личностные, диалогические отношения, интерес к собственному внутреннему миру; развитые эмпатия и рефлексия; высокий уровень идентификации с выполняемыми профессиональными и социальными ролями; позитивная Я - концепция; адекватные требованиям профессиональной деятельности психоэмоциональные состояния).

Приводим основные коммуникативные умения и навыки, необходимые в практической деятельности врача:

  1. умение проводить беседу с пациентом;
  2. умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
  3. достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей пациентов и умение их учитывать;
  4. умение проникать во внутренний мир пациента;
  5. умение проявлять сочувствие (эмпатию) к пациенту в его заболевании;
  6. умение выслушать и дать совет пациенту;
  7. умение анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность.

Особенности изучения психологических основ медицинского общения заключаются в том, чтобы уметь преодолевать эти трудности, а именно: умение познать пациента и себя, составить психологический портрет пациента, умение психологически грамотно общаться и др. Врач должен обладать положительной установкой к личности пациента, признание его ценности без предубеждений, излишней критичности. Исходя из выше указанного, поставим проблематично вопрос: каким должен быть врач XXI века, в чем заключается его профессионализм?

2. Социально-психологический портрет личности врача

Профессиональные качества личности врача:

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и навыков.

Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучна его собственная жизнь - имеется ли в ней любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовое обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала. Но, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия врача имеет существенные профессиональные ценности, которые должны присутствовать в его деятельности и определяют уровень профессионализма. Профессия врача предполагает, прежде всего, любовь к своей работе, любовь к человеку, к больному человеку. Без этого невозможно стать хорошим, в полном смысле этого слова, врачом.

Профессия врача - это уникальная профессия, которая должна содержать комплекс таких характеристик: постоянное стремление к самосовершенствованию, огромный практический опыт, знания специфики данной деятельности, способности к врачебному труду, знания перспектив развития медицинской отрасли.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача.

  1. Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.
  2. Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.
  3. Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.
  4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Деятельность врача явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется, прежде всего, расширением общения врача с пациентом. Для врача это не является роскошью, а профессиональной необходимостью. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов - врача и пациента. Показателем эффективности такого взаимовлияния является преобладание положительных эстетических чувств, гуманности, творчества. Врач должен обладать определенными качествами, которые способствуют эффективности деятельности врача. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что врача нужно готовить к этому.

Предложим несколько правил для оптимизации общения врача с пациентом, что позволит оптимизировать процесс лечения:

  1. Встречать пациента бодрым, уверенным, энергичным.
  2. Общее чувство в начальный период общения с пациентом бодрое, производительное, уверенное.
  3. Присутствует коммуникативное настроение: ярко выражена готовность к общению.
  4. При общении с пациентом создается соответствующий положительный эмоциональный настрой.
  5. Осуществлять управление собственным самочувствием (ровное эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.д.).
  6. Добиваться производительности общения.
  7. Речь должна быть не перенасыщена медицинскими терминами.
  8. Выразительная мимика, эмоционально целесообразна, то есть должна соответствовать эмоциональному настрою пациента.

Большое значение нужно предоставлять самочувствию врача. Оно для врача не является его личным делом, потому что его настроение отражается и на пациенте, и на коллегах по работе, что создает определенную атмосферу в процессе лечения. Достичь такого оптимального внутреннего состояния чрезвычайно трудно, поскольку в некоторой степени труд врача имеет аспекты рутинности.

Врач должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в своей деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого нужно работать над собой, быть уверенным в себе, уметь владеть своими эмоциями, снимать с себя эмоциональное напряжение, быть целеустремленным, решительным.

В основе деятельности врача должно быть положительное эмоциональное отношение к себе, пациентам, вообще к своему труду. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют врача, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения с пациентами, коллегами по работе. А отрицательные эмоции наоборот тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение у пациента.

Врачу нужно уметь играть как актеру, причем не только снаружи.

Выражение лица врача должно быть доброжелательным не только для того, чтобы настроиться на хороший лад, но и менять приемы поведения. Поэтому врачу нельзя ходить перед пациентами с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у него плохое. Если же все-таки плохое настроение не покидает вас, следует заставить себя улыбнуться, сдержать несколько минут улыбку и подумать о чем-то приятном.

Кроме того, что врач должен владеть своим внутренним состоянием, он должен уметь контролировать свое тело, которое отчетливо отражает внутреннее состояние, мысли, чувства. Элементами внешней техники врача является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них врач обнаруживает свои намерения, именно их «читают» и понимают пациенты.

Внешний вид врача должна быть эстетически выразительным. Нельзя небрежно относиться к своей внешности. Главное требование к одежде - это скромность и элегантность. Эстетическая выразительность проявляется и в приветливости и доброжелательности лица врача, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке, походке. Недопустимы суетливость, искусственность жестов, их дряблость. Даже в том, как принять пациента, посмотреть на него, поздороваться, как отодвинуть стул, оказывается сила влияния. В движениях, жестах, взгляде пациент должен чувствовать сдержанную силу, полную уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пластика тела, или пантомимика, позволяет выделить в облике врача главное, рисует его совершенный образ. Эффективности общения помогают открытые позы и жесты врача: не скрещивать руки, смотреть в лицо пациента, уменьшать дистанцию, что создает эффект доверия.

Больше всего влияет на пациентов выражение лица врача, иногда даже сильнее, чем его слово. Именно жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации. Пациенты «читают» с лица врача, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не стоит переносить на пациента бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах то, что касается дела, способствует лечению.

Выражение лица врача должен всегда соответствовать характеру речи при беседе с пациентом. Лицо врача должно выражать уверенность, одобрение, недовольство, осуждение, радость, интерес, увлечение, то есть выражать широкий диапазон эмоций, который свидетельствует о моральной силе личности врача.

Врач в своей профессиональной деятельности должен достичь вершины мастерства общения, а именно - владение собственным телом и умением повлиять на пациента, силой своего тела. Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика наука по формированию моторной координации поведения, умению владеть своим телом, которую разработал чешский театральный режиссер Мейерхольд. Окончательная ее задача - подчинить свое моторное поведение выражению определенного воздействия на пациента, сделать его автоматическим, превратить в совершенную технику общения, внутреннюю потребность.

Важной базой для целого ряда профессионально важных качеств личности врача является эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску есть особенности нейродинамики.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики влияют на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышенная вероятность установления негибкой, неадекватно высокой самооценки.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при воздействии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно биологически обусловленным. Оба эти качества, рассмотренные иногда как свойства темперамента, а чаще - как личностные характеристики, профессионально значимые во многих видах деятельности, которые отмечаются во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость, чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - интегральная способность к эмоциональным переживаниям. Особенно серьезные требования к этой сферы предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например деятельность врача.

Свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что ивтроверсия связана с высшим уровнем активации коры головного мозга в покое, потому интроверты предпочитают деятельности, которые позволяют избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты стремятся к внешней стимуляции, предпочитают деятельности, которые дают возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационные поддержки. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, которая требует повышенной бдительности точности. В то же время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожным реакциям, которые негативно влияют на успешность деятельности. Экстраверты же менее точные, но лучше ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность экстравертов.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального, профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается как одно из свойств, которые характеризуют направленность личности врача, влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего, через отношение к своим рабочим обязанностям и в своих профессиональных качествах.

Большинство других личностных качеств более специфические и важны лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Подытоживая выше сказанное, можно предположить, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности, в частности в деятельности врача.

Способности врача обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности.

Можно выделить две большие группы специальных способностей врача:

  1. перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности, определяющие возможность проникновения врача в индивидуальное своеобразие личности пациента и понимание его (эти способности являются ведущими);
  2. проективные способности, связанные с умением действовать на другого человека, на пациента.

Среди них как главные можно выделить такие:

  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние пациента, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
  2. Способность быть примером для тех, кого лечат, в мыслях, в чувствах и поступках.
  3. Способность приспосабливаться к индивидуальных особенностей пациента.
  4. Способность вселять в пациента уверенность, успокаивать его.
  5. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания.
  6. Способность вызывать к себе уважение у пациента, пользоваться (неформально) его признанию, иметь авторитет среди тех, кого лечишь.

3. Особенности личности пациента

К личностным характеристикам пациента относят такие качества: темперамент, характер, способности, интеллект и др. Все эти группы свойств врач должен учитывать при установлении психологического контакта с пациентом.

На прием к врачу приходят разные пациенты. Врач иногда не догадывается о его личности и как следствие может быть не подготовлен к встрече с ним. Подсознательно врач всегда настраивается на образ «идеального пациента». Этим термином иногда называют таких пациентов, которые сознательно пришли излечиться от болезни, в них отсутствуют сомнения в своих силах и умениях врача, готовность выполнять все назначения врача, умение кратко излагать свои проблемы и жалобы, малая осведомленность в медицинских терминах.

Но, как показывает практика, процент таких пациентов небольшой и врач непосредственно сталкивается с разными пациентами, с проявлениями их разных характеров, что, безусловно, создает определенные барьеры в лечении. Поэтому врачу нужно учитывать все особенности личности пациента для эффективного формирования контакта с ним.

Пациенты по своим личностным характеристикам бывают разные. Рассмотрим их.

Пациенты-экстерналы обращены больше к внешнему миру, который их окружает, они общительны, у них есть широкий круг друзей, знакомств, высокая возбудимость и импульсивность поведения. В своих недугах и болезнях способны обвинять внешние обстоятельства, свою судьбу, случай. Такие пациенты обычно проявляют агрессию и гнев, как к врачу, так и к другим пациентам. Основная тактика, которую стоит применять врачу, прежде всего установление эмоционального контакта с такими пациентами, а лишь затем переходить к информационным аспектам беседы.

Пациенты-интерналы. Для них больший интерес играет их внутренний мир, их переживания, а внешнее окружение несущественно. Такие пациенты «замкнутые в себе», некоммуникабельные, им никогда не бывает скучно с собой, трудно адаптируются к переменам внешнего окружения, склонны к самоанализу, преобладает недоверчиво-скептический тип общения. Для интерналов нет мелочей в их здоровье. Вину за утраченное здоровье они возлагают только на себя и ответственность за события в своей жизни возлагают только на себя. Такие пациенты чрезвычайно ответственные, исполнительные, требовательным как к себе, так и к врачу. Поэтому врач во время работы с такими пациентами должен все вопросы обсуждать максимально подробно, иначе у пациента может возникнуть чувство тревоги. Не нужно экономить на времени, проводя консультацию, потому что темп мышления интерналов бывает замедленным. Врач должен смириться с этим и быть терпеливым, спокойным. В данном случае тактика с пациентом должна быть противоположная предварительно приведенной, а именно: контакт с таким пациентом начинать с нейтрального, информационного контакта, а уже потом формировать положительное эмоциональное отношение к врачу.

Есть некоторые предпосылки для создания определенных взаимоотношений между врачом и пациентом, которые действуют еще перед тем, как они вступят в непосредственный контакт. Следует принимать во внимание, что пациент, который приходит к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач пациента. Имеет значение также репутация здравоохранения вообще и медицинского учреждения, куда приходит пациент. Напряженность, недовольство и гнев пациента, что был вынужден добираться до врача неудобным транспортом и долго ждать в приемной, пока дойдет его очередь, нередко является механизмом генерализации аффекта, что неадекватно проявился при встрече с медицинской сестрой или с врачом, который не имеет понятия о причинах этого аффекта. Для большинства пациентов в образе врача обобщается личный опыт взаимодействия с авторитарными для него лицами в разные периоды жизни. Теоретические основы в области взаимоотношений между врачом и пациентом разработал 3. Фрейд в своей концепции «трансфера» («переноса»). По этой концепции врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значимую личность с его детства, например, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения некогда преобладали при контакте пациента с отцом, в актуальном отношении к врачу тенденция или отрицательная (вражеская), или положительная (чувство любви, доверия). В противоположном направлении действует «антитрансфер» («контрпсренос»).

В настоящее время это первоначальное понимание 3. Фрейда считается слишком узким и искусственно созданным, но иногда рациональным, что указывает на возможность того, что пациенту некоторые элементы поведения врача, внешнего вида или репутации могут напоминать нечто позитивное или негативное из его прошлой жизни и прежде всего - опыт с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное значение. Кроме родителей, это могут быть бабушка и дедушка, дядя и тетя, братья и сестры, учителя, близкие друзья. И не только при взаимоотношениях с врачом, но и при каждом новом контакте, что возникает между людьми, имеет смысл подумать о том, почему некто, кого мы, вполне вероятно, видим впервые в жизни, вызывает у нас достаточно выразительные чувства симпатии или антипатии, кого из нашего прошлого, чем они напоминают. Если мы будем иметь в виду такой «груз прошлого», это может нам помочь более реально понять и справиться с ситуациями, связанными с отношениями к другим людям.

В этом контексте стоит упомянуть также о возможности действия «переноса эстетического стереотипа». А именно то, что красивые люди скорее вызывают симпатию и доверие, обыкновенные - скорее антипатию и неуверенность. Этот элемент традиционно появляется уже в сказках в фигурах безобразной колдуньи и прекрасного принца. Представления о красоте связывается с хорошими качествами, безобразие - со злом. Несмотря на то, что это предсказание необоснованное, оно подсознательно оказывает довольно сильное действие: внешне симпатичный пациент вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем пациент, что возбуждает своим внешним видом антипатию. И наоборот, врач, который действует эстетически положительно, вызывает больше доверия у пациента.

Следовательно, знание и учет врачом имеющегося у пациента образа «идеального» врача способствует установлению лучшего психологического контакта между ними двумя.

Врач получит доверие пациента в том случае, если он как гармоничная личность, спокойная и уверенная, но не надменная, и если его манера поведения - быстрая, упорный и решительный, что сопровождается человеческим участием и деликатностью. Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни пациента, и усиливать в себе этим самым чувство ответственности. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он всегда должен предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, нежеланием или даже личным оскорблением со стороны пациента, если его состояние не улучшается.

Трудно совместить в работе врача необходимую осторожность и рассудительность с необходимой решимостью, хладнокровием, оптимизмом, с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда неуместно проявлять чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: "Смеяться вместе с пациентом, но никогда - над пациентом". Однако некоторые пациенты не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижения их достоинства.

Уравновешенная личность врача является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. Врач должен воспитывать и формировать свою личность, во- первых, наблюдая за реакцией над своим поведением непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного), и, во-вторых, косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег. Сам коллега также может помочь своим коллегам направить их поведение.

Есть факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим, как путем собственных усилий, так и с помощью других. Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой степени интеллигентности, что для врача должно быть само собой разумеющимся.

Молодой врач, о котором больные знают, что он имеет меньший жизненный опыт и меньшую квалификацию, находится в невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет осознание того, что этот недостаток можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту прийти на помощь и скромностью.

Прежде чем молодой врач станет профессионалом своего дела, он должен завоевать авторитет и доверие среди пациентов, коллег. Основным компонентом отношений пациента и врача является доверие. Но приобретение доверия не следует только с психологической стороны отношений врача и пациента, а также имеет и более широкую, общественную сторону. Врач может завоевать доверие пациента и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетворит его необоснованные требования относительно лечения. Он может этому способствовать тому, что пациенты будут обращаться именно к нему и «доверие» к нему возрастет. Развитие таких отношений, конечно, вытекает из взаимного удовлетворения интересов с одной стороны врача, с другой стороны - больных, что могут сделать врачу какую-нибудь услугу, например, используя свою профессию (ремонтники, ремесленники, работники торговой сети и др.). Если подобных случаев становится слишком много, то от этого страдает действующее и фактически необходимое обследование и лечение всех пациентов, что должно проводиться в зависимости от их заболевания, а не общественного положения или возможностей.

Практически психологическая проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и пациентом развиваются неблагоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и пытаться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом, создаем корректный опыт, то есть негативные проявления пациента следует корректировать с помощью собственных положительных проявлений, например, терпением, тактом и толерантностью. И, наоборот, стереотипное, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, "естественная" реакция - злостью на злость, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию - усиливает "греховное" и проблематично отношение пациента и возможности конфликтов, недоразумений растут. Такое поведение можно охарактеризовать выражением: «подливать масло в огонь». При этом именно такая «естественная» реакция является напрасной тратой времени, в то время как противоположный подход, то есть принимать человека таким, какой он есть, экономит время врача и пациента.

Не менее важным аспектом в профессиональной деятельности врача является знание и учет распространенной клинической классификации типов пациентов и типов врачей. Эта классификация выведена в результате длительных наблюдений за поведением пациентов и врачей. Ознакомимся с клинической классификации типов пациентов.

Тревожный пациент. Поведение таких пациентов отмечается повышенной тревогой, которая ничем не обоснована. Очень часто такие пациенты имеют тревожный тип личности. Они трусливые, покорные, неуверенные в себе, при проведении диагностических и лечебных процедур могут терять сознание, возникают различные вегетососудистые реакции. В общении с таким типом пациентов врач должен обращаться за помощью медицинского психолога, который снимет эмоциональное напряжение и тревогу, что будет способствовать эффективному процессу лечения.

Недоверчивый пациент. Поведение такого пациента отличается повышенным недоверием к деятельности врача и к его личности. Такие пациенты к процессу лечения относятся скептически, с осторожностью. Прежде чем согласиться с врачом, сто раз обдумают, а потом начнут выполнять его рекомендации. Если врач вовремя отличит подозрительность от возможной психопатии, то ему следует, прежде всего, начинать лечение, преодолев барьеры недоверия и отчужденности пациента.

Предложения пациент. Такого типа пациент пытается, чтобы на него обратили внимание, как врачи, так и другие пациенты. Постоянно нуждается в признании того, что он действительно болен, что он испытывает невыносимые муки. Пациент показывает врачу, что он требует особого внимания к своей личности, преувеличивает описания своих жалоб. Во время работы с таким пациентом врач должен предоставить пациенту определенную долю признания его "героизма", устойчивости его характера.

Депрессивный больной. Такой больной подавлен, изолирован от окружающих, отказывается от разговора с другими пациентами и персоналом, плохо раскрывает свой внутренний мир. Он настроен крайне пессимистично, потому что потерял веру в успех лечения и выздоровления. Эффективной советом для врача является его оптимизм, вера в выздоровление пациента, которые имеют для него большое значение; стоит привлекать его к уходу за другими пациентами, выполнения им несложных поручений.

Невротический пациент. Этот тип пациента чрезмерно внимателен к своему здоровью, интересуется анализами всех лабораторных исследований, необоснованно предполагает наличие в себя самых разнообразных заболеваний, читает специальную литературу. При общении с таким пациентом главное - соблюдать дистанцию, то есть «не идти на поводу у пациента», методами убеждения и внушения объяснять важность процесса лечения, который назначен врачом, его эффективности.

Для развития умения общаться с пациентом, в частности психотерапевтического подхода к нему, любому врачу необходимо иметь сведения о своем профессиональном типе поведения.

Разобраться в особенностях своих коммуникативных возможностей, помочь врачу увидеть себя «глазами пациента», дает классификация личности врачей за И. Харди (1973).

Врач-робот. Для его деятельности наиболее характерным является механическое исполнение своих обязанностей. Эти врачи тщательные, хорошо технически квалифицированные, аккуратно выполняют все поручения. Однако, работая четко по инструкции, они не вкладывают в свою работу психологического содержания. Такой врач работает как автомат, пациента он воспринимает как необходимое приложение к инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больными лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Они делают все, выпуская из поля зрения одно - больного. Именно такой врач способен разбудить больного, который спит, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Врач-солдат. Этот тип врача хорошо подан в популярных кинокомедиях. Пациенты уже издалека по походке или громком голосе узнают о нем, быстро пытаются упорядочить свои тумбочки и кровати. Этот врач решительный, бескомпромиссный, настойчивый, мгновенно реагирует на малейшие нарушения "дисциплины". При недостаточной культуре, образовании, невысоком уровне интеллектуального развития такой жесткий "волевой" врач может быть груб и даже агрессивный с пациентами. В благоприятных случаях, если он умный, образованный, с таким решительным характером может стать хорошим воспитателем для молодых коллег.

Врач материнского типа («мать» и «врач»). Он переносит на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсирует в работе их отсутствие. Работа с больными, забота о них - для него неотъемлемое условие жизни. Он хорошо владеет эмпатией, способностью к сопереживанию.

Врач-эксперт. Эго врач - узкий специалист. Благодаря высокой потребности в профессиональном признании проявляет особое любопытство в определенной сфере профессиональной деятельности и гордится значимости в своей отрасли, где иногда даже «затмевает» врача. За профессиональным советом к ним не стесняются обращаться молодые врачи. Иногда люди этого типа становятся фанатами своей узкой деятельности, исключая все другие интересы из своего поля зрения, ничем не интересуются, кроме работы.

«Нервный врач». Этот тип непрофессионального поведения врача не Должен быть в лечебном учреждении и свидетельствует о некачественном профессиональном подборе кадров, об ошибках в работе администрации. Эмоционально неустойчив, вспыльчивый, раздражительный, он постоянно дает невротические реакции, склонен к обсуждению личных проблем и может стать серьезным препятствием в работе медицинского учреждения. «Нервный врач» - это или патологическая личность, или человек, страдающий неврозом. Такие люди часто сами нуждаются в серьезной психотерапевтической помощи и профессионально непригодными для работы с больными.

Врач, который принадлежит к выше перечисленным типам, еще не сформировался или уже сформировался как личность, такое его поведение отмечается неестественностью. Неестественность в общении мешает ему установить контакты с людьми, поэтому такой врач должен сам четко определить свои профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

Таким образом, если в деятельности врача основной принцип – «пациент прежде всего», то планирования и проведения лечебной практики невозможно без умения провести опрос, сформулировать проблемы, спланировать мероприятия и провести обучение пациента навыкам самоухода, а для этого врачи должны непрерывно учиться и совершенствоваться не только в профессиональной подготовке, но и в психологических основах к лечебной деятельности.

PAGE \* MERGEFORMAT14

ОБЩЕНИЕ И МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА