Новелла Ги де Мопассана «Менуэт»


Он, как художник, поставил такие огромные требования,

что писать по старинке сделалось уже невозможным.

А. П. Чехов

Урок начинается с показа слайдов с дворцами и парками Версаля, репродукциями картин Ватто. Звучит менуэт.

Учитель. Музыка приближает нас к тому времени, о котором мы будем говорить, к героям новеллы Мопассана, в характерах которых попытаемся разобраться. В новелле звучит ностальгия по исчезнувшему Парижу, щемящее чувство грусти по невосполнимым потерям. Писатель создаёт драматическое повествование о том времени, свидетелем которого он уже не стал, о тех уголках любимого города, что он не увидел. Новелла написана в 1882 году. Ещё не поднялась над столицей Франции Эйфелева башня, давившая на писателя своей “металлической пошлостью”, но предчувствие гибели хрупкого, гармоничного постоянно с Мопассаном. Каково ваше впечатление от новеллы? Что вас удивило, поразило? Смогли вы определить время действия?

Историческая справка (индивидуальное задание)

Людовик XV — правнук короля Людовика XIV — короля-Солнца, вступил на престол в пятилетнем возрасте и находился на троне почти шестьдесят лет. Его правление привело Францию к разорению, поражению в Семилетней войне, потерям колоний. Он занимался исключительно своими чувствами, окружал себя красивыми женщинами, давал балы, обожал охоту. Имел десять детей, из них только одного сына, будущего короля Франции, казнённого по решению Конвента. Людовику XIV приписывают известное изречение: “После нас хоть потоп”. И тем не менее именно его французы называли Возлюбленным. Людовик правил с 1715 по 1774 год. Значит, старик танцовщик мог родиться где-то около 1750 года. Предположим, что ему на момент встречи было около семидесяти лет, значит, встреча состоялась в начале 20-х годов XIX века. Рассказчику в момент повествования пятьдесят лет; возможно, Жан Бридель рассказывает о поразившем его случае около 1850 года. Это год рождения самого Мопассана.

Учитель. Каков характер новеллы? (Лирическая, психологическая, философская.) Какова композиция новеллы? (Рассказ в рассказе. Жан Бридель, который слывёт скептиком, рассказывает об одной встрече, оставившей в душе его “скорбный след” на всю жизнь.) Жан “слывёт скептиком”, но так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

Проанализируем вступление, где рассказчик размышляет о том, что оставляет в нашей душе след, от которого невозможно освободиться.

Работа с текстом по парам. Учащиеся представляют задание в диалоге.

Учитель. Жан Бридель предполагает, что люди не поймут того чувства, которое осталось у него от этих мимолётных впечатлений. Почему он уверен в этом? Постараемся понять его. Создадим психологическую характеристику рассказчика. Почему наш герой одинок? Почему он предполагает, что никто не помнит сада, который давал ему величайшее наслаждение?

Задания по группам

Проанализируйте описание сада, определите роль художественных средств. Сравните описание сада в переводе двух авторов (А. Фёдорова и А. Чеботаревской). Для чего в описании дан абзац о пчёлах?

Учитель. Обратимся к образу старичка. Каков его портрет? Можем ли мы дать ему однозначную оценку? Составьте таблицу деталей портрета. Каково состояние юноши во время увиденного танца? Сравните два описания танца: у Мопассана и Пушкина (из «Евгения Онегина»).

(Ответы учащихся.)

Учитель. Чем был сад для танцмейстера и его жены? Есть ли разница в отношении к саду молодого человека и пожилой пары, в чём? Символом, выражением галантного века, ушедшего в небытие, стал менуэт, король танцев и танец королей, с которыми Франция распростилась навсегда. Послушаем рассказ об этом танце.

Музыкальная справка о менуэте (индивидуальное задание)

Менуэт — от menu (франц.) — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг — старинный французский народный танец, при Людовике XIV стал придворным танцем. В менуэте было много приветствий, поклонов, реверансов как партнёров друг другу, так и зрителям. Первым создал музыку менуэта для двора Люли, затем Рамо, Глюк, сочиняли менуэты Гендель и Бах.

Учитель. В новелле показаны два танца. Первый танцует старичок, второй — пара, объясняющая языком танца, что такое менуэт. Почему рассказчику хотелось смеяться и в то же время плакать? Менуэт становится символом потерь. Уходят не только молодость, традиции, уходит Париж. Эта новелла — плач по Парижу, который остался только на полотнах старых мастеров, в музыке, литературе. Почему в конце новеллы столько вопросов? Скорбный конец, но почему рассказчик спрашивает: “Вам это, вероятно, покажется смешным?”

Вернёмся к началу урока. Согласны ли вы, что наш рассказчик — скептик?

Домашнее задание

Может ли новелла «Менуэт» быть иллюстрацией к эпиграфу урока? Напишите небольшое эссе «Хочу увидеть (современный, старинный) Париж».

Людмила Персанова,

Руководитель Чеховского клуба Любучанской средней школы