Обеспечение информационной безопасности

ЛЕКЦИЯ № 8

Тема лекции: Обеспечение информационной безопасности.

Цель лекции: ознакомить с существующими информационными опасностями и дать рекомендации уменьшению их воздействия на человека.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Информационные войны.
  2. Информационно–психологические опасности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Пиндсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.
  2. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. – 416 с.
  3. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. // Под. ред. проф. Р. М. Полоникова. СПб.: Издательство «Анатолия», 1998. – 490 с.
  4. Маньков В. Д. Безопасность жизни и деятельности. Часть I. Безопасность общества и человека в современном мире: Учеб. пособие для ВУЗов.– СПб: Политехника, 2005. – 500 с., ил.

Перечень наглядных пособий и технических средств:

1. Плакат 8.1. Классификация информационных систем.

2. Плакат.8.2. Типовая стратегия информационной войны.


При рассмотрении жизни общества на исторически длительных интервалах времени (сотни и более лет) с позиций Общей теории управления можно выделить шесть уровней обобщенных средств управления обществом. Уровни средств управления связаны непосредственно с воздействием на общество, в том числе и при помощи войн: информационных и с применением оружия уничтожения (рис. ).

Одна страна может быть завоевана другой силою оружия. Это оружие шестого уровня управления, главным образом силового воздействия, оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей и материально–технические объекты цивилизации. Однако, еще древние экстремисты поняли, что, как быстро завоевал другую страну на шестом уровне, также быстро можешь получить и ответ. При этом нет гарантии своей полной защищенности, кроме того, подневольный труд требует контроля и не эффективен. Поэтому способы агрессии совершенствовались, при этом цель оставалась прежней – захват ресурсов других стран.

Так было «изобретено» оружие пятого уровня управления – оружие геноцида. Средства геноцида уже поражают не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития или культурного наследия предков: ядерный шантаж – угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, применение некоторых медикаментов; потенциальной опасностью являются «генная инженерия» и «биотехнологии». С использованием оружия пятого уровня была порабощена Америка, теперь индейцы в собственной стране живут в резервациях. Самое древнее оружие геноцида – это алкоголь. Россия в настоящее время подвергается алкогольному воздействию и другим видам оружия геноцида.

Однако, при высоких моральных и духовных качествах и высоком самосознании народа оружие пятого уровня не срабатывает.

Более устойчивый результат воздействия на противоборствующую сторону можно осуществить на четвертом уровне управления – экономическом. Экономические процессы – как средство воздействия, подчиненные чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), являются предельно обобщенным видом информации экономического характера. Воздействие на четвёртом уровне дает еще более устойчивые результаты во времени. Даются в долг денежные средства сегодня под определенный процент, а расплачиваться будут потомки ресурсами своей страны, своего народа. Кредитно–финансовую систему устраивают так, что отдать долг практически невозможно.

Начиная с третьего уровня управления обществом воздействия носят информационный характер. Это информация факто–описательного характера – описание частных процессов и их взаимосвязей, к которым относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки. С помощью идеологии осуществляется обработка сознания людей для того, чтобы люди не смогли разобраться, не имели достоверной информации, что же происходит на шестом, пятом и четвертом уровнях управления.

Следующие уровни управления являются высшими и носят исключительно информационный характер. Второй уровень управления представляет собой информацию летописного, хронологического характера всех отраслей культуры и всех отраслей знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли культуры в целом и отрасли знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением на основе чувства меры, она позволяет выделять частные процессы, воспринимая «хаотичный» поток фактов и явлений через мировоззренческое «сито» – субъективную человеческую меру распознавания. Таким образом, утаивая и искажая информацию исторического характера, возможно определенное влияние на общество, на развитие определенных процессов в нем. Владеющий этой информацией, может видеть с позиций первого уровня управления, направленность всех процессов, направленность «общего хода вещей», тенденцию того или иного процесса.

На первом уровне управления обществом используется информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую, люди строят индивидуально и общественно свои «стандартные автоматизмы» распознавания частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своем восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутри сознательное полновластие.

Используя военную терминологию, можно сказать, что владение указанной информацией позволяет «правильно оценивать обстановку и принимать правильные решения». Соответственно, кто не владеет этим, тот не может «правильно оценивать» и «правильно принимать решения».

Информационная война не есть детище сегодняшнего дня. Многие приёмы информационного воздействия возникли тысячи лет назад вместе с появлением информационных самообучающихся систем – история обучения человечества – это и есть своего рода постоянные информационные войны.

При этом вполне естественно, что с повышением способности информационных систем к обучению, акцент будет всё более и более смещаться в сторону применения не огнестрельного оружия, а информационного: если систему дешевле уничтожить и создать заново в нужном виде, чем переучить, то её уничтожают; если же проще переучить, то её переучивают. И чем лучше развиты информационные технологии, позволяющие переучивать (перепрограммировать), тем дешевле и эффективнее их применение.

1. Информационные войны

Под информационной системой будем понимать систему, осуществляющую: получение входных данных, обработку этих данных и (или) изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей – отношений); выдачу результатов либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей – отношений).

Простой информационной системой называется система, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимно непротиворечивым множеством аксиом.

Сложной информационной системой назовём систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порождёнными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимно противоречивые правила и цели.

Взаимодействие элементов (в том числе и информационное противодействие) осуществляется через протоколы информационно–логического обмена между ними, средства и технологии их практической реализации.

Протокол информационно–логического взаимодействия для элементов социального пространства нашёл своё воплощение в естественном языке каждого народа.

Использование того или иного языкового подмножества языка во многом определяет информационные возможности различных групп населения.

Основными средствами корректировки протоколов информационно–логического взаимодействия для социального пространства сегодня стали средства массовой информации (СМИ).

В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию (плак.8.1) этих систем:

– класс А – системы с неизменным внутренним состоянием;

– класс В – системы с изменяющимся внутренним состоянием.

В свою очередь, в классе В можно выделить следующие подклассы:

– подкласс 1 – системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.д.), которые используются в процессе обработки входной информации;

– подкласс 2 – системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм, настраивается на условия применения; настройка осуществляется путём либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов;

– подкласс 3 – системы с самомодифицирующейся целью и, соответственно, с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов.

Необходимо иметь в виду, что классификация, представленная на плак.8.1, должна восприниматься с определенной долей условности.

Плакат 8.1. Классификация информационных систем


Например, старинный классический телеграфный аппарат является в большей мере механической системой, которая осуществляет обработку входных данных и возвращающейся в исходное состояние по окончании обработки (класс А). Однако будучи оснащен процессором с памятью и алгоритмом для восстановления искаженных данных, поддерживающим несколько уровней протоколов информационно–логического взаимодействия, он вместе с подобными аппаратами уже переходит в разряд систем передачи данных (класс В).

То же можно сказать и про автоматизированные информационно–поисковые системы; в зависимости от реализации они могут быть отнесены к системам, как первого подкласса, так и второго.

Системы управления также различаются не только по своим функциональным и потенциальным возможностям, но и по способам реализации.

Между указанными информационными системами могут вестись войны. Информационная война между двумя информационными системами – это открытые и скрытые информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Информационное воздействие осуществляется с применением информационного оружия, т.е. таких средств, которые позволяют осуществлять с передаваемой, обрабатываемой, создаваемой, уничтожаемой и воспринимаемой информацией задуманные действия.

Для систем подкласса 3 можно сформулировать определение информационной войны более конкретно.

Информационная война – это война с целью захвата сырьевых, энергетических, людских ресурсов другой страны с использованием высших уровней (идеологического, хронологического, методологического) обобщенных средств управления обществом.

При ведении информационной войны в общественное сознание народа страны – жертвы агрессии целенаправленно внедряются такие ложные представления об окружающем мире, которые позволяют агрессору в дальнейшем свободно манипулировать как правительством, так и народом этой страны и осуществлять захват необходимых ресурсов, практически не встречая никакого сопротивления, т.е. без вооруженного столкновения обычного типа.

Информационные войны ведутся между центрами концентрации управления информационными столкновениями, лишь иногда переходя в войны с применением оружия.

Агрессия осуществляется методом «культурного сотрудничества», через управляющую «элиту» страны – жертвы агрессии, которая в меру своего понимания думает, может быть даже искренне, что работает на свой народ, а в меру непонимания общего хода вещей является, по сути, марионеткой в руках агрессора, выполняя его планы.

В результате такой агрессии у народа изменяется собственное сознание:

– разрушается целостное восприятие окружающего мира, разрывается связь с окружающей средой и идет формирование фрагментарного, частичного, калейдоскопического сознания, легко поддающегося манипулированию извне, через подсознание;

– рушится историческое самосознание, реальная история народа подменяется ложными мифами, целостный исторический процесс разрывается на части, которые противопоставляются друг другу;

– нормальные потребности человека в пище, одежде, жилище и т.д. подменяется потребностью в деньгах, которая культивируется и доводится до страсти, тем самым, обеспечивая зависимость населения от тех, кто владеет финансовой системой;

– культивируются низменные инстинкты, подрывающие физическое, психологическое здоровье человека и разрушающие генофонд нации.

Что же касается кибернетического пространства, то его возникновение и ознаменовало собой начало эпохи информационных войн.

Именно для кибернетических систем наработаны соответствующие средства, именуемые «информационным оружием». Именно в кибернетическом пространстве, используя это оружие, можно добиваться определенных побед.

Поэтому, если быть точным, то, говоря о современной информационной войне технических систем, следует употреблять термины кибернетическая война и кибернетическое оружие.

Для технических систем самый простой пример кибернетической войны выглядит следующим образом. Компьютерная программа получает на вход значения двух переменных и делит первое на второе. Понятно, что если злоумышленник подсунет в качестве значения второй переменной ноль, то результат может быть самым неожиданным, что при определенных условиях приведет к гибели всей ранее накопленной информации.

Системы целенаправленного сбора информации и контроля за объектами в режиме реального времени выводятся из строя путем создания перегрузок, например, космическая техника, особенно базирующаяся на геостационарной орбите, совершенно неремонтопригодна, не может быть оперативно заменена и очень уязвима к воздействию современных средств радиоэлектронного подавления (РЭП).

Дело в том, что приемное устройство связных и разведывательных спутников выполнено очень чувствительными (детекторы «МАГНУМ» засекают сигналы, начиная с 10–14 Вт) и защищены только от помех или перегрузок, сравнимых по длительности с продолжительностью полезных сигналов.

Мощное мегаваттное воздействие с поверхности Земли, произведенное самодельными средствами РЭБ на нужной частоте, неизбежно приведет к потере приемного устройства спутника, а следовательно, к выводу из строя всего канала связи.

В основе приемов информационного воздействия лежит перепрограммирование информационных систем. Перепрограммировать информационную систему – это значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.

Определить цель перепрограммирования – это значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны быть «понимающими» друг друга.

Вот как формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для «народа». Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря Windows занялась во второй половине 1992 г. с беспрецедентного кругосветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес–встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на повышения качества программных продуктов. Поэтому с приходом Windows началась резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Microsoft является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации.

Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования – это значит заставить информационную систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т.е. глазами эталона.

Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем?

Безусловно. Для этого достаточно не воспринимать те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплён законодательно.

Когда в 70–ые гг., когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» её, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работающих со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино–, фото–, видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи.

Анализируя информационный аспект военных действий в Чечне в 95 году, становится, как был реализован способ перепрограммирования информационной системы на практике.

В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80 % всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60 %. Оставшиеся 20 % НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей–чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести».

Просмотр публикаций таких газет, как «Московский Комсомолец» и «Известия», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и её действия в Чечне.

Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, с целью проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее».

Все виды информационного воздействия на информационную систему можно попробовать классифицировать еще и следующим образом:

– входные данные – «сухие» факты;

– входные данные – логически обоснованные выводы;

– входные данные – эмоционально окрашенные утверждения.

Ощущения, являясь критерием субъективной достоверности в процессе познания, могут быть присущи только самообучающейся информационной системе класса В, для которой они выступают, как рычаг управления субъектом и массами людей. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой возможность тех или иных утверждений.

Например, диктор телевидения, монотонно сообщает факты о результатах поездок по стране кандидатов в президенты. При этом, не искажая факты, говоря об одном из них, он подкрепляет свои слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, он сияет от счастья. В результате у зрителей скрытно от них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что–то (даже совсем нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы в прессе. Текст сообщения содержит «голые» факты, к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала.

Сложившиеся стереотипы поведения – это то пространство действий, в котором конкретная система наиболее эффективно способна противостоять внешним, известным системе угрозам. Естественно, что для каждой системы именно её собственные привычки и являются её достоинством. Они во многом определяют данную систему, так как обеспечивали и обеспечивают её существование. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам, особенно уже сформированным, неизбежно будет ослаблять последних.

Из выше изложенного можно предложить общую схему стратегии информационной войны (плак.8.2).

Приведенная схема, безусловно, не отражает всех возможных подходов и приемов к организации и проведению операций по информационному воздействию. Ум человеческий более изощрен, чем любая возможная проекция генерируемых им мыслей в плоскость практических алгоритмов.

В типовую стратегию включено лишь то, что вытекает из доказанных ранее теорем, утверждений и следствий. Отсюда следует: если информационная система обнаруживает воздействие против себя комплекса приемов схемы плак.8.2, то это означает, скорее всего, что данная информационная система находится в состоянии информационной войны.

Что может собой представлять конкретный алгоритм информационной войны с конкретным противником? Очень похожая на приведенный выше побеждающий алгоритм схема действий на примере информационной войны Запада с Советским Союзом.

Для изучения индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей «базовых элементов» СССР на Западе была создана целая наука со своими служителями – Кремлинология.

«…Можно признать как факт, что Запад в восьмидесятые годы начал во все усиливающейся степени манипулировать высшим советским руководством.

Плакат.8.2. Типовая стратегия информационной войны

…Кремлинологи самым дотошным образом изучали аппарат ЦК. И не только изучали, а оказывали на партийных руководителей влияние. Как? Через средства массовой информации. Через помощников, советников.

…Кремлинологи изучили ситуацию в высшем советском руководстве еще при Брежневе. Андропов и Черненко были больны, долго прожить не могли. Так что главную роль так или иначе предстояло сыграть кому–то из двух – Романову или Горбачеву. Изучив досконально качества того и другого, в соответствующих службах Запада решили устранить Романова и расчистить путь Горбачеву.

…В средствах массовой информации была изобретена и пущена в ход клевета на Романова (будто он на свадьбу дочери приказал принести драгоценный сервиз из Зимнего дворца), и началась его всяческая дискредитация.

…Причем изобретатели клеветы были уверены, что «соратники» Романова его не защитят. Так оно и случилось. Даже Андропов, считавшийся другом Романова, не принял мер, чтобы опровергнуть клевету. Мол, не стоит на такой пустяк реагировать. А между тем это был не пустяк, а начало крупномасштабной операции с далеко идущими последствиями.

…Возьмите теперь сами выборы Генсека. В том, что они были явно частью операции соответствующих служб США, даже на Западе многие хорошо понимали. Все было подстроено умышленно так, что выбирало всего 8 человек. Задержали под каким–то предлогом вылет из США члена Политбюро Щербицкого, который проголосовал бы против Горбачева. Не сообщили о выборах другому члену Политбюро, находившемуся в отпуске. Это был сам Романов, который тоже наверняка проголосовал бы против Горбачева. Если бы хотя бы эти двое голосовали, Горбачев не стал бы Генсеком, – он ведь прошел с перевесом в один голос.».

Причем, что интересно, подобный алгоритм целенаправленного информационного воздействия, можно сказать, в зачаточном прообразе сегодняшней информационной войны был изложен почти сто лет назад в документе под названием «Протоколы собраний Сионских мудрецов». Не вдаваясь в споры о причинах и источнике данного документа, необходимо отметить, что его автора бесспорно следует назвать первым серьезным теоретиком в области построения типовых тактик и стратегий ведения информационных войн.

В названном документе можно прочитать следующее:

«Чтобы привести наш план к требуемому результату, мы будем подстраивать выборы таких президентов, у которых в прошлом есть какое–нибудь нераскрытое, темное дело, какая–нибудь «панама» – тогда они будут верными исполнителями наших предписаний из боязни разоблачений и из свойственного всякому человеку, достигшему власти, стремления удержать за собою привилегии, преимущества и почет, связанный со званием президента» (Протокол 10).

«В руках современных государств имеется великая сила, создающая движение мысли в народе – это пресса» (Протокол 2).

«Ни одно оповещение не будет проникать в общество без нашего контроля. Это и теперь уже нами достигается тем, что все новости получаются несколькими агентствами, в которых они централизуются со всех концов света. Эти агентства будут тогда уже всецело нашими учреждениями и будут оглашать только то, что мы им предпишем.

...Каждый пожелавший быть издателем, библиотекарем или типографщиком будет вынужден добыть на это дело установленный диплом, который, в случае провинности, немедленно же будет отобран» (Протокол 12).

«Вы говорите, что на нас поднимутся с оружием в руках, если раскусят в чем дело раньше времени; но для этого у нас в запасе есть такой терроризующий маневр, что самые храбрые души дрогнут: метрополитеновые подземные ходы – коридоры будут к тому времени проведены во всех столицах, откуда они будут взорваны со всеми своими организациями и документами стран» (Протокол 9).

Кратко и точно в «Протоколах ... » сказано практически обо всех аспектах информационной войны:

– система управления (контроль властных структур);

– средства перепрограммирования населения (средства массовой информации);

– терроризм;

– экономические войны;

– средства экономического управления;

– финансовая программа (Протокол 20);

– всеобщее голосование и т.д.

Данные протоколы носят методический характер. Они составлены так, что их может использовать любой, понимающий значимость тайной войны, – и совсем не обязательно ограничивать их применение только мудрецами и только тем далеким временем. С точки зрения значимости для теории информационной войны, данные протоколы, наверное, в чём–то аналогичны первым робким исследованиям по теории ядерного оружия, кстати, относящимся примерно к тому же времени.

Описанный алгоритм существовал века. В настоящее время изменились многие методы и приемы; они получили научное обоснование. Возникли целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся: социология, психоанализ, теория рекламы, суггестология, NL –программирование, дианетика и т.п. Получил свое теоретическое обоснование гипноз, и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и на целые человеческие общества.

Всего этого еще не было даже в прошлом веке – не было достаточно эффективных средств массовой информации, не было научно обоснованных алгоритмов управления социумом.

Потому что, еще раз повторим, информационное оружие – это, прежде всего алгоритм. Применить информационное оружие – это значит так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определённые алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов.

Имеющаяся на сегодняшний день теория алгоритмов позволяет объяснить, каким образом может осуществляться автоматическое написание программ для определённых предметных областей.

В настоящее время в США созданы и приняты на вооружение различные системы информационного оружия (ИНФОР). Эти системы ИНФОР по предназначению и сферам (объектам) воздействия можно условно подразделить на три вида (класса).

ИНФОР–1 – нарушающее и парализующее информационные системы и сети, обеспечивающие функционирование органов управления государственных и военных объектов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, банков и других учреждений. К этому классу ИНФОР относятся «компьютерные вирусы», логические бомбы и другие средства. По оценкам западных специалистов, вероятность восстановления нарушенных функций таких систем, в частности: систем раннего предупреждения; СПРН (систем предупреждения о ракетном нападении); систем управления ПРО, довольно низкая. Целенаправленное вторжение в их работу может иметь особо тяжелые последствия.

ИНФОР–2 – оказывающее психологическое воздействие, влияние на психику людей, позволяющее управлять их поведением. Имеются также сообщения о так называемом «вирусе № 666», который обладает способностью губительно воздействовать на «психофизиологическое состояние» оператора ЭВМ. Этот вирус–убийца выдает на экран особую цветовую композицию, погружающую человека в своеобразный гипнотический транс и вызывающий у него такое подсознательное восприятие, которое меняет функционирование сердечнососудистой системы вплоть до блокировки сосудов головного мозга.

В настоящее время ведется внедрение нового поколения оружия ИНФОР–3, возможности которого держатся в секрете. Однако, можно предположить, что по результатам своего воздействия оно будет более эффективно и разрушительно.

Информационное оружие, созданное в США в результате крупного технологического прорыва, вполне способствует его материализации на обозримое будущее. Экономичность информационного оружия, позволяет, с одной стороны, сокращать в определенной мере военный бюджет, а с другой – создавать высокоэффективное оружие XXI века, применение которого сулит многообещающие результаты.

Процессы, проходящие в последнее время в общественной жизни России, явно свидетельствуют о ведении целенаправленного информационного воздействия на общество в целом.

Зная алгоритмы воздействия на индивидуум, можно достаточно точно описать алгоритм информационного воздействия на общество в целом.

Процесс наведения внушаемого состояния на отдельное общество мог бы, наверное, выглядеть следующим образом:

– расслабить общество – внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);

– заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие–то иные мысли или ощущения, например, акцентировать средства массовой информации исключительно на какой–то одном направлении общественного развития, например западного, исключив любой другой опыт: Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс переориентация общественного сознания);

– заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);

– сосредоточить внимание общества на каком–то предмете, помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

– постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествлённости, которыми характеризуется нормальное состояние общества);

– средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние — это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).

Приведенный алгоритм в общих чертах отражает работу средств массовой информации в России времен 1990 – 1997 гг.

В заключение можно сказать, что время информационных и экономических войн пришло еще и потому, что сегодняшнему миру уже не свойственен дефицит информации и промышленных товаров, наоборот, его отличает именно их избыток. А это значит, что, как и в случае информационной войны, когда система больше должна думать не о защите информации, а о защите от информации и продвижении своего видения мира, так и в условиях экономической войны речь должна идти о защите от чужих товаров и навязывании своих.


2. Информационно–психологические опасности

Способы информационно–психологического воздействия на человека известны с глубокой древности, но они всегда держались в глубоком секрете. В наше время многие психотехники получили широкую гласность, что позволяет увидеть возможные воздействия, зная определённые приёмы и алгоритм их реализации.

Любое воздействие извне может содержать: факты, правила, вопросы. В зависимости от состояния системы эти факты, правила, вопросы (цели) представляют собой либо целенаправленное воздействие (идет процесс обучения: как держать ложку, как произносить звук «ом» и т.п.), либо хаос (полученные факты делают известную ранее теорию неверной, или на вход поступило правило, противоречащее имеющемуся), либо являются невидимыми (мимо пролетела летающая тарелка, которой в модели восприятия мира системы в принципе быть не может, поэтому система её не видит).

Вполне возможно, что особенности той или иной системы полностью определяются соотношением в ней и для нее во входных данных целенаправленного, хаотического и невидимого воздействия.

Теперь представим себе пациента, который пришел на прием к психотерапевту. Причина в том, что что–то у этого пациента в его понимании или поведении не так как у всех. Чтобы выяснить, что именно не так, необходимо знать правила, которыми данный пациент руководствуется.

Как узнать эти правила?

С помощью вопросов.

Как изменить его модель мира, если она нуждается в изменении?

Изменить модель мира – это значит изменить множество правил, на которых она базируется.

Изменить правила – это значит либо скорректировать имеющиеся, либо навязать новые.

Скорректировать правило – это значит разрушить его на отдельные или взаимосвязанные факты и вопросы, а затем собрать заново, но уже несколько в ином составе.

Навязать правило – это значит упорно подавать его на вход системы, типа навязчивой рекламы: «Пейте дети молоко – будете здоровы».

При этом надо помнить, что просто так взять и навязать новое правило можно только тогда, когда это правило как–то связано со всем остальным знанием пациента и, по крайней мере, не противоречит ему. В противном случае оно может быть либо невидимо, либо неприемлемо.

Таким образом, просматриваются два направления изменения модели мира:

– грубое навязывание «правильных» правил;

– целенаправленная корректировка существующих.

Корректировка существующего правила предполагает следующие два этапа:

– разрушение «мешающих» правил. Это желательно сделать еще и для увеличения «строительного материала»;

– создание правила из имеющегося в распоряжении системы материала.

Для того, чтобы разрушить имеющееся правило, на вход системы должны быть поданы факты и вопросы, противоречащие этому правилу. При этом истинность их не важна, если, конечно, пациент не способен осуществить проверку.

Подобные факты разрушают существующую модель мира, являя собой образец хаотического воздействия, – количество фактов и вопросов возрастает, число правил сокращается.

После того, как модель претерпит значительное разрушение, наступает время формирования из обломков новых правил. Это достигается благодаря подаче на вход системы определенным образом скомпонованных вопросов и правил.

Таким образом, придуманные факты разрушают старые правила, заданные вопросы создают новые. Изложенный выше подход изменения модели мира называют принципом корректировки правил.

В условиях, когда вопросы и факты, составляющие целенаправленное информационное воздействие на перепрограммирование системы, поступают в нее с потоком любых других вопросов, фактов и правил, можно говорить о скрытом целенаправленном информационном воздействии.

Подобного рода воздействия называют суггестивным шумом.

Каждая информационная система постоянно живет в потоке суггестивного шума. И даже если этот входной поток один и тот же для всех, то все равно для каждой системы он индивидуален и неповторим, потому что каждая система воспринимает его, исходя из собственных возможностей по осмыслению и собственной структуры знания. Любая система, даже не осознавая этого, постоянно занята криптоанализом, выделяя из входного потока понятные только ей события и расшифровывая таким образом окружающий мир.

У каждой информационной самообучающейся системы есть своя криптограмма, свой индивидуальный криптографический ключ, составляющий сущность системы, и свой результат, представляющий собой индивидуальный и неповторимый мир.

Рассмотрим более подробно перепрограммирование информационных систем потоком входных данных. Различные религиозные учения изложенный выше принцип, принцип корректировки правил, использовали для распространения своих теорий или, говоря современным языком, для информационной иоздействия.

Начнем с одного из древнейших учений – учение Будды. При этом не будем вдаваться в сущность самого учения, а остановимся исключительно на технологии его распространении.

Исследователи буддизма, как правило, среди причин популярности учения отмечают его доступность простому народу (язык), направленность на жизнь простых людей, гуманизм, открытость для представителей любых каст. Однако все названное более относится к самому учению, а подобных учений в то время было немало, и не объясняет почему учение находило для себя носителей среди стольких поколений людей.

Чтобы любое знание способно было уцелеть в веках, для него должна быть создана соответствующая ему структура из его носителей. Именно этим путем и шло учение Будды. Вернувшись к людям и занявшись пропагандистской деятельностью, он столкнулся с полным неприятием – один против всех. Места для него не было, окружающий мир и ученики уже были поделены философами. Наличие учеников – это наличие определенной структуры, определенной «жизненной силы» того или иного знания.

Для того, чтобы внести в мир новое знание, требуется внести в мир носителей этого знания. Осознав это, Будда подается в ученики к аскету Касьяпе, у которого в то время было более шестисот последователей. Начинается кропотливая корректировка модели мира аскета Касьяпы. Столкнулись две модели, и одна из них поглотила другую, включив структуру ее носителей в себя. После того, как Касьяпа принял истинность учения Будды, за ним потянулись и все его ученики.

Теперь Будда уже был не один. Структура, элементами которой стали обращенные ученики, получила возможность наращивать «кожу» в виде различных уточнений классического буддизма, доработок, обоснований.

Основатель Христианства пробыл на земле очень короткое время, но сделал очень и очень много. Из всех известных человечеству учителей уроки Иисуса были самыми эффективными.

Как проводились уроки лучше всего демонстрируется Новым заветом.

1. Входные данные, рассказывающие об одном и том же явлении, поступают из различных источников (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна и др.), т.е. их всегда можно сопоставить. При этом выяснится, что они совпадают чуть ли не до слова. С точки зрения современного информационного аналитика все сделано чрезвычайно грамотно.

2. Осуществляется обязательная предварительная подготовка общественного мнения перед любой серьезной информационной атакой:

– «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн. Гл. 1);

– «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лука. Гл.10).

3. Входные данные, которыми Иисус корректирует модель мира окружающих его, включают:

– факты–чудеса, подтвержденные различными источниками, которые более всего способствуют разрушению предшествующих информационных моделей:

«Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лука. Гл.5);

«...Но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лука. Гл. 8).

«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

И ели и насытились все: и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лука. Гл. 9);

– вопросы (цели), заставляющие думать о житие:

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»;

– готовые правила о том, как надо себя вести, для тех, кто сам не додумается:

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лука. Гл. 6).

4. В речь Иисуса периодически вкраплены явные угрозы, направленные на сомневающихся:

«А кто отвергнет Меня перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет худое слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лука. Гл.12);

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете» (Лука. Гл. 13).

Любая корректировка модели мира начинается с вопроса. Вопрос позволяет уточнить эту модель, факт – разрушить, и вопрос уже заново складывает из обломков новую модель мира.

В настоящее время у граждан России и бывшего СССР производится корректировка модели мира, навязываются новые взгляды и стереотипы поведения. Частично эта задача решается с помощью сети Интернет и современных информационных технологий.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы скрытого манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно, в частности, за средствами массовой информации закрепилось сегодня понятие четвертой власти.

Не случайным является также появление и развитие на стыке информационной и социальной безопасности нового междисциплинарного направления в проблеме безопасности – информационно–психологической безопасности.

К числу новых форм «скрытого» воздействия на сознание (психику) можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т.д.

В настоящее время разработано новое научное направление – компьютерные психотехнологии, которые преимущественно развиваются в России и США. Группа московских ученых разработала и уже практикует новый метод, позволяющий так глубоко проникнуть в тайники сознания, как Фрейду и не снилось. В перспективе изобретение компьютерного психоанализа, что может стать страшнее и мощнее изобретения атомной бомбы, потому что оно способно контролировать сознание. С американцами подписано соглашение о сотрудничестве, для того чтобы эти технологии не ушли в третьи страны.

С помощью компьютерного психосоматического анализа определяется, что нарушено в психике и почему, и проводится корректировка.

Компьютерные технологии позволяют направленно воздействовать на группу людей, а с помощью психокоррекции и на массы людей.

Выше указывалось о создании «вируса № 666», с помощью которого можно физически «убирать» «неугодных», работающих с ЭВМ.

Наше общество в последние годы открыто для различных религиозных конфессий, учений, сект и т.д., что позволяет лидерам указанных сообществ манипулировать сознанием людей.

Было установлено, что все процессы в организме человека подчиняются мозгу, а ключом к мозгу человека является состояние транса.

Поэтому стало ясно, что всем, кто хочет влиять на человека, необходимо изучить искусство погружения людей в трансовое состояние.

В обычной обстановке на человека сильнее воздействуют внешняя и внутренняя среда.

Человек испытывает внушения со стороны окружающей среды (обстоятельства жизни, люди, друзья, врачи), окружающих предметов (камни, телевизор), собственных мыслей, настроения и т.д.

Рассмотрим коротко некоторые закономерности внушающего воздействия одного человека на другого.

Наиболее эффективным является мысленное силовое внушение через бессознательное. В этом случае сознание обучающего и ученика (выступающего и слушающего) переводится в особый режим работы по специальной психотехнике. Для этого организуют группы (секты) духовного роста, буддизма и т.д., в которых обучают указанным психотехникам, а затем производится внушение, наиболее яркими являются Белое братство и Аум Сенрюко. В случае, когда ученик или группа слушателей не владеют необходимой психотехникой, при помощи специальных приёмов психологического воздействия добиваются у них заторможенного, максимально суженного сознания.

Наличие суженного сознания отмечается у астеников, у некоторых глубоко религиозных и суеверных людей, у лиц, ослабленных соматическими заболеваниями и др., а также у лиц, находящихся в удобной, располагающей ко сну позе, особенно если усилить эффект вызыванием чувства глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, спокойного дыхания, сопровождаемого мерным звуком, утомлением глаз и т.д. Способствует сужению сознания и утомление, наступающее в вечернее время, а также пасмурная или дождливая погода, слабая освещенность (полумрак или свет синей лампы).

Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль.

Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного человека или целой группы людей. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем восприятия.

Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально–смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые слова внушающий произносит четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.

Классическим примером эффективного внушения может служить манера древнерусских жрецов произносить заклинания.

Непрямое внушение с отставным эффектом сильнее прямого, если внушаемые представления или действия не встречают сопротивления или даже поддерживаются и усиливаются слушающим благодаря его опыту.

Внушаемость выше у детей в возрасте 6 – 12 лет, особенно у девочек, причем внушающее воздействие будет сильнее, если оно усилено уже имеющимися представлениями. При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представлениям, которые приняты или желательны для данного ученика. И, кроме того, чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика личность обучающего.

Природа феномена внушаемости лежит в предсоциальной жизни древнего человека (архантропа), который унаследовал свою биологическую зависимость от стадного чувства и чувства автоматического подчинения более опытному вожаку в стаде предлюдей, которые жили обычно по 20 – 30 особей с жестко установленным вожаком.

Действенности внушения служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности и подлинности, для чего постоянно делают ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводят яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т.д.

Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость. Внушение через чувства сильнее, чем через логические умозаключения.

Внушение намного эффективнее, когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей. Причем, если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена, то внушение более действенно.

Таким образом, внушаемость в группе повышается, и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость и подражание, особенно если в группу внедрены «специальные» люди. В большой массе людей происходит психологическое заражение, причем признаки внушаемых ощущений ярче, когда именно однородные ожидания достигают крайнего напряжения. При коллективном внушении внушаемость отдельного человека часто больше зависит от реакции коллектива на оказываемые воздействия, чем от его собственных психофизиологических способностей.

Общность однородных переживаний большинства людей в аудитории обладает сильным дополнительным внушающим зарядом, причем психическое заражение усиливается, если оно переплетается с подражанием, особенно когда аудитория сама становится участником опытов. Сила внушения в этом случае увеличивается за счет естественного проявления телесных различных явлений – пульсации сосудов в височных областях, сердцебиения, ощущения жжения в кистях рук, тепло магнитного поля и т.д., особенно если внушающий специально указывает на эти признаки, как подтверждающие цель внушения.

Повышает внушаемость аудитории и специально подстроенный «неумный вопрос–сомнение», и убедительный «умный ответ» с фактической демонстрацией 100 % доказательства, а также привнесение в психотехнику внушения элементов тайны или чуда.

Так, иногда сообщение о мистических, чудесных фактах биографии и родословной внушающего лица усиливает его воздействие на аудиторию.

Правильное построение информации, позволяющее лучше ее понимать и усваивать, повышает ее внушающий эффект.

Итак, внушаемость, как считал русский академик психиатр В.М. Бехтерев, есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на прямом или опосредованном влиянии слова и других внушенных психических импульсов на ход мыслительных процессов, на действия и поступки, а также на все другие многочисленные физиологические и психические функции организма.

В современной медицине под внушением понимают подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую императивное влияние на течение нервно–психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок.

Контрвнушение – это объективно существующие свойства личности, которые в процессе любого общения стремятся осознанно или неосознанно влиять на процесс общения с целью влияния на партнера по общению. Это естественное свойство личности в норме позволяет сохранять личность в социуме. Но у очень многих людей контрвнушаемость развита настолько, что они всегда, в любой обстановке и при любых обстоятельствах, стараются навязать и внедрить в сознание своего партнера по общению только свои мысли, идеи, аргументы и т.д., при этом совершенно игнорируя ту информацию, которую пытается навязать противник.

Оказывается, что сопротивление и контрвнушаемость (то есть желание сохранить свои убеждения и навязать их собеседнику) на 60 % зависят от эмоциональной составляющей, а именно: от того на сколько симпатичны или несимпатичны друг другу участники общения.

С древних времен люди научились использовать эту закономерность, например, участником «общения» подставляли красивую девушку без комплексов, и «противник» не мог «сопротивляться». Или, например, еще более сильный способ снижения эмоциональной устойчивости личности и автоматического появления чувства взаимной симпатии – совместный прием алкоголя.

Выпили вместе – и все «вопросы» решаются, в том числе и те, с которыми «противник» никак ранее не соглашался. И наоборот, можно загубить любые «переговоры», если «партнер» вызывает явную антипатию.

Поэтому во всем мире при общении принято улыбаться, следить за своей привлекательностью, внешностью и как–то стараться понравиться.

Но самой сильной эмоциональной «зажигательной смесью» является совместное использование обоих стресс–факторов – «девушки» и «вина»; редко кто сопротивляется такому аргументу.

История знает немало тому примеров, когда императоры, цари, полководцы, мудрецы и т.д. не устояли перед такими «аргументами» и проигрывали «вещи», о которых потом могли сильно сожалеть и которые каким–либо другим способом, включая пытки добиться от них было невозможно. Умные, сильные, опытные – а «проигрывали». Если «симпатия» перерастет в «любовь», или выпивка «выполнена» несколько раз, то с «противником» можно делать вообще все, что угодно.

Волевая контрвнушаемость действует на сознательном уровне психики и выражается в анализе внушаемой информации, сопоставлении ее со своими установками, социальным и иным опытом, убеждениями, взглядами, принципами, возрастными особенностями психики, характером, темпераментом, волевым тонусом и др.

Для того, чтобы не стать объектом внушения, необходимо знать, что повышенной внушаемости способствуют некоторые психофизиологические состояния, которые внушающий может использовать сам или вводить в них внушаемых.

Рассмотрим психофизиологические состояния, которые способствуют повышенной внушаемости:

1. Пассивное состояние сознания, отсутствие активной мыслительной деятельности.

2. Наличие различных видов нормальных или патологических изменений либо суженных психофизиологических состояний.

3. Глубокое психологическое состояние умиротворенности и внутреннего покоя.

4. Мышечная релаксация (локальная и общая).

5. Эмоциональный стресс (положительный или отрицательный).

6. Состояния эмоциональной эйфории и экстаза (религиозного, творческого, мистического и т.д.).

7. Состояния легкого эмоционального возбуждения или эмоционального утомления.

8. Комфортная, удобная поза, помогающая состоянию внутренней комфортности и гармонии.

Повышению внушаемости способствует и ряд внешних располагающих факторов:

1. Мягкая, приятная, негромкая музыка.

2. Отсутствие иной, кроме внушения, информации.

3. Мягкое полутемное фиолетовое освещение.

4. Наличие в воздухе небольшого количества трансгенных ароматов.

5. Внушительный и авторитетный вид и голос внушающего.

6. Ситуация полной неосведомленности и некомпетентности внушаемого в обсуждаемой информации.

7. Неопределенность самой ситуации.

8. Внезапное действие суггестивных факторов с дефицитом времени для принятия решений (например, паника).

9. Разнополость и привлекательность участников внушения.

10. Привлечение к совместному «обсуждению» и других легковнушаемых лиц, которые своим поведением способствовали бы успеху внушения.

11. Совместный с внушаемым прием алкоголя или пищи. Или хотя бы совместное участие в каком–либо мероприятии, эмоционально положительно окрашенном.

12. Многократное касание тела внушаемого, особенно кистей его рук, головы, плеч, талии (можно в танце).

13. Прямой взгляд в глаза внушаемого.

14. Уверенное поведение внушающего.

15. Выраженная превосходящая физическая и нервная сила внушающего.

16. Профессионализм и общая эрудиция внушающего.

17. Безвыходность положения внушаемого.

18. Удобное время суток для внушения (вечер, ночь).

19. Использование внушающим направленных магнитных полей, «расшатывающих» психику и волевые качества внушаемого.

20. Использование внушающим направленных электромагнитных излучений СВЧ 5 – 7 мм диапазона, изменяющих исходную внушаемость человека или группы людей.

21. Использование внушающим направленных электростатических полей, вызывающих ощущение непреодолимого страха, почти безумия, и делающих психику человека сверхуправляемой и податливой любым командам.

22. Использование внушающим незаметных жидких (испаряющихся), аэрозольных и воздушных направленных психотропных препаратов, вызывающих у внушаемого на заданное время (например, на время беседы) резкое сужение сознания, выключение памяти и самосознания и делающих процесс внушения на 100 % эффективным и безопасным, с незаметным для внушаемого возвращением его психики в норму через заданное внушающим время.

23. Применение по отношению к внушаемому специальных процедур, резко «ломающих» его волю и вызывающих особое сверхсуггестивное состояние сознания (длительное лишение сна, двигательная фиксация и сенсорная изоляция, уколы специальными препаратами и т.д.).

В качестве наглядного примера рассмотрим следующую ситуацию, которая произошла реально в Санкт–Петербурге.

В начале 1999 года появилось несколько организаций («фирм»), которые приглашали на презентацию избирательно и только мужа и жену вместе. Осуществлял эту акцию человек, уже состоящий в организации, как правило, сообщалось знакомым, что проводится презентация фирмы, где дают работу. Иногда сообщалось, что средний заработок 500 долларов в месяц, вербовщик говорил, что билетов мало, но вам я постараюсь достать, при этом не сообщалось, что за фирма, ссылаясь на секретность.

Когда пара прибывала на место, сообщалось, что по техническим причинам начало будет задержано минут на 10, а пока можно выпить сока и послушать музыку (сок с веществами, способствующими сужению сознания, музыка успокаивает, убаюкивает, расслабляет), создавалось сине–фиолетовое освещение.

Затем проводилась беседа, в которой предлагались способы зарабатывания денег, из зала выкрикивали, скандировали: «Нам никто не поможет, мы сами заработаем». Делался перерыв, в котором всем предлагалось подписать обязательство о неразглашении презентации и фирмы. Женщинам преподносились цветы, которые взбрызгивались ароматическими маслами для притупления чувства осторожности и создания лёгкой эйфории.

Во втором акте выступали уже работающие в фирме и предлагали сдать по 3000 долларов на организацию. Всем предлагалось подписать документ о передаче указанных денег фирме с полным правом ими распоряжаться, если кто–то не подписывал, его направляли на беседу с менеджером. Менеджер осуществлял силовое внушение или гипноз и «жертва» была готова на всё. При попытке покинуть презентацию проводилось лёгкое запугивание дюжими охранниками.

В заключение вечера в баре обмывали сделку коньяком с наркотическими веществами, после чего с вербовщиком ехали за деньгами домой или к знакомым взять в долг. Фирма за вечер имела от 30 до 60 тыс. долларов, а «жертвы» психическое расстройство и постоянные звонки ночью (производилось запугивание, чтобы не обращались в правоохранительные органы), вербовщик получал по 500 долларов за приведённого человека, с которым сделка состоялась.

Существует аксиома безопасности: «Человек, информированный о возможной опасности, уже наполовину защищён»,– если бы наша пара знала о внушении и психофизических воздействиях, то указанного случая в их жизни могло бы и не быть.

ВЫВОДЫ:

1. Любой человек получает из вне какую–то информацию, под ее воздействием изменяется его внутреннее сознание. Путем использования специальных методов формирования и преподнесения этой информации возможно менять его представление об окружающем мире и происходящих в нем явлениях.

2. Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы скрытого манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием.

3. Для того, чтобы не стать объектом внушения, необходимо знать, что повышенной внушаемости способствуют некоторые психофизиологические состояния, которые внушающий может использовать сам или вводить в них внушаемых. Нужно помнить правило безопасности: «Человек, информированный о возможной опасности, уже наполовину защищён».

4. Государство должно обеспечить защиту своих граждан от различного рода информационно–психологических опасностей путем своевременного принятия необходимых законов и контроля за деятельностью организаций и частных лиц, оказывающих информационное и психологическое воздействие на общество.


С

И

С

Т

Е

М

Ы

Системы класса А

истемы класса В

Механические системы