Балансовое обобщение. Счета и двойная запись

Лекция 2. Балансовое обобщение. Счета и двойная запись.

План:

  1. Балансовый метод отражения и обобщения информации
  2. Понятие о бухгалтерском балансе
  3. Строение бухгалтерского баланса и его содержание
  4. Виды бухгалтерских балансов
  5. Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций
  6. Корреспонденция счетов
  7. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их назначение и строение
  8. Двойная запись на счетах, ее обоснование
  9. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета
  10. Понятие о субсчетах
  11. Техника ведения бухгалтерского учета

  1. Балансовый метод отражения и обобщения информации.

Баланс – равновесие, двучашие.

Балансовый метод заключается в том, что в активе показывается состав, и размещение имущества, а в пассиве – источники приобретения этого же имущества. Потому что любое приобретение имущества связано либо с использованием собственных средств, либо заемных. Потому актив и пассив всегда равны при правильном составлении бухгалтерских записей.

  1. Понятие о бухгалтерском балансе

Понятие см. «метод б.у.» лекция 1 п.6.

  1. Строение бухгалтерского баланса и его содержание

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона – актив (имущество), правая – пассив (источники, приобретения имущества). Итог актива всегда равен итогу пассива и называется валютой баланса, она может ежедневно меняться но всегда остается равенство.

Актив состоит из двух разделов:

  1. внеоборотные активы.
  2. оборотные активы.

В пассиве – 3 раздела:

3. капитал и резервы.

4. долгосрочные обязательства.

5. текущие обязательства (краткосрочные).

Основу структуры баланса составляет строка (статья), которая закодирована для органов статистики.

По каждой строке показывается остаток по одному или нескольким счетам.

Например:

Строка 1250 «денежные средства»- показывает остаток по 3м счетам:

50- касса,

51- расчетный счет,

52- валютный счет.

Стока 1140 «основные средства» - счет 01 «основные средства».

Некоторые строки объединяются в группы. Например,

Группа «Запасы» строка 1210:

материалы счет 10;

готовая продукция счет 43;

затраты в производстве счета 20,23,44.

Группа «Кредиторская задолженность» строка 1520:

поставщикам счет 60;

по налогам счет 68;

соц. Взносы счет 69;

по зарплате счет 70;

учредителям счет 75.

4. Виды бухгалтерских балансов

Балансы классифицируются по следующим признакам:

  1. По времени составления

- вступительный – составляется вначале работы предприятия, если предприятие организуется впервые, то может быть минимальное количество счетов:

Д75-80К в активе счета 75 – долг учредителей

Д51-75К счет 51 – погашенная часть долга

В пассиве счета 80 – уставный капитал.

- ликвидационный – составляется при закрытии и может быть нулевым.

- соединительный - составляется при слиянии предприятий, показатели складываются.

- разделительный – составляется при реорганизации.

  1. По способу очистки.

- баланс – брутто – содержит счета 02, 05, 16, 42.

02 – износ О.С.

05 – износ Н.М.А.

16 – отклонение в стоимости материальных ценностей

42 – торговая наценка.

- баланс – нетто – не содержит этих счетов, при этом средства показываются с поправками.

  1. По точности данных.

- книжный баланс – составляется по учетным данным,

- инвентарный – составляется по данным ревизии имущества и обязательств.

- комбинированный – часть учетные данные, часть – инвент. сведения.

Например: сч.10 материалы проводятся инвентаризации

сч.62 покупатели

сч.60 поставщики

а остальные – учетные данные.

  1. По объему информации.

- единичные – сост.филиалами, отдаленными подразделениями.

- консолидированные (сводные).

5.Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций

Изменения в балансе под влиянием операций.

При всем многообразии хозяйственные операции делятся на 4 типа:

  1. А-А
  2. П-П
  3. А-П
  4. П-А

Тип А-А - дебетуются и кредитуются активные счета, такой тип не изменяет валюту баланса, т.к. изменяются только статьи актива.

Например, деньги из банка поступили в кассу Д50 К51 20

Возьмем условный баланс:

А

П

01 -100

10 - 50

51 - 120

80 - 50

60 - 110

70 - 90

68 - 20

270

270

После операции баланс будет следующим:

А

П

01 -100

10 - 50

51 - 100

50 - 20

80 - 50

60 - 110

70 - 90

68 - 20

270

270

Тип П-П – аналогичен типу А-А, только в операции участвуют 2 пассивных счета.

Например: из зарплаты удержан НДФЛ Д70 К 68 10

тогда баланс будет следующим:

А

П

01 -100

10 - 50

51 - 100

50 - 20

80 - 50

60 - 110

70 - 80

68 - 30

270

270

Тип А-П – дебетуется Акт. сч., а кредитуется касс. сч. Такие операции увеличивают валюту баланса.

Например, поступили материалы от поставщика Д10 К60 30

тогда баланс будет следующим:

А

П

01 -100

10 - 80

51 - 100

50 - 20

80 - 50

60 - 140

70 - 80

68 - 30

300

300

Тип П-А – дебетуется пассивный сч., а кредитуется активный. Такая операция уменьшает валюту баланса.

Например, с расчетного счета погашены налоги Д68 К51 30 а баланс имеет вид

А

П

01 -100

10 - 80

51 - 70

50 - 20

80 - 50

60 - 140

70 - 80

68 - 0

270

270

Данная классификация используется для контроля ошибок, изменения после будущих операций, при исправлении ошибок.

6.Понятие о счетах, их назначение и строение.

Понятие о строении – см. «метод б/у», лекция №1.

Счета можно классифицировать по экономическому содержанию, назначению, по отношению к балансу.

По отношению к балансу счета разделяются на:

  • Балансовые - отражаются средства и источники, принадлежащие предприятию.
  • Забалансовые – на них отражаются средства, не принадлежащие предприятию, в балансе не показываются. К ним относятся: давальческое сырье, вещи, сданные на комиссию в ателье, в сервисе, запчасти, материалы, поступившие без документов, или находящиеся на хранении.

По назначению различают:

  • Инвентарные – для учета имущества
    1. основные средства,

10- материалы,

43- готовая продукция.

  • Счета расчетов – для учета обязательств и расчетов

60- расчеты с поставщиками,

62- расчеты с покупателями,

71- расчеты с подотчетными лицами,

75- расчеты с учредителями.

  • Результатные – показывают результат некоторых процессов.

91-доходы и расходы,

99- прибыли и убытки,

90- продажи.

Активные счета – предназначены для отражения движения активов предприятия. Они всегда имеют дебетовое сальдо и расположены в активе баланса и имеют схему:

Дт 10

Кт

Сн

+

-

Доб

Коб

Ск

Ск = Сн+Доб-Коб

По дебету отражаются поступления средств, а по кредиту расход или выбытие. Например:

Дт 10

Кт

100

50

20

130

Ск = 100+50-20 = 130

Пассивные счета – предназначены для учета источников средств, они имют кредитное сальдо и располагают в пассиве баланса.

Дт 70

Кт

Сн

-

+

Доб

Коб

Ск

Ск = Сн+Коб-Доб

По кредиту счета отражается увеличение источников, а по дебету их использование. Например, имеется долг по заработной плате 100 руб., за месяц еще начислили 50, 20 выдали. Оставшаяся неполученная заработная плата 130 руб.

Дт 70

Кт

100

20

50

130

Ск = 100+50-20= 130.

Счета 02, 05, 42, 16 являются исключением. Они являются пассивными, но располагаются в активе баланса радом с регулируемыми счетами и называются регулирующими: 01, 04, 41, 10.

При подсчете баланса счета исключения вычитаются из регулируемых счетов: дебет 16 плюсуется, кредит 16 минусуется.

Активно – пассивные - предназначены для отражения движения средств и источников средств, кроме материальных.

Они могут иметь как кредитовое, так и дебетовое сальдо в балансе показывается развернуто: сальдо дебетовое – в активе, сальдо кредитовое – в пассиве.

Дт

Кт

Сн дт

Сн кт

3< К

1> К

4>Д

2<Д

Ск дт

Ск кт

Ск кт = Сн кт +1-3 Ск дт = Сн дт +4-2

По кредиту таких счетов отражается увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской, а по кредиту уменьшение кредиторской и увеличение дебиторской.

Например, долг 100 руб. , дебиторская задолженность 200 руб., получили еще 50, заплатили 200.

Дт

Кт

Сн =100

Сн =200

3.200

1.50

100

50

Существуют счета активно-пассивные и другого типа, отражающие результаты процессов: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,– по кредиту этих счетов отражаются доходы, по дебету – расходы. Разница между доходами и расходами отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде прибыли или убытка.

Дт 90

Кт

Расходы

Доходы Выручка

Себестоимость, НДС, расходы на продажу

Убыток или

Прибыль

7. Корреспонденция счетов

Корреспонденция счетов – типовая взаимосвязь счетов установленная планом счетов и инструкцией по его применению.

Таким образом, зарплата может быть начислена или выдана, а выдаются деньги.

Д70 К50 – выдана зарплата.

Д20 К70 – начислена зарплата.

Некорректная проводка – запись, которой не может быть согласно плану счетов. Например: Д50К10 материалы не могут поступить в кассу. Материалы могут быть отпущены на ремонт кассы, но в этом случае будет сделана запись: Д26К10.

8. Двойная запись на счетах, ее обоснование

Двойная запись – см. метод б/у.

Бухгалтерская проводка - закодированная хозяйственная операция с помощью плана счетов.

Порядок составления проводок:

  1. Оценить хозяйственную ситуацию.
  2. Подобрать счета по плану, участвующие в операции.
  3. Используя активность или пассивность счета записать проводку.

Если в проводке активный или пассивный счет начать с него.

Примеры:

  1. Поступили материалы от поставщика Дт10-Кт60
  2. Перечислено поставщикам с расчетного счета Дт51 –Кт60
  3. Деньги из банка поступили в кассу Дт50-Кт51
  4. Начислена заработная плата Дт20 –Кт70
  5. Удержание налога Дт70-Кт68
  6. Удержание алиментов Дт70-Кт76
  7. Начислена амортизация ОС Дт20- Кт02
  8. Реализована продукция покупателям Дт90-Кт43
  9. Предъявлен счет покупателю Дт62-Кт90
  10. Поступили деньги на расчетный счет от покупателя Дт51-Кт62.

9. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета.

После составления проводок производится разноска операций по счетам, подсчитываются обороты и конечное сальдо.

В журнале хоз.операций подсчитывается общий оборот, который также контролируется в шахматной и оборотной ведомости.

Шахматная ведомость – составляется для контроля равенства дебетовых и кредитовых оборотов, которое исходит из правила двойной записи. Ведомость составляется по проводкам журнала хоз.операций и имеет вид:

К

Д

50

51

62

70

71

Итого

Доб

50

1000

500

1500

51

500

500

62

70

800

800

71

200

200

Итого

Коб

1500

1000

500

3000

Затем данные разноски обобщаются в оборотно-сальдовой ведомости, в которой контролируются обороты и подсчитываются сальдо.

Ведомость имеет вид:

СН

Д К

оборот

Д К

СК

Д К

50

1500 1500

51

1000

500 1000

500

62

500

500

70

800

800

71

200

200

80

700

700

Итого:

1500 1500

3000 3000

700 700

1 графа- на основании предыдущего баланса.

2 графа- по хоз. операциям.

3 графа – остатки на отчетную дату.

Д и К – всегда равны.

10. Понятие о субсчетах

Смотри лекцию №1 «счета».

11. Техника ведения бухгалтерского учета

Бух. учет ведется в следующем порядке:

  1. Документирование операции.
  2. Проверка на законность, целесообразность, оформленность.
  3. Таксировка – арифметический пересчет указанных в документе сумм.
  4. Контировна – кодирование операций (составление проводок).
  5. Разноска сумм по счетам.
  6. Подсчет оборотов и останков по счетам.
  7. Составление шахматной и оборотно-сальдовой ведомостей.
  8. Составление отчетности.

Балансовое обобщение. Счета и двойная запись