Учет расчётов с покупателями и заказчиками на примере Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПРЕСС»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Клепикова Виктория Александровна

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Учет расчётов с покупателями и заказчиками

(на примере Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПРЕСС»

Руководитель:

Екатеринбург, 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
    1. Виды и формы договоров и расчетов
    2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
    3. Организация и техническое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
    4. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
  2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Организация бухгалтерского учета в ООО «ЭКСПРЕСС»
    2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЭКСПРЕСС»
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Рекомендации и разработка мероприятий по улучшению учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

Мир давно пришел к необходимости адекватного отражения фактов хозяйственной деятельности.

Зарождение и смена общественно-экономических формаций предполагают историческую обусловленность учета. Общество не могло развиваться, не располагая информацией о наличии и использовании своих ресурсов, существовании источников их возмещения. В рамках каждой исторической формации общество исходило из достигнутого уровня развития производственных сил и характера производственных отношений. Соответственно этому определились цели и задачи учета.

Учету всегда были присущи функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных явлений, дополнившиеся позднее необходимостью группировки и обобщения информации об этих явлениях. Учет возник как потребность производства. По мере развития общества и производства усложнился и учет.

В реальной жизни под выражением учет – понимается хозяйственный учет – это наблюдение и контроль за процессами происходящими в сфере жизнеобитания человека (производства, распределение и потребления продуктов труда, состоянием окружения человека и состоянием самого общество) с целью активного влияния на их развитие в нужном направлении.

Всестороннее наблюдение, изучение и контроль хозяйственных процессов требуют применения различных видов и методов учета. Хозяйственный учет в самом широком смысле есть функция управления, достаточно рано обосновавшаяся в самостоятельный вид общественно полезного труда.

Различают три вида хозяйственного учета оперативный, статистический и бухгалтерский, каждый из которых имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений, задачи и методы наблюдения. Дополняя друг друга, они составляют единую систему хозяйственного учета в РФ.

Бухгалтерский учет в целом представляет собой систему записей, классификации и суммирования определенным образом в денежном выражении тех взаимодействий и событий, которые имеют отношение к производству, финансам, а также к результатам их преобразований.

Становление рыночной экономики расширяет границы применения бухгалтерского учета, поскольку появляются новые его объекты и как результат этого новые пользователи учетной информации.

Поэтому перед бухгалтерским учетом стоят новые, иные задачи по адаптации его к новым условиям. К задачам стоящим перед бухгалтерским учетом относятся:

  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
  • своевременное предупреждение негативных моментов хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного управления им и представляемой инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, налоговым, финансовым учреждениям и иным заинтересованным юридическим и физическим лицам и др.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПРЕСС» осуществляет обслуживающую и коммерческую деятельность.

В процессе своей деятельности – выполнения работ, оказанных услуг, предприятие осуществляет различные расчетные операции с разными покупателями и заказчиками по заключенным с ними договорам, в зависимости от видов которых возникают различные каналы и условия реализации выполненных работ, оказанных услуг, и в связи с чем осуществляет организацию бухгалтерского учета расчетов на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.

Поэтому, целью исследования дипломной работы на тему «Учет расчётов с покупателями и заказчиками» является изучение организации синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками, различных видов и форм расчетов с покупателями и заказчиками возникающих на предприятии в результате хозяйственной деятельности, видов и форм договоров заключаемых с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, порядок и сроки оплаты за отгруженную (отпущенную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, и на основе полученных данных произвести изучение и анализ расчетов с покупателями и заказчиками, дебиторской и кредиторской задолженности, изучить и рассмотреть применение соответствующих мер по ее ликвидации.

Также, изучив организацию и техническое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками наметить необходимые мероприятия по совершенствованию, улучшению и модернизации (автоматизации) учета.

При написании дипломной работы была использована следующая документация:

  1. Баланс ООО «ЭКСПРЕСС» за 2013г.
  2. Устав ООО «ЭКСПРЕСС»
  3. Учетная политика предприятия
  4. Главная книга за 2013г.
  5. Первичные документы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

  1. Виды и формы договоров и расчетов

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Наряду с термином «договор» нередко используется термин «контракт», который является его синонимом.

Договор является частным условием сделки. Соответственно, к договорам применяются правила о двух – и многосторонних сделках.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращения обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает от ответственности за его нарушение.

В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати.

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, устанавливающую договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия определения договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законом или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнуть по решению суда только:

  • при существенном нарушении договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Договор должен содержать, в зависимости от вида и назначения договора такие разделы как: предмет договора, обязанности сторон, порядок расчетов, особые условия, срок действия договора и порядок разрешения споров, юридические адреса сторон, а также возможны другие разделы и статьи договора, в зависимости от их вида и назначения. Кроме этого договор должен содержать условия и все необходимые реквизиты в соответствии с требованиями заключения и оформления договоров; название договора, дата и место заключение договора, участники сделки, предмет и объект договора, количество и качество единиц указанных в договоре, условия поставки, цена и сумма договора, способ обеспечения обязательств, транспортные условия сделки, упаковка и маркировка, приемка товара по качеству и количеству, страхование и другие составляющие договора.

В практике существуют и применяются различные виды договоров.

Договор купли – продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи (товары). Договор может быть заключен на куплю-продажу товара имеющегося в наличии и у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

Договор возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В зависимости от видов заключенных договоров возникают и различные виды и формы расчетных отношений.

Виды расчетов:

  • расчеты в порядке предварительной оплаты, в счет выполненных работ, оказанных услуг;
  • расчеты в порядке последующей оплаты за выполненные работы, оказанные услуги;
  • расчеты плановыми платежами.

Формы расчетов:

  • денежная форма расчетов;
  • не денежная форма расчетов.

Наибольшее распространение расчетов с покупателями и заказчиками на данном предприятии получила денежная форма, которая в свою очередь подразделяется на:

  • безналичную форму расчетов, с использованием таких расчетных документов как платежные поручения, расчетными чеками;
  • расчеты наличными денежными средствами, с использованием приходных и расходных кассовых ордеров.

1.2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками

Все финансово – хозяйственные операции организации, в том числе и операции по расчетам с покупателями и заказчиками, должны быть документально оформлены и обоснованы. Одним из важнейших условий формирования документации является наличие в документах всех сведений, необходимых для оперативной работы, учета и контроля.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по имеющимся стандартам. В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на типовые и специализированные. Типовыми называются формы документов, предназначенные для регистрации однородных, широко распространенных хозяйственных фактов, которые имеют место в большинстве предприятий одной или ряда отраслей либо во всех предприятиях. К специализированным относятся формы документов, служащие для регистрации операций специализированного узкоотраслевого характера, имеющих место в отдельных группах организаций или отрасли.

Так при оформлении расчетов с покупателями и заказчиками предприятие применяет следующие виды юридических и бухгалтерских документов.

Юридическим документом на оформление расчетов с покупателями и заказчиками является прежде всего договор, о видах которых говорилось ранее. На основании заключенных договоров и при наличии доверенности у покупателя, заказчика, если расчет за выполненные работы, услуги, на получение ценностей (готовой продукции, товаров) по конкретно заключенному договору осуществляется перечислением на расчетные счета автоколонны, и без доверенности если расчет будет производиться за наличный расчет. Бухгалтерия предприятия выписывает все необходимые документы на отпуск продукции, выполненных работ, оказанных услуг покупателю или заказчику.

Документами по учету расчетов с покупателями и заказчиками являются:

1. Накладная;

2. Акт выполненных работ

3. Товаротранспортная накладная (ТТН);

4. Счет-фактура.

1.3. Организация и техническое обеспечение расчетов с покупателями и заказчиками

Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру.

Организационное обеспечение бухгалтерского учета должно быть подчинено задаче своевременного представления аппарату управления достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками.

Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке учета.

Комплекс процедур включает наличие:

  • рабочего плана счетов;
  • форма первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;
  • современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учета;
  • квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления предприятием;
  • организация внутрифирменного контроля.

Бухгалтерский учет ведется на основании ФЗ «О бухгалтерском учете», Положений по бухгалтерскому учету и отчетности, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н, и на основании других законодательных актов, положений, указов, предписаний.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления в странах с развитой рыночной экономикой. Рис. 1.

Рис.1. Методологическое обеспечение учетного процесса предприятия

Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета на отчетный период. Учетная политика предприятия включает в себя рабочий план счетов разработанный на основа типового плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, формы первичных документов и учетных регистров с учетом специфики работы предприятия, и определяет принцыпы отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, их полноты и достоверности, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учета потерь, (расходов) и доходов, учета стоимости активов и достоверности их оценки по рыночной стоимости.

  1. . Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

бухгалтерский учет покупатель заказчик расчет

Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Этот счет по отношению к балансу активно-пассивный, по назначению и структуре расчетный, по дебету отражается дебиторская задолженность, ее увеличение за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, по кредиту уменьшение дебиторской задолженности, поступление платежей от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также здесь отражаются авансовые платежи, полученные от покупателей и заказчиков в соответствии с заключенными договорами поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Сальдо дебетовое показывающее наличие дебиторской задолженности за покупателями и заказчиками, за выполненные работы, оказанные услуги, сальдо кредитовое, показывает наличие кредиторской задолженности по ранее полученным авансам от покупателей и заказчиков.

К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предприятие субсчетов не ведет.

Синтетический учет по счету 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется в Главной книге, аналитический учет ведется в Карточках учета по каждому покупателю и заказчику отдельно, также на предприятие согласно применяемому ручному способу обработки данных, синтетический и аналитический учет обобщен по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в Оборотной ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», где имеются данные как по каждому покупателю и заказчику, что дает возможность сравнения Оборотной ведомости с данными Карточки учета, так и данные в целом по расчетам с покупателями и заказчиками, т.е. имеет место развернутое и свернутое сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Согласно п. 9 Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», все организации, реализуя продукцию, работы или услуги, обязаны составлять счета – фактуры. Правила составления счетов – фактур и ведения книги покупок и книги продаж утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914, пункт 10.

Регистрация счетов – фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, которая должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Книга продаж хранится у поставщика полных 5 лет с даты последней записи.

Не подлежат регистрации в книге продаж счета – фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета – фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Продавцы обеспечивают себя книгой продаж самостоятельно.

Рассмотрим корреспонденцию счетов осуществляемую при расчетах с покупателями и заказчиками, при различных видах и формах расчетов.

Расчеты в порядке предварительной оплаты имеют следующую корреспонденцию счетов:

- при расчетах денежными средства, по безналичному расчету, поступление аванса:

Д-т 51 «Расчетный счет» – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступили денежные средства от покупателей и заказчиков, клиентов в качестве аванса за выполнения работ и услуг автоколонной;

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – начислен НДС на поступившие авансовые платежи, и отражен в книге продаж за период соответствующий времени поступления аванса на расчетные счета предприятия;

- реализация:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 90 «Продажи» – начислена выручка от продаж выполненных работ, и оказанных услуг автопредприятием;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 20 «Основное производство» – отражена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – отражена в книге продаж сумма уплаченного НДС от реализации работ и услуг;

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – восстановлен НДС на поступившие авансовые платежи и отражен в книге покупок предприятия в момент реализации;

- при расчетах денежными средствами, за наличный расчет, поступление аванса:

Д-т 50 – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступили денежные средства от покупателей и заказчиков, клиентов в качестве аванса за выполнения работ и услуг автоколонной;

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – начислен НДС на поступившие авансовые платежи, и отражен в книге продаж за период соответствующий времени поступления аванса на расчетные счета предприятия;

- реализация:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 90 «Продажи» – начислена выручка от продаж выполненных работ, и оказанных услуг автопредприятием;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 20 «Основное производство» – отражена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – отражена в книге продаж сумма уплаченного НДС от реализации работ и услуг;

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – восстановлен НДС на поступившие авансовые платежи, и отражен в книге продаж за период соответствующий времени поступления аванса на расчетные счета предприятия.

Расчеты в порядке последующей оплаты имеют следующую корреспонденцию счетов:

- при расчетах денежными средства, по безналичному расчету, отражена выручка от реализации:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 90 «Продажи» – начислена выручка от продаж выполненных работ, и оказанных услуг автопредприятием;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 20 «Основное производство» – отражена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – отражена в книге продаж сумма уплаченного НДС от реализации работ и услуг;

- поступление оплаты:

Д-т 51 «Расчетный счет» – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – отражена сумма поступившей оплаты на счета организации за реализованные услуги, выполненные работы;

- при расчетах наличными денежными средствами, отражена выручка от реализации:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 90 «Продажи» – начислена выручка от продаж выполненных работ, и оказанных услуг автопредприятием;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 20 «Основное производство» – отражена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – отражена в книге продаж сумма уплаченного НДС от реализации работ и услуг;

- поступление оплаты:

Д-т 50 «Касса»– К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – отражена сумма поступившей оплаты в кассу организации за реализованные услуги, выполненные работы.

- при расчетах не денежными средствами, в порядке взаимозачета или мены, отражена выручка от реализации:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т 90 Продажи» – начислена выручка от продаж выполненных работ, и оказанных услуг автопредприятием;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 20 «Основное производство» – отражена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 «Продажи» – К-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – отражена в книге продаж сумма уплаченного НДС от реализации работ и услуг;

- взаимозачет (мена) в качестве поступление оплаты:

Д-т 10 «Материалы» – К-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – поступили материалы и другие материально-производственные запасы, в качестве взаимозачета (взаиморасчета), мены (бартера) за реализованные ранее работы, услуги автопредприятием;

Д-т 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходован НДС на поступившие материалы и другие материально-производственные запасы;

или:

Д-т 40 «Выпуск готовой продукции» – К-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – поступила готовая продукция, в качестве взаимозачета (взаиморасчета), мены (бартера) за реализованные ранее работы, услуги автопредприятием;

Д-т 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»– оприходован НДС на поступившую готовую продукцию;

или:

Д-т 41 «Товары» – К-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»– поступили товары, в качестве взаимозачета (взаиморасчета), мены (бартера) за реализованные ранее работы, услуги автопредприятием;

Д-т 19«НДС по приобретенным материальным ценностям» – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»– оприходован НДС на поступившие товары;

Также, в дебете счетов могут отражаться в качестве взаимозачета счета:

- выполненных работ, оказанных услуг – 23 «Вспомогательное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;

- товаров – 45 «Товары отгруженные»;

- основных средств, нематериальных активов и прочих долгосрочных вложений – 04 «Нематериальные активы», 08 «Вложения в нематериальные активы» и прочие счета.

В корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- Акт взаимозачета:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – погашение взаимной задолженности между покупателем и поставщиком;

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – К-т 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»– отражен в книге покупок НДС к возмещению из бюджета.

Расчеты в порядке плановых платежей могут быть в форме денежных средств, наличные и безналичные расчеты, и в форме не денежных средств, т.е. мена (бартер) или в порядке взаиморасчетных операций (взаимозачета) и могут иметь аналогичную корреспонденцию счетов что и при расчетах как в порядке предварительной, так и последующей оплаты.

  1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Организация бухгалтерского учета в организации

ООО «ЭКСПРЕСС»

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПРЕСС» –предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки – городские, пригородные и междугородние.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПРЕСС» – создано 05.09.2005г. Предприятие является юридическим лицом, согласно действующему законодательству, права и обязанности которого приобрела с даты его государственной регистрации, имеет фирменный знак (символику), печать со своим наименованием и фирменным знаком, самостоятельный баланс, обособленное имущество, банковские счета.

В своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, а также нормативными актами, изданными органами государственного управления Свердловской области, Байкаловского района, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом. Предприятие от своего имени заключает хозяйственные и иные договора с предприятиями и объединениями всех форм собственности, общественными организациями, а также с отдельными гражданами, также от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется директором, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. Директор действует от имени предприятия, в т.ч.:

  • осуществляет оперативное руководство деятельностью предприятия;
  • имеет право первой подписи под финансовыми документами;
  • распоряжается имуществом для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных уставом предприятия;
  • представляет интересы предприятия;
  • утверждает штаты, заключает контракты с работниками фирмы;
  • издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.

Директор осуществляет текущее и оперативное руководство деятельностью предприятия, которому подчиняются все отделы, структурные подразделения и все работники фирмы.

Организацию бухгалтерского учета, формирование достоверных данных бухгалтерского учета и отчетности, необходимых для различных пользователей этой информации, обеспечивает главный бухгалтер фирмы, который имеет в своем подчинении бухгалтера кассира, экономиста, кассира билетной кассы.

Автохозяйство является специализированным предприятием, приоритетными видами деятельности которого являются:

  • осуществление пассажирских перевозок (городские, пригородные, междугородние);
  • осуществление разовых коммерческих перевозок (городские, пригородные, междугородные);
  • проведение технического ремонта автотранспортных средств;
  • оказание услуг по медицинскому освидетельствованию водителей.

В своем распоряжении автоколонна на сегодняшний день имеет в своем распоряжении 15 единиц автобусов, в 2002 г. предприятием было приобретено 2 единицы автомобиля « Газель», имеется на балансе также 2 единиц легковых автомобилей, осуществляющие перевозки для нужд самого автохозяйства.

Таким образом, в основе деятельности предприятия можно выделить три основных направления:

1. пассажирские перевозки;

2. разовые коммерческие перевозки;

3. ремонт и обслуживание автотранспорта.

Предприятие, как уже говорилось, является специализированным предприятием. В зависимости от вида выполненных работ, оказанных услуг, предприятие с разными покупателями и заказчиками заключает различные договора на основе договора купли-продажи, или договора возмездного оказания услуг.

ООО «ЭКСПРЕСС» заключает договора следующего характера:

1. Договор на перевозку пассажиров – автобусами;

2. Договор на перевозу пассажиров – маршрутными такси;

3. Договор на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию водителей грузового, легкового автотранспорта и автобусов;

4. Договор на оказание услуг по техническому ремонту грузового, легкового автотранспорта и автобусов;

5. Договор на оказание коммерческих услуг автотранспортом предприятия (разовые коммерческие перевозки).

Виды договоров применяемые автохозяйством представлены следующей схемой (см. Рис. 2.)



Следует отметить, что на предприятии наибольшее распространение получили расчеты последующей оплаты, что негативно сказывается в конечном итоге на работе предприятия. Покупатели и заказчики услуг и работ автопредприятия несвоевременно рассчитываются по своим обязательствам, что приводит к образованию большой дебиторской задолженности перед автоколонной и парализует работу самого предприятия (большая задолженность по заработной плате перед работниками автоколонны, неуплата обязательных налогов и платежей в бюджет, невозможность рассчитаться по своим долгам перед другими юридическими и физическими лицами), применяются также расчеты плановыми платежами, с предприятиями, с которыми имеются давние и налаженные договорные отношения, но и здесь выполнение условий договоров не всегда выполняются, т.е. поступление своевременной оплаты на счета автоколонны.

Одним из направлений деятельности улучшения работы автопредприятия является заключение договоров на пассажирские перевозки с Администрациями сельских поселений, которые входят в Байкаловский район (автобусы, микроавтобусы – марка «Газель», как городского так и пригородного сообщения). В последнее время получило распространение заключение коммерческих договоров на предоставление разовых услуг на перевозку пассажирским транспортом (заказ автотранспорта почасовой и т.п.).

Виды и формы расчетов, применяемые автохозяйством представлены следующей схемой (см. Рис. 3.)



Так как бухгалтерский учет на предприятии осуществляется частично автоматизировано, то выписка накладных, счетов – фактур, актов выполненных работ, ТТН и других первичных документов осуществляется в ручном варианте с соблюдением всех требований по заполнению и оформлению первичных документов.

Бухгалтерский учет в ООО «ЭКСПРЕСС» ведется на основании ФЗ «О бухгалтерском учете», Положений по бухгалтерскому учету и отчетности, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н, и на основании других законодательных актов, положений, указов, предписаний Свердловской области.

Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности директором предприятия, в своей работе руководствуется ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими законодательными и нормативными актами и положениями, несет ответственность за соблюдение в них общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Бухгалтерская служба предприятия состоит: (Рис. 4.)

главный бухгалтер;

Бухгалтер - кассир;

экономист;



Форма учета, применяемая на предприятии комбинированная, т.е. с применением журнально-ордерной и автоматизированной формы учета (Рис.5.).

Учет расчетных операций, в частности расчеты с покупателями и заказчиками ведутся в ручную, в Карточках учета по каждому покупателю и заказчику отдельно, где представляется возможным проследить все расчетные операции с конкретным юридическим или физическим лицом, т.е. покупателем или заказчиком за определенный период, как правило календарный год, и сверить с данными Оборотной ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», так как Карточки учета и Оборотная ведомость по счету 62, заводятся на каждый отчетный период (календарный год.)

Типовые хозяйственные операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками в ООО»ЭКСПРЕСС» приведены в Таблице 1.

Таблица 1 Основные хозяйственные операции по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Содержание хозяйственной операции

Первичные документы

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражается задолженность покупателя за отгруженную продукцию (работы, услуги)

Договор, накладная, товарно-транспортная накладная

62

90/1

91/1

Погашена задолженность покупателями и заказчиками

Выписка банка, приходный кассовый ордер

51, 50, 52

62

Взаимные задолженности между поставщиками и покупателями

Справка о зачете взаимных требований

60

62


2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЭКСПРЕСС»

ООО «ЭКСПРЕСС», осуществляя свою деятельность, имеет много покупателей и заказчиков. Среди постоянных клиентов можно назвать такие организации, как Байкаловская ЦР, ИП Барыкин В.А., ИП Рассохин А.М.,ООО «Вираж» ООО «Светогалактика» ООО «Омнибус», ИП Рагозин В.А., ООО «Трек», ООО «Туринское автотранспортное предприятие» и другие. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками используется синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В ходе изучения и анализа книги продаж на предприятии установлено, что счета – фактуры регистрируются в книге продаж в том отчетном периоде, в котором была реализация продукции, работ услуг, так как ООО «ЭСПРЕСС» определяет выручку для целей налогообложения методом «по отгрузке».

Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся в ручном варианте, книга продаж ведется также в ручном варианте.

В книге продаж указывается сумма рублей, фактически поступившая от покупателей. Записи в книге продаж соответствуют записям в Оборотной ведомости аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данным журнала – ордера № 11.

На основании первичных документов расчетов с покупателями и заказчиками бухгалтер заполняет оборотно-сальдовую ведомость (Форма №284). Здесь собираются сведения о происходящих событиях в текущем месяце. Самый первый столбец содержит наименования юридических или физических лиц. В столбце «Сальдо начальное» отражаются суммы дебиторской задолженности покупателей или выплаченных ими авансов. Далее ведомость содержит информацию о начисленных налоговых отчислениях. Следующие столбцы предназначены для отражения хозяйственных операций, т.е. увеличения дебиторской задолженности либо оплаты заказчиками и покупателями своих обязанностей. Графа «Сальдо конечное» содержит информацию об оставшейся задолженности покупателей, а также об обязательствах ООО «ЭКСПРЕСС» перед своими клиентами.

Информация о дебиторской и кредиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе: счета расчетов, имеющие дебетовое сальдо, приводятся в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве.

В бухгалтерском учете ООО «ЭСПРЕСС» при оказании услуг покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по стоимости услуг на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На суммы оплаты за оказанную услугу организация предъявляет расчетные документы покупателю.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию, а также возникающие суммовые и курсовые разницы. По выполнении условий договоров, в соответствии с которыми они были предоставлены, расчеты по счету 62 закрываются внутренними оборотами. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Результатом исследования темы «Расчеты с покупателями и заказчиками», стало возможным заключение о нижеследующем:

  1. предприятие, заключая различные договора с покупателями и заказчиками допускает юридические неточности, некорректную формулировку в оформлении договоров, что может послужить основанием для признания таковых недействительными;
  2. бухгалтерский учет расчетов осуществляется в ручном варианте, что обуславливается трудоемкостью на данном участке работы;
  3. бухгалтерские документы не всегда оформлены должным образом, присутствуют помарки, исправления и отсутствуют необходимые реквизиты в первичных документах по оформлению расчетов с покупателями и заказчиками;
  4. имеются нарушения установленных правил оформления, ведения и регистрации операций в книге продаж;
  5. в бухгалтерском учете фирмы не ведутся реестры учета срока исковой давности по возникшим суммам дебиторской и кредиторской задолженностей, что затрудняет определить своевременность списания.
  6. невозможная к взысканию дебиторская задолженность списывается не за счет резерва по сомнительным долгам, который не создается на предприятии, а сразу на финансовые результаты предприятия.

Таким образом, необходимо использовать следующие мероприятия по усовершенствованию организации, методологии и технического усовершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками.

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Рекомендации и разработка мероприятий по улучшению учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.

ООО «ЭКСПРЕСС» не рационально ведет учет расчетов с покупателями и заказчиками. Но для более точной организации учета и отслеживания дебиторской задолженности нужно внести некоторые изменения в учетную политику и конкретно в учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Бухгалтерский учет в организации ведется вручную, вследствие чего бывают ошибки в вычислении, и нарушается баланс между доходами и расходами. На мой взгляд, целесообразно автоматизировать учет. Это позволит избежать многих просчетов, а также бухгалтер сможет сэкономить время при произведении расчетов и заполнении отчетных документов. Автоматизированная система учета упростит порядок хранения: документы могут находиться в электронном виде, и отпадет необходимость в организации архива для хранения многочисленных отчетов. Также такая организация бухгалтерского учета предполагает быстрый и удобный доступ к любому документу. Еще одно преимущество автоматизированной системы учета состоит в том, что она позволит снизить риск недобросовестной работы бухгалтера и увеличить контроль над его деятельностью.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения ООО «ЭКСПРЕСС» представлена лишь в общих чертах. В ней нет конкретизации системы документооборота, порядка отражения различных операций, ведения учета этих операций и отражения их в первичных документах, что требует ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Поэтому организации рекомендуется прописать все пункты ведения бухгалтерского учета.

В отношении расчетов с покупателями и заказчиками в учетной политике необходимо закрепить и подробно расписать следующие моменты:

  1. Виды первичных документов, применяемых при расчетах с покупателями и заказчиками, порядок их заполнения и принятия к учету, а также процесс документооборота по данным расчетам;
  2. Порядок и момент начисления дебиторской задолженности и ее погашения;
  3. Основные проводки, используемые для отражения расчетов с покупателями и заказчиками;
  4. Проведение инвентаризации дебиторской задолженности;
  5. Порядок признания дебиторской задолженности просроченной, а также ее списание;
  6. Процесс погашения покупателями просроченной дебиторской задолженности и отражение в учете данной операции.

Таким образом, если в учетной политике найдет отражение подробное описание ведения бухгалтерского учета, организация решит многие проблемы. Например, новый бухгалтер, принятый на работу, будет иметь представление о структуре бухгалтерского учета ООО «ЭКСПРЕСС», порядках его ведения, документообороте и, следовательно, сможет сразу приступить к выполнению своих обязанностей.

В параграфе 2 были названы основные виды деятельности ООО «ЭКСПРЕСС». Общество оказывает определенный спектр услуг. Но при учете расчетов с покупателями и заказчиками в рабочем плане счетов не предусмотрены субсчета, отражающие вид услуги в общей форме. Поэтому определить какая именно работа была выполнена, организация не имеет возможности: напиример, проанализировать свою деятельность, выявить интенсивность выполнения каждой работы, сравнить спрос на виды услуг, предоставляемые им населению.

Я думаю, что организации следует пересмотреть субсчета к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В них должны найти отражение налаженные предприятием работы. При использовании субсчетов организация сможет выделить наиболее часто выполняемые работы и, как следствие, либо сконцентрировать внимание на этих работах, либо принять меры по распространению информации о видах своей деятельности.

В процессе хозяйственной деятельности в ООО «ЭКСПРЕСС» возникает дебиторская задолженность. Задача бухгалтера состоит в том, чтобы определять сроки погашения данной задолженности, выявлять непогашенную в срок дебиторскую задолженность, своевременно предупреждать руководство об истечении срока исковой давности по дебиторской задолженности. Все это выявляется в результате инвентаризации задолженностей. Поэтому ООО «ЭКСПРЕСС», как было уже сказано выше, должно обозначить в своей учетной политике дату проведения инвентаризации дебиторской задолженности (не реже 1 раза в год). И от того, правильно ли будет организован учет и контроль дебиторской задолженности, зависит финансовый результат организации.

Для проведения инвентаризации должна создаваться специальная комиссия, назначенная руководителем. Проверка состояния дебиторской задолженности должна проводиться по каждому покупателю и заказчику отдельно, чтобы знать, с кого именно впоследствии требовать уплату долга. После проведенной инвентаризации организация, на мой взгляд, должна изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия, а также производить оценку по срокам образования задолженностей и срокам их возможного погашения.

Руководство должно регулярно информироваться о состоянии задолженности покупателей, чтобы иметь возможность не допустить невыполнения покупателями своих обязательств. Для этого бухгалтерия должна еженедельно представлять руководству отчет о наличии и движении дебиторской задолженности. В таблице 3.1 представлена возможная форма данной отчетности.

Таблица 3.1. Отчет о дебиторской задолженности с «____» по «____»

Ф.И.О. покупателя

Сумма задолженности

Вид задолженности

Вид оказанной покупателю услуги

Дата возникновения задолженности

Кол-во дней до окончания срока задолженности

В данной форме отчета отражена вся необходимая информация для контроля дебиторской задолженности.

Расчеты с покупателями и заказчиками ООО «ЭКСПРЕСС» ведет в основном при помощи платежных поручений. Но такая форма расчета не дает организации никакой гарантии, что клиент оплатит выполненные работы. Так как предприятие в большинстве случаев ведет разовые и эпизодические расчеты с покупателями, то более выгодно производить расчеты в аккредитивной форме. Суть аккредитива состоит в том, что банк покупателя дает поручение банку поставщика оплатить выполненные поставщиком, в данном случае ООО «ЭКСПРЕСС», работы на условиях предусмотренными в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Если у покупателя недостаточно средств на расчетном счете, то аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка. Таким образом, ООО «ЭКСПРЕСС» всегда будет иметь гарантию, что оплата оказанных услуг будет выполнена.

Организация должна будет осуществлять работы только после получения уведомления об открытии аккредитива. Затем, после выполнения соответствующих работ, ООО «ЭКСПРЕСС» должен предоставить в свой банк комплект документов, свидетельствующих о выполнении условий аккредитива (счета-фактуры, накладные, акт приемки-передачи работ). Банк поставщика должен проверить документы на соответствие инструкции покупателя, и, если недостатки не обнаружены, зачислит денежные средства на счет ООО «ЭКСПРЕСС».

По результатам баланса предприятия ООО «ЭКСПРЕСС» можно сказать, что, с одной стороны, автоколонна является специализированным предприятием, имеет в своем распоряжении достаточно большие производственные мощности, для осуществления производственной и коммерческой деятельности, с другой стороны, за последние ряд лет произошел резкий спад объемов производства (объемов выполненных работ, оказанных услуг), а именно объемов перевозок автобусами городского, пригородного и междугороднего сообщения, за счет повышения стоимости проезда в Свердловской области и снижение спроса на пассажирские перевозки, а также за счет крайней изношенности автопарка предприятия.

За последние годы на предприятии не проводились мероприятия по технической модернизации производства, автопарк предприятия крайне изношен. Затраты на ремонт очень велики, за счет постоянного удорожания стоимости запчастей, комплектующих изделий в сравнении с небольшим ростом тарифов на услуги автотранспорта. Поступления новых автомобилей и автобусов не происходит, это сказалось отрицательно на работе предприятия в целом; основная причина этому- отсутствие денежных средств на предприятии, за счет не поступления, или несвоевременного поступления платежей от покупателей и заказчиков, сокращения уровня компенсации со стороны государства, потери доходов от перевозки льготных пассажиров.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие находится в состоянии финансового кризиса.

Заключение