Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»


Ход времени в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад» Пьеса "Вишневый сад» — шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить суще­ствующее состояние страны, найти выход из многочислен­ных противоречий, охвативших Россию начала XX столе­тия. По-своему пытался решить злободневные проблемы и Антон Павлович Чехов. Его "Вишневый сад» стал своеоб­разным итогом длительных творческих исканий писателя. В пьесе Чехов воссоздал жизнь России во всей сложно­сти ее исторического развития, показав в ней повседневную жизнь прошлого и будущего поколений, задумываю­щихся над извечным вопросом: в чем смысл жизни челове­ка на земле?

"Вишневый сад» называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, уми­ленную видом детской комнаты. Она кажется простой, оба­ятельной, внешне доброй.

Но доброта ее, оказывается, чи­сто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, ког­да нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными бар­ством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научи­лись, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах.

Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного укла­да — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают.

Ос­новной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — раз­решается не в их пользу. Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного ру­ками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизнен­ных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Ло­пахин — это "хищный зверь, который съедает все, что по­падается ему на пути». Он необходим "для обмена веществ», для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он выруба­ет вишневый сад, а значит, разрушает красоту.

Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Ло­пахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофи­мов и Аня Раневская. В них воплощается будущее. Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в бу­дущее.

Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — "хищные зве­ри», "нужные лишь для обмена веществ», интеллигенты ни­чего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся. Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная обще­ственная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы бу­дить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.

Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девуш­ка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь но­вую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и всту­пают в новую жизнь: "Здравствуй, новая жизнь!» Устами молодого поколения Чехов звал к труду и пере­устройству жизни на новых, справедливых, демократичес­ких началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах чело­вечества, идущего "к высшей правде», "к высшему счас­тью, какое только возможно на земле!»