ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Лекция № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА

МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Производственный процесс ремонта машин и оборудования – это совокупность действия людей, орудий производства и отдельных технологических процессов и операций, проводимых в определенной последовательности с целью восстановления работоспособности машины или оборудования с использованием отремонтированных и новых деталей, агрегатов и сборочных единиц.

Технологическим процессом называется часть производственного процесса по решению производственных задач, изменению формы, размеров, свойств материала или предмета производства, с целью получения изделия с заданными техническими требованиями.

Технологический процесс состоит из отдельных операций. При этом технологическая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и включающая все последовательные действия одного или нескольких рабочих и оборудования по очистке сборочных единиц и деталей, их восстановлению, комплектованию, сборке (разборке) изделия, окраске и т.д.

Структура производственного процесса ремонта зависит от его вида и может включать различные технологические процессы и операции (рис.2.1). Четыре из представленных операций и процессов, в том числе подготовка к ремонту, доставка, наружная очистка, приемка в ремонт и выдача из ремонта относятся к вспомогательным, остальные – к основным, принимающим непосредственное участие в восстановлении работоспособности машины.

Степень расчлененности производственного процесса на отдельные технологические процессы и операции зависит от конструкции машины и оборудования, программы ремонтно-обслуживающего предприятия, его производственных возможностей.

Если машину можно расчленить на отдельные агрегаты (двигатель, коробку передач, передний и задний мосты, рулевое управление, сцепление, кабину и т.д.), то производственный процесс ремонта можно организовать на выполняемых параллельно технологических процессах ремонта агрегатов. Это имеет большое значение для рациональной организации процесса ремонта в целом, снижения его продолжительности, себестоимости, оснащения рабочих мест специализированным технологическим оборудованием и оснасткой.

При большой программе ремонтно-обслуживающего предприятия расчленение производственного процесса на отдельные технологические процессы, выполняемые параллельно, является неотъемлемой частью рациональной, экономически оправданной организацией производства в целом, так как является основным условием выполнения программы ремонта.

При рассмотрении производственного процесса ремонта машин и оборудования целесообразно его сравнение с машиностроительным производственным процессом, конечной целью которого, так же как и ремонтного, является получение работоспособной машины.

Основанием для реализации производственного процесса ремонта является разработанная и утвержденная технологическая и ремонтная документация.

Технологическая документация на ремонт представлена комплектом документов, определенных Единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП). В документацию включены Единая система конструкторской документации (ЕСКД) ГОСТ 2.001-70, Единая система технологической документации (ЕСТД) ГОСТ 3.1109-81 и Единая система допусков и посадок, Государственная система обеспечения единства измерения (ГСИ), система стандартов безопасности труда (ССБТ), отраслевые стандарты РТМ 70.0009.038, РТМ 10.0024 и другие ремонтно-технологические материалы.

Ремонтная документация разрабатывается в соответствии с ГОСТ 2.2602-68 и включает в себя рабочие документы на ремонт сборочных единиц, агрегатов, машин и оборудования, восстановление деталей и контроль изделий после ремонта. Ее разрабатывают раздельно на текущий и капитальный ремонты.

Основным документом для выполнения технологических процессов ремонта машин и оборудования, их составных частей служит типовая технология. В комплект материалов типовой технологии входят технические требования на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта, типовые нормы времени на разборку и сборку машин и их агрегатов, технические требования на капитальный ремонт сельскохозяйственной техники, маршрутные технологические процессы капитального ремонта машин и их агрегатов, средние нормативы времени и нормы расхода материалов на ремонт, перечень ремонтного оборудования и инструмента, альбомы чертежей нестандартного ремонтно-технологического оборудования.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ

Восстановление изношенных деталей — это технологический процесс возобновления исправного состояния и ресурса этих деталей путем возвращения им утраченной части материала из-за изнашивания и (или) доведения до нормативных значений свойств, изменившихся за время длительной эксплуатации машин.

Трудоемкость восстановления деталей составляет 30...50 % общей трудоемкости процесса ремонта машин. Восстановление деталей — часть процесса ремонта машин.

Технологические процессы разделяют на типовые, единичные и групповые.

Типовой технологический процесс предназначен для восстановления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками.

Единичный процесс служит для восстановления группы изделий одного наименования, типоразмера и исполнения.

Групповой процесс необходим при восстановлении группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.

Операции восстановления деталей в процессе ремонта машин:

1— приемка машин в ремонт; 2 — диагностирование агрегатов; 3 — разборка машин, агрегатов и узлов; 4 — очистка машин, агрегатов; 5— очистка деталей; 6 — определение технического состояния деталей; 7—предварительная механическая обработка; 8— нанесение покрытий, закрепление дополнительной ремонтной детали, пластическое деформирование; 9— термическая обработка; 10 — черновая механическая обработка; 11 — термическая (химико-термическая) обработка; 12 — чистовая механическая обработка; 13 — поверхностное пластическое деформирование; 14— отделка поверхностей; 15— очистка от технологических загрязнений; 16— контроль; 17— комплектование деталей; 18— сборка агрегатов (машин); 19—окрашивание; 20— обкатка; 21 — испытания; 22— контроль; 23 — сдача заказчику

Технологическая операция восстановления — законченная часть технологического процесса, выполненная на одном рабочем месте.

Восстановительное производство (производство по восстановлению деталей) — это система сооружений, средств технологического оснащения и работников, обеспеченная нормативной, технологической и организационной документацией, потребляющая производственные ресурсы с целью превращения ремонтного фонда в исправные детали.

Цель производства по восстановлению деталей заключается в экономически эффективном восстановлении их надежности в результате наиболее полного использования остаточной долговечности составляющих элементов машин.

Организация восстановления деталей на любом уровне ремонтного производства связана с решением следующих задач:

обоснование номенклатуры и объемов восстановления деталей для данного уровня производства;

выбор рациональных способов и обоснование технологических процессов восстановления деталей машин;

обоснование типажа и количества ремонтно-технологического оборудования для восстановления деталей на данном уровне;

расчет экономической целесообразности восстановления деталей.

Действует трехуровневая схема производства по восстановлению изношенных деталей:

первый уровень — цехи и участки восстановления деталей при специализированных ремонтных предприятиях (СРП). Номенклатура и объем восстанавливаемых деталей в таких цехах и участках зависят от специализации и программы ремонтируемых машин и агрегатов;

второй уровень — участки и посты восстановления изношенных деталей при мастерских общего назначения (МОН) районных ре-монтно-технических предприятий (РТП). На данном уровне восстанавливают детали широкой номенклатуры с использованием универсального оборудования;

третий уровень — участки и рабочие посты по восстановлению деталей в центральных мастерских хозяйств (ЦРМ). Здесь используют в основном ручную сварку и наплавку с последующей механической обработкой.

В зависимости от формы организации производства, определяемой объемом и номенклатурой восстановленных деталей, различают следующие типы производств по восстановлению: предприятие, цех, участок, рабочий пост (место), поточно-механизированная линия (ПМЛ).

Рассмотрим более подробно движение материальных потоков на СРП (рис. 3.2).

На участок приемки ремонтного фонда поступает входной поток машин и агрегатов NBX, которые затем передают на склад ремонтного фонда. Со склада ремонтного фонда в соответствии с ритмом производственного процесса объекты ремонта передают на участок разборки (поток N). Затем нерассортированные детали поступают на участок (пост) дефектации (поток я), распадаясь на три потока:

детали, годные к повторному использованию;

детали, годные к восстановлению;

детали, восстановление которых невозможно или нецелесообразно.

МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОК СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ

Изнашивание сопряженных деталей приводит к изменению их размеров и нарушению заданных посадок (зазоров, натягов). Восстановление посадок — основная задача при ремонте машин. Способы восстановления посадок можно разделить на три группы: без изменения размеров деталей, с изменением размеров деталей, восстановлением размеров сопряженных деталей.

Восстанавливать посадку без изменения размеров деталей можно регулировкой зазора (установкой или удалением прокладок и др.), заменой детали на новую или установкой ее в другое положение (таким образом, чтобы в соединении оказалась неизношенная сторона).

Это самые простые способы, при которых восстанавливают лишь работоспособность соединений, а межремонтный ресурс не восстанавливают. Поэтому их применяют обычно при ТО и текущем ремонте.

Восстановление посадок регулировкой. В конструкциях некоторых соединений возможна регулировка посадок, например регулировка зазоров у конических роликовых подшипников за счет И (мемсния толщины комплекта прокладок.

Метод эффективен при ремонте втулочно-роликовых цепей. Из-за одностороннего износа валиков и втулок цепь удлиняется в результате увеличения размера между соседними внутренними звеньями. Валики и втулки в пластинах поворачивают на 180° относительно их прежнего положения для работы неизношенными поверхностями, благодаря чему шаг цепи восстанавливается практически до исходного, хотя при этом цепь приходится полностью разбирать.

Восстановление посадок с изменением размеров деталей осуществляют двумя способами: применением ремонтных размеров и постановкой дополнительных деталей.

Метод восстановления посадки соединения постановкой дополнительных деталей. Этот метод — разновидность метода ремонтных размеров.

При восстановлении посадок постановкой дополнительных деталей изношенную поверхность детали обрабатывают и устанавливают на нее с натягом специально изготовленную дополнительную деталь, которая компенсирует износ поверхности. Часто дополнительную деталь крепят сваркой, винтами и штифтами, постановкой на клей. После закрепления ее обычно обрабатывают до нужного размера. Таким способом восстанавливают, например, посадочные отверстия под подшипники в корпусных деталях. Этот способ восстановления посадок прост, обеспечивает хорошее качество ремонта, но требует дополнительных материальных и трудовых затрат.

При ремонте посадок восстановлением размеров сопряженных деталей диаметры изношенных валов увеличивают, а отверстий — уменьшают нанесением какого-либо покрытия, а затем обрабатывают их до чертежных размеров. Это самый лучший способ, так как он позволяет восстанавливать геометрию поверхностей дета-

3.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Для восстановления изношенных деталей применяют различные способы: сварку и наплавку, газотермические методы напыления, гальваническое наращивание, пластическую деформацию и др.

По степени теплового воздействия на деталь в процессе восстановления можно выделить следующие три способа:

восстановление, при котором происходит перевод поверхностного слоя детали в зоне соединения в жидкую фазу без применения давления. К этому способу относятся все методы восстановления на основе сварки плавлением и заливки жидким металлом;

восстановление, при котором один или два соединяемых металла (поверхностный слой детали, присадочный материал) остаются в твердой фазе. К этим методам относятся все способы газотермического напыления (ГТН), пайки, сварки без расплавления;

восстановление с использованием дополнительных элементов (вставок, стяжек, пластин и т.п.), химических и электрохимических методов, полимерных материалов.

В зависимости от физической сущности процессов, технологических и других признаков существующие способы восстановления деталей можно разделить на десять групп

Способы восстановления деталей

1. слесарно-механическая обработка;

2. пластическое деформирование;

3. нанесением полимерных материалов;

4. ручная сварка и наплавка;

5. механизированные способы дуговой сварки и наплавки;

6. бездуговые способы сварки и наплавки;

7. газотермическое напыление;

8. гальванические покрытия;

9. термическая обработка;

10. обработка холодом;

11. заливка жидким металлом;

12. напекание.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ