СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ФУНКЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

ЛЕКЦИЯ 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ФУНКЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

В рыночной экономике профессия финансового директора (менеджера) является одной из самых востребованных. Причина понятна: финансовые ресурсы представляют собой наиболее важный вид ресурсного обеспечения хозяйствующего субъекта, а их наличие и рациональное использование определяют возможность и способы привлечения любых других ресурсов. В классическом понимании финансовый менеджмент трактуется как система управления финансами хозяйствующего субъекта (предприятия).

Финансовая функция менеджмента на предприятии (в компании) существует для того, чтобы менеджеры могли эффективнее управлять; и для понимания этого нам необходимо точнее представить, чем занимаются менеджеры. Одним из способов определения роли менеджеров является классификация их деятельности по следующим направлениям.

Стратегический менеджмент. Роль менеджеров состоит в разработке общих целей компании, а также в формировании долгосрочных планов, ведущих к достижению этих целей. При формировании долгосрочных планов определяются и оцениваются возможные способы действия — стратегии. Затем из имеющихся альтернатив выбирается конкретный план действий, в рамках которого имеется наибольший потенциал для достижения поставленных целей.

Операционный менеджмент означает ежедневное управление бизнесом. Задачами менеджеров являются обеспечение соответствия деятельности выработанным планам и осуществление конкретных действий для их реализации.

Управление рисками означает способ реагирования на различные риски, с которыми сталкивается в своей деятельности компания. Риски могут возникать вследствие характера операций предприятия и/или способа их финансирования. Как показано на рис. 1.1, направления деятельности менеджеров не являются независимыми; они взаимосвязаны, между ними возникает взаимопроникновение. Например, при рассмотрении конкретной стратегии менеджеры будут проводить тщательную оценку сопутствующих рисков и способов управления этими рисками.Рис. 1.1. Роль менеджеров

Как видим, управление финансами любого хозяйствующего субъекта представляет собой сугубо практическую деятельность, в которой одинаково важными являются вопросы привлечения капитала, оценки финансового положения фирмы, организации взаимодействия с кредиторами и дебиторами, исчисления финансового результата, выбора структуры оборотных активов, оценки инвестиционных проектов и др.

Итак, финансовая функция направлена на то, чтобы помогать менеджерам в каждой из трех рассмотренных сфер деятельности. Ключевыми задачами, решением которых занимается финансовая функция, являются следующие. Рис. 1.2. Задачи финансовой функции

Финансовое планирование включает разработку финансовых прогнозов и планов (например, отчеты о движении денежных средств и отчеты о прибылях и убытках), которые позволяют менеджерам оценить жизнеспособность предложенного способа действия.

Оценка инвестиционных проектов включает непосредственно их оценку, а также оценку сравнительных преимуществ альтернативных предложений и оценку риска, связанного с конкретными инвестиционными проектами.

Решения о финансировании требуют определения потребности в финансировании и оценки возможных источников финансов. Не все потребности в финансировании удовлетворяются из внешних источников; часть средств компания может генерировать внутри себя из прибыли. Следовательно, пропорция, в которой предприятие реинвестирует прибыль, а не распределяет ее в форме дивидендов, является важным решением. Кроме того, решения о финансировании включают определение соответствующей финансовой структуры компании.

Операции на рынке капитала. Свободные средства можно изыскивать на рынках капитала, и, следовательно, необходимо понимать, как работают эти рынки. Рынок капитала (часть финансового рынка) представляет собой рынок, на котором аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы (длинные деньги), то есть денежные средства со сроком обращения более года и долговые обязательства.

Финансовый рынок — это организованная или неформальная система торговли финансовыми активами и инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами и их эквивалентами, предоставление кредита и мобилизация капитала и др., т.е. реализуются различные комбинации двух типовых финансовых процедур — мобилизации и инвестирования. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен, прежде всего, для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Финансовые рынки являются одним из ключевых элементов современных финансов и играют, как минимум, троякую роль. Во-первых, именно на этих рынках крупные фирмы находят дополнительные источники финансирования. Во-вторых, с помощью финансовых рынков (точнее, индикаторов, формируемых на рынках) осуществляется информирование общественности и бизнеса о состоянии дел в крупных бизнес-структурах. В-третьих, активы, обращающиеся на этих рынка, служат объектами и инструментами инвестирования, спекулирования, страхования и хеджирования для многих компаний. Именно здесь имеет место аккумулирование предложений по инвестированию и финансированию, поиск и сведение вместе конкретных финансовых реципиентов и доноров, причем открытость рынка в большей или меньшей степени способствует оптимизации денежных потоков.

В основе многих финансовых операций, в частности, связанных с мобилизацией источников финансирования и управлением инвестициями на финансовых рынках, лежат ценные бумаги; более того большинство финансовых активов, обязательств и инструментов представляют собой ценные бумаги, торговля которыми осуществляется на фондовом и срочном рынках. Известны различные определения этой категории в международной практике. Согласно российскому законодательству (ст. 142 ГК РФ) ценная бумага — это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К имеющим хождение на территории России ценным бумагам, непосредственно затрагивающим деятельность подавляющего большинства коммерческих организаций, относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ). Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Это основной вид финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Он может быть подразделен на рынок долевых ценных бумаг (здесь торгуются акции эмитентов; эмитент - это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги) и рынок ссудного капитала (здесь предлагаются банковские кредиты и долговые ценные бумаги, т.е. облигации). Долевые и долговые ценные бумаги — это инструменты привлечения капитала на долгосрочной основе, а их рынок обобщенно называется рынком капитальных финансовых активов — это важнейший сегмент рынка капитала.

Рынок капитальных финансовых активов подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение долговых и долевых ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг. Выход компании на рынок со своими ценными бумагами возможен лишь при условии включения ее в листинг данной биржи, что в свою очередь предполагает выполнение компанией ряда условий в отношении числа акций в обращении, капитализации, уровня прибыли и др.

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных долговых и долевых ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить как денежные средства, вложенные в ценные бумаги, так и доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Кроме долевых и долговых ценных бумаг как инструментов осуществления операций фондового характера (т.е. операций по формированию фондов фирмы как долгосрочных источников финансирования ее деятельности), существуют и торгуются специальные инструменты (ценные бумаги), предназначенные для получения спекулятивного дохода или организации хеджерских операций (представляющих собой операции купли-продажи специальных финансовых инструментов, с помощью которой (полностью или частично) компенсируют потери от изменения стоимости или денежного потока, олицетворяемого с хеджируемой сделкой (статьей). Хеджерские операции обычно выполняются в отношении сделок с товарами, валютой или ценными бумагами). Торговля осуществляется на специальном рынке, называемом рынком деривативов (Производный финансовый инструмент, (англ. derivative) — договор (контракт), по которому стороны получают право или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива).

Обобщенным понятием рынков капитальных финансовых активов и производных ценных бумаг (или деривативов) является рынок ценных бумаг.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО 32) под финансовым инструментом понимается любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и производные (иногда их называют вторичными, или деривативами).

Первичные финансовые инструменты. Это инструменты, с определенностью предусматривающие покупку-продажу или поставку-получение некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования. Денежные потоки, формирующиеся в результате надлежащего исполнения этих договоров, предопределены. В качестве такого актива могут выступать денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность и др. Примерами первичных финансовых инструментов являются различные финансовые договоры.

Анализ включает оценку того, как финансовые средства могут привлекаться с рынка капитала, как оцениваются (котируются) ценные бумаги и какова вероятность той или иной реакции рынка на предложенные планы инвестирования и финансирования.

Финансовый контроль. На стадии реализации планов менеджерам необходимо получать свидетельства того, что дела идут в соответствии с планом; должен осуществляться контроль над решениями об инвестировании и финансировании. Это может быть мониторинг и контроль инвестиционных проектов, контролирование запасов, дебиторов, кредиторов, ликвидности.

Конкретные задачи финансовой функции и задачи менеджмента, рассмотренные ранее, имеют множество взаимосвязей. Например, решения о финансировании и оценке инвестиционных проектов могут быть связаны с решениями по стратегическому управлению, по инвестиционному менеджменту, могут иметь отношение к управлению рисками.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

За последние сорок лет мы наблюдали значительные изменения в дисциплине финансовый менеджмент. В первые годы развития он рассматривался как ответвление бухгалтерского учета. С течением времени на финансовый менеджмент значительно повлияли экономические теории, п.э. современный финансовый менеджмент часто рассматривается как отдельное направление прикладной экономики.

В отечественной литературе термином «финансы» традиционно обозначают совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. Значимость финансовой компоненты в экономике очевидна, поскольку она пронизана финансовыми потоками и, кроме того, подавляющее большинство управленческих решений и хозяйственных операций имеют финансовую подоплеку.

Финансы могут быть классифицированы по различным признакам, а наиболее важной классификацией является подразделение финансов на централизованные (публичные) и децентрализованные: первые обслуживают отношения государственных органов и органов местной власти, вторые — сферу частного бизнеса и домашние хозяйства (рис. 1.1).

Логика данной схемы обусловлена следующим обстоятельством. С позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают четыре экономических субъекта: а) государственный сектор; б) предпринимательский сектор; в) сектор домашних хозяйств и г) заграницу. Каждый из этих секторов пронизан сетью отношений финансового характера (т.е. отношений, выражаемых в терминах финансов, по поводу финансов или опосредованных ими). Безусловно, имеется специфика в управлении финансовыми потоками в отдельном секторе, вместе с тем, очевидно, что финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной системы финансов в целом. Основной объем коммерческих и финансовых операций между экономическими субъектами опосредуется предприятиями банковского сектора, которые и представлены в центре схемы.

В публичных финансах главенствующая роль принадлежит государственным финансам, являющимся важнейшим средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе государственных финансов — система бюджетов: федеральный, республиканские, местные. Основные функции публичных финансов — обеспечивающая, распределительная, контрольная и регулирующая.

В блоке «Децентрализованные финансы» представлены три типа принципиально различающихся субъектов: а) домашние хозяйства; б) некоммерческие организации; в) коммерческие организации. Наиболее важную роль в этом блоке играют финансы коммерческих организаций. Именно эти организации, образно говоря, создают «пирог», т.е. формируют добавочную стоимость, которая в дальнейшем делится между государством, физическими и юридическими лицами.

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса функционирования социально-экономической системы того или иного уровня. В приложении к предприятию основными из них являются: 1) инвестиционно-распределительная; 2) фондообразующая (или источниковая); 3) доходорас-пределительная; 4) обеспечивающая и 5) контрольная.

Экономические теории, посвященные эффективному распределению ограниченных ресурсов, были приняты и развиты в инструменты принятия решения для менеджеров; в практической деятельности компаний обычно применялся учет фактора времени и рисков, связанных с процессом принятия решений. Например, инвестиционное решение должно учитывать как продолжительность периода, в течение которого осуществляется проект, так и степень риска, связанного с этим вложением. Это привело к тому, что финансовый менеджмент описывается как экономика с учетом факторов времени и риска. Время и риск будут повторяющимися темами этой лекции.

Экономические теории также помогли понять значение финансовых рынков и институтов (таких как рынки акций и банки) для бизнеса. Рынки капитала играют жизненно важную роль в объединении заемщиков и кредиторов, в возможности выбрать тип инвестиций, наилучшим образом соответствующий требованиям инвесторов к риску, в оценке эффективности компании при помощи цен, назначенных за ее акции.

ПРИМЕР 1.1

Ведущие учебники по финансам включают около 1000 страниц. Многие студенты делают заметки по каждой теме, затем обобщают свои записи. Вот заметки одного студента по курсу Финансы: Время — деньги... Не складывайте все яйца в одну корзину... Вы не можете обманывать всех все время.

Идея о том, что время — деньги, означает, что сумма денег, полученная сейчас, стоит больше, чем та же сумма, выплаченная в будущем. Это дает начало принципу: будущие потоки денежных средств будут дисконтироваться для того, чтобы получить их приведенное (текущее) значение. (Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени).

Можно снизить риск, связанный с вложением средств, если не складывать все яйца в одну корзину. Иными словами, диверсифицированный портфель инвестиций имеет меньший риск, чем помещение всех денежных средств в один актив. Риски, которые нельзя диверсифицировать, должны приниматься, только если они компенсируются более высокой предполагаемой доходностью.

Идея о том, что вы не можете постоянно обманывать всех вокруг, относится к эффективности финансовых рынков. Эффективный рынок — это такой рынок, на котором информация широко доступна и стоит недорого для всех участников и, следовательно, цена на акции отражает эту информацию. Поскольку новая информация немедленно отражается на ценах (котировках), все инвесторы вправе ожидать получения только обычной нормы прибыли. Владение равнодоступной информацией о компании не позволит инвестору превзойти остальных. Единственный способ ожидать получения более высокой доходности — это подвергаться повышенному риску.

Эти три темы — дисконтированных потоков денежных средств, риска и диверсификации, а также эффективности рынка — лежат в основе большинства вводных курсов по финансам.

Структура системы управления финансами предприятия

В любом предприятии создается система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе этой системы лежит организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Одним из важнейших компонентов общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. В этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие — на директора. В крупном предприятии, деятельность которого по определению отличается многообразием в том числе и в области финансов, подобный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба, которая чаще всего состоит из двух крупных подразделений: планово-аналитического и учетно-контрольного. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать; по крайней мере их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

В организационном плане система управления финансами фирмы не только является элементом общей оргструктуры фирмы, но и в свою очередь неким образом структурируется. Один из вариантов структурирования системы, объясняющий в том числе и логику ее функционирования, представлен на рис. 1.2.

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов — субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Субъект воздействует на объект с помощью общих функций управления, т.е. функций, с необходимостью реализуемых в любом типовом предприятии безотносительно его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др. В приложении к управлению финансами фирмы субъект управления может быть представлен как совокупность пяти базовых элементов: 1) оргструктуры управления финансами; 2) кадров финансовой службы; 3) финансового инструментария; 4) информации финансового характера; 5) технических средств управления финансами. Объект управления, т.е. то, чем управляет финансовый менеджер, можно представить в виде совокупности из трех элементов: 1) финансовые отношения, закрепляемые путем заключения финансовых договоров; 2) финансовые ресурсы (активы, расчеты, денежные средства); 3) источники финансовых ресурсов (выбор их комбинации, определение целесообразности и условий привлечения нового источника и др.).

В общей совокупности источников финансирования фирмы решающую роль играют прибыль и рынки капитала. Первый источник ограничен, тогда как второй практически бездонен. Именно с помощью фондового рынка фирма осуществляет массированное привлечение капитала путем эмиссии акций и облигаций, а также с помощью привлечения долгосрочных кредитов. Общая схема финансовых потоков, связывающих фирму и рынок капитала, представлена на рис. 2.2.

Логика приведенных на рис. 2.2 денежных потоков заключается в следующем:

1 — финансирование деятельности фирмы за счет капитала ее учредителей (имеет место на этапах создания и становления фирмы);

2 — фирма выходит на рынок капитала со своими ценными бумагами с целью привлечения долгосрочных источников финансирования (периодически имеет место на этапе рутинного функционирования фирмы);

3 — привлечение средств инвесторов, приобретающих эмитированные фирмой долевые и долговые ценные бумаги, т.е. в обмен на выпущенные ценные бумаги с первичного рынка поступают денежные средства (имеет место на этапе функционирования фирмы в стабильном режиме как результат выхода ее на фондовый рынок; является следствием предыдущего действия);

4 — инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и оборотные активы;

5 — генерирование денежного потока как результата успешной деятельности фирмы;

6 — уплата предусмотренных законом налогов и других отчислений;

7 — выплата фактическим инвесторам (собственникам и лендерам) причитающегося им регулярного дохода по итогам отчетного периода; имеются в виду (а) дивиденды собственникам (обычно трактуется как часть совокупной прибыли, состоящей из двух компонентов: прибыли отчетного периода и прибыли, реинвестированной в активы фирмы по итогам предыдущих периодов) и (б) проценты лендерам;

8 — реинвестирование в активы фирмы части прибыли (т.е. денежные средства не изымаются собственниками, а вкладываются в нефинансовые активы фирмы);

9 — направление на рынок капитала части прибыли в виде финансовых инвестиций (т.е. денежные средства как результат прибыльной работы используются для приобретения ценных бумаг в целях создания страхового запаса денежных эквивалентов или инвестирования временно свободных денежных средств для получения текущего дохода);

10 — направление инвесторами свободных денежных средств на рынок капитала.

ЦЕЛИ БИЗНЕСА

Идея, которая является фундаментом современного финансового менеджмента, заключается в том, что основной целью бизнеса является максимальное увеличение благосостояния акционеров (shareholder wealth maximization), т. е. максимальное увеличение экономической ценности, достающейся акционерам (владельцам).

Акционеры предоставляют компании денежные средства, ожидая, что они получат максимально возможное увеличение доходов при определенном уровне риска. Следовательно, при оценке альтернативных возможностей инвестирования акционеры будут сравнивать доходы от каждого вложения с имеющимся потенциальным риском.

Когда в данном контексте мы используем слово благосостояние (ценность), мы имеем в виду рыночную стоимость обыкновенных акций. Рыночная стоимость всех акций, в свою очередь, будет отражать доходы, которые акционеры предполагают получить с течением времени от акций, а также соответствующий уровень риска. Мы не рассматриваем максимальное увеличение доходов акционеров в краткосрочной перспективе, а скорее интересуемся обеспечением максимально возможных доходов в течение длительного периода времени.

МАКСИМАЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ЦЕННОСТИ (БЛАГОСОСТОЯНИЯ) ИЛИ ПРИБЫЛИ?

Максимальное увеличение благосостояния — не единственная финансовая цель, к которой может стремиться предприятие. Максимальное увеличение прибыли часто предлагается в качестве альтернативной цели и, как мы увидим, отличается от максимального увеличения ценности по ряду существенных аспектов. Однако прежде чем, мы начнем рассматривать эти различия, необходимо определить, что мы понимаем под термином прибыль.

Существуют различные способы измерения прибыли, которую можно максимально увеличить, включая следующие:

• операционная прибыль (т. е. прибыль до выплаты процентов и налогообложения);

• прибыль до налогообложения;

• чистая прибыль после налогообложения;

• чистая прибыль к распределению, доступная владельцам обыкновенных акций;

• чистая прибыль на одну обыкновенную акцию и т. д.

Различия в выборе меры прибыли могут привести к различиям в решениях, принимаемых в отношении каждой конкретной возможности инвестирования (этот момент проиллюстрирован в ситуации 1.1).

Ситуация 1.1

Компания имеет следующие данные по величине долгосрочного капитала и годовой прибыли:

Вложенный капитал (состоящий из обыкновенных акций номинальной стоимостью, руб.) 100 000 руб.

Чистая прибыль после налогообложения 15 000 руб.

Компания рассматривает вопрос о выпуске 20 000 новых обыкновенных акций стоимостью 1руб. и вложении полученных средств в проект, обеспечивающий прибыль после налогообложения в размере 2000 руб..

Что бы вы посоветовали сделать менеджерам, если бы целью предприятия было:

1) максимальное увеличение общей прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций;

2) максимальное увеличение прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию?

Хотя общая прибыль, доступная владельцам обыкновенных акций, будет увеличена за счет инвестиций, прибыль в расчете на одну акцию сократится (текущая норма прибыли на одну акцию составляет 15% (15 000/100 000), в то время как предполагаемая норма прибыли по этому вложению составляет 10% (2000/20 000).) Следовательно, цель получения максимальной чистой прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций, приведет к решению вложить средства, в то время как цель максимального увеличения чистой прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию приведет к решению отказаться от этой возможности.

Основная проблема при использовании в качестве цели бизнеса максимального увеличения прибыли заключается в том, что обычно это имеет краткосрочную перспективу, тогда как максимальное увеличение ценности для акционеров — долгосрочная цель. Между краткосрочной и долгосрочной эффективностью могут возникнуть разногласия. Вполне вероятно, например, что краткосрочные прибыли увеличиваются за счет (и в ущерб) долгосрочных прибылей.

Ситуация 1.2

Можете ли вы представить себе способы, которыми можно увеличить краткосрочные прибыли за счет долгосрочных прибылей?

Менеджеры предприятия могут сократить текущие затраты с помощью:

• сокращения затрат на исследования и разработки;

• сокращения затрат на обучение и развитие персонала;

• приобретения менее качественных материалов;

• ослабления механизмов контроля качества.

Эти политики могут иметь выгодные последствия для краткосрочных прибылей, но могут подорвать долгосрочные прибыли и эффективность работы предприятия.

Следующая проблема при использовании максимального увеличения прибыли как цели заключается в том, что не может быть учтен риск. Как мы далее рассмотрим более подробно, чем выше уровень риска, тем выше предполагаемый доход, необходимый инвесторам по конкретному вложению средств. Логично предположить, что политика максимального увеличения прибыли должна привести менеджеров к инвестированию в проекты, обладающие высокой степенью риска. Однако такая политика может не совпадать с требованиями акционеров.

При рассмотрении инвестиций акционеры озабочены как риском, так и долгосрочными доходами, которые они предполагают получить от этого вложения.

Только цель максимального увеличения благосостояния учитывает оба этих фактора. Менеджеры, преследующие эту цель, будут выбирать инвестиции, которые обеспечивают максимально возможные доходы по отношению к приемлемому риску.

МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧИВАТЬ ИЛИ УДОВЛЕТВОРЯТЬ?

Даже если мы откажемся от использования прибыли и примем благосостояние акционеров за подходящую финансовую цель, мы можем, тем не менее, поставить вопрос о том, является ли подходящим максимальное увеличение благосостояния акционеров. Для начала эта цель подразумевает, что потребности акционеров имеют первостепенное значение. Однако предприятие можно рассматривать как коалицию различных групп интересов, которые имеют свою долю в предприятии.

Ситуация 1.3

Кто может представлять заинтересованные стороны (силы влияния)?

Следующие группы можно рассматривать в качестве заинтересованных сторон:

• акционеры;

• сотрудники;

• менеджеры;

• поставщики;

• клиенты;

• общество.

Этот список не является исчерпывающим. Вы можете предложить и другие.

Если мы примем этот более широкий взгляд на компанию, то акционеры станут лишь очередной заинтересованной группой, потребности которой необходимо будет удовлетворить. Можно поспорить о том, что вместо стремления к максимальному увеличению доходов для акционеров менеджеры должны попытаться обеспечить доходы, удовлетворяющие каждую из групп влияния. Термин удовлетворяющие (satisficing) используется для описания конкретных целей предприятия.

Хотя эта цель и может казаться привлекательной, с ее применением возникают определенные практические сложности.

В условиях рыночной экономики действуют сильные конкурирующие механизмы, предопределяющие то, что терпимость к неспособности максимально увеличить ценность для акционеров не будет долговременной. Борьба за средства, предоставляемые акционерами, и борьба за рабочее место менеджеров должны гарантировать, что интересы акционеров являются преобладающими. Если менеджеры предприятия не обеспечивают предполагаемого увеличения благосостояния акционеров, у акционеров есть возможность заменить существующую команду управленцев новой командой, более чувствительной к потребностям акционеров. В качестве альтернативы акционеры могут принять решение о продаже своих акций в предприятии (и реинвестировать свои средства в другие предприятия, обеспечивающие большие доходы по отношению к существующим рискам).

Продажа акций предприятия, скорее всего, снизит рыночную цену акций, и эту ситуацию менеджерам придется исправлять, чтобы не допустить риска поглощения компании другой компанией. Этого можно достичь, только следуя курсом, который согласуется с потребностями акционеров.

Означают ли приведенные выше аргументы, что интересы акционеров — это все, что необходимо учитывать менеджерам, и что интересы других заинтересованных сторон не имеют значения? Почти наверняка можно ответить нет. Удовлетворение потребностей других групп влияния часто согласуется с необходимостью максимального увеличения благосостояния акционеров. Например, неудовлетворение потребностей сотрудников компании может привести к меньшей производительности их труда, забастовкам и т. д., что, в свою очередь, будет иметь отрицательные последствия для вложений акционеров в предприятие. Определенная взаимозависимость в этом вопросе привела к утверждению, что потребности других заинтересованных групп необходимо рассматривать как ограничения, в рамках которых должно увеличиваться благосостояние акционеров предприятия.

Рассмотрение потребностей других групп влияния как ограничений, которые необходимо выполнять, является более точным способом согласования цели максимального увеличения благосостояния акционеров с интересами других заинтересованных сторон. Однако эта точка зрения подразумевает, что предприятие должно максимально увеличивать ценность для акционеров, но обеспечивать лишь удовлетворяющие доходы для других заинтересованных сторон. Будет ли подобная точка зрения рассматриваться как истина, зависит от суждений относительно системы ценностей. Однако важно осознавать последствия игнорирования потребностей акционеров в условиях конкурентной рыночной экономики.

Вероятно, все другие группы пострадают, если эффективность цен на акции предприятия упадет ниже уровня, предполагаемого акционерами.

Последний аргумент, выдвигаемый в пользу цели максимального увеличения благосостояния при развитии финансового менеджмента, таков: если мы принимаем точку зрения, что максимальное увеличение благосостояния необязательно окажется подходящим, модели, основанные на этой цели, могут все равно оказаться полезными для принятия решений менеджерами. Применяя эти модели, менеджеры смогут определить наиболее подходящий образ действий с точки зрения акционеров и увидеть затраты, которые несут акционеры, если будет принято решение о развитии другим курсом (не имеющим цели максимального увеличения благосостояния). Тогда менеджерам необходимо учитывать интересы акционеров при принятии решений.

ПРИМЕР 1.2. МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия часто выражают свою конечную цель в форме заявления о миссии предприятия. Эти декларации публикуются и часто украшают ежегодные отчеты компаний и их веб-сайты. Заявления о миссии обычно кратки, в них компании пытаются передать сущность своей деятельности. Для компаний не является необычным провозглашать их приверженность цели максимального увеличения благосостояния акционеров в своих заявлениях о миссии. Например, компания Lynx Group —поставщик программного обеспечения так формулирует свою миссию:

Максимально увеличивать ценность для акционеров, становясь ведущим поставщиком программного обеспечения, систем и услуг финансовому сектору.

Другая компания, SSLplc, утверждает: SSL — это компания мирового класса, производящая и реализующая обширный диапазон медицинских и потребительских товаров в области охраны здоровья в стратегически определенных основных областях бизнеса, созданная для максимального увеличения благосостояния ее акционеров.


К настоящему времени в арсенале финансового менеджера имеется довольно богатый набор методов, приемов и моделей, позволяющих получать формализованное обоснование предполагаемых к принятию решений.

Методы и приемы. С определенной долей условности методы и приемы можно разделить на три большие группы: 1) общеэкономические; 2) инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; 3) специальные.

Общеэкономические методы. К этой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении довольно ограничена. Перечисленные методы не являются специфически ориентированными на финансового менеджера, однако он должен иметь представление о них. Так, система амортизационных отчислений является сферой интересов прежде всего бухгалтера, однако выбор того или иного метода амортизации существенно сказывается на финансовых результатах и представлении имущественного и финансового потенциалов хозяйствующего субъекта, что, как известно, представляет непосредственный интерес для финансового менеджера в контексте как внутрифирменного планирования, так и оценки статус-кво и потенциальных возможностей контрагентов.

Инструментальные (количественные) методы. В эту группу входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и др. Эти методы, большинство из которых по своей природе уже импровизационны, используются, прежде всего, в финансовом и налоговом планировании, в частности в обосновании решений в отношении проектов инвестирования (какая из альтернатив инвестирования наиболее благоприятна?) и финансирования (какая из альтернатив финансирования наиболее благоприятна?). Число инструментальных методов огромно. Вероятно, наиболее значимы для финансового менеджера следующие группы: методы факторного анализа; методы прогнозирования; методы теории принятия решений.

Специальные методы. По степени централизованной регулируемости и обязательности применения эти методы занимают промежуточное положение между первыми двумя группами, а многие из них еще только начинают получать распространение в России. В эту группу входят дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих методов лежат производные финансовые инструменты, или деривативы.

Моделирование. Термином «модель» характеризуется любой образ, описание, аналог (мысленный или условный) какого-либо процесса или явления (т.е. «оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Процесс построения модели называется моделированием. С помощью моделей изучаются, анализируются и прогнозируются различные возможные варианты поведения объекта (системы, процесса, явления) идентифицируются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на этот объект, оцениваются возможности и способы управления этими факторами. Можно выделить две основные группы моделей: дескриптивные (описательные) и предикатные (предсказательные).

Дескриптивные модели. В группу моделей описательного характера прежде всего входят финансовая (бухгалтерская) отчетность и различные схематические представления процессов и явлений. Как известно, отчетность представляет собой наилучшую финансовую модель фирмы, она дает комплексное представление об имущественном и финансовом состоянии организации. Кроме того, эта модель позволяет рассчитывать целый ряд взаимоувязанных индикаторов, отслеживая динамику которых, можно управлять деятельностью фирмы, включая выявление причин неблагоприятных тенденций и активизацию позитивно влияющих факторов. К моделям, названным нами схематическим представлением процессов и явлений, относятся: 1) структуризация процесса мобилизации капитала; 2) обоснование и описание политики управления оборотным капиталом; 3) схема обоснования, критерии принятия и техника реализации инвестиционных программ; 4) политика и техника работы с кредиторами; 5) политика и техника кредитования клиентов и др. Процесс построения каждого из упомянутых схематических представлений подразумевает описание необходимых процедур и этапов действий, последовательность их осуществления, обоснование необходимого инструментария, разработку систем поощрения и наказания и др. Подобные представления используются при разработке структуры и содержательном наполнении годового отчета, пояснительной записки, бизнес-плана и др.

Предикатные модели (т.е. модели предсказательного, прогностического характера) используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа, модели поведения на финансовом рынке.


Возможно, вы уже знаете, что подготовить отчет о движении денежных средств сравнительно легко; в нем лишь фиксируются входящие и исходящие потоки средств компании. Основные источники входящих и исходящих потоков денежных средств представлены на рис. 2.4. Прогноз отчета о движении денежных средств можно подготовить за любой период времени. При подготовке краткосрочного прогноза часто бывает и полезно, и возможно представить ежемесячную расшифровку входящих и исходящих потоков денежных средств — это поможет менеджерам тщательно контролировать изменения положения ликвидности бизнеса.

Однако чем дальше на будущее компания прогнозирует свои денежные потоки, тем обычно сложнее бывает представить их помесячную структуру.

Для прогнозного отчета о движении денежных средств не существует установленного формата, поскольку он обычно используется для внутренних целей бизнеса.

_

Рис. 2.4. Главные источники входящих (поступлений)

и исходящих (платежей) потоков денежных средств

Врезка 2.1

Компания Designer Dresses Limited—небольшая компания, созданная Джеймсом и Вильямом Кларками для продажи эксклюзивных коллекций одежды в бутике в фешенебельном пригороде Лондона. По состоянию на 1 января они планируют инвестировать 50 000 и приобрести по 25 000 акций компании стоимостью 1 за акцию. Из этих средств 30 000 будет инвестировано в новое оборудование в январе месяце. Это оборудование будет амортизироваться в течение трех лет по методу равномерного начисления износа (предполагается, что его остаточная стоимость по окончании срока эксплуатации будет нулевой). При использовании метода равномерного начисления износа предполагается, что общая сумма амортизируется равномерно в течение срока эксплуатации основного средства. В этом случае амортизация за полгода должна начисляться через первые шесть месяцев.

Прогнозы реализации и закупок компании следующие:

000

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

Продажи

10,2

30,6

30,6

40,8

40,8

51,0

204,0

Покупки

20,0

30,0

25,0

25,0

30,0

30,0

160,0

Прочие затраты

9,0

9,0

9,0

9,0

9,0

9,0

54,0

Примечание: прочие затраты включают заработную плату, но не включают амортизацию.

Все продажи будут оплачиваться с помощью кредитных карт. У компании, обслуживающей кредитные карты, выплата денег займет один месяц, и за свои услуги она будет удерживать 2% от валовой выручки от реализации компании Designer Dresses. Поставщики компании допускают срок кредита в один месяц.

Прочие затраты, представленные выше, не включают арендную плату и налоги в сумме 10 000 в квартал, подлежащие уплате 1 января и 1 апреля. Все прочие расходы будут оплачиваться наличными. Предполагается, что стоимость запасов в конце отчетного периода составит 58 000.

Не учитывайте налогообложение. Для удобства вычислений предлагаем вам округлять значения до тысяч.

Требуется подготовить:

1) прогноз движения денежных средств на шесть месяцев, до 30 июня;

2) прогнозный отчет о прибылях и убытках за указанный период;

3) прогнозный баланс по состоянию на 30 июня.

Заметьте, что для простоты в примере рассматривается только один сценарий действий, и для подготовки прогнозных финансовых отчетов предоставлены все данные. Это поможет вам понять суть основных принципов подготовки отчетов.

Менеджеры сами выбирают, какая форма его представления лучше всего соответствует их потребностям. Ниже представлена схема прогнозного отчета о движении денежных средств компании Designer Dresses Ltdaa период шесть месяцев, до 30 июня. Похоже, такой формат широко применяется, и он ничем не хуже любого предложенного формата; поэтому рекомендуем использование этого формата при подготовке прогнозных финансовых отчетов.

000

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

Поступление денежных средств

Эмиссия акций

Продажи в кредит

Исходящие денежные средства

Закупки в кредит

Другие издержки

Аренда и проценты

Оборудование

Чистый денежный поток

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Из этой схемы видно, что:

• каждый столбец представляет собой период в один месяц;

• вверху каждого столбца определены входящие денежные потоки поступления), а также отражена общая сумма поступлений за каждый месяц;

• сразу после поступлений денежных средств отражаются исходящие денежные потоки (выплаты), и также отражена их общая сумма за каждый месяц;

• разница между ежемесячными суммами входящих и исходящих денежных потоков — это чистый поток денежных средств за месяц;

• если мы прибавим чистый поток денежных средств к начальному остатку денежных средств, который берется из отчета предыдущего месяца, мы получим конечное сальдо по денежным средствам (которое, естественно, станет начальным сальдо по денежным средствам для следующего месяца).

В действительности при подготовке отчета о движении денежных средств возникают два вопроса, которые вы должны рассматривать по каждой статье предоставленной вам информации. Первый вопрос звучит так: имеет ли отношение эта часть информации к денежной транзакции- (операции перевода денежных средств с одного счёта на другой, а также сделка по купле-продаже финансовых инструментов) (включает ли она входящие и/или исходящие денежные потоки)? Если ответ нет, то при подготовке отчета эту информацию нужно игнорировать. Вы увидите, что имеются некоторые статьи, относящиеся к конкретному периоду, такие как амортизационные отчисления, которые не включают в движение денежных средств.

Если же вы отвечаете на этот вопрос да, то необходимо задать следующий вопрос: когда произошла денежная транзакция? Важно определить конкретный месяц, в котором имело место движение денежных средств. Часто движение денежных средств происходит по окончании периода, в течение которого состоялась хозяйственная операция, например когда продажи и закупки осуществляются в кредит (мы вернемся к этому моменту позже, при рассмотрении прогнозного отчета о прибылях и убытках.)

Сложности при составлении отчетов о движении денежных средств, как правило, возникают, если эти два вопроса не решены должным образом.

Стоит подчеркнуть, что приведенный формат используется только для внутренней отчетности. Если отчеты (исторические) о движении денежных средств подготавливаются в целях внешней отчетности, мы скорее обнаружим денежный поток, агрегированный за год, а не помесячный вариант. Более того, необходимо будет использовать определенный формат для представления информации.

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ФУНКЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ