Учет денежных средств

Тема 7. Учет денежных средств (2 часа)

  1. Документирование и учет денежных средств и документов в кассе.
  2. Документирование учет денежных средств на расчетных и валютных счетах.

  1. Документирование и учет денежных средств и документов в кассе.

1.1. Общие положения и документы

Нормативными документами являются «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П, и указ президента № 1005 «об укреплении платежной дисциплины».

Положение устанавливает общие правила ведения кассовых операций, порядок заполнения документов, порядок оборудования помещения кассы, платежеспособность денежных купюр.

Касса – помещение для осуществления операций с наличными деньгами и хранения денежных документов (марки, путевки, билеты).

Кассовые операции ведутся в соответствии с положением о ведении кассовых операций в РФ.

Организация работы кассы – работу осуществляет кассир, с которым заключают договор о материальной ответственности, если кассир в штате отсутствует, то по приказу директора работу выполняет бухгалтер.

Ведется кассовая книга, в которую ежедневно заносятся данные по приходу и расходу денег.

Приходные операции оформляют приходным кассовым ордером.

Отрывная квитанция ордера выдается сдатчику денег.

Расходные операции оформляются расходным кассовым ордером. При выдаче зарплаты расходный ордер заполняются на всю сумму платежной ведомости. После выдачи денег на расходном ордере ставится штамп «погашено».

Выдача денег производится по паспорту и выдача другому лицу запрещена (только по доверенности).

Расходные и приходные ордера кассир получает у бухгалтера уже с номерами под роспись в журнале регистрации.

Предел выдачи наличных денег по одной сделке (кроме зарплаты) 100000 руб. Банк в зависимости от сдаваемой выручки устанавливает лимит – предельная сумма остатка денег в кассе на конец рабочего дня. Деньги сверхлимита должны быть сданы в банковское хранение. Сверхлимит допускается в дни выдачи зарплаты (5 дней). Неполученная зарплата депонируется: платежная ведомость закрывается двумя суммами – полученная зарплата, депонируемая зарплата и остаток сдается в банк. Фамилии депонентов заносятся в регистрационный журнал. Заплата хранится 3 года, затем списывается на доходы предприятия проводкой Д76-К91.

Для сдачи денег в банк предприятие нанимает инкассатора для этого имеются 2 сумки с одним номером, полная сумка передается инкассатору, а пустая оставляется. Кассир составляет ведомость купюр к сумке в трех экземплярах, и «объявление на взнос наличными».

Кассовая книга ведется в двух экземплярах под копировку. Второй является отчетом кассира и с приложенными первичными документами сдается бухгалтеру. На основании отчета проставляет проводки и отражает кассовые операции в учете. Исправление в книге и денежных документах не допускаются.

Деньги на зарплату и другое получает только кассир по денежному чеку, нецелевое использование денег запрещается. За этим следит банк.

Ревизия проводится один раз в месяц внезапно, но не реже 1 раза в квартал. Оформляется актом с приложением черновика пересчета денег.

Синтетический учет кассовых операций

Учет ведется на счете 50 (А). По дебету счета отражается поступление денег в кассу от источников.

1.

Поступление из банка

50-51

2.

От подотчетных лиц

50-71

3.

Погашение недостачи

50-73

4.

Выручка

50-62,90

5.

Поступление штрафов

50-91

6.

От учредителей

50-75

Выбытие денег отражается по кредиту счета 50 отражается по направлениям:

1.

Выдано на зарплату

70-50

2.

Выдано на командировку

71-50

3.

Уплачены штрафы

71,91-50

4.

Недостача денег в кассе

94-50

5.

Расчеты с поставщиками

60-50

6.

Выкуплены акции у акционеров

81-50

Остаток по Д50 показывает наличие денег в кассе.

  1. Документирование и учет денежных средств на расчетных и валютных счетах

Учет денежных средств на расчетном счете

Общий порядок организации денежного обращения в Российской Федерации регламентируется Банком России посредством Положения Центрального Банка «О правилах осуществления перевода денежных средств» 19.06.2012 № 383-П.

Безналичные расчеты осуществляются через банк в соответствии с инструкциями:

  1. положение о безналичных расчетах в РФ
  2. указ Президента об укреплении платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Для осуществления расчетов предприятие имеет в банке расчетный счет. Для его открытия в банк предоставляется:

  1. Устав предприятия, заверенный нотариусом
    1. Свидетельство о регистрации предприятии в гос. реестре
    2. Свидетельство о постановке в налоговый учет с указанием ИНН, КПП
    3. Карточка с образцами подписей директора и главбуха
    4. Копия приказа о назначении главбуха
    5. Заявление на открытие счета

Заключая договор с банком присваивается двадцатизначный номер расчетного счета. За обслуживание счета банк снимает комиссионные. Предприятие может иметь другие счета в банках:

  1. Валютный счет (52) – для хранения и расчетов в валюте ;
  2. Депозитный счет (55) – для хранения свободных денег и получения дохода, а так же текущие субсчета – для отдельных подразделений используется для зачисления выручки и выдачу денег на зарплату и командировочные
  3. Расчетный счет;

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ по названиям платежных документов.

Для денежных операций используется следующие документы:

  1. Платежное поручение – поручение банку предприятием о переводе средств в банк получателя. Содержит: дату, наименование предприятия плательщика и получателя, банковские реквизиты, сумму;
  2. Платежные требования – требования поставщика покупателю об уплате. Имеются те же реквизиты что и поручения. Поступая в банк плательщика передается ему вместе с выпиской. Плательщик должен в течение трех дней рассмотреть вопрос об акцепте (согласие на оплату), молчание означает согласие оплатить сумму. При не согласии уплаты предприятие посылает в банк заявление об отказе от акцепта, один экземпляр передается поставщику. По всем операциям, проведенным за период выдается банковская выписка с указанием входящего и исходящего остатка. На основании банковской выписки бухгалтер отражает операции в учете.
  3. Инкассо платежное требование финансовых органов по которому банк обязан удержать с плательщика и перечислить финансовым органам платежи;
  4. Денежный чек – это приказ банку о выдаче с расчетного счета наличных денег кассовому лицу. Чековая книжка выдается на 25-50 чеков по заявлению корешки использованных чековых книжек сдаются в банк.
  5. Расчетный чек – поручение банку перечислить со счета предприятия указанную сумму на счет владельца чека.
  6. Аккредитив – поручение банка плательщика банку получателю об открытии резерва с расчетного счета плательщика и выдачи этой суммы после совершения указанных в заявлении действий.
  7. Банковская выписка.

Очередность платежей:

  1. – по исполнительным листам судов и алименты
    1. – на зарплату
    2. – налоги
    3. – плановые платежи, залог
    4. - коммунальные платежи
    5. - все остальные по дате получения платежных поручений, НДС должен быть выделен отдельной строкой суммой и прописью.

Для учета банковских операций предназначен счет 51 (А). по дебету отражается поступление денег от источников:

1.

Доплата от поставщиков за брак

51-60

2.

Выручка

51-62

3.

Взнос от учредителей

51-75

4.

Получены кредиты

51-66

5.

Проценты по дивидендам

51-91

По кредиту счета отражается выбытие денег:

1.

Оплата потребляемых услуг

60-51

2.

Алименты по исполнительным листам

76-51

3.

Платежи по налогам

68-51

4.

Платежи во внебюджетные фонды

69-51

5.

Погашенные кредиты

66-51

6.

Уплата штрафов

91-51

В учете банковские операции отражаются на основании банковской выписки с расчетного счета, по датам, указанным в ней. Выписка выдается банку после совершения любых операций. В ней указывается входной остаток операций за период и исходный остаток. Банковские операции связаны с НДС. При поступлении денег НДС выделяется и уплачивается в бюджет.

1.

Получена выручка, аванс

52-99,91

2.

Начислен НДС

99,90-68

3.

Уплачен налог

68-51

4.

Возмещен НДС после оплаты услуг и материала

68-19

НДС по детским товарам и продуктам повседневного потребления, а остальные 18%. Для расчета НДС выделяют 18 или 10 % из выручки:

Выручка: 118*18

Выручка: 110*10.

Сумма НДС должна соответствовать счет-фактуре.

Учет денежных средств на валютных счетах.

Для открытия валютного счета предоставляются те же документы, что и при расчетном счете дополнительно для СП и иностранных фирм свидетельство о регистрации в госкомитете по иностранным инвестициям.

Согласно распоряжению банка могут открываться два счета, которые ведутся параллельно:

  • Транзитный – зачисляется валюта в полном объеме. С этого счета осуществляются платежи в валюте, по пошлинам и другим расходам.
  • Текущий – используется для учета валютных средств остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи части валютной выручки государству.

Согласно указу Президента РФ № 629 от 14.06.92 г. «о частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимание экспортной пошлины»: 30% валютной выручки предприятия подлежит обязательной продажи через банк по курсу не позднее 14 дней после поступления выручки нетто. В настоящее время 0%.

Закон РФ «о валютном регулировании и валютном контроле» №3615-1 от 9.10.92 г. Ст. 5 «иностранная валюта, полученная предприятием, подлежит обязательному зачислению на их счете в банках».

Оценка средств на валютном счете ведется в валюте и в рублях по курсу ММВБ.

Остатки валютных средств, дебиторская и кредиторская задолженность в валюте, действующая на территории РФ в суммах определенных путем пересчета валюты по курсу, действующему на последнее число отчетного периода переоцениваются.

Поскольку курсы валют «плавают» средства на валютном счете подлежат переоценке перед каждой операцией и на отчетную дату по курсу ЦБ согласно ПБУ 3/01 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте».

1.

Зачисление выручки в валюте

52.1 - 90

2.

Продажа части выручки

57 – 52.1

3.

Перевод обменной выручки на расчетный счет

51 – 57

4.

Ежемесячная курсовая разница: положительная

отрицательная

52 – 91

91 - 52

5.

Результат: положительный

отрицательный

91 – 99

99- 91

Пример.

1.

Погашен вексель должником (в валюте)

52-58

2.

Поступила выручка от реализации ОС

52-91

3.

Сдана выручка в валюте

52-50

4.

Закрыт аккредитив в валюте, возвращены чеки

52-55

5.

Поступили вклады в уставный капитал от учредителя

52-75

6.

Поступили % по векселю

52-91

7.

Получен кредит в валюте

52-66

8.

Произведена оплата расходов

44-52

9.

Хоз. Расходы по продаже валюты

91-52

10.

Открыты чековые книжки, аккредитив

55-52

11.

Перечислена валюта лицам в командировку

71-52


Тема 8. Учет расчетов и текущих обязательств

План лекции (2 часа)

  1. Формы расчетов и их характеристика
  2. Общие правила учета Д-ой и К-ой задолженности
  3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
  4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  5. Учет расчетов с подотчетными лицами
  6. Учет расчетов с использованием векселей

  1. У предприятия в процессе деятельности возникают расчетные отношения по возникшим обязательствам.

Общий порядок организации денежного обращения в Российской Федерации регламентируется Банком России посредством Положения Центрального Банка «О правилах осуществления перевода денежных средств» 19.06.2012 № 383-П.

Существуют формы расчетов:

  1. Платежные поручения
  2. Платежные требования
  3. Расчетные чеки
  4. Аккредитивы
  5. Векселя
  6. Встречная поставка (взаимозачет)

Вексель – долговая ценная бумага – расписка, согласно которой должник обязан уплатить в указанный срок и %. Учет векселей ведется на счете 60, 62, 76.

  1. Поставщики – партнеры, задолженность по которым возникла в связи и покупкой материалов и услуг счет 60.

Покупатели – дебиторы, задолженность которых возникла в результате покупки материалов или услуг у предприятия счет 62.

Подрядчики – организации, выполняющие на предприятии разовые работы.

Заказчики – покупатели, заказывающие разовые работы. На 1 сделку оформляется заказ.

Расчетные отношения основываются на заключении договора о поставке товаров или оказании услуг. К нему прилагаются лицензия на определенный вид деятельности. Договор дает право для обращения в арбитраж. При поставке продукции выписывается накладная и счет – фактура, которая является расчетно-платежным документом. Согласно договору начисляются пени и штрафы за нарушение условий договора.

Ежеквартально расчетные операции сверяются с составлением акта сверки. Акт двусторонний. Взаимозачет оформляется актом взаимозачета, в котором указываются обмениваемые ценности их стоимость и зачет НДС.

3. Для учета расчетов с поставщиками используется счет 60 «расчеты с поставщиками», сч. А-П.

У покупателя по дебету счета 60 отражается уменьшение кредиторской задолженности, по кредиту 60 отражается увеличение кредиторской задолженности.

В учете следует выделять НДС согласно с/ф

- Поступление материалов б/НДС 10-60

НДС 19-60

- Акцепт счетов за услуги 44,25,26-60

- Погашение долга поставщику 60-51

- Зачет НДС по оплате 68-19

Расчет с поставщиком в неденежной форме

- Списание стоимости активов 91-10,01

- Зачет 60-91

- Взаимозачет (если поставщик является так же покупателем) 60-62

- Претензия поставщику 60-76.2

4. Для учета расчетов с покупателями применяется сч. 62 «расчеты с покупателями», сч. А-П.

У поставщика по дебету 62 отражается предъявление расчетных документов за проданную продукцию или материалы 62-90,62-91, по кредиту 62 отражается поступление денежных средств за проданную продукцию от покупателей 51-62.

При расчетах с покупателями НДС подлежит уплате в бюджет.

- Передача продукции (услуг) покупателю 90.2-43,20,23

- Предъявление счета-фактуры 62-901

- Начисление НДС в бюджет 903-68

- Получение оплаты от покупателя 51-62

- Претензия к покупателю 62-91

5. Подотчетные лица – работники предприятия, которые получили аванс на командировку и хозяйственные нужды (бензин, канцелярские товары, строй материалы).

На предприятии должен быть приказ со списком лиц, которые могут получить деньги в подотчет. На командировку оформляется приказ руководства, где указывается цель (закупка товара, повышение квалификации и т.д.), срок, место командировки. На основании приказа рассчитывается сумма аванса и выдается по расходному ордеру из кассы. В аванс входит стоимость билетов туда и обратно, стоимость гостиницы суточные 100 руб. (на еду), расходы в соответствии с целью командировки (на закупку материалов, представительские расходы). Согласно НК РФ предприятие должно утвердить сумму суточных и указать её в учетной политике, до 700 руб. На руки подотчетному лицу выдается командировочное удостоверение (указывается место назначения и здание, отметки о прибытии и выбытии). Удостоверение является основой для проверки билетов, квитанций за гостиницу, суточные. Также он получает доверенность, где указывается сколько, какие материалы он должен получить. Доверенность выдается на 15 дней, при постоянных отношениях на 30 дней (с 1 по 1 число). Регистрируется в специальном журнале и дается определенному кругу лиц.

Доверенность сдается в месте получения ТМЦ. А в бухгалтерию возвращается корешок доверенности. По приезду из командировки подотчетное лицо обязано составить авансовый отчет в течении 3-х дней. Если отчет не составлен, то последующие суммы выдавать нельзя. В отчете указывается дата, номер, полученная сумма, остаток задолженностей. К отчету прикладываются все оправдательные документы, квитанция за гостиницу, телеграммы, переговоры, счет-фактуры за найм услуг по погрузке, доставке купленного товара, приходный ордер на покупку ТМЦ наличными. Руководитель предприятия утверждает суммы расхода и передает отчет в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет количество документов, суммы, составляет проводки и разноси их по счетам.

Расходы на хозяйственные нужды:

- расходы на бензин, канцелярские товары, стройматериалы и т.д.

Обычно такие расходы подтверждаются товарным чеком и кассовым чеком. Часто такие расходы относятся сразу на затраты минуя склад (25,26,44-71).

Учет ведется на счете 71 (А-П), «Расчеты с подотчетными лицами». В журнале ордере №7, где каждой выданной сумме выделяется одна строка. По дебету счета 71 отражается получение авансов или расчетных чеков 71-50. По кредиту счета 71 отражается списание денег с подотчетного лица. Расходы по найму жилого помещения и на билеты относятся на затраты без НДС. 20,26-71, а такие квитанции за гостиницу в фактической сумме.

60-71 расходы по перемещению грузов без НДС;

41,10-71 оприходованные ТМЦ от подотчетного лица;

50-71 неиспользованный остаток денег сдается в кассу.

Сумма перерасхода отражается:

84,91-71 расход командировки сверх нормы;

71-50 выдан перерасход из кассы.

6. Вексель – долговая ценная бумага, представляет собой расписку о возвращении долга и % за отсрочку платежа.

Срок векселя – до 180 дней. По договоренности может выписываться несколько векселей.

Учет векселей ведется на счетах:

К601- векселя выданные

Д62 – векселя полученные

Учет у векселедателя

№ п/п

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

41

60

Оприходованы материалы по учетной стоимости без НДС

2

19

60

Отражен НДС по поступившим ценам

3

60

60-1

Выдан вексель поставщику в качестве гарантии оплаты (отражена сумма номинала векселя)

4

97

60-1

Начислены проценты по векселю

5

009

Принята на забалансовый учет общая сумма задолженности по векселю

6

60-1

51

Уплачена с расчетного счета текущая доля номинала по векселю

7

60-1

51

Переведены текущие проценты по векселю

8

91

97

Включена в текущие расходы уплаченная сумма процентов по векселю

9

68

19

Предъявлена к зачету сумма НДС по оприходованным товарам, пропорциональная размеру выплат по векселю

10

009

Списана с забалансового учета задолженность по векселю после выполнения финансовых обязательств

Из совокупности проводок выделим запись №3, которая отражает замену обязательства поставщику обязательством по векселю (субсчет 60-1 «Векселя выданные»).Отметим необходимость в связи с этим использование забалансового счета 009 «Исполнение обязательств и платежей выданные» (забалансовые неполные проводки №5 и10), а так же обратим внимание на проводки № 4 и 8, в которых используется счет 97 «Расходы будущих периодов», фиксирующий процесс постепенной выплаты процентов.

Учет у векселедержателя

№ п/п

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1

90

43

Списана на реализацию балансовая стоимость готовой продукции

2

90

44

Списаны на продажу коммерческие расходы

3

90

68

Начислен НДС от реализации продукции

4

62

90

Предъявлен счет покупателю

5

62-3

62

Поступил вексель от покупателя в качестве гарантии оплаты (отражена сумма номинала векселя)

6

62-3

98

Начислены проценты по векселю

7

008

Принята на забалансовый учет общая сумма предстоящих поступлений по векселю

8

51

62-3

Получены денежные средства в качестве опллаты номинала векселя

9

51

62-3

Поступили денежные средства в качестве процентов по векселю

10

98

91

Включена в состав текущих операционных доходов сумма поступивших процентов по векселю

11

91

68

Учтена сумма НДС по поступившим процентам в составе текущих операционных расходов

12

008

Списана с забалансового учета задолженность покупателя по векселю после выполнения им финансовых обязательств

Выделим у векселедержателя проводку № 5, которая отражает замену обязательств покупателя (субсчет 62-3 «Векселя полученные»). Дополнительно отметим применение забалансового счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (забалансовые неполные проводки №7 и 12) и счета 98 «Доходы будущих периодов» (проводки №6 и 10). Последний счет используется для учета процесса периодического получения процентов.

Из представленных сведений видно, что операции с векселями отражаются с помощью многообразия счетов. Например, в группе 5 упоминается учет финансового векселя как ценной бумаги, осуществляемый с применением счета 58 «Финансовые вложения». Когда речь идет о товарных операциях и предоставлении кредита, то для учета операций с векселями используются счета расчетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В дополнение следует сказать об учете хозяйственных действий с векселями, которые выделяются предприятием в качестве гарантий возврата кредитов и займов. В этих случаях они выступают в качестве долговых обязательств и учитываются с использованием счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Учет денежных средств