Крест Кейнса и теория мультипликатора в макроэкономике

III). Крест Кейнса и теория мультипликатора в макроэкономике.

Кейнс определяет ф-цию совокупного спроса как функцию планируемых расходов и эта функция тот же состав, что и у совокупного спроса. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда предприятия вынуждены совершать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в случае неожиданных изменений в условиях продаж.

Графически ф-ция E = C+I+G+Xn изображается как ф-ция потребления C = a+b(y-T), сдвигаемая вверх на вел-ну (I+G+Xn). Рис.11.

Функция совокупного предложения изображается на кресте Кейнса линией, на кот. объем планируемых расходов равен объему ВВП. Рис.12.

Равновесие устанавливается автоматически. Пусть фактический уровень производства больше равновесного и равен y1. Здесь совокупное предложение больше совокупного спроса – рост нереализованной продукции, кот. принимает форму товарно-материальных запасов. Рис.13. Рост запасов производители сокращают производство сокращение фактического ВВП.

Пусть фактический ВВП меньше равновесного и равен y2. Здесь совокупный спрос больше совокупного предложения. Тогда производители увеличивают производство, и тем самым экономика движется в точку равновесия.

Мультипликационный эффект

Расходы, кот. не зависят от уровня нац. дохода, Кейнс наз. автономными (A), A = a +I+G+Xn, a – автономное потребление, I – инвестиции, G-гос. расходы, Xn – чистый экспорт. Изменения автономных расходов приводит к еще большему масштабу изменения нац. дохода. Это объясняется эффектом мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов показывает () во сколько раз суммарный рост или сокращение ВВП превосходит первоначальный прирост или сокращение автономных расходов.

Пример:

1. Автономное потребление возрастает на вел-ну .

2. Это вызовет рост расходов и дохода (), тогда y возрастет на ту же вел-ну.

3. В соответствии с основным психологич. законом рост дохода приводит к росту потребительских расходов, но не в той мере в кот. растет доход. , на .

4. , y на

5. , y на

6. на

7. на

8. на и т.д.

, . Рис. 14..

Рецессионный и инфляционный разрывы. Достижение макроэк. равновесия не всегда означает достижения потенц. ВВП. И в этом случае можно выделить 2 варианта достижения равновесия:

  1. равновесный ВВП отстает от потенциального: это экономический спад, т.е. неполная занятость ресурсов (рецессия). Рис.15. Вел-на, на кот. должны возрасти совокупные расходы, чтобы равновесный ВВП стал равен потенциальному наз. рецессионным разрывом.
  2. избыточный спрос порождает инфляцию. Вел-на, на кот. должны сократиться совокупные расходы, чтобы равновесный ВВП сравнялся с потенциальным наз-ся инфляционным разрывом. Сокращение равновесного ВВП составит: Рис.16.

Тема 14. Денежный рынок и монетарная политика.

I). Денежный агрегат и механизм образования спроса на деньги.

II). Предложение денег, денежный мультипликатор и равновесие денежного рынка.

III). Банковская система и монетарная политика.

I). Денежный агрегат и механизм образования спроса на деньги.

Деньги – особый вид финансовых активов, кот. выражает стоимость всех других товаров и способен обмениваться на любой из них. Это определение отражает главное св-во денег – абсолютная ликвидность – способность денег с мин. издержками и макс. скоростью обмениваться на товары и услуги, а также другие финансовые активы (акции, облигации).

Сейчас нац. валюта разных стран не имеет никакого обеспечения, выпускаемы банкноты и монеты – символические (декретные) деньги, т.е. явл-ся деньгами потому, что государство декретирует их в кач. законного платежного средства на своей территории.

Функции денег

1. посредник в обмене

2. мера стоимости

3. средства сбережения: деньги ликвидны.

Денежный агрегат.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты, кот. отличаются между собой по степени ликвидности (возможность трансформации в наличные деньги). Состав и кол-во используемых агрегатов отличаются по странам.

Первый агрегат – M1: наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты. Он характеризует самые ликвидные деньги.

M2 = M1+ мелкие срочные вклады, нечековые депозиты

M3 = M2+ крупные срочные вклады депозитные сертификаты.

L = M3 + сберегательные облигации краткосрочные гос. облигации и коммерческие бумаги (векселя).

M1, M2 характ-ют деньги в узком смысле слова, а все остальное в широком смысле.

Спрос на деньги

Спрос на деньги – потребность в опр. запасе денег. Он определяется как кол-во платежных средств, кот. эк. субъекты предпочитают держать в ликвидной форме, т.е. в форме наличности. Есть 2 основных подхода к объяснению спроса на деньги:

1. монетаристский (на основе классич. теории): сформулированы 2 мотива спроса на деньги:

1.1 первый мотив – субъекты нуждаются в деньгах как в удобном инструменте для сделок. Спрос по этому мотиву наз. трансакционный спрос. Главным фактором такого спроса на деньги выступает ур. дохода. . Зависимость прямая.

1.2 второй мотив – люди сталкиваются с непредвиденными платежами, поэтому хотят иметь запас на всякий случай. Это спрос предосторожности. . Зависимость прямая.

Изображая спрос на деньги и по мотиву предосторожности в координатах деньги/процентная ставка получим: Рис. 1.

2. кейнсианский: Кейнс выделил доп. мотив хранения денег и назвал его спекулятивным. Он связан с наличием альтернативной стоимости денег. Это упущенная выгода в виде неполученных процентов или дивидендов, кот. могли бы быть получены если бы деньги были обменены на менее ликвидные но доходные финансовые активы. Здесь главный фактор спроса на деньги – процентная ставка. . Рис.2. Совокупный спрос на деньги получается суммированием спроса спроса на деньги для сделок по мотиву предосторожности: . Рис.3.

II). Предложение денег, денежный мультипликатор и равновесие денежного рынка.

Предложение денег предлагает государство. Предложение денег включает в себя наличность вне банковской системы () и депозиты (D). . Наличность создает центральный банк страны с одной стороны путем покупки у субъектов золота иностранной валюты и ценных бумаг, с другой стороны путем предоставления государству и коммерческим банкам кредитов в форме наличности. Наличность, поступившая в экономику, распределяется по 2 направлениям: одна часть оседает в кассах домашних хозяйств, идет в банки в виде депозитов.

Депозиты создают коммерческие банки. Далее они используются для предоставления кредитов. При этом кол-во денег в экономике возрастает, т.о., говорят, что коммерческие банки создают деньги.

Денежно-кредитная мультипликация – процесс создания денег коммерческими банками. Для поддержания ликвидности коммерческим банкам всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются центральным банком в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральный банк. Размер резервов определяется в виде процентов от депозитов коммерческого банка – норма резервирования. Наличность и обязательные резервы формируют так называемые базовые деньги , – наличность.

Пусть в коммерч. банк поступил депозит в размере 1000 д.ед., норма резервирования равна 10%. Тогда 200 д.ед. резервируются, а остальные средства могут быть выданы в кредит. Т.о., коммерческий банк А увеличит предложение денег на 800 д.ед. Далее если эти деньги попадают в банк В, то процесс повторяется. 160 резервируются, остальные 640 используются для выдачи кредитов. Если этот процесс продлится до использования последней денежной единицы, то процесс мультипликации м.б. представлен так: 1-ый вклад = 1000 д.ед.,

ссуда банка А = (1-0,2)1000

ссуда банка В = (1-0,2)^2*1000

ссуда банка С = (1-0,2)^3*1000

и т.д.

,, - m = .

Равновесие денежного рынка

Краткосрочная модель денежного рынка объединяет деньги с их спросом…?

Строится на предпосылках:

1. стабильный уровень денежной массы: независимо от уровня процентной ставки, предложение денег = const и соотв-но отображается в виде верт. линии. Рис.4

2. стабильность уровня цен: реальные и номинальные показатели рынка совпадают. Денежный рынок имеет автоматическое равновесие, но это возможно с помощью гибкости процентной ставки. Рис.5

Когда i1 > i0 – предложение денег > спрос на них: излишек денежной массы эк. агенты постараются обратить в разные финансовые активы (акции, облигации).

Когда i2 < i0 – эк. агенты не хранят деньги в виде финансовых активов, а предпочитают наличность рост процентных ставок. Рынок движется к т. Равновесия.

Нарушение равновесия:

1. изменение предложения денег: если денежная масса растет, то идет вправо, это приводит к снижение i. Рис. 6.

2. с ростом дохода растет спрос на деньги и это приводит к росту равновесной процентной ставки. Рис.7.

III). Банковская система и монетарная политика.

Есть 2 уровня системы:

1. центральный банк страны. Функции: выпуск в обращение национальной валюты, проведение денежно-кредитной (монетарной) политики, хранение золото-валютных резервов страны и обязательные резервы коммерческих банков, является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, финансовый агент правительства.

2. коммерческие банки. Цель: получение прибыли. С макроэк. т.зр. главной функцией банка является способность к созданию новых денег.

Монетарная политика – политика регуляции денежного рынка путем воздействия на его основные параметры. Параметры: денежная масса, уровень процентной ставки и валютный курс. Цель: изменение предложения денег соответствовали основным целям эк. развития.

Инструменты. 2 группы

1. прямые инструменты: прямое регулирование ставки процента, установление лимитов кредитования.

2. косвенные инструменты:

изменение нормы резервирования ( нормы резервирования денежная масса );

изменение учетной ставки (ставка рефинансирования) – ставка, по которым центральный банк выдает кредит коммерческим банкам, не столько влияет на объем кредитов коммерческих банков у центрального сколько выступает индикатором проводимой центральным банком политики;

операции на открытом рынке: купля-продажа центральным банком гос. ценных бумаг. Допустим центральный банк покупает облигации, тогда денежная масса растет, и наоборот.

Передаточный механизм монетарной политики

показывает, как изменения предложения денег воздействуют на ВВП и нац. доход.

Звено 1: изменение величины предложения денег.

Звено 2: изменение ставки процента на денежном рынке.

Звено 3: реакция совокупных расходов особенно инвестиций на изменение процентной ставки. Инвестиции увеличились.

Звено 4: изменение объема ВВП в ответ на изменение совокупных расходов.

2 направления монетарной политки

1. стимулирующая денежно-кредитная политика: рост денежной массы.

2. сдерживающая монетарная политика (рестрикция): сокращение денежной массы, ограничивает нац. доход.

Тема 15. Гос. бюджет и фескальная политика

1). финансовая система и гос. бюджет.

2). проблема оптимизации налогооблажения и кривая Лаффера.

3). сущность и виды фескальной политики государства.

1). финансовая система и гос. бюджет.

Финансовая система - …? Центральный элемент системы – гос. бюджет. Гос. бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов в распоряжении правительства.

Структура бюджета:

1. доходы и расходы:

Доходы: налоги, поступление по соц. страхованию, доходы гос. предприятий и других объектов гос. собственности.

Расходы: содержание гос. аппарата, место занимает содержание финансирование вооруженных сил, поддержание гос. сектора экономики, развитие соц. инфраструктуры и соц. сектора.

Сальдо: разница между доходами и расходами. Сальдо >0 – излишек гос. бюджета, сальдо <0 – дефецит.

Способы финансирования дефицита бюджета

1. кредитно-денежная эмиссия – это не обязательно выпуск наличных денег, но и, например, в виде расширения кредитов центрального банка гос. предприятием по льготным процентным ставкам.

2. выпуск займов – выпускаются гос. облигации и продаются на вторичном рынке.

3. увеличение налоговых поступлений

2). проблема оптимизации налогооблажения и кривая Лаффера.

Налог – обязательный платеж в гос. бюджет.

Функции: основная - фескальная функция предполагает, что с пом. налогов образуются фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая – характеризует налоги как инструмент перераспределения нац. дохода, т.е. с пом. налогов есть возможность взять у одних и дать другим.

Виды налогов. 2 группы

1. прямые налоги: налог на прибыль, имущественный налог, налог на сделки с капиталом, налог с наследства, земельный налог.

2. косвенные налоги: взимаются с товаров и услуг. Акцизы – налог на добавленную стоимость таможенного

Критерий налогового обложения

1. справедливость: характеризует степень эк. неравенства до и после выплаты налогов. Для измерения меры эк. неравенства используется кривая Лоренца. Рис.1 Чем больше кривая Лоренца отклоняется тем выше степень эк. неравенства. Если после выплаты налогов кривая смещается к линии равновесия, то налоговая система считается справедливой.

2. эффективность: предполагает, что с одной стороны налоговые поступления в бюджет д.б. достаточными, но с другой стороны не являться сдерживающим фактором для развития производства и предпринимательства. Рис.2 Модель Лаффера показывает взаимосвязь между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями в бюджет. Налоговая ставка - процент нац. дохода, кот. поступает в виде налогов в бюджет. Кривая Лаффера показывает, что начиная с нулевой отметки рост налоговой ставки приводит к росту налоговых поступлений до нек. Tmax. Но дальнейший рост налоговой ставки приводит к сокращению налоговых поступлений. Это объясняется снижением стимулов к производству, развитию теневого сектора. В рез-те чего объем нац. дохода сокращается.

Крест Кейнса и теория мультипликатора в макроэкономике