Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тема. Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

План

  1. П\Д в ОУ. Задачи. Методологические основы. Принципы. Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк.В.
  2. Современные представления о норме развития детей ДВ и Млад шк В. в теории и практике образования. Проблемы изучения ребенка. Ошибки П\Д.
  3. Этические аспекты психологического изучения ребенка. Основные принципы этико-психологической деятельности в диагностической практике.

Тема . Организация психологического исследования развития детей.

  1. Основные этапы психологического изучения детей.
  2. Планирование психол.исследования с учетом возрастных особенностей.
  3. Определение проблемы, предмета, объекта исследования. Цели, задачи, гипотезы.
  4. Выбор метода, разработка методики, программа изучения, способы фиксации, обработка результатов, формы ведения и содержания протокола.
  5. Особенности организации исследования (время, методы и методики, условия, форма, взаимоотношения с экспериментатором, инструкция, порядок предъявления, последовательность, смена деятельности, характер заданий.
  6. Условия проведения. Обоснованность выбора формы. Оборудование и предъявление заданий. Особенности взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Тема 1.

Школьная психологическая диагностика – отрасль психодиагностики, находящаяся в стадии становления.

Предмет школьной П/Д (как теоретической дисциплины) - разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза;

(как экспериментально-практической деятельности) – психологический диагноз А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Термин «диагноз» - распознавание отклонения от нормального развития и определение состояния конкретного объекта.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность и ее характеристики. Только опираясь на теорию, мы можем выделить психологические признаки (показатели).

/Если диагностируется память, то какие признаки м.б. выделены?/

Затем выбираются методы.

Психологический диагноз (общее определение) - это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик (Овчарова).

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук).

Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных) (Коробейников).

Психологический диагноз – отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого (Ануфриев).

Задачи психодиагностического обследования:

исследовать

  1. психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
  2. динамику развития (продольные срезы),
  3. темп развития,
  4. новообразования возраста.

Психологический диагноз должен (положения):

  1. Раскрывать особенности ребенка.
  2. Выявлять причину симптомов и следствие.
  3. Обладать прогностичностью.
  4. Представлен развернутый анализ развития разных сторон ребенка.

Психологический диагноз направлен на обнаружение недостатков с последующей их коррекцией для повышения уровня учебной деятельности и уровня психического развития ребенка.

Эффективность психологического прогноза зависит от владения специалистом факторами риска:

/в дошкольном возрасте/

  • выраженная психомоторная расторможенность;
  • трудности выработки тормозных реакций и запретов;
  • трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ко лжи, приукрашиванию ситуации, к вымыслам, повышенная внушаемость к неправильному поведению, подражание дурным примерам;
  • истероидные проявления (плач, крик);
  • вспыльчивость, ссоры и драки;
  • негативизм с озлобленностью, агрессия на замечания, энурез, побеги как реакция активного протеста.

/в младшем школьном возрасте/

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость,
  • двигательная расторможенность, сочетаемая с эйфорическим фоном настроения,
  • повышенное стремление к острым ощущениям,
  • интерес к ситуациям агрессии и жестокости,
  • конфликтность, взрывчатость, драчливость, сопровождающиеся вегетативно-сосудистыми реакциями,
  • прогулы занятий,
  • протест против школы, гиперкомпенсаторные реакции – грубость, злобные шалости, невыполнение требований учителя,
  • невозможность усвоить программу,
  • тяготение к асоциальным формам поведения,
  • дефекты воспитания.

Прогностический диагноз основывается на теоретической концепции, выбранной психологом.

Психологический прогноз м.б.благоприятным.

Благоприятные факторы:

/в младшем школьном возрасте/

  • умение тормозить свои желания, способность к выработке дисциплинированных форм поведения,
  • принятие учебной деятельности, появление познавательных интересов,
  • стремление к самоутверждению в занятиях спортом, кружках.

Основные принципы диагностической деятельности психолога образования

( по Семаго)

  1. теоретико-методологическое позиционирование – обозначить приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции;
  2. единства методологии и диагностики – связь п.1 с использованием диагностических средств «построенных на основе той же методологии; учет п.2 дает возможность эффективно построить диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. И одозначно ответить на вопросы:

- Зачем именно так строить процесс диагностики?

- Почему используется та или иная методика?

- Как и каким образом д.б. «предподнесена» методика, изменена инструкция (пример, Кто я? Кто ты?), построен анализ результатов, какие следуют выводы.

  1. структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (функции, процессы, сферы) проявляются целостно, системно. Конкретную особенность ребенка необходимо изучать и оценивать с т. зрения возраста, закономерностей развития (см. психологию развития). Учет п.3. позволяет оценивать причины и механизмы отклонений.
  2. учет логики и последовательности нормативного развития – прогноз развития д. рассматриваться с позиций «развертывания» биосоциальных закономерностей.
  3. терминологическая адекватность - !

- Как гуманнее обозначить категории детей?

- Что означает термин «проблемный ребенок»?

- Принципиально «разводят» понятия нарушение (повреждение) и отклонение (несформированность).

5. приоритетность познавательных задач – определяется статусом психолога в ОУ. «который все может и ( в связи с этим) должен..».

Надо понимать статус п-п как дополнительного специалиста, решающего включенные в общий контекст образования задачи. «Внедрение» в экспертизу учебных пособий, в педаг. Технологии – с целью разумной адаптации образовательной среды к ребенку (возможно ли ребенку овладеть данными образов. программами?)

  1. Этические принципы:

– Как не нарушить прав ребенка?

- Как и на каком языке обмениваться информацией с родителями и педагогами?

- Что можно и что нельзя передавать окружению ребенка? (случай из практики – семья в образах животных)

- п-п профессиональной компетентности – умение сказать «нет», не браться за несвойственное дело.

Как оценить эффективность работы психолога?

(не найдено надежных критериев).

Косвенно м.б. определена через уровень с-п адаптации ребенка в образовательной среде.

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОЦЕНИТЬ (диагностировать, определить значение) – сравнить, разграничить. Отличия! /например, несоответствие стандартным (нормативным) показателям.

Семаго водят понятие «отклоняющееся развитие» (относительно чего-то).

«Условно-нормативное развитие» - некий коридор, область с нижней и верхней границей возрастной нормы, определяющимися действующим в конкретном времени и месте социально-психологическим нормативом (системе требований к психическому и личностному развитию), задаваемым образовательной, социокультурной, этнической ситуациями.

Задача диагностической деятельности психолога: оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.

НОРМА РАЗВИТИЯ

Проблема нормативности сложна и мало разработана. Происходят глобальные изменения и социокультурных ожиданий к ребенку (меняются образовательные программы, семейная обстановка, трансформируется детская субкультура), меняется психофизический и физиологический статус ребенка (зафиксированы изменения показателей зрительного восприятия, зрит. памяти) /близорукость _ планшеты.., «6 лет, видит птичку за окном «раздвигает ее».

PAGE 4

Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста