Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тема. Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
План
- П\Д в ОУ. Задачи. Методологические основы. Принципы. Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк.В.
- Современные представления о норме развития детей ДВ и Млад шк В. в теории и практике образования. Проблемы изучения ребенка. Ошибки П\Д.
- Этические аспекты психологического изучения ребенка. Основные принципы этико-психологической деятельности в диагностической практике.
Тема . Организация психологического исследования развития детей.
- Основные этапы психологического изучения детей.
- Планирование психол.исследования с учетом возрастных особенностей.
- Определение проблемы, предмета, объекта исследования. Цели, задачи, гипотезы.
- Выбор метода, разработка методики, программа изучения, способы фиксации, обработка результатов, формы ведения и содержания протокола.
- Особенности организации исследования (время, методы и методики, условия, форма, взаимоотношения с экспериментатором, инструкция, порядок предъявления, последовательность, смена деятельности, характер заданий.
- Условия проведения. Обоснованность выбора формы. Оборудование и предъявление заданий. Особенности взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей.
Тема 1.
Школьная психологическая диагностика отрасль психодиагностики, находящаяся в стадии становления.
Предмет школьной П/Д (как теоретической дисциплины) - разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза;
(как экспериментально-практической деятельности) психологический диагноз А.А. Бодалев, В.В. Столин).
Термин «диагноз» - распознавание отклонения от нормального развития и определение состояния конкретного объекта.
В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность и ее характеристики. Только опираясь на теорию, мы можем выделить психологические признаки (показатели).
/Если диагностируется память, то какие признаки м.б. выделены?/
Затем выбираются методы.
Психологический диагноз (общее определение) - это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик (Овчарова).
Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук).
Психологический диагноз комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных) (Коробейников).
Психологический диагноз отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого (Ануфриев).
Задачи психодиагностического обследования:
исследовать
- психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
- динамику развития (продольные срезы),
- темп развития,
- новообразования возраста.
Психологический диагноз должен (положения):
- Раскрывать особенности ребенка.
- Выявлять причину симптомов и следствие.
- Обладать прогностичностью.
- Представлен развернутый анализ развития разных сторон ребенка.
Психологический диагноз направлен на обнаружение недостатков с последующей их коррекцией для повышения уровня учебной деятельности и уровня психического развития ребенка.
Эффективность психологического прогноза зависит от владения специалистом факторами риска:
/в дошкольном возрасте/
- выраженная психомоторная расторможенность;
- трудности выработки тормозных реакций и запретов;
- трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
- склонность ко лжи, приукрашиванию ситуации, к вымыслам, повышенная внушаемость к неправильному поведению, подражание дурным примерам;
- истероидные проявления (плач, крик);
- вспыльчивость, ссоры и драки;
- негативизм с озлобленностью, агрессия на замечания, энурез, побеги как реакция активного протеста.
/в младшем школьном возрасте/
- низкая познавательная активность и личностная незрелость,
- двигательная расторможенность, сочетаемая с эйфорическим фоном настроения,
- повышенное стремление к острым ощущениям,
- интерес к ситуациям агрессии и жестокости,
- конфликтность, взрывчатость, драчливость, сопровождающиеся вегетативно-сосудистыми реакциями,
- прогулы занятий,
- протест против школы, гиперкомпенсаторные реакции грубость, злобные шалости, невыполнение требований учителя,
- невозможность усвоить программу,
- тяготение к асоциальным формам поведения,
- дефекты воспитания.
Прогностический диагноз основывается на теоретической концепции, выбранной психологом.
Психологический прогноз м.б.благоприятным.
Благоприятные факторы:
/в младшем школьном возрасте/
- умение тормозить свои желания, способность к выработке дисциплинированных форм поведения,
- принятие учебной деятельности, появление познавательных интересов,
- стремление к самоутверждению в занятиях спортом, кружках.
Основные принципы диагностической деятельности психолога образования
( по Семаго)
- теоретико-методологическое позиционирование обозначить приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции;
- единства методологии и диагностики связь п.1 с использованием диагностических средств «построенных на основе той же методологии; учет п.2 дает возможность эффективно построить диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. И одозначно ответить на вопросы:
- Зачем именно так строить процесс диагностики?
- Почему используется та или иная методика?
- Как и каким образом д.б. «предподнесена» методика, изменена инструкция (пример, Кто я? Кто ты?), построен анализ результатов, какие следуют выводы.
- структурно-динамической целостности понимание того, что отдельные стороны психического (функции, процессы, сферы) проявляются целостно, системно. Конкретную особенность ребенка необходимо изучать и оценивать с т. зрения возраста, закономерностей развития (см. психологию развития). Учет п.3. позволяет оценивать причины и механизмы отклонений.
- учет логики и последовательности нормативного развития прогноз развития д. рассматриваться с позиций «развертывания» биосоциальных закономерностей.
- терминологическая адекватность - !
- Как гуманнее обозначить категории детей?
- Что означает термин «проблемный ребенок»?
- Принципиально «разводят» понятия нарушение (повреждение) и отклонение (несформированность).
5. приоритетность познавательных задач определяется статусом психолога в ОУ. «который все может и ( в связи с этим) должен..».
Надо понимать статус п-п как дополнительного специалиста, решающего включенные в общий контекст образования задачи. «Внедрение» в экспертизу учебных пособий, в педаг. Технологии с целью разумной адаптации образовательной среды к ребенку (возможно ли ребенку овладеть данными образов. программами?)
- Этические принципы:
Как не нарушить прав ребенка?
- Как и на каком языке обмениваться информацией с родителями и педагогами?
- Что можно и что нельзя передавать окружению ребенка? (случай из практики семья в образах животных)
- п-п профессиональной компетентности умение сказать «нет», не браться за несвойственное дело.
Как оценить эффективность работы психолога?
(не найдено надежных критериев).
Косвенно м.б. определена через уровень с-п адаптации ребенка в образовательной среде.
ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОЦЕНИТЬ (диагностировать, определить значение) сравнить, разграничить. Отличия! /например, несоответствие стандартным (нормативным) показателям.
Семаго водят понятие «отклоняющееся развитие» (относительно чего-то).
«Условно-нормативное развитие» - некий коридор, область с нижней и верхней границей возрастной нормы, определяющимися действующим в конкретном времени и месте социально-психологическим нормативом (системе требований к психическому и личностному развитию), задаваемым образовательной, социокультурной, этнической ситуациями.
Задача диагностической деятельности психолога: оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.
НОРМА РАЗВИТИЯ
Проблема нормативности сложна и мало разработана. Происходят глобальные изменения и социокультурных ожиданий к ребенку (меняются образовательные программы, семейная обстановка, трансформируется детская субкультура), меняется психофизический и физиологический статус ребенка (зафиксированы изменения показателей зрительного восприятия, зрит. памяти) /близорукость _ планшеты.., «6 лет, видит птичку за окном «раздвигает ее».
PAGE 4
Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста