ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 7. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Банковская система и операции коммерческих банков.

2. Функции Центрального банка.

3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики. Депозитный мультипликатор.

  1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Банковская система – это совокупность разных видов банков и кредитных учреждений, выполняющих отдельные банковские операции, правовых форм организации их деятельности и порядка выполнения кредитных операций. Банковская система является составной часть кредитной системы, которая дополнительно включает небанковские кредитные учреждения: фонды (пенсионные, инвестиционные), страховые компании, кредитные союзы, ломбарды.

В зависимости от соподчиненности кредитных учреждений выделяют несколько типа построения банковской системы:

1) Одноуровневая банковская система – преобладание горизонтальных связей между банками, унификация их операций и функций (до 1998 г. Люксембург, до 1993 г. Гонконг).

2) Двухуровневая банковская система – взаимоотношения в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. По вертикали – Центральный банк как руководящий, управляющий центр и остальные как низовые звенья. По горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

3) Децентрализованная (резервная) банковская система – в США. Центральный банк США - Федеральная резервная система (ФРС). Из всех центральных банков мира структура ФРС самая необычная, что предопределено историей развития США как государства, а также спецификой формирования менталитета американской нации и ее политической элиты. Первые две попытки создания единого центрального банка в США оказались неудачными именно вследствие того, что центральный банк создавался для осуществления «полицейских» функций в банковской среде.

Однако отсутствие института центрального банка приводило к высоким рискам в банковской сфере, поскольку не было кредитора в последней инстанции, способного предотвратить банковские кризисы национального масштаба. В результате американская общественность пришла в 1913 г. к выводу о необходимости создания института центрального банка, но в виде особой модели, отличной от существующих в других странах. Официальная структура ФРС была продумана таким образом, чтобы рассредоточить власть по округам, распределив ее между государственными организациями и частными институтами. ФРС включает следующие организации:

  • федеральные резервные банки (12 федеральных резервных банков в различных регионах страны);
  • Совет управляющих Федеральной резервной системой (7 человек с 14-летним периодом полномочий);
  • Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;
  • Федеральный консультативный совет.

Участниками системы являются около 4000 коммерческих банков. Все национальные банки (коммерческие банки, зарегистрированные в Бюро контролера денежного обращения) обязаны быть членами ФРС. Коммерческим банкам, зарегистрированным на уровне штатов, не обязательно быть участниками этой системы, но они могут присоединиться к ней.

Можно утверждать, что, пройдя через этапы своего развития, ФРС функционирует как центральный банк с главным управлением в Вашингтоне (Округ Колумбия) и с филиалами в 12 городах. ФРС в значительной степени свободна от того политического давления, которому подвергаются другие государственные ведомства. Несмотря на то что большая часть прибыли ФРС направляется в Казначейство, ФРС не получает ассигнований, требующих утверждения Конгрессом. ФРС может отказать в проведении ревизии Генеральному аудиторскому управлению – ревизионному ведомству федерального правительства.

Банковская система Российской Федерации, соответствующая рыночной экономике, начала формироваться в 1990 г. после принятия закона «О банках и банковской деятельности (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру.

Первый уровень. Центральный банк РФ (Банк России) – главный банк Российской Федерации.

Второй уровень. Кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Второй уровень состоит из трех звеньев. К первому звену относятся Сберегательный банк Российской Федерации, Внешторгбанк и Внешэкономбанк, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. В результате этого деятельность данных банков гораздо теснее связана с деятельностью Банка России. Во второе звено входят различные коммерческие банки, в третье звено – прочие кредитные учреждения, выполняющие отдельные операции (проведение расчетов по пластиковым карточкам, инкассация, операции по купле-продаже иностранной валюты).

Главными кредитными посредниками выступают коммерческие банки.

В банковском законодательстве России1 банки – это классические кредитные организации, которые имеют право осуществлять операции по привлечению средств на депозиты (депозиты – это вклады клиентов банка на определенный срок или до востребования) и предоставлять денежные средства в кредит.

По мнению многих историков, прародители современных банков появились в Италии приблизительно в XIV и XV в.в. Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающее «стол» или «скамья». Можно считать, что первыми банкирами были менялы, устанавливающие свои столы на торговых площадях и обменивающие монеты разнообразных государств. В то время существовало множество разнообразных монет разных государств, городов, а иногда и частных лиц. Монеты имели различную форму, количество драгоценного металла и достоинство. В такой ситуации торговцам было тяжело определить истинную цену денег, предлагающихся за товар, и требовалась помощь профессиональных менял, которые могли бы оценить стоимость монет и при необходимости произвести обмен на известные торговцу монеты. В условиях, когда Италия была центром мировой торговли, банкиры (менялы) все более широко присутствовали в торговых операциях, и все больше столов устанавливалось на торговых площадях.

Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы, купцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, на создание запасов сырья и готовых изделий, на выплату зарплаты и т.д.

Обращаясь к истории банковского дела в России первым предпосылками его развития можно считать 1665 год, когда в Пскове воевода Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич использовал городскую управу в качестве банка предоставляющего кредиты русскому купечеству, но данная инициатива была быстро пресечена правительством, как стремление Пскова жить «по своему уставу». Следующим этапом развития банковского дела под патронажем государство можно считать указ Петра II, об организации монетной конторы при монетных и денежных дворах в 1729 году, который было разрешено кредитовать население под залог изделий из драгоценных металлов.

Дальнейшим заметным шагом в развитии банковского дела в России стали государственные кредитные учреждения. Первые открылись в 1754 г. в Петербурге и Москве по указу Елизаветы Петровны: для дворян – при сенате и сенатской конторе, а для купцов – в Петербургском порту при коммерцколлегии. Созданные банки принадлежали Российскому правительству, они активно кредитовали земельную аристократию и казначейство. На новый уровень банковское дело в России вышло при Екатерине Великой, когда в 1769 году в денежное обращение были выпущены бумажные деньги – ассигнации, для их обращения было учреждено два депозитных банка. В XIX в. также были созданы Государственные Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредитования) банки.

После смены власти в 1917 г., сложившаяся банковская система подверглась существенным изменениям, все банки были национализированы и на их основе создан Государственный банк. Позже он был преобразован в Народный банк РСФСР, с которым объединены сберегательные кассы. После ряда преобразований в 1922 г. был образован Государственный банк СССР. В 1961 году вступают в силу основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, и в 1964 году принимается Гражданский кодекс РСФСР, благодаря которым законодательно утверждается положение о кредитовании и расчетах. С 1986 года начались преобразования банковской системы и организация коммерческих банков.

В современной экономике представлены разные типы коммерческих банков:

1. Универсальные банки (осуществляет все или почти все виды банковских операций).

2. Специализированные банки (специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности):

  • Инвестиционные банки (покупка выпущенных ценных бумаг за свой счет).
  • Ипотечные банки (долгосрочные кредиты под залог недвижимости – земли, зданий, сооружений, выпуск ипотечных облигаций).
  • Сберегательные банки.
  • Банки потребительского кредита.
  • Отраслевые банки.

Операции коммерческих банков можно разделить на два вида: пассивные и активные.

Таблица 1

Операции коммерческих банков

Пассивные

Активные

1. Привлечение собственных средств (формирование уставного капитала).

1. Кредитные операции (ссуды) - предоставление средств заемщику на определенный срок и за определенную плату:

  • по типам заемщиков (коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, органы власти);
  • по размерам (крупные, средние, мелкие);
  • по степени обеспеченности (с обеспечением и без – бланковые ссуды);

по целевому назначению (целевые и нецелевые).

2. Привлечение заемных средств.

2.1. Прием вкладов.

Вклад (депозит) — это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называют депозитными. Вклады могут быть:

  • до востребования (расчетные счета – безналичные расчеты за товары и услуги, текущие счета – расчеты по чекам, с бюджетом);
  • срочные (простые и условные - пенсионные, молодежные);
  • сберегательные (с целью накопления, могут быть простые и условные – детский, свадебный и т.д.).

2.2. Получение межбанковских кредитов (кредиты предоставляются банками друг другу).

2.3. Выпуск собственных ценных бумаг.

Банковский вексель — это ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте в указанный срок.

Депозитный сертификат – денежный документ, удостоверяющий внесение в банк средств на определенное время и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат (симбиоз вклада и ценной бумаги).

2. Инвестиционные операции.

2.1. Покупка ценных бумаг на рынке.

2.2. Лизинг.

Лизинг – инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

3. Комиссионно-посреднические операции.

3.1. Расчетно-кассовые операции:

  • открытие и ведение счетов (получение и зачисление средств на счета);
  • получение, хранение и перевозка наличных денег.

3.2. Брокерские операции – операции, выполняемые коммерческими банками на первичном и вторичном рынках ценных бумаг по поручению инвесторов и за их счет.

3.3. Депозитарные операции – оказание услуг по хранению ценных бумаг и учету перехода прав на ценные бумаги.

3.4. Трастовые (доверительные) операции – операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т.п.) клиента.

3.5. Информационно-консалтинговые операции.


  1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА.

Центральный банк занимает особое положение в банковской системе и экономике страны, являясь представителем государства при проведении денежно-кредитной политики.

Старейшими из центральных банков являются Банк Англии и Банк Швеции, которые были основаны еще в конце XVII в. Однако современная модель центральных банков начала формироваться лишь в XIX в. - в экономике с бумажными деньгами и многочисленными коммерческими банками. Сегодня в любой, даже самой маленькой стране имеется свой центральный банк.

В такой же крупной стране, как США, функции центробанка выполняет Федеральная Резервная Система (ФРС), состоящая из правления в Вашингтоне и 12 региональных банков, самостоятельность которых ограничена. Задача федеральных резервных банков состоит в контроле за деятельностью банков – членов ФРС. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков, остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

  1. ЦБ осуществляет надзор и контроль за функционированием банковской системы, деятельностью коммерческих банков, законностью коммерческих операций.

Деятельность коммерческих банков начинается с получения государственного разрешения (лицензирования), которое от лица государства осуществляет Центральный банк. Для получения государственного разрешения на деятельность коммерческий банк должен внести в Центральный банк уставной капитал. Деятельность коммерческого банка зависит от суммы денег, размещенных в ЦБ, но для их деятельности необходимы наличные деньги. Коммерческий банк берет кредит у Центрального банка под залог ценных бумаг на определенных условиях – под некоторый процент, назначаемый ЦБ. Контролируя деятельность коммерческих банков, ЦБ следит за правомочностью заключения сделок между субъектами рынка.

  1. Центральный банк является эмиссионным центром страны.

Центральный банк несет ответственность за состояние денежного обращения. Он выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его роста. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска денег и их изъятия из обращения. Следовательно, денежный рынок – монопольный, но демонополизация ему не грозит. Однако в этих условиях вполне возможными становятся злоупотребления со стороны центробанка. Поэтому для нормального функционирования денежного рынка требуется продуманное законодательство, которое бы регламентировало деятельность центрального банка и других государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики.

  1. Центральный банк является банком банков.

Функция банка банков заключается в том, что, с одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – спасая коммерческие банки при угрозе финансовой паники, он предоставляет им кредитную поддержку. Естественно, на нее могут рассчитывать не все нуждающиеся в кредите банки, а лишь те из них, которые имеют достаточно устойчивое финансовое положение.

  1. Центральный банк является банкиром правительства.

Функция банкира правительства выражается в следующем:

  • Центральный банк выступает в роли консультанта кабинета министров, управляющего его счетами, фондами и национальными золотовалютными резервами.
    • Центральный банк финансирует бюджетный дефицит своими прямыми кредитами или путем выпуска государственных облигаций – выплачивая по ним проценты, а в дальнейшем погашая их. При этом правительство широко использует информационно-аналитический потенциал центробанка для нахождения наилучшего момента выпуска этих ценных бумаг, их цены, доходности и других характеристик.

Реализация этой функции налагает взаимные права и обязанности на правительство и центральный банк. Казначейство как орган правительства обязано хранить большую часть свободных денежных ресурсов в центральном банке в виде вкладов (депозитов). Центральный банк, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.

  1. Центральный банк является органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.

Главный банк Российской Федерации — Центральный банк РФ (Банк России). Банк России создан и действует на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Высший орган Банка России — Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Центрального банка РФ Государственной Думе выражается в том, что Дума назначает на должность Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В силу подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик считаются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Расчетно-кассовые центры — это структурные подразделения территориальных учреждений Банка России, созданные для проведения расчетных и других операций Банка России.

Полевые учреждения Банка России — воинские учреждения (руководствуются в своей деятельности воинскими уставами), предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России. Они осуществляют также банковское обслуживание физических лиц, проживающих на территории обслуживаемых ими объектов, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно. В настоящее время полевые учреждения имеются во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья, в Приднестровье, местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадыре, Тикси, Новой Земле), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных Сил России, воинских объединений и соединений. Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений обслуживает администрацию г. Ленинска и ее структурные подразделения.

При Банке России создан Национальный банковской совет численностью 15 человек, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ (по 2 человека), Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Этот Совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной и валютной политики, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела, участвует в разработке принципов организации системы расчетов в РФ.


  1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

ДЕПОЗИТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР.

Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредита, направленный на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание негативных последствий цикличности экономического развития.

Впрочем, воздействуя на спрос и предложение на денежном рынке, государство обычно стремится достичь не только этих своих стратегических целей, но и целей более конкретных, тактических – нахождения оптимального сочетания денежной массы и процентных ставок, наилучшей динамики кредита, валютного курса, государственного долга и т.д. Причем указанные цели образуют сложную структуру, в которой достижение тактических целей призвано содействовать реализации целей стратегических – хотя на практике нередки случае противоречий между ними.

Необходимость денежно-кредитной политики обусловлена тем, что нерегулируемая деятельность частных кредитных учреждений усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.

Денежно-кредитную политику проводит государство через кредитную систему (как минимум двухуровневую).

Денежно-кредитная (монетарная) политика связана в первую очередь с изменением массы денег в обращении и воздействием на предложение денег и спрос на них.

Выделяют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

  1. Учетная ставка (ставка рефинансирования).

Учетная ставка (ставка рефинансирования) - это ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам.

Регулирование размеров процентной ставки, по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих им ценных бумаг), называют учетно-процентной политикой или дисконтной политикой.

Назначая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков.

Так, если намечается экономический спад или случилась депрессия, то учетная ставка сокращается, и коммерческие банки поощряются государством к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения. Тем самым стимулируются совокупные расходы. Так, в последнее время в США и Западной Европе на фоне значительного торможения экономического роста ставка рефинансирования изменялась несколько раз, достигнув рекордно низкого уровня (в США 0.5 % годовых).

И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

Увеличение размера учетной ставки, в свою очередь, порождает 3 эффекта:

а) некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;

б) если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;

в) коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов – повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков – сокращение спроса на деньги.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.

  1. Норма обязательных резервов.

Обязательные резервы – это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке.

Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а также являются немаловажным инструментом регулирования денежной массы.

Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Норма обязательных резервов зависит:

  • от вида вкладов (срочный, бессрочный),
  • от величины вкладов,
  • от географических различий (расположение банка в крупном или мелком городе);
  • от институциональных различий (вид кредитного учреждения).

Правда, в настоящее время наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки – члены ФРС).

  1. Операции на открытом рынке.
    • Операции на рынке ценных бумаг.

Политика открытого рынка в данном случае – это купля-продажа центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению в целях регулирования денежной массы.

Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). Если в условиях низкой конъюнктуры в этих странах возникает необходимость увеличения количества денег в обращении, то центральный банк активно скупает государственные облигации у населения и коммерческих банков. Поскольку спрос на ценные бумаги в этом случае становится больше предложения, то их рыночная цена растет, а процентная ставка по ним, соответственно, падает. Это стремительно сокращает привлекательность хранения данных активов частными субъектами, и они добровольно продают их центробанку. При этом деньги за приобретенные последним облигации немедленно поступают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился выход из депрессии, Федеральная Резервная Система заметно продлила экономический подъем массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг (в объеме 20-30 млрд. дол. в год). Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм. Если же на пике подъема в национальной экономике обозначается ускорение инфляционных процессов, то центральный банк переходит к активной продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке населению и коммерческим банкам. Резко расширяя предложение правительственных облигаций, он тем самым понижает их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать государственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.

  • Операции на валютном рынке.

Это операции, которые проводятся центральным банком и на валютном рынке посредством регулирования обменного курса (цены) национальной валюты, то есть пропорций, в которых она обменивается на валюту других стран.

При этом если в рамках антиинфляционного курса ставится задача удержать отечественную валюту от падения (девальвации), то центральный банк снимает с инвалютного счета определенную сумму и приобретает на нее в ходе так называемой валютной интервенции национальную валюту. Если же, наоборот, интересы преодоления экономического спада диктуют необходимость некоторого ослабления национальной валюты (для поощрения экспорта и торможения конкурирующего импорта), тогда центробанк производит скупку иностранной валюты, выпуская взамен нее в обращение дополнительную порцию отечественной наличности.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в их действие вовлечены не только центральный банк, но и другие элементы кредитной системы.

Используя же третий инструмент, центральный банк уже единолично, прямо влияет на параметры денежного предложения. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы.

Резервная же норма и учетная ставка сегодня заключают в себе, прежде всего, некий информационный эффект, заключающийся в том, что субъекты экономической системы получают через них информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе.

Но все три перечисленных выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства государства в рыночную экономику: коммерческие банки сами решают, брать или не брать взаймы в центральном банке при изменении учетной ставки; владельца сбережений никто не заставляет продавать государственные облигации центральному банку или покупать их у него.

Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег. В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного процесса, а, наоборот, фактором его дальнейшего нарастания. По нынешней же российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.

Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Главным регулятором денежного предложения в современном мире, видимо, следует признать операции на открытом рынке. Первостепенная роль подобных операций обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных объемах. Так, в США банки, составляющие Федеральную Резервную Систему, владеют государственными облигациями в таких объемах, что продажа их теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.

Ставка рефинансирования менее значима для реализации целей монетарной политики, поскольку количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центробанке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки. Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В результате, например, когда центральный банк понижал учетную ставку, коммерческие банки, ориентированные на максимизацию прибыли, свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация хозяйственной жизни: понижение процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.

Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокий уровень обязательных резервов негативно сказывается на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.

В деятельности центрального банка широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования:

  1. Установление экономических нормативов для банков – например,
    • минимального размера уставного капитала,
    • предельного соотношения между размером уставного капитала и суммы активов банков,
    • минимального размера риска на одного заемщика,
    • ограничений использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц и др.

Так, для замедления роста объемов кредитования в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах устанавливаются в административном порядке предельные нормы расширения кредитных операций за определенное время.

  1. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита.

Подобные административные действия центрального банка влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков, уменьшается степень гибкости экономики в результате того, что пересмотр норм кредитования не успевает за изменением спроса на кредиты).

В деятельности центральных банков широко используется и простое увещевание, то есть «дружеское убеждение» коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками (прежде всего банковские чеки).

Допустим, клиент положил в банк 5 млн. руб., получив соответствующую чековую книжку. Купив в магазине велосипед, он оплатил его чеком. Продавец велосипеда не несет чек в банк, обменивая его на рубли, а оплачивает им свои покупки. Банк, забрав 5 млн. руб., отдает их взаймы; если норма обязательных резервов составляет 20%, то кредит составляет 4 млн. руб. И это возможно, хотя на 5 млн. руб. «деньги» банком уже выданы в виде чековой книжки. Далее, получатель кредита в 4 млн. руб. может отнести их в другой банк и получить взамен чековую книжку на 4 млн. руб. Этот банк, в свою очередь, может выдать кредит на 3,2 млн. руб. и т.п.

Вывод: первоначально «брошенные» центральном банком в обращение денежные купюры мультипликативно возрастают за счет денег, «производимых» коммерческими банками, причем во многом независимо от желания правительства. Поэтому государство, не будучи в состоянии прямо определять параметры денежного предложения, может лишь косвенными методами придавать денежной массе нужное направление. Одним из таких косвенных инструментов является установление резервных требований, от которых, в свою очередь, зависит величина депозитного мультипликатора.

Предположим теперь, что некий клиент положил в коммерческий банк 10 млн. руб. Центральный банк определил норму обязательных резервов в 10%. Остальные 9 млн. руб. коммерческий банк отдает в кредит. Получатель ссуды затем покупает товар на 9 млн. руб. Продавец этого товара отнесет вырученные деньги во второй банк, который создает дополнительно 8,1 млн. руб. и т.д. до бесконечно малой величины. В этом состоит мультипликативный эффект расширения банковских депозитов, рассчитываемый с учетом резервных требований центрального банка.

Количество созданных денег при этом = 10 млн. руб. + 9 млн. руб. + 8,1 млн. руб. + ... = = 10 млн. руб. (1 + 0,9 + 0,9 + 0,9 + ... ) =

= 10 млн. руб. ( 1 / 1-0,9 ) = 10 млн. руб. х 10 = 100 млн. руб.

Депозитный мультипликатор (m) – числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему (в широком смысле – в кредитную систему, включающую и страховые компании, пенсионные фонды и т.п.) на одну денежную единицу:

m = 1/R х 100 ,

где R - обязательная резервная норма;

В нашем примере m = 1/10 х 100 = 10.

Если резервная норма = 5%, то m = 20, если она = 20%, то m = 5.

В общем виде связь предложения денег (Мs) c денежной базой (В)

можно представить следующим образом:

Ms = m B,

где Ms - прирост предложения денег,

B - прирост денежной базы,

m - депозитный мультипликатор.

В России рассчитываются показатели денежная база в узком определении и денежная база в широком определении.

Денежная база в узком определении включает в себя выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России.

Денежная база в широком определении включает в себя: 1) выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, в том числе остатки средств в кассах кредитных организаций; 2) средства на счетах обязательных резервов, по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной и иностранной валюте, депонируемых в Банке России; 3) средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России; 4) вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости); 5) иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

В реальной жизни банковский мультипликатор во многом зависит от так называемых «утечек» денег в систему текущего обращения: не все деньги, взятые в банках, возвращаются в кредитную систему в виде депозитов; часть их циркулирует в виде наличных. Например, если в какой-либо стране около 1/3 денежной массы приходится на наличные деньги, а 2/3 - на банковские депозиты, то при росте денег у населения в банк попадает лишь 2/3 этой суммы.

1 Закон РФ «О банках и банковской деятельности».

PAGE 23

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА