Рыночное равновесие


Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 3 тема. 23.02.2013

Рыночное равновесие

  1. Спрос и его неценовые факторы. Эластичность спроса.
  2. Предложение и его неценовые факторы. Эластичность предложения.
  3. Взаимодействие спроса и предложения. Модели рыночного равновесия.

1. Рынок - это место, институт и механизм, где взаимодействуют покупатели и продавцы.

Можно выделить следующие элементы рыночного механизма:

  • спрос
  • предложение
  • цена
  • характер конкуренции на рынке

Спрос - это возможность и желание потребителей приобрести какой-либо товар.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного покупателя (одного человека).

Рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объём спроса - это то количество товара, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени.

Закон спроса. При прочих равных условиях на рынке приобретается при высокой цене меньшее количество данного товара, чем при низкой. Это говорит о том, что существует обратная связь между ценой и объёмом спроса.

Объяснение закона спроса:

  • Рациональное поведение потребителей, их здравый смысл.
  • Закон убывания предельной полезности. Предельная полезность - это полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы данного товара. В связи с этим, потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цен на этот продукт
  • Эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода указывает на то, что при снижении цены данного товара потребитель имеет возможность увеличить объём его покупок, не отказывая себе в приобретений других товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более высокой цене у потребителя приобретается стимул приобрести дешёвые товары вместо аналогичных дорогих.

Неценовые факторы спроса:

В данном случае полагается, что цена на данный товар остаётся неизменной, а спрос под воздействием этих факторов изменяется.

  • Денежные доходы покупателей.
  • Ожидание покупателей. Они могут быть экономическими и неэкономическими.
    • экономические - ожидание инфляции, ожидание роста его дохода или сокращение и т.д.
    • неэкономические - погодные условия, предпраздничные, сезонные предпочтения и т.д.
  • Наличие или отсутствие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
  • Субъективные предпочтение и вкусы покупателей.

Эластичность спроса. Эластичность - это такая категория, которая используется для измерения степени влияния одного показателя на изменение другого

Эластичность спроса по цене - показывает на сколько процентов изменится объём спроса вследствие однопроцентного изменения цены:

Совершенно не эластичный спрос (е = 0). Это такой случай, когда изменение цены не вызывает никакой реакции со стороны спроса:

Неэластичный спрос (0 < e < 1). Когда уменьшение цены вызывает некоторое увеличение объёма спроса, но при этом объём общей выручки продавца всё же снижается:

Единичная эластичность (е = 1). Однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение спроса. В этом случае объём выручки продавца не изменяется:

Эластичный спрос (e > 1). Когда сокращение цены вызывает существенную реакцию со стороны спроса, при этом выручка продавца возрастает:

Совершенно (абсолютно) эластичный спрос (e = ). Малейшее изменение цены приводит к бесконечной реакции со стороны спроса.

Факторы, определяющие эластичность спроса по цене:

  • наличие товаров-заменителей
  • доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара
  • длительность периода времени, в течении которого продавец изменяет цены
  • привычность, значимость товара для потребителя
  • степень срочности покупки

Эластичность спроса по доходу. Этот показатель характеризует степень реакции величины спроса на изменение дохода:

Варианты эластичности спроса по доходу:

  • Если е < 0, речь идёт о некачественных товарах.
  • 0 < е < 1. C ростом дохода потребитель увеличивает покупку данного товара, но незначительно. Речь идёт о товарах первой необходимости.
  • е = 1. С ростом дохода на 1% потребитель увеличивает покупку данного товара на 1%. Это товары второй необходимости.
  • e > 1. Товары роскоши. С ростом дохода потребитель увеличивает покупки, но со снижением дохода с лёгкостью отказывается от данного товара.

2. Предложение - готовность предприятий и продавцов товаров предоставить на рынок определённое количество товаров по данной цене.

Цена и объём предложения здесь изменяются однонаправленно (т.е. рост цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже). Эту зависимость называют законом предложения.

Так же как и в случае спроса на предложение влияют неценовые факторы.

Рост предложения изображается сдвигом S вправо до S’, а сокращение предложения влево до S’’

  • уровень технологии производства - если появляется технология, позволяющая снизить издержки производства на единицу продукции, то при данной цене, предложение будет увеличиваться.
  • государственная налоговая политика - если налоги растут, то это означает рост издержек на единицу продукции, соответственно предложение сократится.
  • субсидии - это материальная помощь, дотации со стороны государства. Увеличение субсидий приводит к росту предложения при данной цене. Субсидии позволяют снизить издержки.
  • наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства
  • цены на факторы производства (на ресурсы) - если эти цены растут, предложение сокращается.

Эластичность предложения.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает степень реакции со стороны предложения на изменение цены:

Варианты ценовой эластичности предложения.

  • е = 0. Предложение абсолютно не эластично. То есть не существует реакции со стороны предложения на изменение цены.

  • 0 < е < 1. Не эластичное предложение.

  • е = 1

  • е > 1

Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене:

  • период времени
  • типы предлагаемых товаров и услуг
  • наличие свободных производственных мощностей (не задействованного оборудования, площадей
  • возможность длительного хранения товаров.
  • ситуация, которая складывается на рынке товара в данный момент

Перекрёстная эластичность.

Характеризует реакцию со стороны спроса или предложения на изменение цен на другие товары.

3. Цена, при которой величина спроса равна объёму предложения называется равновесной. То есть рыночное равновесие характеризует равенство спроса и предложения и точка равновесия - это точка пересечения кривых спроса и предложения.

Модели равновесия объясняют, каким образом достигается точка равновесия. причём осуществляется это автоматически.

Леон Вальрас. Краткосрочная модель равновесия.

Предположим цена установилась выше равновесной и равна Р1. объём предложения превышает объём спроса. Наличие излишков обостряет конкуренцию между продавцами, что способствует снижению цены. Объём предложения сокращается. Объём спроса растёт.

Вторая ситуация. Когда фактическая цена ниже равновесной и равна Р2. Объём спроса больше объёма равновесия. На рынке образуется дефицит. Наличие дефицита способствует тому, что цена начинает повышаться. По мере роста цены объём предложения растёт, а объём спроса сокращается, пока не будет достигнута точка равновесия

Вторая модель равновесия. Коллективная. так называемая “паутинная” модель.

Эта модель основана на след. предпосылках:

  • эластичность спроса должна быть больше эластичности предложения
  • линия предложения отражает зависимость предложения от цены, которая складывалась в прошлом периоде и на которую уже сориентированы производители
  • линия спроса отражает реально складывающийся спрос с учётом текущей цены в данный период времени

Р0 сориентирует продавцов произвести и поставить на рынок объём продукции в размере Q0. Однако такой объём потребители согласятся купить по цене P1. эта цена сориентирует производителя произвести и поставить на рынок в следующем цикле в объёме Q1. И так далее.

Если же эластичность предложения окажется равной эластичности спроса, то будет другая ситуация, которая получила название “квадрат равновесия”

Долгосрочная модель. Альфред Маршал.

В центре внимания - реакция поставщиков продукции (предложения) на изменение цены. Цена спроса больше цены предложения и равна Р0. В этом случае производитель будет увеличивать объём производства по мере того, как рынок будет двигаться в точку равновесия. Если же на рынке складывается противоположная ситуация, т.е. цена предложения больше объёма спроса, то объём производства будет сокращаться.

5

Рыночное равновесие