ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Лекция 14. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства.
2. Особенности построения банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Пути развития и реформирования банковской системы России.
1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства
Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требованиям:
• должна содержать все необходимые элементы в определенных пропорциях;
• в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;
• между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов;
• элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;
• как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию. Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее.
1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.
2. В стране нет:
• не приступивших к операциям банков;
• не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность;
• кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.
3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.
4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.
5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:
• с клиентурой;
• с Центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления;
• друг с другом и вспомогательными организациями. Банковская система в качестве составной части входит в большую систему - кредитную систему страны. А кредитная система - в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.
Банковская система как элемент цивилизованной pыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний, уровень - центральный банк. Второй, нижний, уровень - коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он - посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:
• осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
• является банком банков;
• является банкиром правительства;
• осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:
• универсальные, т.е. осуществляющие практически все видь банковских операций;
• специализированные, т.е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Основными функциями коммерческих банков являются:
• мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;
• кредитование юридических и физических лиц, а также государства;
• расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от индивидуального вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т.д.
Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.
Конкретным проявлением банковских функций являются операции коммерческого банка.
2. Особенности построения банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой
Считается, что в странах с развитой рыночной экономикой банковские системы сформировались достаточно давно. Рассмотрим более подробно опыт нескольких, наиболее заметных в данном вопросе, стран.
Великобритания. Английская банковская система в начале XX века выглядела следующим образом.
1. Банк Англии - центральный банк страны.
2. Депозитные банки - занимались исключительно приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд.
3. Кредитные торговые банки - не принимали вкладов и занимались только спекулятивными операциями.
4. Кредитные посредники - включали вексельных и торговых маклеров.
5. Клиринговые дома.
В настоящее время в Великобритании выделяют следующие виды коммерческих банков.
1. Депозитные банки, к которым относятся наиболее крупные банковские монополии - клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри страны.
2. Торговые банки, которые действуют в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных операций.
3. Банки содружества. В настоящее время насчитывается 7 крупных заграничных банков.
4. Иностранные банки в Великобритании, которых насчитывается сейчас около 450.
5. Консорциальные банки, в которых участвуют как минимум две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.
6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке. В настоящее время их насчитывается 9.
В состав кредитных учреждений в Великобритании включают:
• страховые компании;
• ссудно-сберегательные ассоциации и взаимно-сберегательные банки;
• финансовые компании;
• кредитные, строительные кооперативы;
• пенсионные фонды;
• доверительные паевые фонды.
Особенностями английской банковской системы являются следующие моменты.
1. Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо, а через посредников - учетные и дисконтные дома, а его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных.
2. В Великобритании, в отличие от банковских систем других стран, коммерческие и инвестиционные банки разделены.
3. В Англии деньги в уставный капитал банка вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка.
Швейцария. Швейцария - страна банков, т.к. здесь на каждые 1,5 тысячи жителей приходится одна банковская структура.
Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три категории:
Первая категория - три крупнейших швейцарских банка - Объединенный банк Швейцарии, Швейцарская банковская корпорация, Швейцарский кредитный банк.
Вторая категория - кантональные, местные и сберегательные банки, которые в основном работают с местными вкладчиками, специализируясь на кредитовании и обычных банковских расчетах.
Третья категория - частные банки, занимающиеся управлением инвестиционными портфелями.
В кредитную систему Швейцарии входит также большое количество финансовых компаний, которые делятся на:
• компании, регламентирующие прием депозитов и обязанные отвечать всем требованиям федерального банковского законодательства;
• компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции.
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за банками имеет трехступенчатую систему и осуществляется Федеральной банковской комиссией, национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией.
Еще одна черта, отличающая швейцарскую банковскую систему, - банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права.
Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовному преступлению. Причем необходимо отметить, что уклонение от уплаты налогов, а также нарушение валютного регулирования других стран по швейцарскому законодательству преступлениями не являются.
Германия. Структура банковской системы Германии имеет следующий вид:
• Дойче Бундесбанк - Центральный банк;
• универсальные коммерческие банки;
• сберегательные банки;
• кооперативные центральные банки
• кредитные кооперативы;
• специальные банки (в основном ипотечные);
• почтовые, коммунальные, сберегательные банки.
Центральным банком Германии является Дойче Бундесбанк, имеющий правление во Франкфурте-на-Майне, 9 земельных центральных банков в качестве главных управлений и почти 200 главных отделений и филиалов.
Федеральный банк полностью принадлежит Федерации и осуществляет вместе с федеральным ведомством функции надзора.
Денежную и кредитную политику Немецкого федерального банка определяет его Центральный совет.
Федеральный банк не обязан выполнять указания федерального правительства, но оказывает ему поддержку в области общей экономической политики.
Через Бундесбанк и его филиалы осуществляется основная масса безналичных денежных расчетов с использованием чеков и векселей на национальном уровне.
Важнейшая особенность немецкой банковской системы заключается в универсальном характере деятельности коммерческих банков страны.
Коммерческие банки Германии условно можно разделить на три группы:
1 группа - около 350 часгных банков, региональные и прочие кредитные банки, частные банки, филиалы иностранных банков (выполняют 1/3 банковских операций);
2 группа - свыше 700 публично-правовых сберегательных касс и земельных банков (выполняют половину операций всех банков);
3 группа - около 3 000 кооперативных банков (выполняют 1/5 всех банковских операций).
Основное преимущество германской банковской системы заключается в более высокой стабильности на основе диверсификации и связанной с этим высокой надежностью банковских вкладов. Германские банки, действующие на универсальной основе, в состоянии предоставить своим клиентам широкий круг операций и услуг и за счет этого могут перераспределить доходы и потери от банковской деятельности.
Параллельно с универсально действующими коммерческими банками в Германии существует ряд специализированных банков. Ипотечные банки и другие кредитные учреждения выдают ссуды под залог недвижимости, специальные банки предоставляют ссуды с рассрочкой платежа, кредитные кооперативы выдают ссуды для индивидуального жилищного строительства. Почтовый банк и так называемые промышленные банки функционируют в качестве кредитных кооперативов.
США. В настоящее время банковская система США состоит из следующих основных элементов:
• Федеральной резервной системы;
• коммерческих банков;
• инвестиционных банков;
• сберегательных банков;
• ссудно-сберегательных ассоциаций;
• почтовых сберегательных касс;
• финансовых компаний;
• кредитных кооперативов;
• страховых компаний;
• пенсионных фондов;
• фондов социального страхования;
• обществ взаимного кредита;
• институтов страхования депозитов и т.д. Функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913г.
В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого, членами ФРС являются около б тысяч коммерческих банков, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов. Банки-члены ФРС - это наиболее крупные частные коммерческие банки. Они являются акционерами и одновременно клиентами ФРС и получают на свой акционерный капитал 6%-й дивиденд. В своей функции «банка банков» ФРС осуществляет всестороннее обслуживание банков-членов ФРС.
ФРС независима в финансовом отношении. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.
По своей структуре ФРС представляет собой довольно сложный организм. Важнейшую роль в нем играют 3 основных звена:
• Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
• федеральные резервные банки;
• банки-члены.
Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков-членов ФРС.
Необходимо отметить, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.
С точки зрения регулирования, все американские банки можно разделить на 4 группы:
• национальные банки;
• банки штатов - члены ФРС;
• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг. Однако американские банки по законодательству не могут выступать владельцами ценных бумаг.
В отличие от коммерческих банков, специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности.
Важным направлением специализации банков является инвестиционная деятельность. Классический тип инвестиционных банков характерен именно для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью. В настоящее время в США около 700 инвестиционных банков.
Разновидностью кредитно-финансовых учреждений являются финансовые компании, которые условно можно разделить на 3 вида:
• предоставляющие потребительский кредит;
• обслуживающие систему коммерческого кредита;
• предоставляющие мелкие ссуды индивидуальным заемщикам.
Доля финансовых компаний в общей сумме активов финансово-кредитных учреждений составляет около 4%.
Особое место занимают строительные общества, которые формируют капитал из сберегательных вкладов своих членов и выдают последним ипотечный кредит.
Следующим видом специализированных кредитно-финансовых институтов являются учреждения, занимающиеся сберегательными операциями. Существует несколько их видов, основное отличие которых заключается в формах привлечения средств, так как единственным видом их активных операций являются ипотечные операции.
Многие другие виды кредитных учреждений выполняют отдельные банковские операции, но не имеют права именовать себя банками и вынуждены конкурировать как с последними, так и между собой.
Япония. Банковская система Японии имеет следующую структуру:
• Банк Японии (центральный банк);
• коммерческие банки;
• специализированные кредитные институты:
• финансовые компании для малого и среднего бизнеса;
• правительственные кредитные учреждения;
• почтовые сберегательные кассы.
Особую роль в банковской системе играет Банк Японии, который был учрежден в 1882г. как центральный банк страны.
Банк Японии, 55% уставного капитала которого принадлежит правительству, а 45 %- частным компаниям, обладает исключительным эмиссионным правом.
Банк Японии руководит банковской системой страны, включая и государственные банки, которых в Японии насчитывается 11.
Государственные функции фактически выполняет и один из крупнейших коммерческих банков Японии - Банк Токио, на который, в соответствии с японским законодательством, возложено ведение валютных операций.
Коммерческие банки в Японии выполняют широкий круг операций и услуг для своих клиентов.
Японские коммерческие банки, в отличие от американских, могут выступать владельцами части акционерного капитала корпораций и могут быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; могут выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.
Важное место в банковской системе Японии занимают почтово-сберегательные кассы, призванные аккумулировать мелкие сбережения населения.
3. Пути развития и реформирования банковской системы России
1998 год стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наиболее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформировании.
После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них - реструктуризация всей банковской системы России.
Основные цели реструктуризации - выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов.
Все банки были разделены на четыре группы.
Первая группа - стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.
Вторая группа - стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.
Третья группа - отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, но которые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.
К четвертой группе относятся разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию. К их числу было отнесено более 300 банков.
Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы России. Безусловно, в стране важно иметь полный «ассортимент» банков, отвечающих реальным потребностям рыночной экономики. С этой целью необходимо:
• ликвидировать монополию Сбербанка в работе со средствами населения;
• создать законодательно-правовую базу и реальные условия для формирования парабанковской системы, включающей весь спектр институтов по работе со средствами населения под безусловным законодательным контролем государства;
• создание в стране специализированных банков, таких, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;
• создание условий, не допускающих привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;
• создание условий для поддержки региональной сети банков как условия развития производительных сил регионов.
Важным направлением развития банковской системы в будущем является восстановление доверия к банковской системе, так как одним из наиболее тяжелых последствий кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения, а в более широком аспекте, всех инвесторов к банковской системе. В результате этого разрушен межбанковский рынок, у банков резко сократились ресурсы, а у населения резко возросло количество наличных денег, что вызывает дополнительное давление на курс рубля.
Связанным с предыдущим вопросом является вопрос повышения внимания банков к ограничению рыночных рисков. Безусловно, банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности. Поэтому необходимо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала банка.
Реализация всех этих мер позволит восстановить деятельность банковской системы Россини создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность менеджеров и акционеров банков за результат своей деятельности по управлению банком.
Библиографический список
1.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов /под ред.проф.Е.Ф.Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. с.229-243; 489-622.
2.Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под. Ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2002. с.285-324; с. 360-396.
3. Банковское дело: Учебник-2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. м.: Финансы и статистика, 2002, с. 9-33.
4. Захаров В.С. Проблемы банковской системы// Деньги и кредит, 2002. № 1, с.
5. Абдуллаев Ш.Э. О регулировании национальной банковской системы// Деньги и кредит. 2002. № 1, с.
6.Верников А. Стратегии иностранных банков в России//Вопросы экономики. 2002. № 12, с. 68-84.