ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. История возникновения института центрального банка.

2. История становления Государственного банка в России.

3. форма организации и функции центрального банка..

4. Пассивные операции центрального банка.

5. Активные операции центрального банка.

6. Денежно-кредитная политика центрального банка.

1. История возникновения института центрального банка

Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы.

Особое место и роль центрального банка в банковской системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, причем последние не следует рассматривать как нечто неизменное. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли банков на различных этапах развития рыночных от ношении.

Безусловно, идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового, в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования чревато неоправданными потерями.

В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками в середине XIX - начале XX века. Так, банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г., Федеральная резервная система в США-в 1913 г.

Первые же центральные банки в мировой банковской истории возникли значительно раньше. Так, самым первым центральным банком стал Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 году. Несколько позднее (в 1694 г.) возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения извечной войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. В качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные новым банком, банкноты стали авторитетным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. В течение полутора веков Банк Англии выполнял в стране роль центрального банка, опираясь на Королевскую хартию 1694 г., в которой были закреплены принципы функционирования и управления им. Законодательно данная роль была закреплена за Банком Англии лишь в 1844 г., на основании Акта Роберта Пиля.

В отличие от Англии, где центральный банк вырос «снизу», в России Госбанк был утвержден «сверху» в I860 г. При этом, если Банк Англии или Рейхсбанк в Германии действовали как независимые кредитно-эмиссионные центры, то Госбанк России был подчинен Министерству финансов.

Выделение из общего ряда банков страны одного из них на роль центрального банка означает начало формирования в стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня системы -коммерческими банками и иными кредитными учреждениями; с другой же стороны, этим отношениям необходимо государственное регулирование и это требует особого института в виде центрального банка.

Таким образом, создание центрального банка явилось своего рода историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы предпринимательства.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.

Какие бы функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.

Итак, центральный банк - это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

2. История становления Государственного банка в России

В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому, специфическому этапу развития кредитно-банковской системы России. Реформа была проведена указами Александра II от 10 июля, 1 сентября, 26 декабря 1859 г. и от 31;мая и 10 июня I860 г. Согласно данным указам:

• были ликвидированы все существовавшие государственные кредитные учреждения;

• был прекращен прием вкладов в Заемный банк, сохранные казны, приказы общественного призрения, и они были переведены в подчинение Министерства финансов;

• с 1 января 1860 г. был прекращен прием вкладов «до востребования» в Коммерческий банк;

• была образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков.

Еще до принятия перечисленных решений, Комитетом финансов по указу от 31 мая I860 г. был упразднен Заемный банк, а Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк с новым уставом. Устав 1860 г. Государственного банка России содержал свыше 200 статей, составляющих две главы: первая глава носила название «Устройство банка и его операции», вторая глава- «Управление Госбанка». Таковы были первые меры, направленные на организацию Государственного банка России.

Дальнейшая реформа Государственного банка проводилась под руководством одного из выдающихся министров финансов дореволюционной России С.Ю. Витте.

Перед Государственным банком были поставлены новые задачи, которые нашли свое выражение в уставе, утвержденном в июле 1894 г. и введенном в действие с 1 января 1895 г. В данном уставе было уже четко указано, что Государственный банк России имеет своей целью облегчение денежных оборотов, содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также укрепление денежной системы страны.

В соответствии с этим были расширены операции Государственного банка:

• к учету теперь могли приниматься векселя с учетным сроком в 6 месяцев;

• была разрешена выдача промышленных ссуд под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества;

• ссуды под обеспечение недвижимым имуществом выдавались на 12-месячный срок с правом продления на такой же срок;

• ссуды на приобретение инвентаря могли выдаваться на срок до трех лет с постепенным погашением;

• было разрешено открытие кредита земствам и городам для снабжения их оборотными средствами.

Таким образом, новый устав вносил в деятельность Государственного банка России значительные изменения. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн рублей, а резервный - до 5 млн рублей.

В таком виде Государственный банк России просуществовал до 1917 г., когда он подвергся реорганизации, а вскоре был ликвидирован в связи с Декретом о национализации банков. На протяжении 57 лет существования Государствен- ного банка, в народном хозяйстве России произошли крупные перемены: была создана разветвленная сеть железных дорог, выросла промышленность, произошли значительные изменения в сельском хозяйстве.

3. Форма организации и функции центрального банка

Таким образом, Октябрьский переворот 1917 г. и мероприятия, последовавшие за ним, завершили целый этап истории кредитной системы России.

С точки зрения собственности на капитал, центральные банки подразделяются на:

• государственные, т.е. капитал их целиком принадлежит государству (центральные банки Великобритании, Германии, Франции, Канады),

• акционерные (Федеральная резервная сисюма США);

• смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству, а часть - иным юридическим лицам (центральные банки Японии, Бельгии).

Безусловно, правительство страны заинтересовано в надежности центрального банка в силу его особой роли в кредитной системе страны.

Однако тесная связь центрального банка с государством не означает безграничного влияния правительства на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала, центральный банк является юридически самостоятельным и подотчетен либо законодательному органу страны, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом.

Независимость центрального банка является необходимым условием эффективности eгo деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер, т.к. в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономическго курса правительства.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:

• осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

• является «банком банков»;

• является банкиром правительства;

• осуществляет денежно-кредитное регулирование.

1. Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком страны как представителем государства законодательно

•скреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, | т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Однако необходимо иметь в вид), что банкноты в настоящее время составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссионной монополии центральных банков у них несколько снижена. В этих странах главной задачей денежно-кредитной политики является регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки.

2. «Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с юридическими и физическими лицами, т.к. его главной клиентурой являются коммерческие банки.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы носят характер обязательных. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам.

В ряде стран центральные банки осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитных организаций либо монопольно, либо совместно с Министерством финансов или другим государственным органом.

3. Банкир правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.

4. Перечисленные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им четвертой функции -регулирования всей денежно-кредитной системы страны. Данная функция на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.

4. Пассивные операции центрального банка

Пассивными называются операции, с помощью которых образуются ресурсы центрального банка.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

• эмиссия банкнот;

• прием средств коммерческих банков и казначейства;

• операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54% до 85% всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, Государства и увеличении золотовалютных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка являются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю собственного капитала приходится около 4% всех пассивов Центрального банка.

5. Активные операции центрального банка

Активными называются операции по размещению центральным банком своих ресурсов.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

• учетно-ссудные операции;

• вложения в государственные ценные бумаги;

• операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

• учетные операции;

• краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков.У коммерческих банков центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (то есть их перепокупкой).

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.

Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита ограничено законом.

Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности отсутствует или банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

6. Денежно-кредитная политика центрального банка

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что касается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование банков;

• валютное регулирование;

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения.

Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России Коммерческих банков и кредитных организаций для регулирования ликвидности банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операций. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, представляемых Центральным банком остальным банкам.

В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресурсы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов, уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства.

При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.

Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, - инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии - понижаются.

Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, главным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигации и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая - изымает из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это - более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

Под прямым количественным ограничением Банка России понимаются:

• установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок;

• прямое ограничение кредитования;

• замораживание процентных ставок;

• прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ