Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации

20

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

Финансов и кредита

Полковник Ю. КОРЕЧКОВ

«____»_____________200__ г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Деньги, кредит и банки»

Т е м а № 9. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки

Занятие № 2. Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации

Обсуждена на заседании

предметно-методической

комиссии №

«___» _____________200__г.

протокол № ____


Учебно-воспитательные цели занятия:

1. Изучить сущность, состав и функции международных валютно-финансовых организаций, рассмотреть проблемы участия в них нашей страны.

2. Воспитывать правильное понимание курсантами необходимости интеграции страны в международную валютно-финансовую систему.

Время: 2 часа. Место: аудитория.

Содержание:

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Международный валютный фонд.

2. Международный банк реконструкции и развития.

3. Региональные банки развития.

Заключение.

Структурно-логическая схема:

Введение.

1-й вопрос. Международный валютный фонд.

1. Сущность.

2. Функции.

3. Россия в МВФ.

2-й вопрос. Международный банк реконструкции и развития.

4. МБРР, цель его создания.

5. Операции МБРР.

6. Филиалы банка.

3-й вопрос. Региональные банки развития.

7. Виды региональных банков развития.

8. РБРР.

Заключение.


Литература:

а) основная:

  1. Деньги, кредит и банки: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Коречкова. – Ярославль, ЯВВФУ, 1997.
  2. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2001.

б) дополнительная:

  1. Валюта стран мира: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 1981.
  2. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. -М.: Финансы и статистика, 1989.
  3. Долан Э.Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - Санкт-Петербург, 1991.
  4. Международные кредитные отношения капиталистических стран/ Под ред. Г.Г. Матюхина и И.С. Королева. -М.: Финансы и статистика, 1981.
  5. Финансово-кредитный словарь. -М.: Финансы и статистика, 1986. -Т.2.
  6. Экономика и бизнес/ Под ред. В.Д. Камаева. -М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.
  7. Международные валютные и финансово-кредитные отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Лектор – 2000.
  2. Слайды № 9/2.


ВВЕДЕНИЕ

Международные валютно-финансовые организации - международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и финансово-кредитных отношений. Их история началась с 20-х годов XX столетия. Тогда по "плану Дауэса" был образован фонд содействия Германии в ее мероприятиях по выплате репараций и восстановлению промышленности.

После второй мировой войны появился "план Маршалла". По этому плану США создали фонд помощи пострадавшим от войны западноевропейским странам.

В настоящее время в мире насчитывается около 400 многосторонних межправительственных валютно-финансовых организаций. В зависимости от выполняемых функций их можно подразделить на две группы:

1. Фонды.

2. Межгосударственные банки.

Деятельность фондов не всегда можно считать кредитной в классическом понимании этого слова. Однако она является важным элементом международных кредитных отношений.

В современных условиях деятельность фондов направлена либо на содействие экономическому росту стран, либо на урегулирование платежных балансов.

Капитал фондов формируется в основном за счет государственных ресурсов. Поэтому они представляют важнейший источник межгосударственного кредита.

Межгосударственные банки выполняют функции институтов долгосрочного кредитования.

Крупнейшими международными валютно-финансовыми организациями являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Они учреждены на международной валютно-финансовой конференции 1944 г. в Бреттон-Вудсе.

Мощная финансовая база МВФ и МБРР превосходит ресурсы всех остальных межгосударственных валютно-финансовых организаций.

Членами МВФ и МБРР являются 176 государств, в том числе Россия и другие государства содружества.

1 вопрос.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

1. Сущность

МВФ - межправительственная валютно-финансовая организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между странами - членами.

Регулирование валютных отношений фонд осуществляет следующими способами:

1) установление норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением;

2) устранение валютных ограничений;

3) использование многосторонней системы платежей;

4) предоставление краткосрочных кредитов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Свою деятельность МВФ начал с 1 марта 1947 г. в соответствии с уставом.

В первоначальный устав МВФ были внесены две серии поправок:

1) 1969 год - введена система специальных прав заимствования (СДР);

2) 1978 год - Бреттон-вудская валютная система заменена Ямайской.

Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с установленной для каждой страны квотой. Квота определяется с учетом экономического потенциала и роли страны в международной торговле. Не реже одного раза в пять лет квоты пересматриваются.

В отличие от других международных валютно-финансовых организаций взносы в уставный капитал МВФ осуществляются в полном объеме подписки (т.е. квоты). Это связано с тем, сто Фонд работает преимущественно на собственном капитале и лишь в небольшой части – на заемном.

В настоящее время капитал Фонда превышает 120 млрд. дол. США.

До 1978 г. уставный капитал Фонда формировался на 25% в золоте и на 75% в резервных и национальных валютах. С 1978 г. согласно поправке к Уставу вместо взноса в золоте вносится 25% или менее в резервной валюте; остальное в национальной валюте.

Руководящие органы МВФ - совет управляющих и директорат. Совет - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов и управляющих центральных эмиссионных банков стран-членов, собирается раз в год. Директорат - исполнительный орган, регулирует повседневную деятельность фонда, состоит из 22 директоров: 5 - от США, Великобритании, Германии, Франции, Японии; 1 - от Саудовской Аравии (т.е. от стран с наибольшими квотами); 16 директоров избираются на двухлетний срок по принципу географического представительства. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот: каждая страна имеет в совете управляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Для принятия решений по наиболее важным вопросам требуется не менее 85% голосов, по менее важным - 70%. Располагая наибольшим числом голосов, США (19,14%) и страны ЕС (28,62%) имеет соответственно и "право вето" по большинству принимаемых решений.

2. Функции

Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита платежного баланса.

Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или кредитов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называются сделками "транш".

Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.

В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это как правило, 3-5 лет, страна обязана выкупить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.

Максимальный размер предоставляемый Фондом средств зависит от размера квоты страны заемщика обычно составляет около 25% квоты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.

Разница между величиной квоты страны и наличием ее национальной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.

В пределах резервной доли иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений.

Без ограничений страна может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.

Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.

Предоставление валютных ресурсов в размере, превышающем резервную позицию, зависит от Директората Фонда.

В таких случаях Директорат обычно выдвигает требования проведения определенных финансово-экономических мероприятий правительством соответствующей страны.

Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов.

Так, например, при кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи считается недостаточным. В таких условиях МВФ делает упор на устранение причин кризиса, выдвигает требование введения режима жесткой экономии.

Режим жесткой экономии предполагает:

1) денежно-кредитные ограничения;

2) реформа налоговой системы;

3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработной платы государственных служащих;

4) уменьшение субсидий;

5) изменение инвестиционных программ;

6) девальвация (понижение курса) национальной валюты.

Уставом МВФ предусматривается, что размеры предоставляемых заемщиком средств не должны превышать 200% квоты. Однако на практике это положение иногда не соблюдается.

Обычно, средства Фонда предоставляются заемщикам в форме четырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осуществляется более жесткий контроль.

Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.

Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и составляют:

- до 1 года - 4%;

- от 1 года до 2 лет - 4,5%;

- от 2 до 3 лет - 5%;

- от 3 до 4 лет - 5,5%;

- от 4 до 5 лет - 6% годовых.

Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.

С 1952 г. Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продлеваться до 3 лет.

Используются резервные кредиты на цели согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.

С 1963 г. МВФ ввел систему "компенсационного финансирования". Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирования дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным падением мировых цен на сырьевые товары.

На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.

С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платежных балансов, введена система "расширенного финансирования". В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и "расширенных" кредитов не должна превышать 265% квоты.

Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помощи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглашение заключено в 1962 г. со странами "группы 10", т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.

Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, подписавшие Соглашение.

В рамках Соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по Соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам "транш".

Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.

В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласовывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долларах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на 1% от паритета.

Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют.

В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингстоне (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г.

Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.

Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Одновременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимствования (СДР) в качестве резервного актива в международной валютной системе.

В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изменений.

В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.

В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осуществляет так называемое "пристальное наблюдение" за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.

За этим термином скрывается огромный объем работы, осуществляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консультаций со всеми участвующими в Фонде правительствами.

МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр глобального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.

Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представлением рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.

Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координация макроэкономической политики наиболее развитых стран.

Воплощение на практике целей межгосударственного регулирования, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в мировой истории правительства крупнейших государств обязались согласовывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.

Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Однако эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохранять валютные ограничения.

Под валютными ограничениями понимается система правительственных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граждан обменивать национальную валюту на иностранную.

В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующего механизма применяются согласованные действия государства и органов валютного контроля.

При дефиците платежного баланса принимаются специальные меры, призванные затормозить рост внутреннего спроса и импорта, а также стимулирующие экспорт.

Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торговли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерализация валютных операций.

Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженности. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.

С 80-х годов применяются следующие направления решения долговой проблемы:

1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межправительственном уровне и принятие конкретных решений, подкрепленных солидной финансовой базой;

2) поддержание притока иностранного финансирования в страны-должники;

3) содействие правительствам в нахождении наилучших направлений стабилизации и структурной перестройки экономики с целью вывода страны из долгового кризиса и ускорение ее социально-экономического развития.

МВФ специализируется, как правило, на вопросах краткосрочной финансово-экономической стабилизации, а МБРР - на долгосрочных структурных сдвигах в экономике. И то, и другое имеет одну цель - обеспечение непрерывности платежей, повышение эффективности участия стран должников в международном разделении труда, приспособление их экономики к изменяющимся мирохозяйственным условиям.

Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.

В предыдущей теме мы уже выяснили, что СДР - это искусственно созданные международные резервные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ.

Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.

Однако получать, держать и использовать СДР могут также:

1) Международный валютный фонд;

2) по решению Совета управляющих страны, не являющиеся членами Фонда;

3) некоторые официальные институты: национальные и региональные валютные фонды.

СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.

Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных Соглашением о СДР.

Фонд обеспечивает для каждой страны участницы Соглашения возможность получения валюты в обмен на СДР путем "назначения" стран-кредиторов. Страны-кредиторы "назначаются" Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.

В целях укрепления доверия к новым резервным средствам первоначально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное золотому содержанию доллара США.

С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывается на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях и называется "стандартной корзиной" (стандартный набор валют).

Удельный вес каждой валюты в "корзине" зависит от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.

В настоящее время валютная "корзина" включает пять важнейших валют:

- доллар США - 42%;

- марку ФРГ - 19%;

- японскую иену - 15%;

- французский франк - 12%;

- фунт стерлингов - 12%.

Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривают постепенное превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы.

В случае возврата к системе фиксированных паритетов СДР должны стать универсальным эталоном стоимости национальных валют.

Однако провозглашенные цели носят характер пожеланий и не содержат конкретных указаний относительно средств их достижения.

3. Россия в МВФ

Одним из учредителей МВФ на Браттон-Вудской конференции был и Советский Союз. Поэтому, естественно, возникает вопрос: почему СССР не стал членом Фонда?

Дело в том, что с самого начала позиция СССР в отношении МВФ и МБРР была направлена на максимально возможную изоляцию от создаваемой системы при формальном вхождении в нее. Даже в случае ратификации соглашения возможный в тот период характер участия СССР в МВФ и МБРР был бы равнозначен неучастию в этих организациях.

В конце 1991 г. Россия подала заявку о вступлении в МВФ. На сессии Фонда, состоявшейся 27 апреля 1992 г. было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ.

Квота России в капитале Фонда - 3%. Для сравнения - Украина - 0,69%, Белоруссия - 0,2%, Казахстан - 0,17%.

По величине квоты Россия находится на девятом месте после стран "большой семерки" и Саудовской Аравии. (Саудовская Аравия является одним из главных доноров, представляющих Фонду кредиты).

Взнос квоты в капитал - 2286 млн. СДР. Это примерно 3,5 млрд. дол. США. Часть этой суммы - 22,8% - подлежала взносу в СКВ, остальное - в рублях. Для рублевого взноса в Банке России был открыт счет на имя МВФ.

Что дает России вступление в МВФ?

1. Совместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами.

2. Правовая защита от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке.

3. Получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему информации и результатам глобального экономического анализа.

4. Использование опыта персонала МВФ по целому ряду народохозяйственных проблем.

5. Доступ к льготным кредитам.

Однако необходимо иметь в виду, что получение кредитов сопровождается обусловленностью. Условия являются весьма жесткими. Важнейшими из них являются:

1) сокращение дефицита бюджета;

2) ограничение роста денежной массы;

3) прекращение кредитования нежизнеспособных предприятий;

4) отмена различного рода льгот предприятиям и т.д.

Кроме того, Россия, подписав соглашение с МВФ, обязалась соблюдать Устав этой организации. Устав предусматривает обязательство стран - членов Фонда не вводить без согласования с ним валютных ограничений. Из этого следует, что МВФ требует от своих членов всемерного ослабления валютного контроля, что на практике часто не соответствует интересам страны-должника.

Россия получила в МВФ несколько займов. Эти средства, как правило, предназначены для покрытия дефицита бюджета России и обслуживания внешнего долга.

2 вопрос.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕГИСТРАЦИИ И РАЗВИТИЯ

4. МБРР, цель его создания

МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт для содействия развитию экономики стран-участниц посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций.

Банк учрежден с целью:

1) оказания помощи странам Западной Европы в преодолении тяжелых последствий второй мировой войны;

2) восстановление мирового денежного рынка;

3) достижения стабильности международных валютно-кредитных отношений.

Учредители банка исходили из того, что в своей кредитной деятельности он не должен конкурировать с банками и прочими инвесторами. Наооборот, банк должен создавать благоприятный климат для их операций.

Поэтому кредиты МБРР предназначаются для стран и отраслей, "рискованных" для частного капитала и предоставляются на наиболее длительные сроки.

Свою деятельность банк осуществляет с 1946 г. в соответствии с уставом.

Уставом определено, что членами банка могут быть только страны, являющиеся членами МВФ.

Капитал банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. Размер подписного капитала в настоящее время превышает 175 млрд. дол., из них оплаченная часть - 9%. Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Таким образом неоплаченная часть капитала является гарантийным фондом, под который МБРР заимствует средства на рынках ссудного капитала для развития своих кредитных операций.

Высшие органы управления МБРР - Совет управляющих и Директорат. Во главе банка - президент. Традиционно президентом банка избирается представитель США - страны, имеющей наибольшее количество голосов.

Сесссии Совета проводятся один раз в год, совместно с МВФ.

Право голоса в странах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. используется система "взвешенных" голосов, аналогично МВФ.

5. Операции МБРР

Основным видом деятельности банка является предоставление среднесрочных и долгосрочных займов (до 10-20 и более лет).

Займы предназначаются для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других объектов инфраструктуры. Займы выдаются под гарантию правительства соответствующей страны.

До 1957 г. займы банка направлялись преимущественно в промышленно развитые страны, с 1957 г. основная часть ресурсов направляется в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Процентные ставки по основной части кредитов МБРР приближается к рыночным. Это связано с тем, что свои ресурсы банк формирует главным образом за счет облигационных займов, размещаемых на рынках ссудных капиталов.

Таким образом, МБРР играет роль посредника и одновременно гаранта между частным капиталом и странами-заемщиками (главным образом развивающимися странами).

При решении вопроса о предоставлении кредита какой-либо стране банк требует предоставления подробной информации о ее экономическом и финансовом положении. При необходимости в такие страны банк может направлять экономические миссии.

В миссию, как правило, входят представители развитых стран. Они проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на выработку и претворение в жизнь программ экономического развития.

В рекомендациях миссий приоритет отдается развитию в странах-заемщиках частного сектора, направлению туда иностранного капитала.

Если рекомендации миссии МБРР страна не принимает, то кредит, как правило, ей не предоставляется.

Банк кредитует в среднем около 30% стоимости объектов. Остальная часть расходов по финансированию объектов должна покрываться за счет внутренних или других внешних источников.

В последние годы произошло расширение диапозона деятельности МБРР. Банк из преимущественного финансового учреждения превратился в главный мировой центр выработки и апробации стратегий развития. Это является следствием того, что посредническая роль банка в прибыльном и надежном вывозе капитала отступила на второй план. На первое место выдвинулось участие банка в обеспечении экономической и политической безопасности в мире, которая во многом зависит от стабильности экономического развития развивающихся стран.

Примером апробации стратегий развития могут служить специальные проекты МБРР по преодалению нищеты в развивающихся странах.

Такие проекты обычно включают:

1) стимулирование земельных реформ;

2) улучшение доступа крестьянских хозяйств к кредитам;

3) сооружение разного рода объектов на селе;

4) развитие в городах мелких производств, основанных на тру-

доемких технологиях;

5) реконструкция трущеб и т.д.

6. Филиалы банка

При МБРР создано два филиала:

1) Международная финансовая копрорация (МФК) - 1956 г.;

2) Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г.

Эти три института образуют Мировой банк. Они имеют общее руководство и общую цель.

МФК осуществляет капиталовложения в частный сектор развивающихся стран-членов МФК.

К финансированию принимаются только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран.

Сроки займов - до 15 лет по ставкам несколько выше среднегодовых ставок рынков ссудных капиталов.

Кроме предоставления займов МФК с 1961 г. получила право инвестирования акционерного капитала строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам.

Доля участия МФК не превышает 20% акционерного капитала. Тем самым МФК стимулирует приток национального и иностранного частного капитала в промышленность развивающихся стран.

МАР является каналом предоставления льготных кредитов МБРР. МАР предоставляет беспроцентные кредиты на срок до 50 лет правительствам или под их гарантию частным и государственным предприятиям. С заемщиков взимается только комиссионные в размере 0,75% годовых.

Развивающиеся страны заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она кредитует в первую очередь страны с ВНП на душу населения не более 790 дол. США в год.

Кредиты МАР направляются в основном на развитие социальной и производственной инфраструктуры. В последнее время все большее предпочтение отдается сельскому хозяйству.

МБРР, МФК и МАР имеют общее руководство и общую цель - финансирование и кредитование развивающихся стран. Их совместная деятельность обеспечивает две трети годового объема средств, выделяемых международными организациями развивающимся странам.


3 вопрос.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ

7. Виды региональных банков развития

МБРР создавался как мировой банк. Однако тенденция к объединению всего мирового хозяйства в единое целое с единой банковской системой и унифицированной денежной системой столкнулась с определенными трудностями. Прежде всего - это действие центробежных сил, действующих в форме региональных банков. Такие банки появились на всех континентах.

К региональным банкам относятся:

1) Азиатский банк развития (АзБР).

2) Африканский банк развития (АфБР).

3) Межамериканский банк развития (МаБР).

4) Исламский банк развития (ИБР).

5) Банк международных расчетов (МБР).

6) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). и ряд других.

Членами Азиатского банка развития (АзБР, базируется в Маниле) являются 55 государств. Этот банк - многостороннее банковское учреждение долгосрочного кредитования. К середине 90-х гг. он предоставил кредитов на сумму свыше 50 млрд. долл., в том числе одну треть на льготных условиях. Приоритетными для АзБР являлись отрасли инфраструктуры.

Учитывая возрастающие потребности государств Азиатско-Тихоокеанского региона в Финансировании инфраструктуры и необходимость привлечения ресурсов коммерческих банков, АзБР, ранее проводивший политику предоставления только частичных гарантий по кредитам, покрывающим ограниченный риск по конкретным проектам, в 1995 г. принял решение о предоставлении частичных гарантий по "суверенным" ("страховым") рискам, возникающим вследствие действий правительств, форс-мажорных ситуаций в политической области или неплатежей экономических агентов.

Азиатский банк развития начал предоставлять кредиты республикам бывшего СССР. Так, в конце 1995 г. совет директоров АзБР принял решение о готовности выделить Казахстану кредитов на общую сумму 120 млн. долл. на поддержку предприятий агропромышленного комплекса и на реализацию социальных программ.

Азиатский банк развития управляет Азиатским фондом развития (АФР), созданным в 1973 г. и предназначенным для предоставления беспроцентных кредитов беднейшим азиатским странам на срок до 40 лет с выплатой банковской комиссии в 1% в год. Заемщиками Фонда являются Непал, Бангладеш и некоторые страны Индокитая. Фонд регулярно пополняется финансовыми ресурсами, однако в последние годы это связано с немалыми трудностями. Так, промышленно развитые страны (В частности, США) призывают "новые индустриальные страны" Азии увеличить свои взносы в АФР.

На африканском континенте с 1966 г. действует Африканский банк развития (АфБР, штаб-квартира в столице Кот-д, Ивуара Абиджане). Членами банка являются африканские страны и 25 неафриканских государств. АфБР предоставляет займы только африканским странам. Он также оказывает содействие в виде экспертных услуг, обучения кадров. Банк тесно связан с Африканским фондом развития, который предоставляет кредиты на льготных условиях.

Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский банк для экономического развития африканских государств, созданный Лигой арабских государств в 1973 г. в целях содействия развитию экономики африканских (не арабских) стран.

Межамериканский банк развития (МА БР, штаб-квартира в Вашингтоне) приступил к операциям 1 января 1960 г. Банк был создан с целью ускорить процесс экономического развития стран-членов, для чего предусматривалось предоставление кредитов или гарантий. При этом получателями ресурсов могли быть как государственные органы, так и частные предприятия.

Ресурсы банка складываются из собственных источников прежде всего оплаченного уставного капитала, около 10% от объема подписки) и заемных средств, которые банк мобилизует на рынках капитала. Пополнение собственных источников производится раз в четыре года.

Членами банка являются США, латиноамериканские страны и некоторые азиатские и европейские государства. Каждый член банка имеет 135 голосов плюс 1 голос на каждую акцию своей доли в капитале банка. Наибольшее число голосов - более трети - имеют США.

Примерно половина всех инвестиций банка была направлена в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. При этом больше всего ресурсов получили три страны - Аргентина, Бразилия и Мексика.

Исламский банк развития (ИБР, штаб-квартира в г. Джидда, Саудовская Аравия, создан по решению Организации исламская конференция, приступил к операциям с октября 1975 г.) ставит целью способствовать экономическому развитию стран-членов и мусульманских общин в других государствах.

Уставный капитал составляет 2028 млн. исламских динаров оплаченный - 1698 млн. исламских динаров (1993 г.) Исламский динар является расчетной единицей этого банка и равен курсу 1 СДР Международного валютного фонда по отношению к доллару США (1 СДР = 1,34464 доллара США 20 июля 1990 г.). Основная часть выпущенного по подписке капитала (одна четверть) была внесена Саудовской Аравией.

Исламский банк развития предоставляет ресурсы для финансирования внешнеторговых операций (примерно три четверти всех предоставляемых ресурсов) и проектного финансирования.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципами ведения банковского дела, запрещающими внимание процента. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Он также представляет техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также имеет доход от участия в совместных прибыльных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.

В институциональной структуре международных валютно-кредитных и финансовых отношений есть также различные фонды развития. Так, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квартира в ВЕНЕ), является многосторонним агентством финансового сотрудничества и помощи и ставит целью усилить взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ресурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также международные агентства развития. Сфера деятельности фонда - азиатские и африканские страны, а также государства Латинской Америки и Карибского бассейна.

Первоначальные взносы в капитал составляли 800 млн. долл. США. Впоследствии они неоднократно пополнялись. К началу 90-х гг. фактически сделанные в капитал фонда взносы превысили 2,7 млрд. долл. Ежегодный объем предоставляемых фондом ресурсов находился на уровне 80-90 млн.долл.

Большинство проектов профинансировано фондом совместно с другими финансовыми институтами. Этот метод позволил ему предоставить финансовые ресурсы для осуществления проектов более чем в 90 странах. В последние годы фонд финансирует отдельные проекты самостоятельно. Одним из основных направлений использования ресурсов фонда является предоставление ресурсов для регулирования платежного баланса.

Среди других региональных банков и фондов развития можно назвать Восточно-африканский банк развития, Западно-африканский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Международный фонд развития сельского хозяйства и др.

Особое место в институциональной структуре международных валютно-кредитных отношений занимает Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г. (штаб-квартира в Базеле, Швейцария). Хотя в этом банке традиционно сильным остается влияние западноевропейских стран, БМР фактически стал международной валютно-кредитной организацией. Банк выполняет две основные функции: а) содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечение благоприятных условий для проведения международных финансовых операций; б) осуществление роли доверительного лица или агента по проведению международных расчетов.

Денежной единицей, которая используется БМР, служит франк с золотым содержанием 0,29032258 г чистого золота. Активы и пассивы, выраженные в долларах, переводятся по курсу 208 долл. США за тройскую унцию. Один золотой франк равен 1.94149 доллара США (1994 г.). Другие валюты переводятся по рыночному обменному курсу по отношению к доллару.

На 31 марта 1994 г. активы БМР составляли около 64,98 млрд. золотых франков. Собственный оплаченный капитал банка 25% выпущенных акций, каждая нарицательной стоимостью 2500 золотых франков) составлял 295,7 млн.золотых франков. Оплаченный капитал и резервы банка в середине 90-х гг. превышали 1,8 млрд. золотых франков.

Основной источник ресурсов БМР - заемные средства 1226 млн. золотых франков в 1994 г.). размещая их в центральных банках, банках-корреспондентах, международных организациях, БМР получает прибыль (чистая прибыль в 1994 г. составила 138 млн. золотых франков).

Институциональная структура валютно-кредитных отношений включает и неформальные международные организации, такие как Парижский и Лондонский клубы.

Деятельность Парижского клуба началась в середине 50-х гг. когда в Париж были приглашены кредиторы Аргентины на переговоры с должниками. Активность Парижского клуба заметно возросла в последние 10-15 лет в связи с необходимостью урегулирования кризиса задолженности развивающихся стран, а в 90-х гг. - проблем внешнего долга бывших социалистических стран (Восточной Европы и СССР).

В Лондонском клубе, который объединяет примерно 600 коммерческих банков, обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым институтам.

ЕБРР - международный финансово-кредитный институт, предназначенный для финансирования экономических реформ в странах Восточной Европы с целью ускорения их перехода к рыночной экономике.

Первоначальный капитал банка определен в размере 10 млрд. экю (более 12 млрд. дол. США), из них оплаченная часть 30%. Остальные 70% - гарантийный капитал, являющийся обеспечением заемных средств.

Учредители банка - страны ЕЭС, страны Восточной Европы, в т.ч. и СССР, а также США, Канада, Япония, Австралия и некоторые международные организации - Европейский инвестиционный банк и Комиссия европейских сообществ.

Наибольшие квоты в капитале банка имеют,

- США - 10%;

- Германия, Франция, Италия, Великобритания - по 8,5%.

Квота СССР была определена в 6%. После распада СССР его квота была разделена между странами СНГ. Квота России составила 4%.

Основные направления деятельности банка:

1) финансирование различного рода программ и проектов, связанных с реформированием экономик стран Восточной Европы;

2) ускорение адаптации этих стран в мировое хозяйство;

3) анализ экономических процессов в странах Восточной Европы и выработка рекомендаций для преодоления узких мест и диспропорций в экономике стран-заемщиков;

4) стимулирование создания частных финансовых институтов;

5) подготовка кадров.

Банк кредитует частные и государственные предприятия. При этом предпочтение отдается частному сектору. На его долю приходится не менее 60% выделяемых ресурсов.

Для помощи реформам в России и других странах СНГ банк намерен создать три фонда:

1) для развития и модернизации сельского хозяйства;

2) для финансирования добычи и переработки нефти;

3) для конверсии военной промышленности.

Разработка и осуществление планов и программ ЕБРР - дело не простое; требует достаточно длительного времени. Кроме того, на их выполнение оказывает влияние сам ход реформ в нашей стране.

8. Российский банк реконструкции и развития

В нашей стране создается новая система инвестиционных финансово-кредитных институтов. Ее центральным звеном станет Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР).

Агентство предназначено для осуществления государственной политики в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества.

По сути дела РАМСИР станет зеркальным отображением институтов, существующих на западе. Разница заключается в том, что там заинтересованы в экспансии капитала, а в России - в его привлечении.

Организационно в РАМСИР войдут следующие институты:

1) Российский банк реконструкции и развития;

2) Агентство финансового проектирования;

3) Агентство по страхованию политических рисков;

4) Тендерный комитет;

5) Инвестиционный комитет;

6) Агентство по международным кредитным линиям.

Один из важнейших институтов в структуре РАМСИРа - РБРР. Это определяется его функциями:

1) финансирование конкретных крупных инвестиционных проектов;

2) реализация на конкурсной основе части межправительственных кредитных линий, предназначенных на инвестиции;

3) эмиссия правительственных ценных бумаг;

4) репатриация по поручению иностранных инвесторов их дивидендов.

РБРР и другие институты в структуре РАМСИРа пока еще не функционируют. На их создание потребуется несколько лет, предположительно 2-3 года. А так как работать надо уже сегодня, то пока РАМСИР будет опираться на уже действующие структуры, в том числе использовать частный бизнес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ