Формирование рыночных отношений, их изменения и трансформация

PAGE \* MERGEFORMAT28

Содержание

Введение 3

1.Необходимость, цель и модель рыночных преобразований в российской экономике 4

2.Основные направления рыночных преобразований в России 12

3.Итоги рыночной реформы и проблемы развития российской экономики на современном этапе 18

Заключение 26

Список литературы 28

Введение

После длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Существовавшая система уже не могла обеспечить экономический рост страны.

Рыночное реформирование в России привело к спаду общественного производства, падению жизненного уровня всего населения при резкой социальной дифференциации в доходах, разрушению социальной сферы - образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения.

Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развитиями, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики.

Объектом исследования является российская экономика.

Предметом исследования является формирование рыночных отношений, их изменения и трансформация.

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рыночной экономики в России, оценка результатов проведенных реформ и их последствий для страны, а также специфики дальнейшего развития экономики России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить необходимость, цель и модель рыночных преобразований в российской экономике;

- рассмотреть основные направления рыночных преобразований в России;

- проанализировать итоги рыночной реформы и проблемы развития российской экономики на современном этапе.

1.Необходимость, цель и модель рыночных преобразований в российской экономике

При анализе возможностей реализации в России условий – перехода к социально ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что и подтверждается опыт России.1

Вместе с тем требуется поддержка сверху, то есть, осознанние органами управления необходимости изменения политики адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух названных форм социальной поддержки является важнейшей предпосылкой дальнейших экономических преобразований. Приемлемость и поддержка реформ гражданами зависят от:

- оценки степени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность;

- признания легитимности и справедливости новых законодательных норм и институциональных структур;

- принятия населением реализуемых принципов распределения, в противном случае создаются предпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности;

- степени доверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам преобразований, а также к мерам по защите населения от возможных негативных последствий.

Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации населения, и поддержки со стороны основной его части. Либерализация экономики привела к существенным изменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. При переходе к рынку дифференциация неизбежна, но если она переходит за определенную грань, то становится фактором социальной дестабилизации.

В нашей стране разрыв в доходах 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения в 2007 г. составил, по официальным данным, 16,2 раза. Между тем в развитых странах этот коэффициент значительно ниже (в Западной Европе – 5-6, в США – около 11 раз).

Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума остается высоким – в 2007 г. 15,7 млн. человек (10,8% ко всему населению). Чрезвычайно высока дифференциация в уровнях оплаты труда между отраслями экономики, разными профессионально-квалификационными и социальными группами. Различия в оплате труда рабочих и администраций достигают не менее 20 раз, отраслевые различия – 10 раз, региональные – 11 раз. При этом почти полностью утрачена зависимость доходов от затраченного труда.2

Однако динамика дифференциации доходов не является единственной характеристикой степени расслоения общества и поддержки реформ со стороны населения. Необходимо оценивать результаты перераспределения собственности, доступ к материальным и финансовым ресурсам общества, уровень социальной активности и возможности самореализации. Эти факторы формируют политический, экономический, образовательный, культурный (доступность социальных благ) потенциал различных групп и определяют особенности социальной стратификации общества.

Средний слой в классическом понимании в настоящее время в России отсутствует. В городах существует прослойка (по различным оценкам, от 9 до 14% населения) которая условно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части она неустойчива, не имеет существенной собственности и в силу слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие.

В ходе реформ оказались выкинутыми за борт те, кто своим трудом, проявлением предпринимательской инициативы пытался «встроиться» в новую систему хозяйствования и сформировать средний класс который должен был стать опорой экономических преобразований.

Эта часть населения, являющегося основным носителем человеческого капитала, перешла в массовый слой бедняков, составляющий по оценкам социологов, 60-65% населения. Не располагая иной собственностью, кроме высокой квалификации, лишенный наиболее важных социальных гарантий, находящийся близко к зоне социального риска, этот массовый слой не может в сложившемся виде быть опорой экономических преобразований в России. Свои главные усилия он направляет на поиск путей выживания.

К низшим группам, составляющим, по оценкам, 9-12% населения относятся социально не защищенные слои населения, находящиеся в зоне риска.

Дно общества – это 7-9% люмпенизированных, десоциализированных граждан страны. Условно можно считать, что в ходе реформ к ним адаптировались и поддерживают их не более 20-23% населения.3

Полностью не адаптировались и останутся аутсайдерами по различным причинам до 25% населения. От степени адаптации населения к новым условиям в значительной мере зависит его оценка хода реформ. В соответствии с исследованиями ИСЭПН РАН 30% респондентов, отнесенных к достаточно адаптированной группе, отмечают позитивные изменения в стране, тогда как среди слабо адаптированных таких людей втрое меньше.

Отчуждение или даже враждебность к преобразованиям становится серьезным препятствием на пути продолжения всех видов реформ в России. Фактически речь идет о глобальном кризисе. При этом следует обратить внимание на три момента, оказывающие существенное влияние на состояние общества.

Во-первых, уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм углубляется и при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко ухудшиться.

Во-вторых, все больше рост общественного недовольства и социально-психологической напряженности происходит на фоне невысокой политической активности.

В-третьих, в стране не представлена или не осознана система интересов многих социальных групп. Практически отсутствуют цивилизованные формы защиты интересов населения, поскольку нет механизма взаимодействия: общество – партия – власть, характерного для развитых стран.

В силу специфики развития России среди большей части населения широко распространена уравнительная интерпретация понятия социальной справедливости. Однако вопрос о справедливом распределении результатов производства в обществе является сложным и неоднозначным, его трактовка зависит от совокупности культурных, нравственных представлений, исторических традиций и других национальных особенностей. В этих условиях должны быть достаточно четко поставлены вопросы о базисе доверия властным структурам и о преодолении отчуждения народа.

На макроуровне речь идет в первую очередь о разработке стратегии, ясной и понятной населению, в которой особо следует выделить положения о возможном распределении ответственности среди различных социальных групп.

Необходима также отработка мер с тем, чтобы социальные субъекты не уклонялись от принятых на себя обязательств по социально-экономическому реформированию. Кроме того, должно быть выработано четкое представление о возможных социальных партнерах в реформируемом обществе, системе их интересов и механизмах согласования последних.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - шоковая терапия. Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики.4

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

Шоковая терапия - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии, Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функционирование экономики.5

Финансовая политика правительства в период шоковой терапии направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить таковые мягкие. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу шоковой терапии, обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Программа шоковой терапии предлагает следующие пакеты мер:

- реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков;

- развитие частного сектора -- приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий;

- пересмотр роли государства:

- макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер - меры по либерализации экономики, связанные с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют большое значение. 6

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства - реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса.

Четвертый пакет мер - макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно проводить лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

2.Основные направления рыночных преобразований в России

За 1990-е годы наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

При преобразовании российской экономики требуется правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Как это ни парадоксально, но наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала, что необходимо быстрее решать созидательные задачи: создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. Но это вовсе не означает возврат к государственному монополизму.7

Одна из первостепенных задач – провести оптимальное сочетание допустимой монополизации и конкуренции в их цивилизованных и эффективных формах.

Важно решить и другую задачу – полностью развить всю систему специализированных рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не были созданы аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли.

Нормальной экономики не может быть без высокоразвитого рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

Назревшие изменения в воспроизводственной структуре российской экономики необходимо было провести по таким направлениям:

1) серьезно изменить соотношение между оборонным и гражданским секторами хозяйства посредством проведения конверсии:

2) ускорить рост наиболее наукоемких производств;

3) повысить удельный вес обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей (выпускать больше не промежуточной, а готовой продукции);

4) быстрее развивать и качественно обновить производство предметов потребления и сферу услуг.

Что в действительности было сделано в российской экономике?

А. В результате распада СССР были разорваны экономические связи, которые объединяли союзные республики в единый народнохозяйственный комплекс. Многие предприятия, снабжавшие своей продукцией весь данный комплекс, остались за пределами России. Это сразу же привело к нарушению хода воспроизводства во многих регионах страны и к приостановке производства на большом количестве предприятий.

Б. Начало экономических преобразований было ознаменовано «обвальным» разрушением оборонно-промышленного комплекса. В 1992 г. расходы на государственную закупку вооружений были сокращены в 8 раз. Объем производства оборонной продукции уменьшился в 1992 г. на 42% и в 1993 г. – на 29%. Вице-президент США А. Гор в декабре 1993 г. сопоставил эти данные: Россия за год потеряла столько, сколько США за 5 лет.8

Разрушение оборонного потенциала России началось задолго до разработки и принятия новой военной доктрины, которая была призвана определить достаточную обороноспособность страны (в частности, виды и размеры производства боевой техники и т. п.). Не была разработана и программа конверсии.

В. С самого начала хозяйственных перемен государство не разработало и не проводило созидательную политику, направленную на прогрессивную перестройку структуры национального хозяйства. Об этом свидетельствует следующий факт.

При этом делалась ставка на то, что якобы рынок сам произведет необходимые структурные перемены в народном хозяйстве. Когда же в стране появился слабый, неразвитый рынок, то мелкие предприятия стали предъявлять спрос на давно устаревшее оборудование образца 1960-х гг. (универсальные станки с ручным управлением, бытовые настольные станки и т. п.). Из-за отсутствия рыночного спроса наша страна почти перестала производить вычислительные и управляющие комплексы, другую продукцию наукоемких производств.

Г. Сейчас в России продолжается ставший традиционным процесс «утяжеления» производства за счет более быстрого развития добывающих отраслей промышленности. Россия в еще большей мере стала поставщиком топлива и сырья на мировой рынок.

Д. С 1992 г. в нашей стране усилился упадок II подразделения, выпускающего отечественные товары широкого потребления. Показательно, что в 2002 г. по сравнению с уровнем 1990 г. легкая промышленность уменьшила выпуск продукции в 6 раз, пищевая – в 1,5 раза. Таким образом, за 1990-е гг. состояние воспроизводственной структуры макроэкономики не только не нормализовалось, но еще более ухудшилось. Этот обострившийся структурный кризис явился частью общего экономического кризиса9.

В современных условиях инфляционное обесценение денег в каждой стране определяется по отношению к двум величинам:

1) к установившемуся в предыдущем периоде уровню цен товаров;

2) к курсу иностранных валют.

В первом случае инфляция выражается в повышении цен товаров. Наглядное представление об этом дает табл. 2.

Таблица 2

Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России (руб. за кг, на конец года)

Продовольственные товары

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Говядина (кроме бескостного мяса)

2,3

222

15787

Колбаса вареная

2,8

271

26767

Молоко цельное, за литр

0,3

22

3627

Сахар-песок

0,9

136

4326

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

0,4

43

5686

Картофель

0,4

36

1871

Яблоки

1,6

106

6985

Во втором случае инфляция выражается в том, что обменный курс национальной валюты возрастает по отношению к более устойчивым валютам других стран.

В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий ее проведения. В чем заключались эти нарушения?

Во-первых, приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно-экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось.

Во-вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформ такие требования часто нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны.

В-третьих, сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учетом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится, поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (она часто продавалась по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры.

Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача покончить с господством государственной собственности.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. 10

В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации:

1) повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

2) формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников;

3) привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

4) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников.

Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся на арене; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости.

Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства.

Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. достигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали главным образом следующие условия:

1) либерализация цен (по существу ценовой беспредел) и высокая инфляция;

2) монополизация рынка;

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и т. д.) на мировом рынке по более высоким ценам;

4) закупка за границей многих видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродажа их в России по высоким ценам.

3.Итоги рыночной реформы и проблемы развития российской экономики на современном этапе

В очередном годовом докладе Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации, подводя итоги своей деятельности за 1997 г., отмечала следующие позитивные результаты в макроэкономической ситуации страны: инфляция подавлена до пределов, не ставящих непреодолимых барьеров на пути эффективных инвестиций. Повысилась устойчивость курса рубля, его динамика подвластна экономическому регулированию и стала предсказуемой. Астрономически высокую доходность государственных ценных бумаг, характерную для середины 1996 г., удалось снизить до относительно приемлемого уровня, и банки все острее оказываются перед необходимостью вкладывать средства в акции предприятий и в инвестиционные проекты. 1997 год – первый год, когда не наблюдалось снижения валового внутреннего продукта. При некотором уменьшении численности занятых в народном хозяйстве это означает появление новых признаков роста производительности труда. Реальные доходы населения увеличились. Расширились продажа товаров населению и предоставление платных услуг. Удалось достичь определенной стабильности выплаты пенсий и частично решить проблему расплаты с долгами по денежному довольствию Министерству обороны РФ и Министерству внутренних дел РФ.11

Однако в целом результаты, достигнутые в области макроэкономической политики и производства, были еще весьма слабы и незначительны, чтобы бизнес и население могли их в достаточной мере ощутить. Рост промышленного производства трудно было пока считать устойчивым и надежным. Продолжался спад, хоть и меньшими темпами, инвестиций в основной капитал. Бизнес по-прежнему угнетался высокими налогами, что продолжается и по сей день. Обострилась проблема неплатежей и финансовый кризис предприятий, парализующий их возможности налаживать и развивать производство. Сохранялась и усиливалась социальная напряженность, связанная с невыплатами заработной платы и трансфертов населению. Производственные фонды предприятий изнашивались, теряли дееспособность.

Вот динамика некоторых показателей уровня жизни в стране, представленных Федеральной службой государственной статистики:

Рисунок 1 – Динамика ВВП РФ с 1995 по 2011 гг.

Как видно из графика, в 90-е гг. наблюдалось падение уровня ВВП: в 1995 г. - 22908,3 млрд. руб., в 1996 - 22081,8 млрд. руб. В 1997 г. был небольшой подъем - 22386,8 млрд. руб, но в 1998 г. снова имело место уменьшение ВВП - 21190,2 млрд. руб.

Рисунок 2 – Динамика уровня бедности, реальных доходов, средних пенсий в РФ с 1996 по 2011 гг.

Исследуя данный график, можно отметить, что уровень бедности в конце 90-х гг. резко возрос, а реальные доходы и средний уровень пенсий в этот период имели очень маленькие значения.

Рисунок 3 – Динамика средней продолжительности жизни в РФ с 1990 по 2009 гг.

Из данного графика видно, что уровень средней продолжительности жизни с 1990 г. по 1994 г. резко снизился, затем наблюдался рост данного

показателя вплоть до 1998 г. Но следует заметить, что даже сейчас средняя продолжительность жизни не вышла на дореформенный уровень.

Рисунок 4 – Динамика численности населения РФ с 1991 по 2009 гг.

Как показывает данный график, численность населения РФ с середины 90-х гг. начала сокращаться.

Рисунок 5 – Динамика показателей соотношения денежных доходов населения и величины прожиточного минимума и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 1992 по 1999 гг.

Изучая график, следует отметить, что доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 1997 г. пошла на повышение.

Рисунок 6 – Динамика коэффициента Джини в РФ с 1995 по 2011 гг.

Источник: [18]

Коэффициент Джини – статистический показатель неравенства [14;319]. Чем он больше, тем выше социальное расслоение общества. Как видно из графика, этот показатель в 90-е гг. только увеличивался.

Из представленных данных видно, что в годы реформ наблюдалась отрицательная динамика едва ли не всех важнейших показателей, отражающих уровень жизни населения в стране.12

Недостаточные сдвиги в производстве были связаны не только с тем, что хозяйству необходим был определенный «инкубационный период», чтобы приспособиться к безинфляционным условиям и перейти к экономическому росту. По опыту разных стран этот период занимает год-полтора. И вполне возможно, что в относительно скором времени увеличение производства приобрело бы более устойчивый и заметный характер. Но если рассчитывать не просто на вялотекущий, а на интенсивный рост, то нужны были более радикальные меры.

Среди мер, направленных на улучшение экономического положения страны, особое значение приобрело преодоление бюджетного кризиса. Однако этого недостаточно. Сокращение налогового бремени выдвигается в ранг первейшей задачи экономической политики. Требуется радикальная налоговая реформа, принципиально упрощающая систему налогообложения и уменьшающая непомерно высокие налоговые ставки. Центральной проблемой преодоления бюджетного кризиса является сокращение расходов государственного бюджета. Но вместе с тем общепризнанно, что резервов для дальнейшего прямого «урезания» отдельных статей бюджетных расходов практически не осталось. Путь принципиального сокращения государственных расходов состоит в комплексном реформировании, реструктурировании всей бюджетной сферы и связанных с нею отраслей с тем, чтобы реально сократить ее потребность в средствах без ущерба для выполнения ее функций по обслуживанию нужд общества.

Реформирование бюджетной сферы предполагает:

  • военную реформу – сокращение армии и расходов на оборону, лучшее техническое обеспечение ограниченного, но достаточно хорошо обученного контингента войск, переводимых на профессиональную основу;
  • жилищно-коммунальную реформу;
  • реформу социальной сферы (пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения), предполагающую более активное развитие негосударственной системы предоставления социальных услуг в сочетании с адресной поддержкой малоимущих;
  • аграрную реформу, направленную на решение проблемы частной собственности на землю и залога земли.

Следующей доминантой современного этапа реформ ставится реформирование естественных монополий.

Сохраняется острая потребность дальнейшего последовательного развития правовой и судебной реформ.

Реализация роли государства в рыночной экономике и успех осуществления реформ определяются в существенной мере уровнем квалификации и организации деятельности государственного аппарата. Послереформенный период характеризовался неоправданным «раздуванием» этого аппарата. С 1992 по 1995 гг. его численность увеличилась почти на одну треть и превысила 2 млн. чел. 13

Важно, что осуществление крайне сложного нового этапа реформ стало центральным направлением практической деятельности государства. Основы программы этой деятельности четко изложены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Правительство РФ считает основными проблемами, требующими особого внимания:

  • снижение налогов (в том числе за счет принятия и введения с 1.01.99 Налогового кодекса);
  • сокращение неплатежей, упорядочение и экономию государственных расходов;
  • обеспечение своевременной выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных организаций;
  • погашение задолженности государства перед ВПК;
  • поддержка инвестиций и структурной перестройки производства;
  • снижение тарифов на железнодорожные перевозки и отпускаемую промышленным предприятиям электроэнергию;
  • проведение земельной реформы;
  • создание условий для адресной социальной защиты;
  • обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей;
  • приведение трудового законодательства в соответствие с реалиями рыночной экономики;
  • усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики [6].

По мнению Алексея Кудрина, бывшего министра финансов России, перед нашей страной сейчас, в 2012 г., стоят следующие, кроме некоторых уже перечисленных, экономические проблемы: отток капитала из РФ, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточная инновационная активность российских компаний и др.

Он считает, что главной целью нынешнего правительства является «институциональная достройка экономики до лучших образцов и реализация возможностей такой экономики в интересах каждого гражданина России».

Кудрин предлагает поставить следующие задачи для выполнения:

  • завершить становление основ политики, обеспечивающих макроэкономическую стабильность и долгосрочную прогнозируемость условий бизнеса;
  • провести реформу государственного управления;
  • провести децентрализацию экономической политики;
  • добиться роста инвестиций, способного обеспечить модернизацию;
  • сократить избыточное присутствие государства в экономике и защитить частную собственность;
  • существенно укрепить и расширить производственную и жилищно-коммунальную инфраструктуру;
  • снять административные барьеры на пути товаров и капитала;
  • развитие человеческого капитала;
  • модернизация рынка труда;
  • совершенствование системы социальной защиты

Заключение

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Переходная экономика – это экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.

Характерные черты переходной экономики:

  • изменчивость, нестабильность, носящие безвозвратный характер;
  • существование особых переходных экономических форм;
  • особый характер противоречий;
  • историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран.

Роль государственного регулирования в переходной экономике более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Целями проводимых рыночных реформ в РФ являлись: экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности.

Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: была проведена либерализация цен, обменного курса и торговли. В соответствии с бюджетной программой введены новые налоги и сокращена расходная часть бюджета. ЦБ начал осуществлять жесткую кредитную политику.

Однако в целом результаты, достигнутые в области макроэкономической политики и производства, были весьма слабы и незначительны, чтобы бизнес и население могли их в достаточной мере ощутить. Рост промышленного производства трудно было считать устойчивым и надежным. Продолжался спад, хоть и меньшими темпами, инвестиций в основной капитал. Бизнес по-прежнему угнетался высокими налогами. Производственные фонды предприятий изнашивались, теряли дееспособность.

Для устранения последствий рыночных реформ в России предлагаются следующие меры:

  • снижение налогов;
  • поддержка инвестиций и структурной перестройки производства;
  • усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики;
  • проведение реформы государственного управления;
  • проведение децентрализации экономической политики;
  • достижение роста инвестиций, способного обеспечить модернизацию;
  • существенное укрепление и расширение производственной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • развитие человеческого капитала;
  • сокращение избыточного присутствия государства в экономике и защита частной собственности.

Список литературы

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М.: Юрайт. – 2011 г. – 411 с.
  2. Гелб А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Луч, 2011. – 436 с.
  3. Кудрин А.Л. Чего мы ждем от нового правительства // Экономическая политика. – 2012. – №2. – С. 14 – 23.
  4. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.-Киров: АСА, 2011.-485с.
  5. Липсиц И. В. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2012. – 693 с.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 706 с.
  7. Наймушин В. Рыночные реформы в России: можно ли разорвать замкнутый круг истории? // Российский экономический журнал. – 2012. - №10. – С. 5-9.
  8. Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М, 2012. — 495 с
  10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2012. – 672 с.
  11. Тикин В.С. О предмете теории переходной экономики // Проблемы современной экономики. – 2011. - №2. – С. 16 – 23.
  12. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Наука, 2012.-380 с.
  13. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2012.-816с
  14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, – М.: ИНФРА-М,2011.-714с.

1 Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.

2 Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.

3 Наймушин В. Рыночные реформы в России: можно ли разорвать замкнутый круг истории? // Российский экономический журнал. – 2012. - №10. – С. 5-9.

4 Наймушин В. Рыночные реформы в России: можно ли разорвать замкнутый круг истории? // Российский экономический журнал. – 2012. - №10. – С. 5-9.

5 Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Наука, 2012.-380 с.

6 Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Наука, 2012.-380 с.

7 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2012. – 672 с.

8 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2012. – 672 с.

9 Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Наука, 2012.-380 с.

10 Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Наука, 2012.-380 с.

11 Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.

12 Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.

13 Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Экономика и жизнь. – 2012. - № 11. – С. 6 – 11.

Формирование рыночных отношений, их изменения и трансформация