Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

PAGE \* MERGEFORMAT27

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника

1.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников…………………………………………………………………….5

1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок……………….12

Глава 2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам……………………………………………………………………………18

2.1 Эмоциональное погружение детей в сказку………………………...18

2.2. Использование сказки в воспитательной работе с детьми………...21

Заключение………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………..26

Введение

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом [1].

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Объект - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Целью  работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи.

  1. Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников;
  2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;
  3. Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;
  4. Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.

Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника

  1. Нравственно-этические достоинства сказки

в воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка [5].

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [15].

Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими.

Необходимо научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,  сегодня многие растеряли.

В народных сказках отражены «уникальные  традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное  время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где  сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому  пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу  себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только  глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку  ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе  добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно  закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и  смелости, мужеству, умению устанавливать контакты [3].

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка.  Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость,  решительность, мы должны опираться на много вековой опыт  предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях.  Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от  реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние  проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать  последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или  погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на  раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с  каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные  методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и  сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему  хорошей опорой в жизни.

Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное  прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что  перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек - Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и  раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на  более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети,  слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь  им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при  первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров  персонажей.

Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на  деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием,  которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности.  Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не  препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется  разобраться в этом. Надо пояснить этот момент.

Сказка как средство  эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в  процесс игры. Для малыша является главным развитие сюжета,  ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её  характер. Возможно, в этом случае сказку надо будет  прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты,  научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный  характер [6].

Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев:  умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не  возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать  ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство  должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или  уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы  добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто  определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства.  Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по  обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша.

Видимо, с этой же точки зрения не следует ограждать ребенка и от  пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать,  что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная  форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу  отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная  победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена  стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и  мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя  малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне:  он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для  этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности  поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками.  Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро  ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные  критерии.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.

Сказка имеет очень большую роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера.

Например, сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых – адекватное восприятие реальности, во – вторых – представление о враге и безопасности, в – третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственного преимущества и слабые стороны противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине) [1].

А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых – создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера [7].

Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дужными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными – зависит только от нас - родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.

Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Не забудьте после прочтения сказки, провести небольшую беседу с ребенком. Во время, которой вы сможете раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах. От выбора сказок для прочтения, зависит, какие нравственные чувства вы сможете сформировать ребенку.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость).

Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники [9].

Все эти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей), ведь сказка - клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.

1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в  них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.

Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений, которые испытывают её герои.

Эмоции  способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи  произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как  высокохудожественное произведение для детей, соответствующее  психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми  языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное.

Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для  маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для  взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка [1].

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется  внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро  гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор,  заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним  картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и,  главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими  детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к  книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить  этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так  легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством,  всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир,  активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир  кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в  сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и  фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют  задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство  их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что  выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненного выбора человека.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра [11].

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки - «перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а  что такое «плохо» [12].

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко  чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление  различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству [13].

Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о  окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа.

Глава 2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

2.1 Эмоциональное погружение детей в сказку

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все  труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй,  один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать  им возможность понять друг друга. Цель педагогов - дать  ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не  сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие  сказок. Сделать так что бы сказка - была средством эмоционального погружения  ребенка в новую область знания.

Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, педагоги, дают общее ведение того нового знания, которым  будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми  друзьями- сказочными героями. Необходимо использовать следующие задачи:

- Использовать сказочную форму

- для интеграции личности ребенка;

- для психоречевого развития;

- для совершенствования вербального языка;

- для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;

- для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;

- для развития креативного мышления, фантазии, воображения

эмпатии ребенка;

- для расширения сознания и совершенствования взаимодействия

с окружающим миром;

- для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики,

как базы для развития речи, интеллекта;

- для развития творческих способностей ребенка.

 Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа  сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения [8].

Важно не читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали.

По отношению ребенка к рассказываемому можно определить  те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный  момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны быть предварительно отработаны. Работая с куклами, звуки речи  должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её  движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации.  Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа [1].

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к  решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, само регуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояния другого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего используются манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик), проговаривание волшебных заклинаний.

Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире.

2.2. Использование сказки в воспитательной работе с детьми

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей  дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то  есть обладают познавательными значениями. Нужно  пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный  идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после  прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в  них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство  выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким  представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее [10].

Таким  образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на « театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным  стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых  художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное  воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и  разнообразнее их рисунки.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что  есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те,  кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с  удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать  сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно  придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов,  логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому.

Из  достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель  может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным,  близким его педагогическому опыту. Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в  ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок.  Знакомство со сказками можно завершить и по–иному - «изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские  рисунки к ним.

В работе по ознакомлению со сказкой, нужно вовлечь и родителей.  Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации.  Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы  общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный  эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие,  эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к  творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,  индивидуальных образов [9].

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими  темами систематически, еженедельно родителям необходимо предоставлять рекомендации по  проработке, по прочтению конкретной сказки.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- ролевые игры. Сказка и игра - самый верный и короткий путь к детскому разуму  и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку  определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.  

Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего  характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где  импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно.

Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка.

Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка [14].

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.

Проблема нашего педагогического исследования состоит в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.

Заключение

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [13].

Список литературы

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. – 2-е издание, перераб. – СПб., 2010
  2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. – М., 2012
  3. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. – М., 2012
  4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 2012
  5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 2012
  6. Белобрыкина, О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2011.
  7. Божович Л. И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011
  8. Бородич А. М. Методика развития речи детей - М., 2012
  9. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л. Д. Костелова – М., 2012
  10. Васильева, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З. П. Васильева. - М., 2012
  11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2012
  12. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М., 2010
  13. Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. – М., 2012
  14. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. – М., 2011
  15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 2011
  16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. 2011
  17. Немов Р.С. Психология: В 3х кн.– 3еизд. – М., 2011
  18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 2012
  19. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет / М.. 2010
  20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 2011
  21. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2010. - № 6. С. 19–43.

Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам