Учет доходов и финансовых результатов в гостиничных предприятиях

Тема 11. Учет доходов и финансовых результатов в гостиничных предприятиях

План лекции:

1.Учет доходов от проживания клиентов.

2.Учет доходов от оказания дополнительных услуг.

3.Прочие доходы гостиниц.

4. Учет финансовых результатов в гостинице.

 

1.  При отражении доходов от реализации услуг по проживанию в бухгалтерском учете, организации, оказывающие гостиничные услуги, руководствуются - МСФО 18 «Выручка».

Согласно данному стандарту под доходами организации в бухгалтерском учете понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Исходя из этого, применительно к гостиничным организациям, выручка от реализации услуг по проживанию, является для них доходом от обычных видов деятельности.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, и определяется исходя из цены, установленной договором между организацией, оказывающей гостиничные услуги и потребителем.

Признание выручки в бухгалтерском учете гостиницы производится при одновременном выполнении всех условий:

•   гостиничная организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из договора, заключенного с потребителем гостиничной услуги;

•   сумма выручка определена;

•   имеется уверенность в том, что в результате договора, заключенного с потребителем услуги, у организации произойдет увеличение экономических выгод;

•   услуга по проживанию оказана постояльцу;

•   расходы, связанные с оказанием услуг по проживанию могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете гостиницы признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Основанием для отражения в учете выручки от реализации гостиничных услуг является договор на предоставление гостиничных услуг, который заключается при заселении гостя в номер гостиницы.

Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя.

При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать:

•          наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

•          фамилию, имя, отчество потребителя;

•          сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

•          цену номера (места в номере);

•          другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

На основании заключенного договора эти данные вносятся в соответствующие регистры (карточки) учета расчетов с клиентами, которые могут вестись как вручную, так и автоматизированным способом. Затем, в зависимости от выбранного гостиницей варианта определения момента фактического оказания услуги, стоимость проживания за 1 день или за весь срок включается в выручку гостиницы.

Количественным показателем величины гостиничных услуг, является календарный день проживания в гостинице. Момент признания выручки в бухгалтерском учете от услуги по проживанию, зависит от закрепленного в учетной политике для целей бухгалтерского учета, момента признания услуги по проживанию, оказанной. Гостиничные организации могут закрепить в учетной политике вариант, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно или в момент выезда гостя из гостиницы.

Если учетной политикой предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно, то и отражение выручки в бухгалтерском учете должно производится ежедневно. В том случае, если услуга считается оказанной в момент выезда гостя из гостиницы, то отражение выручки от оказания услуги производится, соответственно в момент выезда постояльца.

Уже отмечалось, что особенностью оказания гостиничных услуг, является отсутствие незавершенного производства. Поэтому бухгалтеру гостиницы следует для обеспечения достоверности учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказанию услуг на отчетную дату, так как использование второго варианта обязательно приведет к «незавершенке».

Исходя из этого, гостиничные организации, как правило, выручку от оказания услуг в учете отражают ежедневно.

При использовании ежедневного учета выручки, бухгалтеры часто затрудняются с отражением ее в учете, если, например, срок проживания клиента попадает на два отчетных периода и при заселении в номер, постоялец оплатил проживание заранее.

Пример:

Клиент проживает в гостинице в период с 24 марта по 17 апреля. При заселении постоялец уплатил всю сумму за проживание сразу. Учетной политикой гостиницы предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно.

Тогда в учете гостиницы стоимость проживания за период с 24 марта по 31 марта будет признана выручкой за март, а стоимость проживания за период с 1 апреля по 17 апреля на дату составления бухгалтерской отчетности (1 апреля) будет считаться авансовым платежом.

Если учетной политикой предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной в момент выезда, то вся предварительно уплаченная клиентом сумма на дату составления бухгалтерской отчетности будет считаться авансом и в качестве выручки будет отражена в бухгалтерском учете только 17 апреля.

Пример:

Согласно отчету администратора гостиницы «Турист» 10 января 20___года в кассу гостиницы поступило авансом 35 400 тг. За эти сутки стоимость занятых гостиничных мест, оплаченных за наличный расчет, составила 29 500 тг.

Кроме того, на текущий банковский счет гостиницы 10 января 20__ года поступило в качестве аванса 11 800 тг, в тг. Стоимость занятых гостиничных номеров 10 января, оплаченных по безналичному расчету, составила 9 440 тг.

Учетной политикой гостиницы предусмотрено, что выручка определяется за каждый прожитый день.

Типовым планом счетов бухгалтерского предусмотрено использование следующих субсчетов:

1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» субсчет 1211 «Оплата за проживание»;

3510 «Краткосрочные авансы полученные».

На основании этих данных бухгалтер организации сделает следующие проводки:

 Затраты, непосредственно связанные с услугами гостиничного хозяйства, ведутся на счете 8110 «Основное производство», при этом используется отдельный субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг». Если гостиницы имеют в своей структуре производственные подразделения, оказывающие услуги (выполняющие работы) по различным видам деятельности гостиницы (например, гостиница имеет собственную котельную), то затраты по содержанию такого подразделения целесообразно учитывать на счете 8310 «Вспомогательное производство». В конце каждого отчетного периода (месяца) данные затраты должны распределяться между видами деятельности по выбранному самой гостиницей (и закрепленному в учетной политике) способу. Для таких целей можно, например, использовать такой показатель - как величина выручки от оказания услуг.

Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг. Данное списание отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»

Кредит счета 8010 «Основное производство»

 

2.  Выручка гостиниц от оказания дополнительных услуг своим постояльцам занимает достаточно весомое место в составе доходов любого отеля.

Гостиница обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация в обязательном порядке включает в себя, в том числе, перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату. Эта плата утверждается приказом руководителя и отражается в общем прейскуранте гостиницы.

Бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых за отдельную плату, требует от бухгалтера гостиницы дополнительных трудозатрат по организации учета и своевременного поступления информации от служб, непосредственно оказывающих дополнительные услуги.

Дополнительные услуги гостиницы подразделяются на две категории:

1)   услуги, оказываемые непосредственно самой гостиницей (то есть собственными силами);

2)   услуги, оказываемые силами сторонних организаций.

Рассмотрим порядок учета и налогообложения в обоих случаях.

Дополнительные услуги, оказываемые собственными силами гостиницы

В бухгалтерском учете дополнительные услуги признаются доходом от обычных видов деятельности, то есть выручкой от оказания дополнительных услуг. Они учитываются на счете “Доходы от реализации продукции и оказания услуг». Как мы уже отмечали, при наличии достаточно большого количества дополнительных услуг гостинице необходимо организовать на счетах бухгалтерского учета глубокую аналитику либо ввести дополнительные субсчета по каждому виду оказываемых услуг. Нормативные документы не содержат прямого требования о ведении раздельного учета по видам доходов.

Наиболее востребованной гостями дополнительной услугой можно считать услугу по бронированию номеров.

Гостиница вправе заключать договор на бронирование мест путем составления документа, который должен быть подписан двумя сторонами и принят в виде заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.

Как показывает практика, в основном гостиницы работают по письменным заявкам, которые направляются посредством факсов, электронной системы бронирования или электронной почты. Плата за бронирование устанавливается внутренним распоряжением директора гостиницы и, как правило, составляет не более 25% от стоимости бронируемого номера или места.

В бухгалтерском и налоговом учете доход от бронирования признается независимо от факта оплаты стоимости бронирования. Стоимость бронирования указывается в счете так же, как и услуга по проживанию. Основанием для начисления выручки от услуги по бронированию является факт заезда гостя в ранее забронированный им номер. Однако здесь есть свои особенности.

Так, например, при наличии ранее сделанной брони гость может отказаться оплатить услугу гостиницы по бронированию и при этом разместиться в номере. В этом случае при правильно оформленных первичных документах у гостиницы не будет оснований для начисления выручки в бухгалтерском учете и расчета налоговых обязательств.

Дело в том, что бронирование номеров осуществляется как по заявкам от физических лиц, размещающихся от своего имени по стоимости "от стойки", так и по заявкам от организаций. При этом в заявках от организаций в обязательном порядке указывается, что оплата бронирования и проживания гарантируется. В результате указанная заявка может выступать одновременно и договором на оказание услуг по проживанию и гарантийным письмом на оплату.

В случае если гостем - физическим лицом ранее была сделана заявка на бронирование, однако при размещении гость отказался оплатить стоимость брони, то согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в случае отказа потребителя оплатить бронь его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди. Например, гость забронировал по письменной заявке номер "люкс" на три дня. При заезде гость уточнил у службы размещения о наличии свободных номеров категории "люкс" без указания на то, что им ранее была сделана заявка. По данным службы размещения на момент заезда гостя в наличии было два номера данной категории. В результате гость был размещен в нужный ему номер. Оплатить услугу по бронированию гость отказался, ссылаясь на то, что размещение было произведено в порядке общей очереди, и фактически услуга по бронированию ему не была оказана.

Среди клиентов гостиниц все большей популярностью пользуются оздоровительные центры, наличие которых для гостиниц высокой категории является обязательным условием в соответствии с минимальными требованиями к средствам размещения, установленными Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Однако и гостиницы попроще стараются развивать это направление. В любом случае с появлением оздоровительного центра у гостиницы появляется дополнительный доход, а у ее бухгалтера -дополнительная работа по обработке и анализу первичной документации.

Рассмотрим несколько вариантов функционирования оздоровительного центра и расчетов за его услуги.

Перечень предоставляемых оздоровительным центром услуг может быть самым разнообразным в зависимости от уровня гостиницы, требований гостей и фантазии управляющего гостиницей. Однако, как правило, он включает в себя следующие виды услуг:

-    бассейн;

-    джакузи;

-    сауна и иные бани;

-    солярий;

-    тренажерный зал;

-    индивидуальные и групповые занятия с инструктором;

-    массаж и т.д.

Начнем с организации предоставления услуг оздоровительного центра. Гостиница может оказывать услуги оздоровительного центра только гостям, непосредственно в ней проживающим, или предоставляет возможность посещать оздоровительный центр всем желающим.

Посещение оздоровительного центра только проживающими в гостинице означает, что факт оказания услуги и факт оплаты будут происходить единовременно. Например, гость поселился в гостинице. Вечером посетил бассейн. Допустим, стоимость разового посещения бассейна составляет 500 тенге. Гость расплатился наличными. В бухгалтерском учете при сдаче наличных денежных средств в кассу гостиницы на основании отчета кассира-операциониста допустимо отразить выручку:

Дебет счета 1010 "Денежные средства в кассе"

Кредит счета "Доход от реализации продукции и оказанию услуг».

В то же время, если гость расплатится не сразу, а только при выезде из гостиницы, то на суммы, "закрытые" на номер гостя, следует сделать проводку :

Дебет счета 1210 "Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

Кредит счета "Доход от реализации продукции и оказанию услуг».

В случае когда услуги химчистки и прачечной, услуги связи, Интернета, телевидения, услуги по предоставлению автотранспорта и другие оказываются силами сторонних организаций, гостиница выступает в качестве поверенного, комиссионера или агента в зависимости от характера заключенных с этими организациями договоров.

Согласно договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Поэтому доверитель должен выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Если сделка с третьим лицом совершается агентом от своего имени и за счет принципала, то приобретает права и становится обязанным агент. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

К агентскому договору применяются правила комиссии или поручения. Размер комиссионного (агентского) вознаграждения определяется либо в самом договоре, либо в приложениях к нему. При этом размер вознаграждения должен быть установлен либо в процентах к какой-то величине, либо определен в твердой сумме. Как правило, устанавливается определенный процент от всего объема дохода, полученного комитентом (принципалом, доверителем).

Обычно обязанности гостиницы сводятся к заключению со своими гостями договоров в интересах организаций, оказывающих дополнительные услуги проживающим. Иначе это может называться расширением клиентской базы доверителя (комитента или принципала). Также гостиница обязуется осуществлять сбор платежей за услуги, оказываемые гостям доверителем (комитентом, принципалом).

Таким образом, указанную разницу либо необходимо каждый раз делить с доверителем (комитентом, принципалом), либо, если эта разница учитывается в полном объеме в составе доходов гостиницы, по условиям договора она может являться частью вознаграждения гостиницы. В бухгалтерском учете гостиницы расчеты по посредническому договору могут выглядеть следующим образом :

Корреспонденция счетов по реализации услуг связи в рамках посреднического договора

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражена задолженность гостя за услуги связи

1210

6280

Акт сверки расчетов с оператором связи. Данные оборудования, отслеживающего переговоры

Отражено поступление от гостя денежных средств за услуги связи

1010

1210

Отчет кассира-операциониста, приходный кассовый ордер

Если гостиница при исполнении поручения по посредническому договору выступает от своего имени, то счет-фактура выставляется гостиницей в двух экземплярах от своего имени. Номер указанному счету-фактуре присваивается гостиницей в соответствии с хронологией выставляемых ею счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю услуг, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж гостиницы. Комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на имя гостиницы с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов-фактур. В книге покупок гостиницы этот счет-фактура не регистрируется.

Показатели счета-фактуры, выставленного гостиницей покупателю услуг, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) гостинице и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).

В книге продаж гостиницы регистрируются счета-фактуры, выставленные доверителю (принципалу или комитенту) на сумму вознаграждения гостиницы.

3. Хозяйственная деятельность отеля уровня четырех-пяти звезд, как и любого современного крупного предприятия, многогранна и неоднородна, поэтому и в бухгалтерской отчетности гостиницы находят свое отражение большинство видов прочих доходов . Однако более обстоятельно хотелось бы остановиться только на некоторых из них.

Штрафы, пени

На практике гостиницы, заключая договоры на гостиничное обслуживание с организациями, предусматривают взимание штрафных санкций в случае незаезда гостей (или за простой номера) в течение определенного времени.

Как правило, договоры в части штрафных санкций содержат следующие условия: "В случае несоблюдения Заказчиком сроков предоставления Гостинице сведений об изменении численности гостей, количества номеров и сроков проживания, взимается штраф в размере 100% стоимости первых суток проживания каждого не прибывшего гостя".

Отметим, что гостиница имеет право на выставление организациям-нарушителям штрафных санкций только в случае, если эта организация вовремя не уведомила гостиницу о незаезде гостей. Сроки и порядок представления уведомлений об изменении численности клиентов также должны быть оговорены в условиях договора, иначе гостиница не сможет доказать, что уведомление о незаезде в сутки приезда является нарушением условий договора.

И, наконец, о физических лицах, проживающих в гостинице от своего имени по стоимости прейскуранта "от стойки". Они так же как и организации, могут быть подвергнуты штрафным санкциям. В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. Необходимо иметь в виду, что потребитель должен быть заранее предупрежден о том, что гостиница вправе взыскать штрафные санкции за нарушение сроков заезда.

В бухгалтерском учете операции по начислению и уплате штрафных санкций отражаются такими проводками:

Корреспонденция счетов по начислению и уплате штрафных санкций

Содержание проводки

Дебет

Креди т

Первичный документ

Начислены штрафные санкции за нарушение сроков заезда

1280

6280

Счет на оплату штрафных санкций, документ о признании покупателем штрафной санкции

Получены штрафные санкции от покупателя услуг

1010

1280

Платежное поручение

Пример:

Туристическая фирма "Путешествие" заключила с гостиницей "Радуга" договор, согласно условиям которого гостиница предоставит турфирме скидку в размере 25% от стоимости гостиничных услуг при условии, что объем выбранных услуг за месяц составит не менее 100 000 тг.

В течение месяца турфирма поставляла гостинице группы туристов и осуществляла расчеты за их проживание, питание и дополнительные услуги. По нескольким группам гостиница выставила турфирме штрафные санкции за незаезд (опоздание) на общую сумму 20 000 тг. С учетом последней суммы общий объем поступлений от турфирмы составил 130 000 тг. Может ли гостиница при условии, указанном в договоре, предоставить контрагенту скидку?

Согласно условиям договора скидка может быть предоставлена только со стоимости гостиничных услуг. Стоимость гостиничных услуг составила только 110 000 тг., а 20 000 тг. составили штрафные санкции, которые не являются услугой гостиницы.

Поступления в возмещение причиненных гостинице убытков. Еще одной разновидностью штрафных санкций, выставляемых гостиницами в ходе осуществления своей деятельности, являются штрафы за порчу имущества. По-другому их называют поступлениями в возмещение причиненных гостинице убытков.

В бухгалтерском учете гостиницы суммы полученного возмещения за причиненный ущерб признаются прочими доходами и отражаются по кредиту счета 6280 «Прочие доходы». Так же, как и штрафные санкции за незаезд, поступления за возмещение убытков признаются в бухгалтерском учете по мере признания должником или когда судом вынесено решение об их взыскании.

На практике в большинстве случаев возмещение ущерба за порчу имущества поступает в кассу гостиницы либо оплачивается сразу, поскольку расчеты осуществляются непосредственно с проживающими. Поэтому, как правило, гостинице не приходится долго ждать признания должником своей вины. В то же время не исключены ситуации, при которых гостиница обязана признать в бухгалтерском учете задолженность за проживающим при отсутствии факта оплаты с его стороны.

Основанием для начисления штрафных санкций на счетах бухгалтерского учета может быть акт, составленный в момент совершения порчи имущества. Акт о порче имущества составляется в произвольной форме, поскольку такой формы нет среди унифицированных форм первичных документов. Акт о порче имущества должен, как минимум, содержать: наименование документа, дату, наименование гостиницы, что испорчено, количество и стоимость, а также подписи сотрудника гостиницы, выписывавшего акт, и проживающего.

Таким образом, если акт о порче имущества составлен 30 мая и содержит подпись проживающего, а оплату он произвел при выезде из гостиницы 2 июня, то в бухгалтерском учете гостиницы основания для начисления прочего дохода появились уже в мае.

В случае поломки или иной порчи имущество подлежит списанию с баланса гостиницы. Для этих целей Типовым планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено применение счета 7410 "Расходы по выбытию активов". По дебету счета 7410 "Расходы по выбытию активов"по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям отражается их фактическая себестоимость, а по кредиту - списание недостач ценностей сверх величин (норм) убыли, потерь от порчи - в дебет счета 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность".

При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность", и их стоимостью, отраженной на счете 7410 "Расходы по выбытию активов", относится в кредит счета 3520 "Доходы будущих периодов". По мере взыскания с виновного лица причитающейся суммы указанная разница списывается со счета 3520 "Доходы будущих периодов" на счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)".

 Пример:

В акте от 8 января 2007 года N 1 на возмещение материального ущерба указано, что гостем Андрияхиным Р.Ю. нанесен ущерб гостинице (разбито зеркало в прихожей). Сумма ущерба -12 600 тг. Данная сумма была внесена гостем наличными средствами в кассу гостиницы. Зеркало учитывалось в бухгалтерском учете гостиницы в составе основных средств. Первоначальная стоимость зеркала 15 000тг. Сумма начисленной амортизации - 3000 тг.

В бухгалтерском учете указанная финансово-хозяйственная операция отражена следующими проводками:

Корреспонденция счетов по возмещению гостинице ущерба

Содержание проводки

Сумма, тенге

Дебет

Кредит

Списана фактическая себестоимость недостающих и полностью испорченных ТМЦ

12000

7410

2410

Отражена задолженность виновных лиц за недостающие и полностью испорченные ТМЦ по рыночным ценам

12600

1280

7410

Отражены доходы будущих периодов на сумму превышения задолженности виновных лиц над фактической себестоимостью недостающих и полностью испорченных ТМЦ

600

7410

3520

Внесены денежные средства в качестве возмещения причиненного материального ущерба

12600

1010

1280

На сумму полученных денежных средств отражены итоговая прибыль (итоговый убыток)

600

3520

5610

 

Пример:

Дежурная по этажу гостиницы «Турист» обнаружила, что постоялец сломал телевизор, и сообщила об этом администратору гостиницы. Телевизор можно отремонтировать, сумма ремонта составляет 600 тг.

После составления Акта о порче имущества, постоялец полностью возместил гостинице ущерб.

В бухгалтерском учете гостиницы была сделана проводка:

Корреспонденция счетов

Сумма, тенге

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

 

 

 

1010

6280

600

Возмещена сумма нанесенного ущерба

Доходы от "чаевых" являются традиционными для гостиничного бизнеса.

"Чаевые" являются традиционными платежами клиентов в адрес персонала гостиниц (в знак одобрения за оказанный прием и обслуживание). Они могут быть получены как в наличной форме по счету или лично работником, так и по кредитным картам - с указанием конкретного получателя или обезличенно. По характеру оплаты "чаевые" могут быть обязательными (включены в счет в абсолютной сумме или по установленному проценту) и необязательными (по усмотрению клиента). Деление "чаевых" по характеру включения в счет и характеру оплаты на методологию учета оказывает существенное влияние.

Варианты, связанные с получением "чаевых", могут быть следующими:

1. В счет гостиницы (или в счет ресторана по обслуживанию номеров) включена плата за сервис. Не столь важно, как она названа в счете - "чаевые", "плата за сервис" или "обслуживание". Суть в том, что какая-то фиксированная сумма (или установленный процент) включена в счет, выделена отдельной строкой и полностью оплачивается клиентом. Оплата этой суммы является обязательным условием, независимо от желания клиента. В этом случае права и обязанности сторон регламентируются определенными видами обязательств, связанными с оказанием конкретных услуг, которые могут быть доведены до сведения клиента заранее. Затем полученная сумма частично распределяется в зависимости от порядка, установленного в конкретной гостинице, например, между обслуживающим персоналом.

2. "Чаевые" платятся по "усмотрению самого клиента" (как вознаграждение за понравившееся обслуживание, но он может этого не делать, тогда "чаевых" не будет.

Рассмотрим варианты в зависимости от того, кому предназначаются "чаевые":

-    клиент платит вознаграждение в качестве дополнения к общему счету, и
эта сумма обезличена

-     клиент желает поощрить кого-то из обслуживавших его работников персонально.

СИТУАЦИЯ 1: Если "чаевые" включены в счет отдельной позицией в виде процента от суммы или фиксированной суммой, то они выступают как составная часть стоимости предоставляемых клиенту услуг (т.е. дополнительной, именно специфичной гостиничной услугой - за обслуживание в номере). Тогда, без сомнения, они подлежат включению в доход от реализации продукции и оказанию услуг в полном объеме.

Данная позиция признания "чаевых" доходом вытекает из признания его в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:

а)    организация имеет право на получение этого дохода, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом

б)    сумма дохода может быть определена

в)    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива

г)     право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана)

д)    расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не доход. Иные поступления признаются доходом и в бухгалтерском учете отражаются в качестве прочих поступлений по мере образования (выявления).

Обычно, в гостиницах такие "чаевые", получаемые наличными или по кредитным картам, отражаются как доход и частично распределяются между сотрудниками того подразделения, в счета которого были включены указанные "чаевые". Такой вариант возможен, если получение "чаевых" предусмотрено как составная часть заработной платы в виде премирования, установленного на предприятии, и тогда они могут списываться на себестоимость. Доход от полученных "чаевых", как показатель результата производственной деятельности, может быть взята за основу показателя для премирования.

Премии выплачиваются по системным положениям и являются составной частью оплаты труда. Согласно информации о составе затрат предусмотрено отнесение на себестоимость выплат стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.

СИТУАЦИЯ 2: Если клиент платит "чаевые" по своему усмотрению и в счете за проживание указывает это собственной рукой (или по его распоряжению), и эти суммы также выделяются отдельной строкой, то полученное гостиницей подобное вознаграждение является дополнением к общему счету.

В зарубежной практике сложилось четыре метода распределения "чаевых" с целью сбора и уплаты подоходного налога (т.е. с целью определения, кто выполняет функции сборщика налога - предприятие или сам работник).

Метод первый. Как и в рассмотренном варианте 1, тариф за дополнительную услугу включается в счет и распределяется между обслуживающим персоналом. В данном случае руководитель (или уполномоченное должностное лицо) соответствующей службы ведет ежедневный учет таких сумм, в конце месяца накапливается информация о полученной сумме, и он распределяет ее между сотрудниками вверенной ему службы согласно установленной базе. Распределение он оформляет ведомостью на выплату "чаевых", которую подписывает сам и финансовый контролер (главный бухгалтер).

Метод второй. Информация о "чаевых", полученных по кредитным картам и наличными, еженедельно собирается администрацией в течение определенного срока (недели, месяца), после чего распределяется среди работников.

Метод третий. "Чаевые" наличными получают сами работники и складывают в персональные ящички для "чаевых". В частности, такой способ получил распространение в работе крупье в казино.

Метод четвертый. "Чаевые" собирают и распределяют между собой сами работники. Администрация не контролирует этот процесс.

 

Рекомендуемая литература:

1.  Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

2.             Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - : Невский Фонд ; М.; СПб. : ИД "Герда", 2006. - 509 с.

3.             Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.

4.             Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 380 с.

5.             Международные Стандарты Финансовой Отчетности 2001 = International Accounting Standards 2001 .-научное издание.- Бишкек : [б. и.], 2001. -1242с.

6.             Аврова И.А. Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме: научное издание / И. А. Аврова. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2003. - 206 с.

7.             Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. - 253 с.

8.             Радостовец В.В. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета: научное издание /В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000. - 495 с.

9.             Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе.-СПб.: Питер, 2004. - 448 с.

10.  Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.

11. - МСФО 18 «Выручка».

 

Контрольные задания для СРС

Учет прочих доходов гостиничного комплекса.

Учет доходов и финансовых результатов в гостиничных предприятиях