Учет расходов в гостиничных предприятиях

Тема 10. Учет расходов в гостиничных предприятиях

План лекции:

1. Структура гостиничного предприятия. Службы гостиницы и их назначение.

2. Расходы на материально-техническое обеспечение гостиниц.

3.  Расходы на форменную одежду.

4. Расходы на рекламу.

5. Расходы на ремонт.

 

1. Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером фонда номеров, местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Структура управления гостиничным предприятием может быть следующей:

- линейная, линейно-штабная, много линейная (функциональная), горизонтальные и вертикальные связи.

Формы управления гостиничным предприятием:

- по контракту,

- по договору франчайзинга,

- по договору аренды.

Структура определяет круг обязанностей каждого работника гостиницы. Можно выделить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:

•    административно-управленческая служба;

•    служба приема и размещения;

•    служба обслуживания номеров для проживания;

•    служба общественного питания;

•    коммерческая служба;

•    инженерно-техническая служба;

•    вспомогательные и дополнительные службы.

Административно-управленческая служба отвечает за организацию управления всеми службами гостиничного комплекса, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности. В состав службы входят секретариат, кадровая служба, финансовая служба, инспекторы по противопожарной безопасности и технике безопасности.

Служба приема и размещения занимается решением вопросов, связанных с бронированием номеров, приемом гостей, прибывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением в номерах, оказанием различных услуг, а также организацией отъезда. В состав службы входят: заместитель директора (менеджер) по размещению, служба администраторов, портье, операторы механизированного расчета, работники паспортного и справочного столов, швейцары, носильщики, служба безопасности и др.

Подразделение обслуживания номеров для проживания поддерживает необходимое санитарное состояние и комфорт в номерах, занимается оказанием бытовых услуг. В состав службы входят: заместитель директора (менеджер) по эксплуатации, старшая горничная, горничные, уборщицы, дежурные по этажу, кастелянши, работники прачечной и др.

Служба. общественного питания обеспечивает обслуживание гостей в ресторанах, кафе или барах гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций и т.д. В состав службы входят: менеджеры, повара, работники кухни, администраторы и официанты в зале и служащие банкетинга.

Коммерческая служба занимается вопросами оперативного и стратегического планирования, оптимизацией предоставляемых услуг, анализирует состояние гостиничного рынка и изучает потребности клиентов. В состав службы входят: коммерческий директор, подразделение маркетинга и рекламы.

Финансовая служба анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Инженерно-техническая служба создает условия для функционирования санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи, систем кондиционирования и теплоснабжения.

Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предоставляя услуги прачечной, портновской, химчистки и т.п.

Дополнительные службы оказывают платные услуги. В их состав входят: бизнес-центр, спортивно-оздоровительный центр, парикмахерская и косметический кабинет, торговые киоски и др.

Не существует идеальной и единой модели управления гостиницей. Все решения обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей.

К этому списку служб можно добавить также:

- службы маркетинга, компьютерного управления, контроля за обслуживанием, служба портье, безопасности, досуга, стюардинг и т.д.

Служба досуга - организация экскурсионных, развлекательных программ (анимационных), поддержание в надлежащем состоянии всех спортивных площадок.

В современных условиях система управления, для обеспечения конкурентоспособности гостиницы должна быть простой и гибкой, и соответствовать следующим характеристикам:

•          небольшое число уровней управления;

•         небольшие по численности подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;

•         производство услуг и организация работы, ориентированных на потребителей (гостей предприятия).

Руководящий персонал любой гостиницы представлен следующим образом: Генеральный директор гостиницы-Директор гостиницы-Администратор-Главный инженер.

Директору гостиницы и административной службе подчиняются:

1. Служба номерного фонда (состав службы: заведующий хозяйственной частью, швея, уборщица, прачка, швейцар).

2.  Служба приема (состав службы: старший администратор, дежурная по этажу, горничная).

3.  Финансовая служба (состав службы: старший бухгалтер, менеджер по услугам).

4.   Дополнительная службы: парикмахер, маникюрный мастер, магазины, киоски.

5.  Служба безопасности.

6.  Служба питания (состав службы: шеф-повар, повар, официанты).

7.  Административная служба.

8.   Инженерно-техническая служба (состав службы: лифтер, сантехник, электрик, телемеханик, связной мастер по ремонту холодильного оборудования, водитель, слесарь, маляр, дворник).

2. Предоставить максимум удобств своим гостям - задача номер один для предприятий гостиничного бизнеса. На это направлена работа всех служб гостиницы. Однако для того чтобы отель функционировал бесперебойно и в круглосуточном режиме, необходимы существенные и постоянные вложения.

Одной из основных затратных статей в бюджете почти каждой гостиницы являются расходы, направленные на материально-техническое обеспечение обслуживающих и вспомогательных служб гостиницы.

Расходы на материально-техническое обеспечение гостиницы занимают существенную долю в общей сумме затрат на содержание гостиницы. Приобретение постельного белья, а также посуды, является для гостиницы объективной необходимостью.

Рассмотрим порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.

Камнем преткновения для многих бухгалтеров гостиниц, особенно для вновь открывающихся, может являться вопрос: относятся ли постельные принадлежности к основным средствам? Или их следует учитывать в составе запасов, а при передаче в эксплуатацию списывать всю стоимость с баланса гостиницы?

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

• актив должен использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации:

•          срок полезного использования актива должен превышать 12 месяцев, то есть использоваться в течение длительного времени;

•          организацией не предполагается последующая перепродажа актива;

•          актив должен иметь способность приносить организации экономическую выгоду (доход) в будущем.

Если постельные принадлежности не будут отвечать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, у гостиницы появятся все основания для признания этих расходов в составе запасов.

Что касается первого условия, то ни у кого не вызывает сомнение то, что постельные принадлежности используются в производственном процессе. Ведь без них практически невозможно оказание самой услуги - предоставления номеров под проживание.

Условие об использовании постельных принадлежностей в течение длительного времени, то есть более года, также выполняется.

Для того чтобы правильно установить срок полезного использования постельных принадлежностей, бухгалтер гостиницы должен принимать во внимание ряд особенностей.

Например, следует учесть, сколько раз в месяц белье сдается в прачечную, какова периодичность смены белья в гостинице. Там, где правилами гостиницы установлена ежедневная смена белья, постельные принадлежности приходят в негодность гораздо быстрее, чем при смене раз в неделю или раз в три дня. Кроме того, должен учитываться и материал, из которого белье изготовлено.

Для того чтобы постельное белье было признано основным средством, необходимо выполнение условия о том, что гостиницей не предполагается последующая перепродажа этого актива.

Гостиница, как любой хозяйствующий субъект, вправе распоряжаться принадлежащим ей на праве собственности имуществом по своему усмотрению. Постельное белье не является исключением. Оно может быть продано, передано безвозмездно и т.д. В то же время согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении запасов, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 1330 "Товары". Т.о., все, что гостиница изначально приобретает с целью дальнейшей реализации, подлежит отражению по счету 1330 "Товары". Если же при приобретении постельного белья гостиница не отразила его в составе товаров, то, очевидно, что последующая перепродажа указанного актива не предполагается.

И, наконец, последнее условие. Основное средство должно быть способно в будущем принести экономическую выгоду (доход).

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономическую выгоду организации, если он может быть:

•          использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

•          обменен на другой объект имущества;

•          использован для погашения кредиторской задолженности;

•          распределен между собственниками организации.

Итак, постельные принадлежности используются в производственном процессе, они могут быть проданы или обменены и т.д.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что постельное белье относится к основным средствам и подлежит отражению на балансовом счете 2410 "Основные средства".

В зависимости от уровня гостиницы, цены и комфорта номерного фонда постельные принадлежности могут приобретаться по разной стоимости. Например, для гостиниц уровня двух-трех звезд стоимость постельного белья за единицу не превышает 1000 тг. В то время как расходы гостиниц, ориентированных на высокие стандарты обслуживания, могут значительно превышать данную сумму.

Операции по учету ОС в гостинице оформляются в общеустановленном порядке. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется актом приема-передач, на них заводятся инвентарные карточки с присвоением таким объектам инвентарных номеров.

Если постельные принадлежности приняты как ОС, то гостинице необходимо установить срок полезного использования данного имущества. Срок полезного использования определяется самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Чаще всего используется равномерный метод начисления амортизации.

Практически в каждой гостинице есть ресторан, бар или столовая, которые обслуживают как проживающих, так и сторонних лиц. Поэтому вопрос правильного, а главное обоснованного списания посуды на счета учета затрат является для бухгалтеров гостиниц достаточно-актуальным.

Как правило, посуда учитывается в составе запасов по дебету счета 1310 "Сырье и материалы" и при отпуске в эксплуатацию списывается в дебет счета 7110 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг в оценке, предусмотренной учетной политикой гостиницы.

Потребность каждой гостиницы в тех или иных видах запасов (товарно-материальных ценностей) определяется гостиницей самостоятельно. В то же время постоянное приобретение большого количества дорогой столовой посуды и списание ее стоимости при вводе в эксплуатацию может поставить под сомнение экономическую оправданность таких расходов. В качестве обоснования могут выступать результаты инвентаризации, из которых будет установлено, что часть ранее приобретенной посуды была разбита или иным образом испорчена. В результате у гостиницы возникла реальная потребность в увеличении своих запасов.

В целях бухгалтерского учета стоимость разбитой на складе посуды будет отражена уже не в составе расходов по реализации продукции и оказанию услуг, а списываться за счет виновного лица.

3. На развитие гостиничного бизнеса большое влияние оказывает такой фактор, как имидж гостиницы, обеспечивающий благоприятное восприятие отеля, известного клиентам. Имидж в целом складывается из местоположения гостиницы, предлагаемых услуг и удобств, внешнего восприятия и внутренней атмосферы отеля, уровня квалификации обслуживающего персонала. Одним из атрибутов, позволяющих судить о качестве гостиницы, является внешний вид обслуживающего персонала. Естественно, что гостиница, работники которой имеют свою фирменную одежду, объединенную единым фасоном, цветом, отделкой и отличительными знаками оставляет приятное впечатление у клиента.

Однако в отношении работников гостиниц нужно особо отметить, что они используют не спецодежду, а именно форменную одежду, что не одно и то же. Спецодежда представляет собой одежду необходимую для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же для защиты от загрязнения.

Форменная одежда (униформа) - это одежда, введенная внутренними распоряжениями администрации гостиницы для поддержания общего стиля, а также демонстрации (в данном случае гостям) принадлежности к гостинице. Форменная одежда объединяется единым фасоном, цветом, отделкой и отличительными знаками. Она может быть единой для какой-либо определенной категории сотрудников (дифференцированной по службам). Например, форма горничных отличается от формы персонала службы размещения.

Форменная же одежда не используется работником для защиты от вредного воздействия, она скорее предназначена для создания имиджа организации. Обязательность ношения форменной одежды для работников той или иной организации может быть продиктована и требованиями законодательства и требованием, установленным руководителем организации. В отношении таких предприятий, как гостиницы, нужно отметить следующее:

Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. Расходы на приобретение форменной одежды для гостиниц категории две звезды и выше становятся обязательными.

Как учитывается форменная одежда в гостиничных организациях?

Сначала отметим, что форменная одежда может выдаваться работникам гостиницы в личное постоянное пользование или только для использования на работе без личного постоянного пользования.

Аналитический учет форменной одежды на складах ведется на специальных карточках. Аналитической учет выданной униформы организуется в разрезе персонала гостиницы и вида униформы.

Расходы на форменную одежду, приобретаемую для обеспечения сотрудников организации по инициативе работодателя, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Только в этом случае они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.

Однако в классификации основных средств, установленных данным Постановлением, форменная одежда не упоминается, поэтому организация вправе установить срок самостоятельно, при этом можно воспользоваться рекомендациями изготовителя одежды. Как правило, такой же срок устанавливается и для целей бухгалтерского учета.

Форменная одежда выдается работникам за полную стоимость с рассрочкой платежа на период ее носки, со скидкой 50% ее стоимости или бесплатно.

Погашение стоимости выданной униформы начинают с месяца, следующего за месяцем ее получения. Новую униформу выдают по истечении срока ее носки. Если униформа пришла в негодность до истечения срока носки, составляют акт выбытия. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в структурном подразделении, а второй направляется в бухгалтерию. В акте отражается причина выбытия, расчет удержания с виновных лиц, вид и способ удержания: размер (процент) удержания, сумма удержания, сумма ежемесячного взноса. Акт подписывают руководитель подразделения, кладовщик, бухгалтер и работник, которому принадлежала униформа.

Неоплаченную часть стоимости одежды, пришедшей в негодность до истечения установленного срока по вине работника, он обязан возместить в установленные сроки. При увольнении работника он должен оплатить соответствующую часть стоимости униформы пропорционально сроку носки, либо вернуть униформу.

При выдаче униформы персоналу делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»

Кредит счета 2410 «Основные средства» - на стоимость униформы, выданной персоналу гостиницы.

 

4. Для вновь построенной гостиницы или гостиницы, прошедшей крупную модернизацию, существенную долю в составе расходов занимает реклама. Ведь разработка собственного интернет-сайта, проведение презентаций и рекламных акций или общение с прессой, безусловно, положительно сказывается на имидже гостиницы и позволяет завоевывать новые рынки сбыта. В современных условиях гостиничные услуги развиваются достаточно быстро, поэтому, чтобы оставаться на этом рынке востребованным и конкурентоспособным предприятием, гостиницам разного уровня приходится заниматься рекламой своих услуг. Существуют различные формы и виды рекламных мероприятий. Это могут быть постоянные (ежемесячные) рекламные публикации в СМИ или производство и показ видеороликов на телевидении, а могут быть разовые акции в виде презентации новых услуг гостиницы. Кроме того, это еще и участие в выставках, разработка интернет-сайтов, организация конкурсов и раздача призов и мн. др.

Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Таким образом, при отнесении того или иного мероприятия и соответствующего расхода гостиницы к рекламному, необходимо прежде всего руководствоваться тем, что это мероприятие несет в себе информацию о гостинице и ее услугах, предназначенную для неопределенного круга лиц. Расходы на рекламу могут быть признаны в бухгалтерском учете только при соблюдении следующих условий:

•          расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов;

•          сумма расхода может быть определена;

•          у гостиницы есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономической выгоды.

При этом расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, расходы на рекламу относятся к расходам, связанным с реализацией продукции и оказанию услуг, и учитываются на счете 7110 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг". По дебету счета накапливаются суммы произведенных гостиницей рекламных расходов. Если гостиница участвует в выставках и рекламных семинарах, ей необходимо иметь в наличии рекламный стенд, а также всевозможные листовки, брошюры, календари и ручки с логотипом гостиницы, то есть все то, что содержит информацию о гостинице и ее услугах.

В этом случае изготовление стенда сторонними организациями будет квалифицироваться как приобретение объекта основных средств. Остальные рекламные материалы (ручки, брошюры, листовки и т.д.), необходимые гостинице как при участии в выставках, так и при проведении любой другой рекламной кампании, учитываются в составе счета 1310 "Сырье и материалы" на субсчете "Рекламные материалы". Списание таких материалов в дебет счета "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг" с кредита счета осуществляется на основании акта на списание рекламных материалов. Акт составляется по форме, разработанной самой гостиницей, поскольку унифицированная форма на списание материалов в настоящее время отсутствует.

Если гостиница осуществляет рекламные публикации в средствах массовой информации, то между гостиницей и издательством подписывается Акт выполненных работ, который является основанием для отражения стоимости публикации в составе дебета счета "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг".

К расходам организации на рекламу относятся:

1)         расходы на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и
телевидению) и телекоммуникационные сети;

2)      расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3)      расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;

4)              расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также иные виды рекламы.

Как правило, гостиницы уровня четырех-пяти звезд в рамках рекламной кампании бесплатно размещают у себя VIP-персон. К таким персонам относятся в основном известные политики, звезды кино и театра, возможно, президенты других стран, то есть популярные и известные люди. Впоследствии фотографии этих гостей появляются в фойе отеля в специально организованной галерее "Наши почетные гости" или размещаются на интернет-сайте гостиницы. Реклама с точки зрения гостиницы здесь заключается в том, что эти фотографии несут в себе информацию о высоком уровне отеля, раз его услугами пользуются такие известные и взыскательные гости. Информация же, в свою очередь, предназначена для неопределенного круга лиц. В результате все расходы, понесенные гостиницей в рамках бесплатного предоставления услуг, относятся в бухгалтерском учете на расходы по реализации продукции и оказанию услуг и уменьшают налоговую базу по корпоративному подоходному налогу.

Действительно, для признания этих расходов рекламными соблюдаются все условия, установленные Законом о рекламе. Здесь есть информация о гостинице и ее услугах и предназначена она для неопределенного круга лиц.

Благодаря таким акциям формируется интерес к гостинице, то есть выполняется еще одно условие, установленное Законом о рекламе.

 

5. Постоянное проведение ремонтных работ, направленных не только на поддержание гостиницы в хорошем состоянии, но и на изыскание внутренних ресурсов путем проведения перепланировок и реконструкции, является необходимостью для всех гостиниц независимо от их статуса и уровня.

В настоящее время практически ни одна гостиница не обходится без такой статьи затрат, как расходы на ремонт. Для обеспечения постоянной загрузки, а значит, и стабильного дохода задачей номер один является поддержание номерного фонда в хорошем состоянии, отвечающем тем условиям, которые предлагает клиентам гостиница. Однако, многие руководители гостиниц, проводя ремонтные работы, не останавливаются только на замене изношенных элементов, а осуществляют перепланировку помещений, замену перекрытий, изменение служебного назначения помещений и т.д.

В результате перед бухгалтером встает непростая задача: каким образом отделить работы по текущему ремонту от работ по реконструкции и модернизации? Ведь бухгалтерский и налоговый учет таких расходов различается.

Ремонтные работы подразделяются на два вида:

•       текущий ремонт;

•       капитальный ремонт.

К текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. В качестве примера можно привести следующие виды текущего ремонта:

•    смена разбитых стекол в остекленной части перегородок;

•    возобновление и ремонт выходов на крышу;

•    устройство новых форточек;

•    периодическая окраска стальной кровли;

•    окраска помещений и отдельных конструкций;

•    замена поврежденных и вставка выпавших плиток в керамических, цементных и мраморных полах;

•    смена неисправных оконных и дверных блоков;

•    заделка выбоин в цементных, бетонных и асфальтовых полах (до 10% общей площади) и др.

К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Например, это может быть:

•          устройство и ремонт конструкций, укрепляющих каменные стены;

•          ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок;

•          полная смена ветхих оконных и дверных блоков;

•          частичная или полная смена ветхих элементов покрытий, а также замена их на более прогрессивные и долговечные;

•          полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов;

•          переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные материалы;

•          смена облицовки стен в объеме более 10% от общей площади облицованных поверхностей;

•          переустройство крыш в связи с заменой материала кровли и др. Проведению ремонтных работ должен предшествовать комплекс

организационно-технических мероприятий, проводимых гостиницей.

Планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений перед проведением ремонта проводится обследование основных средств представителями инженерно-технических служб. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, включая все конструкции. При частном осмотре (что на практике встречается гораздо чаще) обследованию подвергаются отдельные конструкции здания, сооружения или виды оборудования (например, трубы, колодцы или отдельное помещение).

Перед началом ремонта оформляются следующие организационно-распорядительные документы, подтверждающие проведение соответствующих ремонтных работ, которые в свою очередь будут являться основанием для определения видов ремонта:

•          приказ на осмотр производственных зданий и сооружений;

•          приказ о создании комиссии, производящей данный осмотр;

•          акт комиссии о проведенном осмотре с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения.

Материалы предварительного обследования и предложения об объемах и продолжительности намечаемых ремонтных работ должны быть переданы руководителю организации для назначения специальной комиссии для всестороннего обследования объекта ремонтных работ в установленные сроки. В состав данной комиссии включаются лица, специально занимающиеся наблюдением за эксплуатацией зданий, представители служб, ведающих эксплуатацией отдельных видов инженерного оборудования зданий. Как правило, в состав комиссии включаются следующие должностные лица: главный инженер, главный технолог, главный механик, главный энергетик, начальник хозяйственного отдела, а также представители подрядчика и другие лица по усмотрению руководителя гостиницы.

Назначенная комиссия производит осмотр объекта основных средств в целом или его отдельных частей, заносит обнаруженные неисправности в дефектную ведомость, составляет акт технического обследования объекта ремонтно-восстановительных работ, в котором отражаются выводы комиссии о характере и объеме ремонтных работ на объекте. В акте также указываются выявленные дефекты и сроки их устранения. В случае обследования оборудования применяется "Акт о выявленных дефектах оборудования".

Из вышеописанного порядка следует, что составление дефектных ведомостей производится по результатам проведения технического обследования объектов основных средств (зданий, сооружений) и является обоснованием необходимости проведения ремонтных.

Как показывает практика, гостиницы зачастую пренебрегают составлением дефектных ведомостей. При этом ремонтные работы проводятся сплошь и рядом, а документа, подтверждающего плановость и необходимость такого ремонта, нет. Конечно, дефектная ведомость не является первичным документом (ведь на ее основании не осуществляется ведение бухгалтерского учета), однако отсутствие дефектной ведомости может поставить под сомнение плановость произведенного ремонта, его необходимость и, в конечном счете, текущий характер затрат.

При проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений указаны случаи, при которых проведение очередного комплексного капитального ремонта здания или сооружения не является целесообразным. К таким случаям, в частности, относятся ситуации, когда:

•          намечается снос здания или сооружения в связи с новым строительством;

•          возможно прекращение эксплуатации здания или предприятия в целом;

•          предполагается реконструкция здания;

•          намечается разборка здания из-за его ветхости.

После проведения осмотра и выявления дефектов необходимо принять решение о проведении ремонтных работ собственными силами или силами подрядчика. В гостиницах встречаются оба варианта проведения ремонтных работ. Обычно это зависит от степени сложности проводимого ремонта.

Каким бы способом ни проводились ремонтные работы (хозяйственным способом или подрядным) в бухгалтерском учете гостиницы расходы по ремонт признаются расходами по реализации продукции и оказанию услуг.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления, то есть на основании Акта приемки-сдачи выполненных работ (или акта на списание материалов, использованных при ремонте хозспособом).

По окончании работ подрядчик предоставляет первичные документы, подтверждающие факт проведенных и принятых гостиницей работ.

Для отражения стоимости ремонтных работ зданий (помещений) и сооружений в составе расходов гостиниц применяются следующие унифицированные формы:

•    Акт о приемке выполненных работ ;

•    Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

Зачастую работы по текущему ремонту оформляются Актами приемки-сдачи работ, составленными в произвольной форме без указания конкретного вида работ, стоимости каждого вида работ, объемов и т.д.

В акте выполненных работ, также как и в договоре, необходимо указать наименование объекта, на котором проходили ремонтные работы, и место проведения таких работ. В противном случае доказать обоснованность произведенных расходов будет трудно.

Как мы уже отмечали, расходы на ремонт признаются расходами по реализации продукции и оказанию услуг и отражаются:

Дебет счета 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»

Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонт.

Проведение ремонтных работ собственными силами также не является редкостью для гостиниц, особенно если речь идет о мелком ремонте. Как правило, проведением таких работ занимаются сотрудники технической службы гостиницы.

Основанием для проведения ремонта является дефектная ведомость с выявленными недостатками. При наличии дефектной ведомости инженерно-техническая служба гостиницы (например, главный инженер, отдел капитальных ремонтов и т.п.) выписывает наряды-заказы по данным дефектной ведомости. Форма нарядов-заказов не является унифицированной, поэтому как правило, гостиницы самостоятельно разрабатывают указанный документ. В наряде-заказе указывается место проведения ремонта и какие виды работ должны быть проведены. Кроме того, в наряде-заказе указывают материалы, которые используются при проведении ремонта, их наименование и количество. Первый экземпляр наряда-заказа передается ремонтной службе, второй - в бухгалтерию, третий остается в инженерно-технической службе для контроля над сроками выполнения ремонтных работ. В конце месяца на основании нарядов-заказов составляется общий акт на списание материалов, израсходованных в течение месяца, на основании которого в бухгалтерском учете гостиницы осуществляется списание стоимости израсходованных материалов на расходы по реализации продукции и оказанию услуг.

Как мы уже отмечали выше, зачастую проводимые гостиницами ремонтные работы на самом деле оказываются либо с элементами реконструкции и модернизации, либо полностью состоят из работ капитального характера. Такие выводы делаются на основании анализа смет, а так же Актов выполненных работ.

Среди наиболее часто встречающихся работ, связанных с реконструкцией к модернизацией, при проведении капитального ремонта можно отметить следующие:

•          перенос электрических сетей и устройство внутреннего электроосвещения;

•          демонтаж сантехники с последующей установкой большего ее количества;

•          устройство новых вентиляционных каналов;

•          пробивка стен под дверные проемы;

•          прокладка трубопроводов и др.

Кроме того, по результатам проведенного "ремонта" иногда выясняется, что была произведена перепланировка помещений с изменением их служебного назначения. Например, помещения склада были переоборудованы в тренажерный зал, при этом в результате "ремонтных" работ площадь склада изменилась с 45 кв. м до 80 кв. м. А из помещений подвала была сделана рабочая столовая.

Тогда при принятии работ гостиницей указанная стоимость должна быть отнесена на увеличение первоначальной стоимости "ремонтируемого" объекта в дебет счета "Основные средства"

В дальнейшем эти расходы включаются в расходы по реализации продукции и оказанию услуг через амортизацию.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - : Невский Фонд ; М.; СПб. : ИД "Герда", 2006. - 509 с.
  2. Медлик С. Гостиничный бизнес: учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -239с.
  3. Сейдахметова Ф.С. Международные стандарты финансовой отчетности (общий обзор и разъяснения): научное издание / Ф.С. Сейдахметова, 3. Сейдахметова, Г. Сейдахметов; Под ред. Ф.С. Сейдахметовой. - Алматы: Lem, 2003. - 68 с.
  4. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. - 253 с.
  5. Радостовец В.В. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета: научное издание / В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000. - 495 с.
  6. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе.-СПб.: Питер, 2004. - 448 с.
  7. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
  8. Самойленко А.А. География туризма: учеб. пособие/А.А. Самойленко. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. -359 с: ил.
  9. СБУ 7 «Учет ТМЗ» - МСФО 2 «Запасы».
  10. Исабаева Б.З. Бухгалтерский учет туристской деятельности// Бизнес класс -2006.-№12-с. 2-23.

 

Контрольные задания для СРС

1. Учет расходов по сертификации.

2.       Учет основных средств в гостинице.

3.       Учет расходов по оплате труда в гостинице.

Учет расходов в гостиничных предприятиях